Продолжаем публикацию статей Виталия Топчия, посвящённых «Слову о полку Игоревом»...
Двадцать третьего апреля 1185 года новгород-северский князь Игорь вместе с сыном Владимиром, братом «Буй-Тур» Всеволодом Трубчевским и племянником Святославом Рыльским выступил в поход против половцев. Выступил «не сдержавши молодости», не согласовав своих действий с великим киевским князем Святославом Всеволодовичем. Может, переживал, что не смог присоединиться к общеруському* зимнему походу против кочевников, помешали гололёд и туман, – «серен велик», а может, заела чёрная зависть, что не разделил радость победы. Безрассудный князь на свой страх и риск решил в сепаратном походе к «синему Дону» в поле Половецкое поискать себе славы и почестей дружине.
Первого мая дружина князя наблюдала солнечное затмение. Плохие предчувствия овладели ратными людьми. Но «знаменем небес пренебрегая» князь Игорь решил продолжить поход, чтобы «Дону зачерпнуть шеломом». Рейд в Степь оказался трагичным для русичей. Дружина Игоря была разбита, и сразу 4 князя попали в плен. Такого ещё не бывало в руськой истории! Последствия тяжёлого поражения были ужасны. «Застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей», - горько сказал автор «Слова о полку Игореве». Половцы лютыми барсами кинулись на Руськую землю, избивали руський люд от мала до велика, угоняли в полон, а оставшихся в живых обложили данью, по «белке со двора». Князь Игорь недолго пробыл в почётном плену у своего будущего родственника, хана Кончака. Убежал удачно, вместе с половцем Овлуром 11 дней добирался до Донца, а, переправившись через него, направился в стольный град своего княжества Новгород-Северский. И вряд ли бы потомков заинтересовала история смелого, но безрассудного князя, если бы не гениальная поэма неизвестного нам автора «Слова о полку Игореве».
«Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?»
Сын черниговского князя Святослава Ольговича, князь Игорь родился в Чернигове (Новгороде-Северском?) второго апреля 1151 года. Мать его была родом из Новгорода. «И нарекоша имя ему в святом крещеньи Георгий, а мирский Игорь, дедом его был Олег Святославич». Игорю минуло 8 лет, когда отец взял его на встречу князей в Лутаве, – приучал к государственной жизни. После смерти отца, Святослава Ольговича (+1164), он не получил обещанный удел от нового черниговского князя Святослава Всеволодовича, двоюродного брата и будущего великого киевского князя. И только в 1180 г. получил княжеский стол в Новгород-Северском. Женился на Ефросиньи, более известной по нам «Слову» как Ярославна. Она была дочерью галицкого князя Ярослава, прозванного за свою мудрость Осмомыслом (умён за восьмерых). С Ярославною князь прожил трудную, но счастливую жизнь, имел 5-х детей. В исторической науке существует версия, что Ефросинья – вторая жена Игоря. Так это или нет – оставим спор историкам.
*В статье употребляются этнонимы «древнеруський» и «руський». Автор исходит из убеждения, что в Древней Руси не было деления на русских, украинцев и белорусов. А была единая древнеруськая народность. Уже позже в силу исторических причин разделившаяся на русских, украинцев и белорусов.
В 1168 г. князь Игорь вместе с 11 князьями участвовал в походе Андрея Боголюбского на «матерь городов руських». «И церкви обнажиша иконами и книгами, и ризами, и колоколы изнесоша все».
Сегодня недобросовестные историки на Украине пытаются исказить историю Киевской Руси, колыбели трёх братских славянских народов – украинского, русского и белорусского. Из кожи вон лезут, стараясь «перековать мечи на орала», перекроить общеруськую историю в украинскую. Киев опустошил якобы «российский» князь Андрей Боголюбский. Как видим, это далеко не так. Были среди 11 князей и «украинские».
С укоризненным «златым словом» обратился великий киевский князь Святослав ко всем князьям Руси, когда узнал о поражении дружины Игоря на незнакомой реке Каяле. Чтобы смирили свою гордыню, вложили настоящие боевые мечи в ножны и прекратили междоусобные войны. Великого суздальского князя Всеволода Большое Гнездо он упрекнул:
«Князь великий Всеволод! Доколе
Муки нам великие терпеть?
Не тебе ль на суздальском престоле
О престоле отчем порадеть?»
Вот она, суровая правда истории! Автора «Слова о полку Игореве» трудно упрекнуть в «великоруськом» шовинизме. Для всех князей великой Руси престол в Киеве считался отчим. Все руськие князья являлись потомками единого предка – Рюрика. Народ могучей руськой державы, «знаемой во всех концах земли», был для автора «Слова» един. Поэтому всех славян, от Балтики до Чёрного моря, от Карпат до Волги, он называл «русичами». Для него не существовало разделения общеруськой истории на украинскую, российскую и белорусскую. Как это принято в настоящее время на Украине. Такое разделение носит конъюнктурный характер, в угоду нынешним политическим реалиям. И не имеет под собой никакого серьёзного исторического обоснования.
Вообще князь Игорь много ратовал. Против Ростиславичей, князей смоленских. Не убоялся выступить против суздальского князя Всеволода Большое Гнездо. В междоусобных войнах нередко склонял на свою сторону половцев. Черта, характерная для рода Ольговичей. Впервые, совершив «каинов грех», привёл на Русь половцев ещё его дед Олег Гориславич. Этого не простили ему современники.
«Прозван Гориславичем в народе,
Князь Олег пришёл на Русь как ворог».
Внук Даждьбога бедствовал в походе,
Век людской в крамолах стал недолог».
Уже в плену у бывших своих союзников князь Игорь каялся за причинённое руськой земле зло. Когда в междоусобных войнах много посёк и порубил руського люду, руськие жёны были осквернены, а дети разлучены с родителями. Но в плену жил относительно свободно. Исповедовал его священник, специально присланный для этой цели с Руси, а время проводил в соколиной охоте. Да и вырвался он на волю, возможно, не без помощи будущего свата. Ведь сын его, Владимир, тоже находясь в неволи, женился на дочке Кончака. А через два года после побега отца вернулся на Русь вместе с женой и ребёнком.
Последние годы жизни князя Игоря освещены в летописях скупо и противоречиво. После смерти черниговского князя Ярослава вокняжился в Чернигове. Именно обращением к Ярославу начал своё знаменитое «золотое слово» великий киевский князь Святослав:
«Где мой брат, мой грозный Ярослав,
Где его черниговские слуги,
Где татраны, жители дубрав,
Топчаки, ольберы и ревуги?»
Умер князь Игорь на 52 году жизни. В научной литературе черниговское княжество Игоря Святославича, как и погребение его в черниговском Спасо-Преображенском соборе? остаётся под сомнением.
Князь Игорь – один из многих руських князей – «герой своего времени». Прославился в истории благодаря таланту автора «Слова о полку Игореве». Деятельность его как державного мужа получила неоднозначную оценку потомков.
В своё время Дмитрий Лихачёв отозвался о нём так: «Сын эпохи. Это князь своего времени: храбрый, мужественный, в определённой мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботится о своей чести больше, чем о чести родины».
Академик Борис Рыбаков под индивидуальные черты личности князя Игоря – «нетерпимость, эгоистичность, самоуверенность; хитрил и обманывал, спешил первым поживиться в половецких вежах» – подвёл политичную оценку его деятельности. «Итог авантюры Игоря был такой: Правобережье Днепра Святославу (великому киевскому князю) удалось отстоять и не пустить туда половцев, а всё Левобережье… было опустошено, разграблено, спалено… Угроза нового половецкого вторжения в опустошённую Левобережную Русь, где крепости были спалены, а население захвачено в плен, оставалась не только реальностью, а даже почти неизбежностью».
А вот известный русский писатель Юрий Сбитнев, отдавший изучению "Слова..." более 50 лет и написавший книгу "Тайны родного Слова" (2010), считает Игоря Святославича неординарным, выдающимся князем. Он затеял опасный поход в Половецкую степь, чтобы отобрать у степняков некогда принадлежащий его деду Олегу Святославичу руський град Тмутаракань.
Но таким князь Игорь выглядит на расстоянии восьми с лишним столетий в оценке наших старших современников. А вот автор «Слова» говорит о нём не только без осуждения, но даже с любовью. Возможно, тут сказались близкие родственные отношения, а может быть, он принадлежал к близкому окружению князя. Вспомним тоску и печаль молодой Ярославны о любимом муже, плач её на крепостной стене в Путивле:
«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».
Кстати, насчёт Путивля. Многие современные исследователи "Слова..." (известный коллекционер поэмы Св. Воинов, русский писатель Ю. Сбитнев, украинский исследователь Н. Ткач, русская поэтесса Л. Туровская) считают, что Ярославна плакала не в Путивле (ныне находится в Сумской области Украины), а на горе Путивец, в окрестностях Новгорода-Северского. Следы древнеруського укрепления просматриваются на ней и сегодня.
Едва ли князя Игоря можно назвать выдающимся политическим деятелем, скорее – авантюристом. Сложна и неоднозначна оценка его жизнедеятельности современниками и потомками. Но какими бы противоречивыми не казались его поступки, имя князя Игоря навсегда вписано золотыми буквами в историю славянской и мировой литературы. Благодаря высокому слогу неизвестного нам автора «Слова о полку Игореве».
P.S. В статье приводятся строки из поэтического переложения «Слова о полку Игореве» Н.Заболоцким.