06/06/2015 Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, очередную годовщину которого мы празднуем 6-го июня, прожил хоть и короткую, но яркую, насыщенную жизнь. В этой жизни до сих пор остаётся немало тайн и загадок. К примеру, известно, что Пушкин много путешествовал, объехав практически весь юг тогдашней Российской империи — от причерноморской Новороссии до Кавказа. Одни исследователи полагают, что то было обычным путешествие опального при царском дворе поэта. Но есть и те, кто утверждает, что Александр Сергеевич ездил с некой тайной миссией, по поручению самого императора Николая I. Что это была за миссия — до сих пор остаётся тайной.
Не менее таинственной выглядит и смерть поэта, убитого на дуэли...
Как известно, дуэль состоялась 27 января (8 февраля по новому стилю) 1837 года. Противники приехали на место предстоящей схватки почти одновременно. Поэт Александр Сергеевич Пушкин со своим секундантом подполковником Константином Данзасом и поручик лейб-гвардии кавалергардского полка барон Жорж Шарль Дантес-Геккерен с секундантом, которым являлся атташе французского посольства виконт д’Аршиак.
Была выбрана площадка, окруженная густым кустарником. Когда все приготовления были закончены, подполковник Данзас махнул своей шляпой. Дуэлянты начали расходиться к своим барьерам... Первым выстрелил Дантес-Геккерен. Пушкин получил смертельную рану в брюшную полость. Однако он успел, уже упав на землю, оперевшись на левую руку, выстрелить в противника. Дантес был легко ранен...
Поэт промучился два дня. Военный врач доктор Спасский, не отходивший от постели раненого, свидетельствует:
«Это была настоящая пытка. Физиономия Пушкина изменилась, взор его сделался дик, казалось, глаза были готовы выскочить из орбит, чело покрылось холодным потом, руки похолодели, пульса как не бывало... Готовый вскрикнуть, он только стонал, боясь, как он говорил, чтобы жена и дети не услышали...».
29 января (10 февраля) величайшего русского поэта не стало. Буквально сразу после его смерти почитатели Пушкина принялись гадать, что стояло за той роковой дуэлью? Не скрывала ли она хорошо замаскированное убийство?
Подозрительные обстоятельства
Надо признать, что для таких подозрений был веский повод. Поскольку произошла дуэль, происшествие рассматривалось не уголовной полицией, а временным военным судом, призванным разрешать взаимные тяжбы между дворянами. Комиссия военного суда была сформирована из гвардейских офицеров.
Как верно отметил по этому поводу доктор юридических наук А.С.Кобликов, «познания офицеров в праве и тонкостях криминального расследования не стоит переоценивать». Говоря проще, военный суд в ходе расследования не уделил внимания деталям произошедшей дуэли, исследуя главным образом формальные её причины (кто кого первый оскорбил и кто кого первый вызвал к барьеру). А между тем именно детали дуэли вызывают много вопросов. Если бы дело расследовали полицейские чиновники, они бы обязательно обратили внимание на некоторые странности поединка. Вот одна из них, изложенная другом Пушкина Василием Андреевичем Жуковским в письме отцу поэта, написанном спустя месяц после дуэли:
«... по выборе места поединка надобно было вытоптать в снегу площадку, чтобы тот и другой удобно могли стоять друг против друга и сходиться... Наконец была вытоптана тропинка в аршин шириною и в двадцать шагов длиною; плащами означили барьеры, одна от другой в десяти шагах; каждый стал в пяти шагах позади своей. Данзас махнул шляпою: пошли, Пушкин почти дошел до своей барьеры; Геккерен за шаг до своей выстрелил...».
Вот как! Не доходя до своей барьеры, вопреки правилам Дантес-Геккерен стреляет в поэта. Далее происходят не менее удивительные вещи. Раненый Пушкин сам начинает целиться в противника. Жуковский пишет:
«Он опёрся на левую руку, лежа прицелился, выстрелил, и Геккерен упал, но его сбила с ног только сильная контузия; пуля пробила мясистые части правой руки, коей он закрыл себе грудь, и будучи тем ослаблена, попала в пуговицу, которой панталоны держались на подтяжках против ложки; эта пуговица спасла Геккерена».
Наверное, Жуковский писал это со слов самого Дантеса-Геккерена и вполне удовлетворился его объяснениями, как и многие его современники. Однако в 1962 году дело решили проверить ленинградские криминалисты. Они внимательно изучили образцы дуэльных пистолетов первой половины XIX столетия и выяснили, что их пробивная сила соответствовала силе пистолета ТТ довоенного образца, пуля которого с 25 метров пробивает пакет из 6-8 сухих сосновых досок толщиной по 25 мм. То есть как бы ни загораживался рукой Дантес, пуля свободно пробила бы его тело. Пуговица от панталон также не является для пули существенной помехой... Криминалисты из Ленинграда посчитали, что противник Пушкина явился на дуэль в металлической кирасе или в кольчуге, спрятанной под одеждой.
Конечно, Дантеса можно посчитать обычным трусом, испугавшимся возможной смерти. Но, по отзывам сослуживцев, поручика лейб-гвардии можно было обвинить в чём угодно – в буйном характере, в заносчивости, но только не в малодушии: на разных дуэлях он дрался почти каждый месяц. Выходит, в случае с Пушкиным речь надо вести об иных мотивах, побудивших Дантеса, вопреки правилам дворянской чести, явиться на дуэль в кирасе и стрелять, не доходя до барьеры.
Может, просто под видом дуэли он решил попросту убить поэта?
Кто заказчик?
Если принять версию об убийстве, то возникает закономерный вопрос: был ли Дантес убийцей-одиночкой или за ним кто-то стоял? Наверное, ответ на этот вопрос могло бы дать тщательное расследование мотивов дуэли. Военный суд гвардейских офицеров, разбиравшийся с происшествием, решил, что мотивами явились, говоря нынешним языком, разборки между поэтом и поручиком по поводу жены Пушкина – Натальи Гончаровой. Кто-то подбросил Пушкину анонимку, где намекалось на интимную близость его супруги с гвардейским поручиком Дантесом. Началось многомесячное выяснение отношений, закончившееся тем, что Пушкин вызвал гвардейца на дуэль... Словом, банальная история для того времени.
По какой-то причине суд не стал обращать внимание на факты, которые подметил спустя почти 150 лет доктор юридических наук А.Наумов, внимательно проанализировавший материалы судебного разбирательства:
"Показания Дантеса по поводу причин дуэли искренностью и не пахли. Более того, они от начала и до конца являются ложными, хотя и построены будто бы на правдоподобной основе. На протяжении всего процесса тактика Дантеса была неизменной: отрицать всё, что привело бы к установлению истинных причин дуэли (грязных интриг и недостойных поступков как собственных, так и приёмного отца – нидерландского посланника при русском дворе Луи Геккерена). Последний направлял поведение Дантеса (выделено мною. – А.В.) и во время процесса, а также усиленно хлопотал о благоприятном исходе дела, заботясь и о собственной репутации. Это ему принадлежит версия, распространявшаяся и после убийства поэта, что противником Дантеса якобы был «безумец, вызвавший его без всякого разумного повода; просто ему жизнь надоела, и он решился на самоубийство, избрав руку Жоржа орудием для своего переселения в другой мир».
Итак, посол Нидерландов в России, он же приёмный отец Жоржа Дантеса – Луи Геккерен направлял поведение своего приёмыша. Он же, по всей видимости, и организовал ту дуэль. Пушкиноведам известно, какую зловещую роль сыграл нидерландский посол в разыгравшейся трагедии: своими интригами он искусственно стравливал Дантеса и Пушкина, распространяя грязные слухи о Наталье Гончаровой.
Но и он не единственный, кто прямо способствовал гибели поэта.
Надо повнимательнее присмотреться и к личности секунданта Пушкина Константина Данзаса, которого поэт считал своим другом. Лет десять назад в «Комсомольской правде» появилась любопытная статья под многозначительным заголовком «Пушкина убили секунданты?». В ней оружейник Дмитрий Алексеев, изучивший все обстоятельства дуэли, характеристики пистолетов и траектории полётов пуль, пришел к выводу, что вина за смертельную рану лежит на секундантах. Именно они перед поединком заряжали пистолеты. По мнению Алексеева, если бы заряд пороха был большим, то «в принципе пуля могла пройти навылет. Возможно, поэт избежал бы летального перитонита и оправился от раны». Но, видимо, это не входило в задачи секундантов. К тому же больший заряд пороха сделал бы уязвимым и металлический «бронежилет» Дантеса.
Однако Данзас, снаряжавший пистолет Александра Сергеевича, выбрал ту дозу пороха, с которой согласился и секундант Дантеса виконт д’Аршиак и которая в итоге стала смертельной для поэта и спасительной для его противника.
Выходит, мы можем говорить о настоящем заговоре против Пушкина, где были задействованы Луи Геккерен, Жорж Дантес и, возможно, друг поэта Данзас.
За фасадом масонского храма
Автор этих строк считает, что указанные люди послужили лишь инструментом убийства в чужих, более могущественных руках.
Вспомним, что в последние годы жизни Александра Сергеевича буквально травили. Петербургская пресса мешала с грязью его семейную жизнь, распускались сплетни о том, что он имеет якобы отношение к порнографическим стишкам, гулявшим по рукам в аристократических салонах. А главный редактор журнала «Северная пчела» Булгарин назвал характер Пушкина «необузданным и диким». Чтобы подтвердить свои домыслы, Булгарин изрядно покопался в африканских корнях происхождения поэта. Эта выходка возмутила даже царя Николая I, назвавшего статью в «Северной пчеле» «низким подлым оскорблением»...
По мнению историка-эмигранта Бориса Башилова, такую травлю Пушкину могли устроить только масоны.
Для справки. Масонство или Орден вольных каменщиков – всемирное тайное общество, поставившее своей целью вести человечество к достижению земного Эдема, в царство любви и истины. Это официально декларируемые цели масонов. На самом деле своей задачей они видят разрушение национально-государственных образований и Христианской Церкви. Вместо Бога они поклоняются некоему «Всемирному Разуму» или «Верховному Строителю Вселенной», в котором, по мнению некоторых церковных деятелей, угадываются черты антихриста. Таким образом, масонство – это очень влиятельная, по сути, сатанинская секта. При вступлении в масонский Орден человек дает клятву не изменять делу «вольных каменщиков». В противном случае ослушника ждёт смерть... Именно масоны стояли у истоков Великой французской революции 1789 года и Февральской революции 1917 года в России.
В нашей стране масонство начало распространяться со времён Петра I. К началу XIX столетия масонские ложи проникли практически во все сферы русской жизни, захватив прежде всего нашу аристократию. Отец Пушкина Сергей Львович очень увлекался масонским лозунгом: «Свобода, равенство, братство» и потому не случайно определил будущего великого русского поэта в Царскосельский лицей, организованный масонами швейцарцем Лагарном и Михаилом Сперанским. Борис Башилов справедливо отмечает:
«Царскосельский лицей подготавливал лицеистов не столько к государственной службе, сколько к вступлению в тайные противоправительственные общества».
Хула на Церковь, на монархическую власть, на национальные традиции русского народа – всё это было модным в среде лицеистов и их преподавателей, в большинстве своем состоявших в тайных масонских ложах. Пушкин поддался этому всеобщему увлечению. Он сочинял эпиграммы и стишки, обличающие «отсталую Россию». В одном из произведений юный поэт прямо призывал к «очистительному огню» революции...
Это переполнило чашу терпения царя Александра I, который после войны 1812 года порвал с либерально-масонствующей средой и стал принимать меры для укрепления национальных основ существования государства. Выпускника Царскосельского лицея Пушкина высылают на юг. Там Александр Сергеевич прямо вошел в контакт с масонским Орденом. Это были члены «Южного общества», прозванные в последствии декабристами. Пушкин вступил в масонское братство и... с ужасом понял, что совершил большую ошибку! Масон Павел Пестель раскрыл ему планы Ордена: истребление царской семьи, установление диктатуры «вольных каменщиков», разрушение Православия, расчленение России и т.д. Как потом писал впоследствии сам Александр Сергеевич:
«Я вдруг понял, что казавшееся доныне правдой, было ложью, чтимое – заблуждением, а цели, которые я себе ставил, грозили преступлением, падением, позором!».
В 1820 году Пушкин возвращается в свое имение Михайловское под Псковом. С этого момента он порывает с масонством. Его теперь можно было часто видеть за беседами со священнослужителями, с крестьянами, он глубоко погрузился в изучение отечественной истории. Выражаясь словами исследователя Ивана Андреева, Пушкин становится «русским национальным поэтом».
Он не принял участия в восстании декабристов, хотя многие бывшие друзья по лицею в канун событий 25 декабря 1825 года звали его в Петербург. После воцарения на российском престоле Николая I Пушкин поехал на встречу с государем в Чудов монастырь. Состоялся долгий, обстоятельный и откровенный разговор. Пушкин заверил царя, что он ничего не имеет против правительства и желает только одного – быть полезным Отечеству и Престолу. Николай I обещал поэту свое покровительство.
Начался расцвет творчества поэта: сказки, поэмы «Полтава» и «Медный всадник», произведения болдинского периода. Когда после подавления польского восстания 1830 года в Европе началась информационная атака на Россию, Александр Сергеевич написал великолепные патриотические стихи «Клеветникам России», не потерявшие своей актуальности и поныне...
Масоны, которых Николай I загнал в глубокое подполье, не могли простить такого отступнику. Последней каплей их терпения, видимо, стали архивные изыскания поэта.
Некто по имени «Емельян Пугачёв»
С конца 20-х годов XIX века Александр Сергеевич работал в архивах империи. По распоряжению Николая I ему был открыт доступ ко всем имевшимся историческим документам. Пушкина очень заинтересовала история пугачевского восстания, происходившего в царствование Екатерины II. Вот что пишет об этом восстании историк-публицист Александр Бушков:
«Сам размах этого предприятия уникален – ничего подобного на Руси прежде не бывало... В отличие от разинского бунта, представлявшего собой всего лишь буйство разросшейся до гигантских размеров разбойничьей шайки, не озабоченной ни в малейшей степени административными делами, войско Пугачёва было строжайше организовано. Оно управлялось не „советом атаманов“, а самой настоящей Военной коллегией, своего рода аналогом екатерининского военного министерства в миниатюре, обладавшего также судебными правами. При Пугачёве находилось довольно много якобы пленных офицеров... Кроме того, в штабе Пугачёва были польские офицеры, какие-то загадочные французы... Менее всего пугачевская армия, обучаемая и руководимая профессионалами, походила на разинскую банду или казацкую вольницу. И если бы Пугачёв не потратил столько сил на бесплодную осаду Оренбурга, эта армия могла бы дойти до Москвы, где способных оказать ей сопротивление войск попросту не было...».
Короче говоря, было не похоже, чтобы такой «бунт» организовал какой-то безграмотный казак Емельян Пугачёв.
Профессор истории Дерптского университета А.Брикнер выяснил, что личность, действовавшая под фамилией Пугачёва, долгое время жила в Польше. Там этот человек получил большие деньги, с которыми переправился на Урал, где и организовал вооружённый мятеж, действуя уже под личиной недавно умершего царя Петра III. Примечательно, что мятеж начался именно в те годы, когда русская армия вела войны против Османской Турецкой империи и Польского королевства. Екатерине II пришлось даже для подавления мятежа снимать с фронта боевые части под командованием Александра Васильевича Суворова. Фаворит императрицы граф Алексей Орлов справедливо полагал, что за Пугачёвым стоят действия французских спецслужб, не желавших усиления России в Восточной Европе и всячески помогавших туркам и полякам. У Пугачёва были влиятельные друзья и в России.
Масоны, засевшие в Санкт-Петербурге, наверняка сочувствовали делу пугачёвцев. Видимо, это они распространяли листовки от имени «царя Петра Фёдоровича». Они же, видимо, укрепили командный корпус мятежников, направляя своих людей к повстанцам под видом попавших к Пугачёву в плен польских офицеров. И они же, скорее всего, доставили из российской столицы в стан Пугачёва один из штандартов настоящего царя Петра III...
Надо сказать, что Пушкин тщательно изучал пугачёвский бунт. Известно, что он читал протоколы допросов пленных пугачёвцев и их вожаков. Не исключено, что поэту попались документы, свидетельствующие о предательской по отношению к России роли масонства в пугачевском восстании. И если бы Пушкин их опубликовал, то масонское братство было бы со скандалом дискредитировано в глазах россиян.
Мы теперь никогда не узнаем о намерениях Александра Сергеевича. Во всяком случае, известно, что он не собирался ограничиваться исследованием «пугачёвской эпопеи» одной лишь «Историей Пугачёва», рассматривая её только как набросок к более грандиозному труду.
Видимо, масоны не стали дожидаться этого труда и начали действовать на упреждение. Пушкина начали дискредитировать и травить в прессе. А потом решили попросту ликвидировать. Прямое убийство грозило тщательным полицейским расследованием с непредсказуемыми последствиями. И потому был выбран более тонкий способ – дуэль.
На роль убийцы подобрали тщеславного офицера гвардии Жоржа Дантеса, чей приемный отец Луи Геккерен являлся членом масонской ложи «Соединённые братья». Хам и задира Дантес охотно принял предложенную ему роль. Возможно, не за просто так, ибо, по отзывам его товарищей по лейб-гвардии, он постоянно нуждался в деньгах.
Масонский «заказ» был исполнен им в феврале 1837 года...