Убитый вечером осенним
Бурашников Николай Павлович появился на свет в многодетной семье лесного посёлка Савино Чайковского района Пермской области в ноябре 1952 года. Среда, в которой вырос будущий самородный поэт, одарила его подлинно российским трагическим опытом, осмыслением которого и наполнена поэзия Николая…
В одном из стихотворений Бурашников сказал о сущности поэта: «Он – исповедь // До смертного конца». Так вот поэзия самого Бурашникова это и была именно исповедь до смертного конца. Вечером 20 сентября 1999 года он был убит в Закамске пьяными отморозками, позарившимися на плащ и стоптанные башмаки поэта, как им показалось, – годными для обмена на стеклоочиститель… Похоронен в селе Калинино, куда семья переехала на жительство в 1995 году. От его могилы хорошо виден Белогорский монастырь. Что тоже символично.
Получив в 1973 году в ПТУ профессию столяра-плотника, работал плотником, лесорубом, прессовщиком на кабельном заводе, в газете «Камский кабельщик», корреспондентом заводского радио, машинистом сцены в театре оперы и балета, дворником, машинистом ЦТП, кочегаром. Занимался в литературном объединении при писательской организации. Если душа поэта не пустая, она найдёт способ высказать, чем наполнена, чем тревожится. В 1992 году принят в Союз писателей России. Автор нескольких поэтических книг.
На первый взгляд поэзия Бурашникова может произвести впечатление грубоватости, неуклюжести приблизительностью рифм (ветерок – шлепоток, жерди – акушерки, здоров – мужиков и т.п.). Но в этом его своеобразие, он сознательно шёл на неточную рифму, ставя акцент на содержательности стиха, напряжённости мысли.
Впечатлительный мальчик, пропущенный жизнью сквозь сито лишений, много переживший в детстве (повесился отец, учёба в школе-интернате), немало комплексовавший из-за того, что в девятилетнем возрасте, играя в ножички, нечаянно поранил глаз, потерял зрение. Но и с одним глазом он видел и подмечал вокруг себя много больше, чем другие с двумя…
Николай был человеком искренних исканий… Его духовное прозрение, человека языческой закваски, шло трудно и порой болезненно. Однако восхождение было верным по направлению. И жаль, что оборвалось так неожиданно…
Его волновали вечные категории существования, приложимые к конкретному человеку в философском осмыслении. Способность задуматься об этом глубоко и выразить оригинально и дерзко через поэтическое слово – делает творчество Бурашникова нашим бесценным достоянием.
Неожиданно распахнувшейся перед ним красоте умел изумляться и сам, и ценил эту способность в других. Очень тяжело воспринимал город, технический прогресс, чувствуя его непреодолимую враждебность по отношению к природной сути человека. Вся его душа была по-есенински растворена в природе «малой родины», переполнена любовью к её обитателю-труженику, к родительскому гнезду. Дорожил родовой памятью человека. В стихотворении «Сорока» – это ведь он о себе написал: «Против ветра летела сорока…»
Сегодня перечитываешь Бурашникова и думаешь, что его поэзия, по сути, не уступает Николаю Рубцову. Поэзия его достойна широкой известности, и если её нет, то потому, что был замотан в кокон провинции, что не имел раскрутки, что из провинции не было и нет выхода на всероссийского читателя. А скоро, похоже, и читателя-то уже не будет, не останется…
Виталий Богомолов
Тут вы можете посмотреть, как лучше всего разместить свч печь на маленькой кухне. Существует множество приспособлений, например, специальные кронштейны, крепящиеся к стене. Кронштейны изготавливаются из стали, что обеспечивает прочность и надёжность крепления. Кронштейны подбираются по цвету под технику и интерьер.
|
***
Мне, русскому, мало простора
На этом российском холме,
И поля мне мало, и моря,
И неба…
Нормален вполне:
Нормально курю сигарету,
Нормально я в дали гляжу.
И мыслью блуждаю по свету,
И всюду предел нахожу.
Тогда я глаза закрываю,
Чтоб в душу поглубже взглянуть.
А там – ни конца нет, ни краю.
И в этом вся, видимо, – суть…
На распутье
На распутье, где-то в мирозданье,
Навсегда простясь с родимым кровом,
Человек сидел на сером камне
Одиноко, словно чёрный ворон.
Человек сидел и думал смутно:
«Где моя погибель, а где слава?»
И пытливым взглядом поминутно
То глядел налево, то направо.
Наконец прикинул что-то веско,
Пожевал кусочек чёрствый хлеба
И, махнув на всё рукою дерзко,
Он пошёл направо и налево!
И пошёл, пошёл по двум дорогам
Человек, что странным был по сути.
И себя однажды ненароком
Повстречал опять на том распутье.
***
А в городе нету простора,
Где глазом бы мог отдохнуть:
Вон – дом, вон – решётка забора,
А там, там ещё что-нибудь.
Взойти на большую бы гору,
Увидеть бы даль в синеве…
Тут вечно тоска по простору,
По травушке-мураве.
В избе отца
В избе отца нет ничего такого,
Что бы мешало, было бестолково.
Есть печь, она всему тут голова,
Когда в ней жарко топятся дрова.
Надёжно, крепко сбиты табуреты.
Садились мужики, не дармоеды.
Как добрая открытая ладонь,
Стол
под святыми ликами икон.
А вот сундук и для души и сердца:
Он вам для бани выдаст полотенце.
На дне потёртый ранец под бельём.
В нём фотографии, чтоб вспомнить
о былом…
***
Залаяли собаки в темноте.
Кому не спится в этакую пору?
Вот скрипнула доска, и над забором
Мелькнула по-кошачьи чья-то тень.
За ней другая.
Быстрый шлепоток
Ребячьих ног.
Свет вспыхнул, как солома,
В избе,
Откуда выскочил в кальсонах
Мужик Иван.
В руке его сапог.
«Ну, чертенята, нет на вас креста!
Мать-перемать, как трахну их двустволки!»
И голову задрал:
«Ух, звёзд-то сколько.
Вот это да-а, вот это красота»…
На пруду
Вниз головой в пруду кусты,
Избушка под горой.
Вниз головой в пруду мостки,
И я – вниз головой.
Там синева, там облака,
Там чёрные стрижи.
Там даль, безмерно глубока,
Рисует миражи.
Там всё как есть, как быть должно
В глубинах бытия.
Там мой двойник живёт давно,
Моё второе «Я».
Как я, на пруд приходит он
И видит пред собой
И облака, и горизонт,
Избушку под горой.
Но видит всё – увы – вверх дном.
И мысль его горька,
Что никогда не сможет он
Постигнуть двойника…
На родине
Уголок моей отчизны.
Низкое крылечко.
Нащепав сухой лучины,
Разжигаю печку.
Разжигаю неторопко,
С пониманьем дела.
Озарив бока подтопка,
Пламя загудело.
Заплясало на поленьях
Жарко и с подскоком.
Перед ним я на коленях,
Словно перед Богом.
И скрипит мороз украдкой
Половицей в сенцах.
И, как в детстве, сладко-сладко
Замирает сердце!
Сорока
Против ветра летела сорока.
Ох и было у ей выкрутас!
И небесная, видно, дорога
Не без ям и ухабов у нас.
Только как бы её ни мотало,
Ни шарахало над селом,
Белобоку ничуть не пугало!
И вертела, как надо, хвостом.
Ни кола, ни трубы не задела,
Ни одно не разбила окно.
Против ветра сорока летела.
А куда? Да не всё ли равно.
Против ветра – ты только подумай.
Начихала на все у-лю-лю.
Не туда, куда ветер подует, –
Против ветра! За это люблю.
Первый гром
Первый гром, ах, первый гром!
Сотрясается весь дом!
Вышибаю дверь пинком!
И на улицу – бегом!
И рубаху с плеч – долой!
И под ливень громовой!
И кричу грозе: «Я твой!»,
И расту большой-большой!
А сосед орёт: «Убьёт!»
Ну и пусть себе орёт.
Я-то знаю, не убьёт,
Если за душу берёт!
Дорога
Когда-то была здесь дорога,
Что жить без людей не могла.
Кому-то была она долгой,
Кому-то короткой была.
То свадебной тройкой гремела,
То просто вела ходока.
То возом тележным скрипела,
И дрёма брала мужика.
То слушала плач похоронный…
А нынче заглохла травой.
Ни пеший по ней и не конный
Не странствует в думе дорожной
Ни ранней, ни поздней порой.
И в сердце не то что тревога –
Какой-то холодный покой.
Как будто не эта дорога,
А память заглохла травой.
***
Тут такая погода, такая погода –
Что прижать, право, солнышко
к сердцу охота!
И такой по берёзам стоит шлепоток!
Это треплет им листья живой ветерок.
И щебечут приветливо звонкие птахи.
И иду я по родине в белой рубахе…
***
Я иду по воде и слышу –
Звонко всплёскивают шаги.
Я иду по воде и вижу –
Голубые отходят круги.
Надо мною солнышко детства
В золотом, как подсолнух, цвету.
Ведь иду я без камня на сердце,
Потому и на дно не иду.