04/03/2016 Докторская диссертация, успешно защищенная в РАН, вызвала гневную реакцию со стороны научного сообщества и ветеранов ВОВ, а прокуратура изучает труд на предмет соответствия статье 354 УК РФ.
Андрея Власова можно назвать генералом-предателей в русской истории. Его имя стало нарицательным. Власова ненавидели даже фашисты: Гиммлер называл его «перебежавшей свиньей и дураком», а Гитлер побрезговал встречаться с ним.
В 1942 году генерал-лейтенант Андрей Андреевич Власов был командующим 2-й ударной армии и заместителем командующего Волховского фронта. Попав в плен к немцам, Власов сознательно пошел на сотрудничество с нацистами, выдал им секретную информацию и консультировал немецких военных, как нужно воевать против Красной армии.
В первый день весны в Санкт-Петербургском Институте истории РАН Кирилл Александров защитил докторскую диссертацию «Генералитет и офицерский корпус вооруженных формирований КОНР», искусно оправдывающую генерала-предателя. Событие мгновенно вызвало волну резкой критики со стороны научного сообщества и Совета ветеранов, а позже заинтересовало и прокуратуру.
«Эта защита не укладывалась ни в границы подлинной научности, ни понятий о чести и совести, ни о долге перед павшими на войне и об исторической памяти, ни просто в границы здравого смысла», «автор уделяет около 50 страниц предвоенным репрессиям, натягивая совершенно фантастическую цифру репрессий в 8,5 млн. человек, о немецком терроре на оккупированных территориях — почти ничего, кроме трагедии плена (4 страницы)», «автор старательно избегает термины „измена“ и „коллаборационизм“» — вот лишь несколько из отзывов историков, возмущенных неоколлаборационизмом и власовщиной в стенах Института истории РАН.
Издание «Русская народная линия» публикует статью, авторы которой обвинили создателя диссертации в политизированности и пособничестве разделению общества, искусно оправдывая коллаборационизм и предательство. Приводим фрагменты этого материала.
«Автор ни разу не использует термин «Великая Отечественная война», и это показательно. Для него не существует той войны как народной, цель которой — спасение народов Советского Союза от порабощения и истребления. Для него это по сути дела советско-нацистская война, столкновение двух симметричных тоталитарных режимов. Характерно его финальное утверждение: «Офицерский корпус власовской армии, складывавшийся и формировавшийся в 1943—1945 гг. под эгидой и при поддержке германского командования, предназначался для борьбы с советским государством, Всесоюзной Коммунистической партией (большевиков) и ее руководством под лозунгом освобождения родины от власти, чья предвоенная политика привела к беспримерным жертвам и страданиям миллионов людей…».
В отзыве Центрального архива Министерства обороны на диссертацию Александрова были указаны грубые ошибки в шифрах документов и даже изобретение автором работы несуществующих дел и документов, либо указания на давно уничтоженные.
«Александров периодически упоминает документы без ссылки на то, где они находятся, в каком архиве и каком фонде, — комментирует диссертацию сотрудник РГАСПИ Татьяна Царевская-Дякина. — Проводя изыскания, мне не раз доводилось идти по следу Александрова. В итоге приходила в тупик. Неизбежно возникал вопрос: а вообще-то существуют ли эти документы в природе?»
Вместе с тем, как сказано в отзыве Центрального архива Министерства обороны, автор игнорирует большое количество документов, свидетельствующих о преступной деятельности Власова и власовцев. «Однако ученый совет Института истории РАН не проигнорировал все эти очевидные вещи и практически единодушно проголосовал за эту однобокую и политизированную диссертацию», — пишут авторы статьи.
«Было больно слышать смех в аудитории, когда ветераны 2-й ударной армии, брошенной Власовым на произвол судьбы, говорили о своей боли и обиде на то, что защищается диссертация, оправдывающая коллаборационизм. «Где бы вы были, если бы победили власовцы», — в сердцах бросил ветеран 2-й ударной К. Б. Кривулин, но это никого не тронуло. Капитан Первого ранга М. Н. Мороз, юношей сражавшийся в партизанском отряде в Белоруссии, высказал совершенно здравые вещи: «Мы потеряли молодежь. Сегодня они не знают, кто такой Дмитрий Карбышев, зато знают, кто такой Власов. Память погибших от рук власовцев не позволяет защищать такие диссертации». Это, однако, прошло мимо сознания уважаемых членов ученого совета».
Помимо критики коллег по цеху, петербургскому историку Кириллу Александрову, вполне возможно, грозит уголовная статья: прокуратура Петроградского района уже изучает его диссертацию. Не исключено, что в труде историка о Власове будут обнаружены публичные призывы к развязыванию агрессивной войны. Согласно ст. 354 Уголовного кодекса РФ, подобные действия наказываются штрафом до трехсот тысяч рублей или лишением свободы до пяти лет.