Единый учебник русских героев

3

11951 просмотр, кто смотрел, кто голосовал

АВТОР: Холмогоров Егор

 

Единый учебник русских героев12/09/2015  Экс-министр финансов Алексей Кудрин противоречит Владимиру Путину, отмечая, что «единые учебники» по истории России и другим предметам не нужны, потому что это шаг, не способствующий развитию критического мышления: «Критическое мышление — это способность всегда апеллировать к какому-то мнению, всегда искать новые аргументы. В этом смысле, я считаю, России нужно быть более свободной для студентов и даже для школьников. Кстати, тема создания "единых учебников" — она скорее мешает. То есть мы в данном случае пошли в обратную сторону».

 

Присуща ли нашим либералам такая добродетель, как «критическое мышление», — это, конечно, большой вопрос. По моим наблюдениям, в то время как консерваторы у нас — люди живые, парадоксальные, готовые всегда усваивать что-то новое и гибко менять позиции, приспосабливая множество средств к единой цели — Великой России, наши либералы, напротив, догматичны и узки. То, что они называют «критическим мышлением», на деле есть обычное критиканство с точки зрения их Единственно Верной Либеральной Идеи.

 

А все свои идеи почерпнули они из одной книжки какого-нибудь отставного австрийца типа Поппера или Хайека и повторяют наборы когда-то давно выученных заскорузлостей: «нужна свобода торговли и открытость мировому сообществу», «инвестиции в промышленность ведут к инфляции, а инфляция зло». Итог известен: мы имеем инфляцию и без всяких инвестиций, а главное — без промышленности.

 

Книг должно быть много. Если вы читали только одну книгу, то вы не читали ни одной. Напротив, школьный учебник национальной истории должен быть один. Если у вас два учебника истории, то у вас нет ни одного.

 

Задача школы состоит в выработке не «критического мышления», а определенного мировоззрения, в создании у учащегося непротиворечивой картины мира и воспитании гражданина. Школа, которая не справляется с этой обязанностью, беспомощна и ничтожна, а пожалуй, что и вредна.

 

Такого понимания школы как инструмента воспитания и выработки картины мира придерживаются везде, кроме отлибераленной России. Можно сто тысяч раз возмущаться эволюцией Запада в сторону не то что супертолерантности, а настоящего ЛГБТ-фундаментализма, но нельзя не отметить, что толерантность они прививают учащимся совершенно тоталитарными методами и с большим знанием дела. От уроков «секспросвета» в Германии не отвертеться, и никаких альтернативных учебников, где сказано, что гомосексуализм — зло и грех, никто в берлинской государственной школе не допустит. «Папа + папа и я», и не смейте жаловаться.

 

Государственная школа — это фабрика гражданина, каким видит его правительство. История — одна из важнейших составляющих картины мира гражданина. Именно на уроках истории школьник узнает, что собой представляют его народ и государство, откуда они взялись, чего достигли и куда путь держат. Именно на уроках истории он приобретает желание подражать своим предкам и продолжать начатое ими историческое движение — или же не приобретает его, и тогда страну начинает штормить.

 

Разумеется, для этого нужен именно единый учебник. Увлекательно написанный. С множеством цветных картинок, карт и схем, с множеством имен и дат и ясными оценками того, что такое хорошо и что такое плохо. Эти оценки могут меняться время от времени на прямо противоположные, но в каждый конкретный момент они должны быть одни и только одни. В высшей степени желательно для них быть такими, чтобы школьник испытывал некоторую гордость за свою страну и желание жить в ней дальше, чтобы он считал исторический опыт своей нации в целом удачным, а возникающие перед ней трудности и сваливающиеся на нее беды — преодолимыми.

 

Другими словами, единый учебник истории должен быть настоящей педагогической поэмой, которая сделает из каждого школьника достойного гражданина России, русского. «Как, — раздастся тут возмущенный хор, — у нас в стране 189 национальностей, а вы предлагаете заставлять их стать русскими?».

 

Да. Именно так. Россия создана русским народом. История России — это русская история. И именно на уроке истории каждый наш школьник вне зависимости от своего этнического происхождения должен быть немножко русским и болеть за русских. Он должен болеть за русских на Куликовом поле, при взятии Казани, в борьбе с горцами Шамиля. Можно отзываться о противниках России, о том же Шамиле уважительно, но нельзя, чтобы в Ростове-на-Дону школьник болел за Барятинского и Бакланова, а в Грозном — за Шамиля, и тем более нельзя, чтобы Ростове-на-Дону русским школьникам рассказывали, что их предки были империалистами-завоевателями, или вообще стыдливо умалчивали о том, что была Кавказская война. Учебник истории должен заставить всех и каждого болеть за Россию, гордиться ею, радоваться ее победам, горько переживать неудачи (но ни в коем случае не создавать впечатление, что наша история состояла преимущественно из неудач).

 

Подача материала в учебнике должна быть такой, чтобы он усваивался ребенком даже более раннего возраста, чем тот, на который рассчитан учебник. У меня до сих пор в памяти картинка: мне шесть лет, я на даче детского сада, притащил с собой учебник по истории СССР для 8-го класса, посвященный XIX веку. Не могу сказать, что я очень много из него понял, но, к примеру, навсегда усвоил: между Россией и Персией в 1828 году был подписан Туркманчайский мир, в переговорах по которому и подписании участвовал Грибоедов, что удостоверяла соответствующая картинка. История без картинок, особенно для современного школьника с его клиповым мышлением, вещь вообще невозможная, поэтому, начиная работу над единым учебником истории России, я бы в первую очередь составил список иллюстраций, разработал хорошие карты и схемы, а уж потом занимался текстом, который при таком раскладе пошел бы намного легче.

 

Существует целая когорта идиотствующих обывателей, которые, как заведенные, повторяют вложенную кем-то недобрым кричалку: «В учебниках слишком много дат, фамилий и фактов, и всего этого нашим деткам учить надо бы поменьше». На самом деле реальность прямо противоположна: наша история критически недонаселена. Ее школьный вариант безлик, в ней мало положительных примеров человеческой судьбы, а значит, примеров для подражания.

 

По сути, весь канон наших исторических героев сводится к формуле, произнесенной еще Сталиным с мавзолея 7 ноября 1941 года: Александр Невский и Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов и Михаил Кутузов. Все, что выходит за границы этого списка, школьник помнит уже нетвердо — ну и еще что были Иван Грозный, Петр Первый и Екатерина Вторая, которая была неправа, так как продала Аляску Штатам (так ахинея из популярной песни заменила подлинные исторические факты: при Екатерине Аляска как раз была присоединена, а продал ее Александр II).

 

Над всей русской историографией нависает некое «толстовство», утверждение о незначительности индивидуального вклада в русскую историю, о мнимой ничтожности личных героических амбиций. Стандартный (и глубоко ошибочный) метасюжет биографии русского героя: «Отдал всего себя Родине, разбился о систему, выразил душу народную, но, в сущности, ничего не добился — все результаты пропали, сам герой кончил жизнь в забвении, но его имя будет жить в памяти благодарных потомков» — с такой или почти такой интонацией создается большинство русских исторических биографий.

 

Те немногие герои, которых действительно признает официальный канон, возводятся на расчеловечивающий их героический пьедестал, интерес к живым чертам их личности, успехам и неудачам, сильным и слабым сторонам, к сути и методу их исторического действия считается недопустимым и приравнивается к святотатству. Как следствие русская история в преподавании предстает как унылая безлюдная пустыня, уставленная редкими бронзовыми изваяниями — иногда полуразрушенными. Живое человеческое пространство отсутствует.

 

Нам необходима решительная работа по возвращению русской истории ее личностного героического измерения. Герой — это творец истории, человек, чьи поступки изменяют ход исторических событий вопреки давлению социальных, экономических, политических и бюрократических инерций, вопреки предубеждениям и ошибкам общественного мнения. Герой воплощает интуиции и едва ощущаемые интересы народа в конкретное творческое действие, задает новые горизонты действительности, выступает образцом для других людей и дает пример новым героям.

 

Собственно, именно в героическом начале в истории проявляется феномен исторического как такового. История — это тот остаток человеческой жизни во времени, который уникален и потому не может быть изучен другими, «статистическими» науками — географией, социологией, экономикой, социальной психологией, демографией и т.д. У социальной реальности есть свои законы, и они неумолимы, но в реальной истории всегда есть человеческие поступки, которые изменяют ход вещей вопреки косности всех социальных реальностей.

 

Вот такой пример идеальной героической биографии — деятельность адмирала Геннадия Ивановича Невельского, которому Россия обязана присоединением Приамурья и Приморья. Молодой капитан с Балтики был одержим идеей узнать, впадает ли река Амур в море, есть ли пролив между материком и Сахалином или же Сахалин, как тогда полагали, — полуостров. Однако на все эти исследования был наложен официальный запрет, чтобы не портить отношений с маньчжурской империей Цин (которую мы применительно к этому периоду не совсем точно именуем Китаем).

 

Невельской был назначен командовать транспортом «Байкал», который должен был доставить грузы на Камчатку, совершив полукругосветное плавание. Невельской отбирал и паковал грузы с исключительным тщанием, чтобы потратить как можно меньше времени на их разгрузку. Он с идеальным навигационным мастерством провел «Байкал» полукругосветным плаванием до Камчатки, выиграв несколько месяцев. Тех самых месяцев, которые он потратил на исследование Сахалина и Амурского лимана.

 

Установив подлинные географические факты, Невельской, получив поддержку губернатора Муравьева-Амурского, начал всего с несколькими солдатами и офицерами и с женой Екатериной Ивановной присоединение устья Амура к России. Это шло не только вопреки тогдашней непатриотической политике канцлера Нессельроде, но и было своеобразным бегом наперегонки со временем — в Америке снаряжалась знаменитая экспедиция коммодора Перри, которая должна была не только открыть для западной торговли Японию, но и создать посты на севере Тихоокеанского побережья. Каково же было удивление американцев, когда во всех удобных бухтах их встретили русские посты и письмо на английском языке, что эта территория находится под суверенитетом России.

 

Против Невельского было все — обширное безлюдное пространство, недостаток времени, политика петербургской бюрократии, империя Цин, США, Япония. За — группа поддерживавших его сановников в Петербурге, собственная отвага и итоговая воля императора Николая I: «Где поднят русский флаг, там он спускаться не должен». И Невельской навсегда изменил историю огромного региона и историю всей России. Вот это чистый пример исторического героизма — способность воли, мечты и замысла переломить косность обстоятельств.

 

Таких героических примеров, образцов поступка в нашем учебнике истории должно быть как можно больше. Вопрос в том, способна ли наша историческая и педагогическая бюрократия создать такой учебник или получится «как всегда»? Вот это, конечно, большой и очень-очень грустный вопрос. Но замысел единого общенационального учебника русской истории у нас должен быть несомненно. И тогда он однажды будет реализован.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Страшевский Г А.
2015/09/12, 14:05:21
Либералы в своём большинстве люди лукавые и риторически подкованные, они мастера полемики, и
это их несомненное преимущество перед теми, кто отстаивает правду. И здесь в ход идёт всё: и нарочито
форсированная скорость речи ( когда оппоненту не дают оспорить предыдущий тезис и переходят к следующему), и перескакивание с темы на тему и обратно, и выпячивание ничтожного с затушёвыванием главного, и многое другое. Эти господа беременны сверхзадачей пропихнуть свои установки по толерантности и деидеологизации, и без разницы, лживы они или правдивы. Спорить с таким противником бесполезно, ущербность своей позиции они, как правило не признают.
А, что касается учебника истории для России, прежде всего необходимо определиться, какой результат нам нужен на выходе. Если нам нужен гражданин России, прочно стоящий на патриотических позициях, нацеленный на сохранение и развитие страны, без единого учебника истории нам не обойтись. Если же нам нужен гражданин (скорее потребитель) мира без национальности и исторической памяти и гордости за предков, приветствующий образование таких квази -государств, как "Ингерманландия", "Казакия" или "Сибирия", подайте нам весь спектр толерантного, исторического хлама.
Статья замечательная. Но мало таких статей и голос их слаб.
вася
2015/09/12, 06:27:59
Историю пишут люди, а людям свойственно ошибаться....
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов