Республика Сербская — это русская Европа

4

12262 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

АВТОР: Андрюхин Вадим

 

Республика Сербская — это русская Европа18/11/2015  Когда я собирался в эту поездку, человек, её организовавший сказал мне:

 

— Знаешь, я много раз бывал за границей. К нам, россиянам, отношение везде разное. Но, пожалуй, только там я по-настоящему начинаю гордиться тем, что я русский. Только там искренне и безо всякого лицемерия любят и уважают Россию.

 

Речь шла о маленьком европейском государстве Республике Сербской, входящей в состав Боснии и Герцеговины. Эту страну мне удалось посетить в последних числах октября этого года. И я убедился, что мой товарищ в своей оценке был абсолютно прав...

 

Историческая справка.

 

Респу́блика Се́рбская (серб. Српска, Srpska, официальное название Република Српска, Republika Srpska ) — государственное образование на территории Боснии и Герцеговины. Столица — Баня-Лука. Площадь составляет 24 605,7 км². Население — 1 326 991 человек (83 % — сербы, 13 % — боснийцы и 3 % — хорваты). Денежной единицей является конвертируемая марка.

 

Населённые боснийскими сербами территории провозгласили независимость своей Республики Сербской в начале 1992 года в ответ на инициированный тогда же боснийцами-мусульманами выход Боснии и Герцеговины из состава Югославии.

 

Республика принимала ключевое участие в кровопролитной боснийской войне и оставалась самопровозглашённой и непризнанной до ноября 1995 года, когда под давлением НАТО и ООН были заключены Дейтонские соглашения и создано общее, имеющее как признаки федерации, так и признаки конфедерации, государство Босния и Герцеговина в составе двух образований — Республики Сербской и Федерации Боснии и Герцеговины...

 

От себя добавлю. Республика Сербская по сути это такой же анклав разделённого сербского народа, как, например, русские анклавы в Приднестровье или на Донбассе, которые под угрозой этнических чисток с оружием в руках были вынуждены отстаивать своё право на существование. Примерно также боролись и православные сербы, защищаясь от агрессии мусульман-боснийцев и хорват-католиков, с коими когда-то жили в единой Югославии. Крушение Советского Союза привело к трагедии Принестровья и Донбасса, а распад Югославии — к драме боснийских сербов...

 

«Бог на небе, Россия — на земле»

 

Не люблю, да и не умею описывать красоты природы, хотя в Республике Сербской таких красот хоть отбавляй! Красивые горы, стремительные реки и водопады, уютные города и посёлки, живописные, хотя и несколько непривычную русскому взгляду православные церкви и монастыри, чья архитектура мало похожа на наши отечественные храмы...

 

К этому стоит прибавить просто шикарные, по-европейски ухоженные дороги, которые позволяют стремительно передвигаться по стране. Впрочем, ухожены здесь не только автомобильные трассы, но и сами сербские поселения — такую благоустроенность, опрятность и чистоту мне довелось лицезреть только в Германии. Я уже не говорю про многочисленные туристические комплексы, разбросанные по стране — это просто рай для любителей путешествий в горах!

 

Словом, это конечно же Европа, но Европа несколько необычная — это Европа, которая искренне стремится опереться на Россию.

 

Вообще, симпатии к России здесь очень велики! Автору этих строк в самых разных местах и в разных вариациях неоднократно попадался лозунг: «Бог на небе, Россия — на земле». Люди, узнав, что ты русский, жмут руку, громко восхищаются Путиным, стараются помочь, если возникает хоть какая-то проблема.

 

Помню, захотелось мне попасть в местный краеведческий музей. В тот день он был закрыт. Но когда узнали, что я из России, музей тут же открыли и даже провели небольшую экскурсию. Когда же я попытался оплатить билет, деньги с меня категорически отказались брать. «Россия — это хорошо!» — так приветствовал меня местный полицейский, который не только не стал взимать с нас штраф за неправильную парковку нашего автомобиля, но и позволил авто остаться на месте.

 

И везде — буквально везде! — люди активно интересуются не только самой Россией, но и ситуацией в Сирии и на Украине. За наших лётчиков, которые сегодня бомбят позиции ИГИЛ, переживают так, словно это их, сербские пилоты. Что же касается украинцев, то их здесь нередко называют предателями.

 

— У нас аналогичная ситуация сложилась с Черногорией. Там живут такие же сербы. Но им, через западную пропаганду, все последние двадцать лет внушали, что они — отдельный народ. В итоге они не просто отделились, но ещё хотят вступить в НАТО. И это, когда у нас ещё не изжита память о натовских бомбардировках 90-ых годов! — горячо рассказывал мне отец Миладин, настоятель одного из православных храмов Баня-Луки...

 

Такая любовь и привязанность к России, на мой личный взгляд, объясняется не только историческими связями с нашей страной. В России боснийские сербы видят своего главного защитника. Причём большего, чем даже власти Великой Сербии. Кстати, многих представителей официального Белграда местные сербы считают предателями. Ведь именно белградские либералы выдали Гаагскому Международному трибуналу первого президента Республики Сербской, легендарного Радована Караджича и многих полевых командиров сербской армии времён войны 1992—1995 годов.

 

— Когда был заключён Дейтонский мир, — рассказывал отец Миладин, — Караджич был вынужден покинуть свой пост. Затем западные спецслужбы начали за ним настоящую охоту. Он одно время проживал на Афоне, но потом почему-то переехал в Белград. Там работал врачом под чужим именем, даже свободно выезжал за границу. А потом его выдали и увезли в Гаагу, на судилище Международного трибунала по бывшей Югославии. И не одного его выдали. Белград — за обещание членства в Евросоюзе — многих наших военных героев передал в Гаагу.

 

Поэтому все надежды боснийские сербы сегодня связываю только с Россией — по их мнению, только она может решить здешние проблемы. А проблемы эти отнюдь немаленькие и очень не простые!

 

Фактор ислама

 

Сербы в своём большинстве не желают дальше проживать в одном государстве с хорватами-католиками и боснийцами-мусульманами. Их разделяют не только жестокая война 90-ых годов, но и всё усиливающиеся разногласия по поводу будущего Боснии и Герцеговины. И прежде всего это касается мусульман, у которых, как мне рассказывали мне очевидцы, всё большее влияние начинает оказывать Саудовская Аравия, которая активно строит мечети и внедряет идеологию ваххабизма

 

— Это особенно видно в столице, Сараево, — говорит отец Миладин. — Когда-то это был светский и очень гармоничный город, где мирно уживались все религии. Теперь ситуация изменилась кардинально. Христианских храмов почти не осталось, зато мечети стоят чуть ли не на каждом дом углу. Местные мусульманки стали носить хиджабы и даже полностью скрывать свои лица, чего раньше никогда не было. А мусульмане-мужчины стали очень агрессивными — за крест или христианские чётки могут ударить человека, а то и вовсе избить.

Словом, местный ислам активно радикализуется. И этот факт отмечают не только одни сербы. Вот что, к примеру, пишет сайт «Свободная пресса»:

 

«Исламское государство» пытается дестабилизировать Балканский регион. Об этом на днях сообщило влиятельное американское издание Washington Times.

 

«Поступает все больше разведданных, указывающих, что ИГИЛ намерено внедриться на Балканы и дестабилизировать там обстановку», — отмечает издание.

 

Washington Times со ссылкой на дипломатические источники в регионе рассказывает, что спецслужбы Хорватии вычислили возможного представителя «халифата», который в Косово и Боснии и Герцеговине старается объединить вокруг себя боевиков-исламистов, вернувшихся на Балканы после того, как они повоевали в рядах ИГИЛ или «Джебхат ан-Нусра» в Сирии и Ираке. Эта проблема ещё больше усугубляется на фоне того, что Европа утопает в потоках беженцев с Ближнего Востока и Африки.

 

Washington Times ссылается на данные ЦРУ, согласно которым с 2012 года сотни человек из Боснии и Герцеговины, Сербии, Албании и Косово примкнули к ИГИЛ в Сирии. Десятки из них уже вернулись на родину...

 

А в июле 2015 года издание The Daily Express со ссылкой на боснийские спецслужбы сообщило о том, что боевики «Исламского государства» строят тренировочную базу в деревне на севере страны для совершения будущих терактов в западных государствах. По информации издания, исламисты скупали земли в деревне Осве, окруженной лесами. Местные жители называют это место «гнездом террористов», утверждая, что неоднократно слышали в деревне выстрелы.

 

Примечательно, что в феврале 2015-го бывший генерал из спецслужб Югославии ныне профессор Университета безопасности в Скопье Иван Бабановски на страницах газеты Vesti рассказал о том, что боснийские и косовские экстремисты пытаются внедрить своих людей в американские структуры на территории Балкан. В частности, на военную базу «Бондстил» в Косово, где дислоцируется 525-я бригада разведки и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Он отмечал, что после прихода США на Балканы в регионе прочно закрепились моджахеды. Особенно в Боснии и Герцеговине, где первый президент Алия Изетбегович и его соратники выдали паспорта нескольким десяткам тысяч «добровольцев» из Алжира, Афганистана, Судана, Йемена, Пакистана и других стран.

 

Интересно, что еще в 2004 году на опасность распространения ваххабизма в регионе указывал бывший директор сербского Агентства военной безопасности генерал Момир Стоянович. Ныне, отмечает генерал, «ваххабиты стали нашей реальностью»:

 

— Они собираются в мечетях, устраивают просмотры видеофильмов, обучающих организации террористических актов, показывают фильмы о подрывниках-самоубийцах…".

 

На таком «весёлом» фоне становится понятным, почему сербы вовсе не горят желанием жить с воинственным исламским миром под одной крышей...

 

Однако Запад, который всегда поддерживал именно мусульман, старается делать всё, чтобы не допустить раскола страны: ведь нынешняя Босния и Герцеговина — это чисто западный проект. И основное давление западников идёт именно на сербов и их лидеров — непокорных стараются выдавить из политики, в их адрес идут угрозы и шантаж, их всячески стараются дискредитировать, вплоть до того, что незаконно возбуждают уголовные дела по мнимым «преступлениям времён войны».

 

О сложившейся ситуации я собираюсь написать отдельный материал — ибо это наглядный урок прежде всего для восставшего Донбасса, который (точно так же, как когда-то Республику Сербскую впихнули в искусственно созданную Боснию) сегодня изо всех сил пытаются втиснуть в другой западный проект, бандеровскую Украину. А пока замечу, что в сложившихся условиях Республика и её политики могут рассчитывать только на одну Россию...

 

Убийцы без границ

 

А ещё здесь ненавидят Запад! Чтобы понять причину такой ненависти, надо прийти в центр Баня-Луки, где стоит памятник двенадцати сербским младенцам, погибших по прямой вине западных государств...

 

Это случилось в июне 1992 года, буквально сразу после начала сербо-боснийского конфликта. Тогда в отделении интенсивной терапии в роддоме Баня-Луки стала ощущаться нехватка кислорода для вентиляции лёгких — город был блокирован мусульмано-хорватскими войсками.

 

Администрация города и медики через СМИ и дипломатические каналы обратились за поддержкой к международным организациям. Был подготовлен специальный самолёт с кислородом, стоявший в аэропорту Белграда. Но самолёт так и не получил разрешения на перелёт. Не разрешили так называемые «миротворческие силы», контролировавшие воздушное пространство над Сербской Краиной и Боснией и Герцеговиной — этих «миротворцев» представляли тогда главным образом войска западных государств. Детишки, так и не дождавшиеся помощи, умерли один за другим. Сразу после этой трагедии сербская армия перешла в контрнаступление и пробила «коридор жизни» в Великую Сербию. Эта операция стоила жизни многим сербским солдатам...

 

Разве ТАКОЕ можно забыть?!

 

Помнят здесь и ковровые натовские бомбардировки осени 1995 года, когда сербов буквально «принуждали» к миру с боснийскими мусульманами. Формальным поводом для проведения бомбёжек стал взрыв на рынке в Сараево, когда погибло много людей. По свидетельству независимых экспертов, это была провокация западных спецслужб для того, чтобы появился повод уничтожить боеспособность сербской армии. Так оно и случилось — не дождавшись международного расследования, НАТО предъявило сербам ультиматум, после чего начались бомбёжки.

 

Под прикрытием натовской авиации в наступление перешли мусульманские войска, которые заняли значительную часть сербской территории. И если в начале войны сербы контролировали больше половины Боснии, то после этой агрессии — только 49%. Что и было зафиксировано соглашениями в Дейтоне, где сербов вынудили сесть за стол переговоров и подписать невыгодный для себя мир...

 

Но западные убийцы орудовали не только в военной форме. Во время блокады Республики Сербской здесь появилась международная организация «Врачи без границ», которая предложила свою «помощь». В условиях страшного дефицита лекарств и вообще любой медицинской поддержки, сербы согласились...

 

Честное слово, лучше бы они это не делали! Какими лекарствами «врачи без границ» пичкали людей, какие препараты они вкалывали детям, неизвестно до сих пор. Только люди стали умирать один за одним, а оставшиеся в живых становились инвалидами. Мне довелось познакомиться с совсем молодым ещё парнем, Огнином Кожичем, талантливым музыкантом и... абсолютно слепым человеком! А ослеп он ещё ребёнком — в как раз в результате странных прививок от «Врачей без границ».

 

— Мы думаем, что эти нелюди просто ставили над нами медицинские эксперименты и испытывали какие-то лекарства, — рассказывали сами сербы. — Мы слышали, эти «врачи» недавно явились на Донбассе, но оттуда их выгнали вон. Молодцы русские, правильно сделали!

 

Более всего сербы не долюбливают англичан. Именно Британия занимала наиболее жёсткую агнтисербскую позицию во время войны. Именно британские «миротворцы» более всего беспредельничали уже после окончания боевых действий.

 

— Они могли зайти в любой дом и устроить повальный обыск, если им что-то показалось подозрительным, — рассказывал мне бизнесмен Желько Чейич, вот уже много лет торгующий российскими автомобилями. — Помню, как явились ко мне и перевернули его буквально вверх дном, даже рылись в вещах моей жены. Им, видите ли, не понравились мои деловые связи с Россией! Не знаю, что именно они искали. Может, думали, что у меня сам Путин прячется?

 

Сербы сегодня очень благодарны нашей стране за позицию, которую она заняла летом года в ООН, во время 20-летней годовщины трагедии Сребриницы. Считается, что летом 1995 года в окрестностях этого города сербами якобы были зверски убиты тысячи мусульман, хотя никаких серьёзных доказательств данного «факта» так и не было представлено.

 

Тем не менее, всё та же Британия (за которой явно маячили Соединённые Штаты Америки) в этом году внесла предложение в Совбез ООН о признании трагедии Сребриницы«геноцидом по отношению к боснийским мусульманам». Если бы резолюция была бы принята, то последствия для Республики могли бы оказаться весьма плачевными — вплоть до введения новых экономических и прочих жёстких санкций, которые, в свою очередь, могли бы дать новый повод для вмешательства НАТО в сербские дела, вплоть до прямой военной оккупации.

Но Россия, по просьбе президента Республики, это предложение заблокировала, Как заявил глава МИД России Сергей Лавров, предложенная Великобританией резолюция выдержана в абсолютно антисербском ключе и некорректно трактует трагедию даже чисто с юридической точки зрения. По его оценке, резолюция, безусловно, «провоцирует дополнительные межэтнические трения на Балканах, вместо того чтобы продвигать задачу примирения всех народов, которые там живут».

 

Этот поступок русских вызвал новый пророссийский подъём у сербского населения...

 

... Я спросил у отца Миладина:

 

— Сейчас у вас очень тесные связи с западным миром. Особенно в торговой сфере. Может, постепенно всё сгладится и забудется?

 

Миладин ответил не сразу.

 

— Понимаешь, — задумчиво сказал он, — никто от торговли отказываться не собирается, да и глупо было бы отказываться... Но это, с другой стороны, вовсе не означает, что мы за это должны продать душу и нашу память! Если кто забывает об этом, то мы всегда напомним.

 

Далее Миладин поведал, как однажды к нему на школьный урок Закона Божьего (этот предмет обязателен в сербской школе) явились ученики, одетые в футболки с американской и британской символикой. Без лишних разговоров священник выгнал этих детишек с урока, заодно поставив им двойки. Когда же родители пришли жаловаться, он им напомнил и про младенцев-мучеников, и про бомбёжки НАТО. Все родительские претензии сразу же отпали — больше никто в «натовской форме», как смеясь сказал Миладин, в школу не являлся.

 

Кстати, Православная Церковь в Республике — тема для отдельного большого разговора. Это не просто Храм Божий, где проповедуется православное учение, но и настоящий символ национального духа и национального выживания в условиях враждебного окружения. Именно Церковь стала той силой, которая на первых порах организовала сербов на сопротивление в условиях распада Югославии и образования на её обломках новых государств. Ходят легенды, что православные монастыри не только вдохновляли людей словом, но и помогали добывать оружие. Поэтому слово священника здесь имеет нечто большее, чем просто духовное наставление.

 

Важно и то, что Православная Церковь — это ещё одна и очень живая ниточка, связывающая сербов с русскими братьями, что имеет для обоих наших народов чрезвычайно важное значение...

 

В общем, в самом центре европейских Балкан у нашей страны, у которой сегодня внешних врагов куда больше, чем друзей, налицо имеется надёжный потенциальный союзник, готовый к самому тесному сотрудничеству. И дело осталось за малым — проявить волю к реальному политическому сближению...

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Страшевский Г А.
2015/11/19, 01:24:01
"Живела Србиjа - Живела Русиjа!"
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов