За кем Первенство?

1

8425 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 77 (сентябрь 2015)

РУБРИКА: Страницы истории

АВТОР: Трофимов Олег (священник)

 

«Верное решение» это компания, оказывающая юридические услуги. Компания существует с 1993 г. в Санкт-Петербурге. Приоритетное направление деятельности – ликвидация предприятий, а также их реорганизация. Цены на услуги компании можно найти на сайте, а все вопросы – решить по телефону. Специалисты компании обладают огромным опытом и смогут помочь в любой ситуации. 

 

 

За кем Первенство Руси?       Говоря о Руси, речь ведём о двух понятиях: Русь как племя и его ареал, и Русь – географическая территория проживания русских. Так за кем первенство этих наименований? Поэтому важно и определиться с терминологией (именованиями) предмета нашего разговора, которые употреблялись в разных эпохах и сферах. Поднятый вопрос однозначно затрагивает тему генеалоги славян. Ведь много путаницы из-за созвучия, или целенаправленной идеологической фальсификации терминов и исторических фактов, или лингвистического мифотворчества. Данная тема освещается как раз из летописи, хроники, древней корреспонденции. Труды учёных-славянистов, таких как М. Бора, Й. Шавли, И. Томажича,  П.В. Тулаева, будут нам в помощь, а в частности, к сожалению забытого, учёного-энциклопедиста, писателя и поэта, доктора медицины и философии Ивана Семёновича Орлая (1770-1829).

 

Переходим к наименованиям племён, которые древнее, чем наименования территорий их проживания, ибо эти наименования – производные от племён. Итак, мы в истории находим наименования, которые относятся к одному и тому же народу (во всяком случаи к славянам), и тех народов, которые ассимилировались в русском ареале. Оросы, поруссы, ретты, руги, рос, россы – такие мы находим наименования в римских и греческих, угорских хрониках, летописях, древней корреспонденции. Они приписываются к наименованиям славянских племён или вместе с ними смешанных, или праотцовских. Руськие, россы, русские, русичи, руссы, русины и рутины, русня, руснаки, карпато-россы, малороссы, российский народ – эти наименования мы встречаем на протяжении веков в широком пространстве славянских источников и западных, и восточных, а также в пограничных народах, свидетельствующих о них.

 

К сожалению, закрепилось устойчивое ошибочное мнение, что Русь ассоциируется только с понятием триединства славянского народа и территории их проживания: Русских, Белорусов и Малороссов с центром в Киеве. Это мнение суживает ареал как научных терминов, понятий, так и исторических, территориальных и этнографических границ. Следует исторически справедливо заметить, что Русь и славяне – это не всегда исходные или синонимические понятия, хотя впоследствии так и стало восприниматься. Наименования территорий проживания русских намного разнообразнее: Варяжская Русь, Королевство Русское, Дунайская или Моравская Русь, Червоная, Красная или Галицкая Русь, Киевская Русь, Московская Русь, Сиверская Русь, Поморская Русь, Белая Русь, Черная Русь, Пудкарпадская (Закарпатская) Русь, Чермнороссия, Великороссия, окраинская Малороссия, Новороссия и т.д. И тут, конечно же, пересекается целый комплекс наук и их тем: истории, археологии, культуры, этнографии и т.д., что достойно не одной многотомной диссертации. Но нас конкретно интересует более узкий вопрос первенства – за кем, когда и где раньше всего закрепились наименования русский и Русь? Тему этимологии слова я не поднимаю.

 

Итак, вопрос генеалогии славян, а именно русских.

Согласно библейского повествования, славяне происходят от колена Иафета сына Ноя, спасшегося от всемирного потопа. Славянские разнородные племена размножились и заселили довольно широкое пространство Европейского континента от земель современной Германии до Уральских гор, от Северного моря и Прибалтики до Чёрного моря, от Балканского полуострова до устья реки Волги, конечно же, не цельным монолитом, но где локально небольшим поселением, а где и широким географическим этническим ареалом. С появлением греко-римской цивилизации, а именно письменности, мы находим в их записях упоминания, возможно касающиеся славянских племен. Это, конечно, не означает, что их существование связано только с упоминанием в конкретном времени и географическом контексте, но это единственное, на что мы можем основательно ссылаться. 

 

Как свидетельствует исследователь И.С. Орлай, наши давние предки Русы (русь, россы, руги, роги) были одним из самых известных племён Европы со времён античности. А в летописи Нестора о расселении народов после потопа, Русь стоит в одном ряду со Свевами, Готами, Англами, Галичанами, Венедами и другими яфетическими племенами. Cловене упоминаются в одном контексте с Иллюриком (иллирийцами) и Лухитией (ляхами). Римляне подчинили Иллирию и, включив в состав империи, разбили на отдельные области: Рецию, Норик, Мезию и Дакию.

 

Жителей Норика античные авторы связывали с восточными племенами тавров. Плиний Секунд (23-79 н.э.), например, утверждает, что «Норийцами прослыли те, которые прежде назывались таврийцими (taurici)». Летописец Нестор упоминает жителей Норика наряду с древними славянами. В самом начале «Повести временных лет», где речь идёт о расселении «колена Иафетова», он пишет: «Нарци еже суть Словяне». Славяне пришли на Дунай до кельтов (волохов), болгар, угров, авар, тюрков и др. Именно здесь, в речных долинах Восточных Альп, была одна из прародин наших пращуров, которые прежде назывались другими именами. В этом контексте можно говорить о Праруси и о прарусских, заселявших эти территории. В начале I тысячелетия от Р. Х. на территории южной Руси (современной Украины) расселились племена антов. Историк готского происхождения Иордан (VI в.) относил их к «многолюдному племени венетов». Мавро Орбини, автор знаменитого сочинения о происхождении славян (XVII в.), сам хорват из Далмации, считал, что «вандалы и славяне были одним народом».

 

Церковная хроника о первом Вселенском Соборе (325 г.) свидетельствует, что в нём принимали участие скифы, они уже имели епархии и послали в Никею своего епископа, подписавшегося под именем Ros (ρως). Средневековый автор Никита Хонийский (1155-1256 гг.) пишет о «Руси, которую и Скифами именуют», а Лев Диакон (X в.) о «Тавроскифах, на их языке Росами называемых».

 

Славяне были известны в Византии с времён её появления. Они начинают часто фигурировать в письменных источниках после V века, когда произошло их вторжение в южную часть Балканского полуострова. В VI веке н. э. под давлением с востока в пределы Византийской империи вторглись племена антов и склавинов, в союзе с другими славянами они начали колонизацию Балканского п-ва. В ходе пассионарной экспансии к началу VII столетия в северной и средней полосе Балканского полуострова славяне превратились в господствующую силу, ассимилировав местных жителей.

 

Многие римские полководцы, не говоря уже о солдатах, сами были родом из славянских провинций. Иллирийское происхождение имели императоры Юстиниан и Диоклетиан, император Стилихон был романизированным вандалом, а Одоакр (43-493) – скиром или ругом-русином, как свидетельствует древняя мемориальная доска «король (Rex) русинов (!), гепидов, готов, унгаров, герулов».

 

Одновременно славяне продолжали колонизацию Днепра, Двины и верхней Волги. На северо-востоке Европы, где расселялись венеды, возник легендарный Славенск, предшественник Великого Новгорода. В «Повести временных лет» пересказывается история о Кие, как одном из первых русских князей, имевших знатный род. На месте нынешнего Киева он вместе с младшими братьями Щеком, Хоривом и сестрою Лыбедь построил город, который назвали в честь старшего брата. Учёные связывают Кия с V веком н. э. Что касается его национальной идентификации, возникает ряд гипотез и сомнений в славянском происхождении, и точного датированного указания о нём нет, хотя однозначно местные жители того времени – славяне.

 

В «Повести временных лет» летописца Нестора Русь связывается с варягами (Varangr). Этим именем называли не какое-то определённое племя, а военные и торговые дружины, которые приходили в южные земли на своих кораблях с берегов Балтийского моря, т.е. в числе варягов были те же русы. Новгород так же относился к варягам. Согласно летописям Русь пришла «из заморья», откуда прежде «взимала дань с чуди и со славян, и с мери, и со всех кривичей».

 

Где именно «обитала» до этого Русь? Историк готов Иордан (VI в.) перечисляет среди народов «острова Скандза» (т. е. Скандинавии) имена племён, созвучные Русам: руги, арохи и рании. При переселении на континент руги здесь встретили «ульмеругов», «островных ругов», которые здесь обосновались раньше готов. Само по себе островное существование сохраняет более герметично первичную идентификацию племени, чем на пространстве материка при переселении народов. В славянских сказах и легендах до сих пор сохранились сюжеты о дивных островах, заморских землях и их обитателях, с которыми они без языкового барьера общались. Название острова Буян очень созвучно с наименованием  полабско-славянского племени Руян (северная территория современной Германии).

 

Так или иначе, эти племена участвовали в варварских войнах эпохи крушения западной римской Империи. Одни жили в районе Подунавья, а затем переместились на север, а другие – обитали на Балтийском побережье и в Скандинавии. Связи между этими регионами были весьма оживлёнными. Русь продвигалась по рекам с севера на юг, по направлению к тёплым морям и торговым путям, а славяне распространяли свою колонизацию с юга на север и с запада на восток.

 

В Восточной Европе к VI-VII вв. сложилось несколько государственных образований славян и их соседей (Венгрия, Чехия, Польша, Сербия, Хорватия и другие). Именно к этому периоду относится одно из первых упоминаний о варяжской Руси. В средневековых источниках имеется сообщение о походе русов на Царьград в 626 году, которое в частности подтверждает рукопись на старогрузинском языке «Осада Константинополя скифами, кои суть русские».

 

После призвания варягов в 862 г. Русь заявила о себе как о сильной державе. Легендарный Рюрик, основатель русской княжеской династии, был внуком Гостомысла, родом из Поморья, где ныне находится немецкая провинция Мекленбург. Следует заметить, что значительную часть современной Германии в то время заселяли славянские племена – полабы, которые потом частью ассимилировалось, а частью мигрировали. Даже сейчас, спустя века, сохранились исторические славянские топонимы местности.

 

Рюрики, утвердившиеся в Новгороде и Киеве, объединили владения восточных славян от Днепра до Волги. Это были те самые земли, которые скандинавские источники прежде именовали «Великой Швецией», а потом стали называть «Гардарикой» (страной городов). На Великом водном пути, который проходил по Западной Двине, Днепру, Волге и Волхову, через Старую Ладогу, Новгород, Ригу, Смоленск, Киев, возникли сотни городов, 400 из которых упомянуты в летописях. К концу X века Русы прочно укрепились на северном побережье Чёрного моря (Понта), которое в те времена называли по их имени – Русским морем. А если говорить о названии Варяжское море, то в этом названии явно угадывается русско-славянский смысл варяжской Руси.

 

Окончательно наименование, как государства так и племя, закрепилось за Киевской Русью после цивилизационного религиозного выбора святым и равноапостольным князем Владимиром, крестившим Русь. А с переходом митрополичьей кафедры на север в Москву при святом святителе Петре (с Волыни), Московская Русь стала центром –  Третий Рим –  Русской и христианской цивилизации.

 

Подводим итоги.

Устное предание о существовании самого названия Русь и исходных наименований как племени так и земли, говорит о начале I века. Но первое документальное свидетельство находим в 325 г. во время первого Вселенского Собора – подпись сарматского епископа (рос). Но насколько он был русский, и принадлежат ли те племена к славянской идентификации, установить тяжело.

Одоакр (43-493) сын Эдика, как свидетельствует древняя мемориальная доска «король (Rex) РУСИНОВ (!), гепидов, готов, унгаров, герулов». Интересно, что его подвигом гордились казаки Богдана Хмельницкого, как бы себя с ним родственно ассоциируя.

 

Итак, славянские-русские племена и их земли на протяжении веков по-разному наименовались, но их можно однозначно идентифицировать как русские, обладающие одним унифицированным похожим языком и генетическим менталитетом, с которыми многие племена (неславянские) слились и ассимилировались. Следует учитывать и средневековую практику: из-за правителя, его национальности или названия местности, название могло переходить и на всё племя. Русью называли в основном те места, где проживали эти славянские племена. Но это не обязательно, ведь были места, где проживали компактно русские, но Русью или исходным от этого слова не именовалось. Но и была названа Русь Варяжская, куда входили балтские, германские, угро-финские племена, а поэтому её нельзя однозначно идентифицировать как славяно-русскую. Происхождение Руси, как наименования земли и ареала проживания русских, не связано первоисторически, как мы видим, с Киевской Русью, а намного древнее и шире.  Если брать историческое заселение с связанным наименованием русских племён, и это исторически документально датировано-засвидетельствовано, то первенство нужно отдать  (не в обиду великороссам) русинам Закарпатской Руси (!), в том числе русинам Сербии, Чехии, Словакии, благодаря мемориальной записи короляю руссов Одоакру, но это не означает, что в то же время не было русских и, возможно, намного раньше в других местах. История Закарпатской Руси довольно интересная и говорит нам об историческом заселении её русскими 4 раза, а учитывая и послереволюционный период (1918 г.), то можно говорить и о пятой миграции. Но это уже другая тема. И уже как отдельное окончательное образовавшееся русское государство принадлежит к периоду Киевской Руси, а дальше Московская Русь как центр Русской цивилизации.  В Русь 9-13 века как в государство вошли все славянские племена, и те которые были рядом (угро-финские, балтские, тюркские и т.д.) значительно ассимилировались. Русь как земля стала среди путешествующих называться Светлою, а далее и Святою. В истории мы знаем, что эти земли были историческим путём переселения разных народов, это был путь разных воинствующих орд, колонизаторов, оккупантов, на пути которых исчезали народы и государства. Русь могла исчезнуть, но Господь сохранил Её. 

 

Сейчас государства Россия, Белоруссия, Новороссия, Приднестровье – правонаследницы Киевской Руси. Они не отказались от своих исторических и христианских корней. В силу святости благочестивого народа, Русь, как уже метафизическое пространство наполнено сакральным духовным смыслом. Составное географического пространства Руси – современная Россия. Для Неё уготовленно Богом мессианское предназначением в мире – быть Святой Русью, нести народам катарсис, быть мировым «удерживателем» зла – Катехоном.  

Я лично предлагаю вернуть Чёрному морю историческое, достойное, очень красивое и тёплое для нашей души название – Русское море!

  

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Автор статьи протоиерей Олег Трофимов, патриот Новороссии, из-за гонений лишён имущества, жилья, места служения, нуждается в нашей помощи, просим помочь. Карта Сбербанка России: 676196000086178580

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов