01/07/2015 Опыт народной дипломатии
Позвонил Леонид – хороший знакомый, который давно работает в сфере туризма, с этой целью объездивший буквально всю Россию-матушку до Волги и Европу до Ла-Манша включительно. Он и обратился с неожиданной просьбой – выручить в одном деликатном деле: к нам в страну прибыла молодая пара, граждане Бельгии: он – итальянец – офицер, супруга родом из Сербии. Вот такой Евросоюз! Осмотрев достопримечательности столицы, посетив святыни Троице-Сергиевой Лавры, Фабио – как звали гостя, попросил о встрече с российскими коллегами. Кроме меня, у Леонида не было ни одного знакомого, носящего погоны, вот и пришлось, надев пылящуюся в шкафу форму, выручать товарища…
Хорошенько подумав, привлек к встрече сокурсника по Центру духовного образования военнослужащих при Свято-Тихоновском Православном Богословском институте – полковника ГРУ запаса Андрея Р. – ныне сотрудника Синодального отдела по взаимодействию Церкви и Армии. А к нему на работу, где мы решили провести встречу, в назначенный день и час совершенно неожиданно нагрянул ещё один наш однокашник: капитан 1-го ранга запаса, в недавнем прошлом командир атомного подводного крейсера – ныне постриженик Санаксарского мужского монастыря, помощник начальника одной из баз Северного флота по работе с верующими военнослужащими иеромонах Вениамин… В общем, самому Богу было угодно, чтобы на встрече с представителем армии страны, члена НАТО оказались три русских богатыря, разом претендующих на прозвище Поповичей!
SOS, Russia!
…После обмена рукопожатиями, за сервированным чаем, сладостями и крымской клубникой столиком, с помощью старавшейся казаться незаметной переводчицы Виктории, завязался непринужденный разговор. Фабио оказался достаточно молодым человеком лет 30, его супруга выглядела немного постарше, оба излучали, как принято в Европе, доброжелательность и располагающие улыбки, которые не оставляли сомнений, что у них в Европе всё ОК! Впрочем, и мы были не лыком шиты – не строили из себя хранителей важных государственных тайн, от души демонстрировали гостям щедрое русское гостеприимство. Помогала нам в этом моя супруга – между прочим, действующий прапорщик!
Наш гость оказался лейтенантом вооруженного резерва бельгийской армии и, как он признался, горячим поклонником России и её президента. Угощая его крымской клубникой, мы осторожно поинтересовались его отношениям к Крыму. К всеобщему удовлетворению, он высказался вполне пророссийски, признавшись, что в восторге от грамотных действий «вежливых людей», которые вызвали на Западе не только приступы ненависти и страха, но и явные симпатии многих европейцев.
Мы поинтересовались так же настроениями среди офицерского корпуса бельгийских Вооруженных сил, входящих в НАТО. Фабио сообщил, что молодые офицеры в основном разделяют его симпатии к нашей стране. Старшие – более консервативны, но, по его мнению, если бы не присяга и погоны, обязывающие хранить их верность атлантическому курсу, большинство из них были бы более лояльны к России. Вместе с тем он признал, что влияние антироссийской пропаганды на военнослужащих и гражданского населения страны за последнее время значительно выросло, и если старше поколение, помнящее ещё времена холодной войны, легче откликается на ставшее привычным клише о российской военной угрозе, то молодёжь очень сомневается в предъявленных ей по существу липовых доказательствах таковой угрозы с Востока. Гость рассказал, что непосредственно приехать сюда его подтолкнула встреча с одним лектором – дипломатом, который, выступая перед офицерами, стал рассказывать об агрессивной политике Москвы, пугать бельгийцев Путиным и его войсками. Фабио не побоялся, насколько это позволял формат встречи, вступить с ним в спор. А неожиданно поддержал лейтенанта один известный бельгийский адвокат, который прямо призвал, что поскорее бы русские их освободили! Вот те раз! А от кого?
Наш гость назвал не только американцев, присутствие которых давно раздражает простых бельгийцев, но и собственную государственную бюрократию, давно проводящую в стране явную антигосударственную политику. Правящие с некоторым перерывом уже лет 30 в стране левые силы, давно построили в Бельгии социализм – без коммунистов и революций, но, со слов Фабио, радости ни у него, ни у большинства соотечественников от этого нет. Согласно распространённым в ЕС левых теорий, при социализме просто не может быть неравенства! Поэтому власти активно занимаются подтягиванием до среднего уровня жизни (очень, признаемся, неплохого) всех жителей королевства, включая растущую на глазах общину мигрантов. Уже сегодня количество «понаехавших тут» уроженцев Африки и арабских стран составляет около половины населения страны! В Бельгии можно спокойно жить на пособия по безработице (едва не самые большие в ЕС), не утруждая себя поиском работы, ведь разница между работающим и безработным невелика: последний пользуется практическими такими же, если не большими правами, например, бесплатным проездом! Казалось бы, вот он – рай земной!
Но сложилось ощущение, что европейцы, увязнув в таком вот построенном социалистами райском болоте, не знают, как из него без посторонней помощи выбраться! Я искренне пожалел посланца Запада и выразил ему это словами и жестами. И тут Фабио перестал улыбаться и стал похож на большого растерянного, заблудившегося ребёнка, в его лазах словно читалось: «Россия, спаси нас!»
И вдруг стало отчётливо понятно, что общество поголовной социальной справедливости, так же как всеобщего равенства и братство – абсурд! Социальная справедливость требует жертв в виде уступок и уравниловки со всеми категориями населения, включая мигрантов, беженцев и разных извращенцев. Они тоже люди и тоже требуют соблюдения своих прав! Вспомнился сербский святитель Николай Велемирович, который писал, что «там где нет Бога и Любви, говорят о равенстве и правах». И там, где нет бомжей и голодных, не нужды напрягать сердце – подавать и помогать – там каждый за себя и Бог-любовь там не нужен. А там где не нужен Бог появляется сатана.
В поисках новой Родины
Таким образом, наш разговор перешел к теме Веры, религии. Гость признался, что приятно удивлен, что русские офицеры встречаются с ним не в кафе или казино, как это было бы в Бельгии, а в отделе по взаимодействию Церкви и Армии, где все помещения украшены иконами и портретами русских полководцев. Фабио признал, что среди его сослуживцев в религиозном вопросе присутствует теплохладность и это несмотря на то, что в армии, да и в бельгийском обществе вообще, свободно можно выражать свои религиозные или атеистические взгляды и предпочтения, за которые никто не преследуется. В штате бельгийских ВС есть служители культов всех основных мировых конфессий и даже аналога замполита – специалиста по нормам морали, нравственности и этики для атеистов, но радости ни сердцу, ни уму это никому из них не даёт! Об этом говорят и молчаливые свидетели славного прошлого – прекрасные, величественные храмы средневековой Европы, которые сегодня, по грустному признанию Фабио, пустуют или сдаются в аренду любителям биллиарда или мусульманским общинам
Чувствуется, что вот именно эта поголовная толерантность и всеобщая социальная уравниловка и угробила вроде бы внешне процветающую страну, иначе как объяснить печальные признания бельгийца итальянского происхождения, что жить дома становиться невозможно и его с женой всё чаще посещает мысль покинуть столь гостеприимную Бельгию и искать новую Родину!
Русские опять не сдаются!
Мы осторожно поинтересовались у погрустневшего гостя, готова ли бельгийская армия защищать страну и услышали странные на наш взгляд рассуждения не о долге и присяге, а о целесообразности и мотивации! Получается, что и сам Фабио, дававший присягу королю, и его сослуживцы будут раздумывать, отражать им нападение противника или быть к нему привычно толерантным. По его признанию с агрессивными арабами или внезапно высадившимися китайскими десантниками лично он воевать готов, а если бы вдруг в Бельгии появились «вежливые люди» из России, то… тут наш гость подмигнул, сказав, что их он бы встретил без оружия!
Чего здесь больше: влияния сербки-жены, антиамериканских настроений, переросших в пророссийские симпатии или зрелое осознание, что правда на нашей стороне и именно Россия (по Достоевскому) должна спасти мир – я не знаю, но регулярно читая православную аналитику, убедился в правильности основных прогнозов по Западной Европе – стороне, откуда уходит живой дух. И всё больше европейцев, несмотря на оголтелую пропаганду, разворачиваются в сторону России, в сторону Солнца.
По просьбе Фабио мы рассказали ему о нашей Армии, о её традициях и сегодняшних героях: о 6-й роте псковских десантников, о Евгении Родионове, о броске на Приштину, о том, что торговать Родиной, размениваться на мелочи, ставить личное выше общественного, у нас не принято; и что в конце концов «русские не сдаются!». Гость слушал переводчика, смотрел предложенные ему тематические видеосюжеты и кивал головой соглашаясь – сравнить Русскую армию ему было не с чем.
Штыком и песней
Завершили мы наше общение с иностранными гостями в Славянском Центре письменности и культуры, где в это день проходила презентация книги любимого нами поэта и исполнителя казачьих песен Сергея Матвеева. Его пришел поддержать замечательный коллектив «Казачий круг» во главе с бессменным руководителем Владимиром Скунцевым. Это вроде бы официальное мероприятие переросло, как часто здесь бывает, в настоящий праздник русского слова, казачьего духа! Это было настолько по-русски, настолько близко сердцу, что два часа пролетели, как на одном дыхании единого организма. Иногда я вспоминал про Фабио и с удовлетворением находил его в первых рядах зала. Он, едва могущий связать – понять несколько слов по-русски, буквально пожирал глазами артистов, записывая выступления на айфон.
После окончания официальной части мы подошли к Сергею, с которым я немножко знаком и представил ему зарубежных гостей. И офицер бельгийской армии, едва не плача от счастья, тряс ему руку и благодарил на всех известных языках: «Фенк-ю, Грация, Данке, Мерси, Спасибо!» А мне вдруг необычайно ярко представилась картина поздней весны 1814 года, когда Русская Армия, казаки, покорив непобедимого Наполеона, стояли во Франции, куда входила тогда и нынешняя Бельгия и как их боготворили европейцы, излеченные от дурмана революции не столько русским штыком, сколько словом, песней и горячей верой!