Постановка трагедии «Жанна Д` Арк» в театре имени А. С. Пушкина
В театре имени А. Пушкина с успехом идёт спектакль «Жанна Д` Арк», режиссёром которого является Сергей Землянский. Это интересная, необычная постановка, привлекающая внимание человека вечным темам: судьба Родины, героизм, благодарность, предательство, поиск истины, проблема выбора и своего предназначения.
Театральное действие происходит без единого слова, под музыку, возрождая древнее искусство пантомимы. В таком подходе есть глубокий смысл. «Мысль изреченная есть ложь», – сказал когда-то Ф. Тютчев в стихотворении «Молчание». Музыка и слаженные танцы, действия актёров погружают нас в далёкую эпоху, где царствовало мракобесие. Черные силы развязали Столетнюю войну, тёмные, неграмотные люди стали её участниками. Это видно уже из первых сцен спектакля, в которых в сером освещении пластически показано чёрное чудовище – толпа. Вспоминается картина Брейгеля «Слепые», созданная по библейской строке, гласящей: «Если слепой ведёт слепого, то в конце оба свалятся и упадут в яму». Темнота, тупоумие, отсутствие веры, злоба. На фоне этой сгустившейся тьмы белыми божественными лучами выделяются Жанна Д` Арк (Анастасия Панина) и её небесная покровительница (Анна Кармакова).
Видение и голос будущей героини парит над сценой, затем спускается к Жанне, передавая ей знание о священной миссии и меч. Режиссёрский ход подчёркивает: будущая спасительница Франции не просто героиня, а посланница Божья. Она небесная дева, воплощённая в земную крестьянку. Это сочетание земного и небесного в одном человеке хорошо удаётся передать Анастасии Паниной. Жанна в её исполнении всегда в белых одеждах. Почти каждый жест героини — это удивление своим сверхъестественным возможностям: требовать встречи с королём, узнать его среди масок, добиться права руководить битвами, самой героически сражаться. Жанна в исполнении А. Паниной не просто общается с мужчинами: она бросает им вызов, как бы желая попробовать, каков человек, стоящий перед нею; шутит; дарит частицу любящей души. Жанна Д`Арк сильна и безумна в бою, как берсерк. Запоминается сцена, когда героиня, прыгнув на противника, задерживается на нём, а затем валит на землю. Этот эпизод подобен картине Гюстава Моро «Эдип и сфинкс». Но вместе с тем это простая крестьянка по душе своей. Именно этим она близка воинам и первоначально симпатична королю.
Жанна не ставит себя выше власти, не подчёркивает, что она имеет право это сделать, будучи посланницей божьей и даже не думает ни о чём подобном. Завоёвывая победу королю и Франции, она остаётся поданной, которая, хотя и гордится своими успехами, не мыслит о месте королевы, сместившей властителя, или супруги царствующей особы. При этом видно, что Жанна любит короля любовью человека из народа. Несмотря на популярность, она с такими мыслями и такой светлой душой не опасна ни для властелина, ни для инквизитора, но они трусят, перестраховываются, решая избавиться от спасительницы Франции. Инквизитор, облачающийся в красное, похож на Пилата. Прожектор красным цветом высвечивает его руки, делая их кровавыми. У судей, облачённых в черное, нет лиц. Они вслед за Пилатом-инквизитором тоже «умывают», потирают, поглаживают свои белые холёные руки палачей. Тьма безлика, безличностна.
Костёр, сжигающий Жанну, похож на красное знамя победы света над тьмой: тело её сгорело, но победил Дух. Умирая, Жанна остаётся верной Богу. Духовная победа подчёркнута и в композиции спектакля. После смерти героини появляется парящая над сценой её небесная покровительница. Сцену пронзают лучи света. Видно, что душа Жанны, ныне святой покровительницы Франции, будет в раю.
Спектакль получился интересный, глубокий. Его популярность, безусловно, будет расти.