Николай Лесков и его «Соборяне»

5

9622 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 79 (ноябрь 2015)

РУБРИКА: Литературоведение

АВТОР: Геращенко Андрей Евгеньевич

 

 

Сегодня, в дни потрясений и поиска дальнейшего будущего постсоветского пространства в целом, и в особенности трёх государств Русского мира – России, Белоруссии и Украины, как никогда ранее, возрастают роль и значение православной церкви. Более того – именно православная церковь сегодня является едва ли не единственной цивилизационной структурой, которая, словно скрепами, продолжает удерживать от распада триединый русский народ – русских, белорусов и украинцев. И это не проходит для церкви даром – на Украине совершаются нападения на православных священников, захватываются храмы. Но помимо политического противостояния существует и невидимая, духовная брань, в которой церкви предстоит выстоять в постоянно меняющемся (и далеко не к лучшему) мире и сохранить единство нашего народа, а если говорить о Белоруссии – единство духовное и политическое с Россией. Если не станет православной церкви либо разделят её по национальным квартирам, не будет и государственно-общественного единения.

Безусловно, в этих сложных внешних условиях огромнейшую роль играла позиция духовенства -  и не только общая, но и позиция каждого конкретного духовного лица. Об этом много писал Николай Лесков. Далеко не со всеми его произведениями, посвящёнными жизни церкви и священнослужителей, можно согласиться, но «Соборяне», безусловно, являются одним из талантливейших и зовущим к подражанию главным героям романом.В ХIX веке Российская империя уже сталкивалась с подобной проблемой, когда зашатались сами устои общества, когда на горизонте возникли призраки революций и крушения вековых монархий, а главной ценностью общества стал бесконечный нигилизм и ниспровержение всего и вся, отрицание опыта предыдущих поколений.

 

Наиболее известный роман великого русского писателя Николая Семёновича Лескова при жизни автора имел три версии. Самая первая – «Чающие движения воды. Романтическая хроника», была напечатана в «Отечественных записках» в 1867 году. Она была неоконченной из-за несогласия Лескова с тем, что его тексты постоянно редактировались и сокращались.

Через год состоялась вторая попытка напечатать роман в «Литературной библиотеке» под названием «Божедомы (Эпизоды из неоконченного романа «Чающие движения воды»)». На этот раз публикация была прервана по иной причине – журнал закрылся.

Полностью роман-хроника был напечатан в 1872 году в «Русском вестнике», а отдельной книгой вышел в Петербурге в 1878 году.

Любопытно, что изменения в названии во многом отражали и саму эволюцию романа, его смысловые акценты. Если в самом начале название неопределённо, то уже во втором варианте возникает более конкретное, хотя и непривычное – «Божедомы». Однако и это название не устроило Николая Лескова. Мы с вами также замечаем некоторую двойственность -  то ли речь идёт о людях, чьим домом является храм, то ли о том, что в них самих – Божий дом.

«Соборяне» в этом смысле куда удачнее – здесь можно вести речь как о принадлежности главных героев к церкви, как таковой, так и к их коллективной, соборной жизни. И то, и другое в равной степени соответствует содержанию романа-хроники.

В связи с небольшим объёмом статьи мы не будем касаться первых двух версий и сразу перейдём к собственно «Соборянам».

В отличие от Достоевского, Толстого, Тургенева или Чехова Лесков совсем иначе чувствовал то, что происходило в XIX веке в России. Он первым показал людей духовного звания именно людьми – со своими характерами, типажами, особенностями. Ничего этого до него не было (да и после него было не так уж часто). В советское время «Соборяне» воспринимались скорее, как некие зарисовки с натуры старой, ушедшей России – эдакие литературные исторические экскурсы в прошлое.

Совсем иначе это воспринимается сегодня, когда мы с вами являемся свидетелями стремительно возрождения и самой православной веры, и храмов, и притока нового поколения священнослужителей.

Как часто нам приходится слышать от людей, причём, как правило, особенно невежественных в духовном плане, нарекания и прямое роптание – дескать, тот священник слишком весел, этот – толст и не благообразен, другой – слишком жадный и т.д. Более того, подобные личностные негативные характеристики выставляются в качестве первопричины, почему «люди не верят попам», «не идут в храмы», «никому уже не верят вообще».

При этом люди мало задумываются о том, что и сами они далеко не идеальны – или у нас сплошь честные и красивые внешне милиционеры, врачи, учителя, чиновники, да и просто рабочие и сельские труженики? Все мы разные и ой как далеки порой не только от идеала, но даже от сколько-нибудь общепризнанного нравственного ориентира.

Нет, - возражают многие. – Они ведь – священники, «божьи люди», а значит, должны быть «лучше всех», «служить примером всем».

 

На это сложно возразить, однако именно Николай Лесков полтора столетия тому назад вполне успешно это сделал – и в «Соборянах», и в других произведениях, посвящённых священнослужителям – «На краю света», «Мелочи архиерейской жизни».

Лесков не уходит от критики, от обсуждения сложных, непростых вопросов. Его герои духовного звания вовсе не однотипны – они все разные, со своими характерами, взглядами, внешностью, даже слабостями, а порой и явными недостатками. Но именно через это разнообразие Лескову удаётся очень метко, образно и точно показать, что все эти внешние различия не столь важны – куда основательнее то, что несут в своих душах все эти люди, избравшие путь служения Богу.

«Соборяне» выделяются из всех произведений Н.Лескова именно силой духа главных героев. Это своеобразный литературный памятник духовенству позапрошлого столетия, призванный одновременно служить примером духовенству нынешнему.

В романе-хронике описывается провинциальный Старогород, в котором многие узнают Орёл. Впрочем, я полагаю, что в Старогороде угадывается любой среднерусский провинциальный город того времени.

Центральной и самой значимой фигурой романа является отец Савелий Туберозов – протопоп (протоиерей, благочинный). Он обладает сильными волей и духом, но вместе с тем и мудростью. Под стать этим качествам и внешность Туберозова – это высокий, крепко сложенный человек.

Его помощник – отец Захария Бенефактов, внешне являющийся полной противоположностью Туберозову – маленький, тщедушный, кроткий, но также, безусловно, несущий в себе силу веры.

Диакон Ахилла Десницын - могучий гигант, сочетающий в себе и какую-то несуразную для диаконства казацкую удаль и силу, и одновременно детскую наивность, и незлобивость.

В романе немало и других любопытных персонажей, однако здесь мы поговорим именно о старогородской «поповке», потому что именно позиция всех трёх персонажей отвечает на вопрос о роли и месте духовенства в обществе в сложные, переломные моменты истории.

Казалось бы, всё в жизни Старогорода течёт привычным чередом – идут богослужения в храме, жители живут своими привычными заботами, духовные лица также не чураются этой жизни – участвуют в праздниках, даже застольях, стараются проповедями и убеждениями уберечь сограждан от морального и духовного падения. При этом и Туберозов, и Бенефактов, и, тем более, Ахилла – вполне обычные люди, совершающие ошибки, гневающиеся, огорчающиеся, ссорящиеся. Ахилла Десницын и вовсе всё никак не может выбрать между своими двумя «я» - духовным и лихо-необузданным.

Тем важнее то, что они думают о мире, и о своей земной участи. Протоиерей Туберозов печётся о порядке, старается по мере своих сил противостоять всё усиливающимся нигилистическим тенденциям. Бенефактов предпочитает кротко увещевать своих оппонентов. Ахилла же и вовсе готов при случае даже подраться за свои убеждения и отстаивать свою веру хоть и порой примитивно наивными способами, но пламенно и искренне.

Однако мир меняется, меняется и Старогород, меняется вся Российская империя. В самом тексте романа-хроники мы уже ощущаем это грозное дыхание надвигающихся на Россию перемен.

Острее всего это чувствует Туберозов – несмотря на его ум, не столько разумом, сколько сердцем и душой. И душа его, и сердце восстают против этого постепенного ухода людей от веры, расползания нигилизма, подтачивания вековых моральных основ. Отец Савелий пытается говорить об этом в проповедях, стремится разбудить души и сердца. Но старогородцы его не слышат – как это порой напоминает наше время. Жителям кажется, что Туберозов слишком большой клерикал с закостеневшими взглядами и, хоть и хороший и достойный человек, но в целом – явление уходящей, чуждой общественному прогрессу Руси.

Отец Савелий усиливает тональность своих проповедей, но тут же становится жертвой ложного доноса заезжего подлеца-чиновника Термосесова. Его пытаются увещевать, «призвать к порядку». Более того, даже подлец-чиновник не имеет ничего особенно против Туберозова – донос нужен ему для совершенно конкретной цели – решить свои корыстные вопросы, попасть в ряды тайной полиции.

Достаточно Туберозову попросить прощения, и дело будет решено – его простят и разрешат вернуться к служению. Но упрямый протоиерей стоит на своём. Казалось бы – ради чего, тем более, что всё это приводит вначале к смерти его кроткой жены Натальи Николаевны, а затем, уже прощённого – и его самого.

Но в том-то и дело, что Туберозов не может просить прощения – это будет предательством по отношению к самому себе и даже отступлением от веры. Он знает и чувствует, что что-то происходит плохое, угрожающее и Старогороду, и стране в целом, и взывает к людям, не обращая внимания на все свалившиеся на него напасти и испытания.

Протопоп Туберозов, отец Захария и дьякон Ахилла - герои романа «Соборяне». Памятник открыт в 1981 г. в честь 150-летия со дня рождения писателя. Авторы памятника — Ю. Г. Орехов, Ю. Ю. Орехов, В. А. Петербуржцев и А. В. Степанов.Мне при этом вспоминаются духовные подвиги первых русских патриархов Иова и Гермогена, которые ради православной веры и своей Русской земли совершили и духовные, и нравственные подвиги, не покорившись в Смутные времена захватчикам-полякам. В то время многие сильные мира сего склонились перед захватчиками. Казалось, дни Русского царства сочтены – поляки заняли сердце страны – Московский Кремль. Надежды на освобождение были туманными. А надежды на личное благополучие и Иова, и Гермогена – вовсе призрачными. Но оба патриарха не смогли поступиться ни верой, ни своими принципами, став примером мужества и подлинного патриотизма.

После смерти Туберозова, которого все оплакивали, но так и не поняли до конца, совсем с иной стороны проявил себя и диакон Ахилла Десницын – потеря наставника и старшего товарища изменила его внутренний мир, укротила его безрассудство, но не волю и силу духа.

Смерти Десницына и Бенефактова в финале романа-хроники «Соборяне» подчеркнули, с одной стороны, неумолимость надвигающихся на Россию потрясений, а с другой - продемонстрировали огромную силу духа и веру в общем то простых и самых обычных священников, и диакона.

 

Несмотря на то, что мир меняется, люди могут и должны оставаться самими собой, а лица духовного звания – тем более.

Полагаю, что «Соборяне» - яркий литературный пример того, к чему в обычной и церковной жизни нужно стремиться и духовенству, и мирянам. Безусловно, роман заслуживает самого пристального внимания читателей, и я рекомендую всем, кто его не читал, или прочёл давно, непременно прочесть или перечесть вновь. 

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Николай Полотнянко
2015/11/03, 22:13:06
Роман очень слаб, слащав, это длинный скучный очерк жизни бездельников. Лесков написал именно то, что написал. Так же ничтожны его другие романы. А вот рассказах, повестях он истинный художник и мыслитель. Возьмите "Железную волю" -- это же чудо!
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов