Купить в Киеве хорошую мебель для офиса можно по самым доступным ценам. Речь идёт о сейфах, стеллажах и, конечно, металлических шкафах. Такой шкаф для документов вместителен, не занимает много места и очень удобен для систематизации документов.
Ирина Щербина. «Из глубины незримых тайников». Стихотворения. – Рязань: Издательство «Литера М», 2015.
Книга поэзии Ирины Щербины «Из глубины незримых тайников» – это новый взгляд на своё творчество, на его истоки, питающие вдохновение, и вообще – на жизнь. Поэтесса даже в мыслях не возвышается над «толпой», не ставит свой талант превыше всего, а просто и естественно размышляет о текущем времени, откровенно разговаривает с заинтересованным читателем и находит в нём понимание. Как и обычный человек, она иногда сомневается в правильности своих суждений, но не опасается, что её стилистику и образность осудят «привередливые критики»:
Хоть род людской неприхотлив,
Наверное, под силу каждому,
Зерно от плевел отделив,
Средь шелухи увидеть важное.
И, сокрушив сомнений рать,
Рукой коснуться неба синего –
Непостижимое понять,
Проникнуть в суть необъяснимого.
Поэтому и в названии книги «Из глубины незримых тайников» таится загадка, которую Ирина Щербина открывает нам своими проникновенными и доверительными стихами.
У каждого талантливого человека, работающего в «творческом цеху», существует своя внутренняя духовная концепция, определяющая всё его творчество. Она есть явление врождённое: и только со временем, осмыслив себя творцом, поэт может более точно дать характеристику данному явлению:
Я так люблю перо и кисть,
Их виртуозное уменье
Создать портрет стихотворенья
И нанести узор на лист!
Возможно, это – прихоть, блажь –
Запечатлеть черты былого,
В застывших красках видеть слово,
В минувшем – новый антураж.
……………………………………….
А чародейство наяву…
Ведь я – с Природою едина –
Свой мир малюю, как картину,
И, как роман, пишу судьбу.
А судьба поэта, в первую очередь, зависит от той степени ответственности, с которой он относится к своему таланту. Поэтому не спонтанно, а глубоко прочувствованно автор обращается к творчеству наших гениальных поэтов: Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Александра Блока, ощущая свою неразрывную связь с русской классической литературой.
Цитата из «Талисмана» А. Пушкина даёт Ирине Щербине возможность по-своему «высветить» данную тему: «…Среди терзающих сомнений Петляет творчества тропа…» и далее: «…Нет благороднее удела – Дарить талант, как талисман…» И вот, как завершается стихотворение:
Талант не выкупить обманом
Под маской вычурных имён.
Пусть светит вечным талисманом
Бессмертье будущих времён.
Небольшой цикл стихотворений, посвящённый Михаилу Юрьевичу Лермонтову, расширяет диапазон причастности поэтессы к отечественной литературе. Лермонтовская строка «И в небесах я вижу Бога» открыла в душе Ирины Щербины космические ощущения его поэзии и общения с Богом:
Не нужно распятий, не надо икон,
Так тихо, но всё же не спится.
Я выйду за хутор, где трав перезвон,
И стану молиться, молиться…
……………………………………
Покоем объята ночная Земля,
На ней только я и Всевышний.
Оттолкнувшись от стихотворных строк М. Лермонтова «Как сладкую песню отчизны моей Люблю я Кавказ» поэтесса, как бы обобщая для себя творчество Михаила Юрьевича, говорит:
Кому-то – безутешная слеза,
Кому-то – праздник пёстрого базара…
А мне – печаль вселенская Тамары
Да древние на стенах образа.
Давно замечено как благотворно на судьбы молодых русских поэтов влияет классическая отечественная литература, проникнутая любовью к Родине, родной земле. Поэтому, естественно, в книге есть и такие стихотворения. К примеру, «Родина», которое поэтесса строит на противоположностях:
У России издавна
Сотни прозвищ всяческих.
«Ласковая», «Грозная»,
«Мачеха» и «Матушка»,
То – «Ярмо несносное»,
То – «Зазноба-ладушка».
Сам по себе приём интересный, позволяющий дать и яркую образную картину, и философское обобщение темы. И, конечно же – показать красоту нашей русской природы:
Золотистой полосою
Лёг закат на березняк,
Окунув каймой косою
В реку неба яркий стяг.
…………………………..
Переливчато сиянье,
Блики трепетно чисты,
Словно тайные посланья
На заломах бересты.
В глубоких по смыслу стихах читатель ощущает нескончаемую любовь Ирины Щербины ко всему живому на земле. Но часто за резкостью внешних смелых образов кроется лирика, жизненная философия, поражающая своей конкретностью и глубиной:
Ржавые прорези неба
Льют, ожидая утраты,
Капли кровавого света
В рыжие жилы заката.
Ярче, чем злато киотов,
Вечер горит, отражая
Адский огонь на воротах
Нами забытого рая.
Но рай любви не забывается, не исчезает, оттого книга поэтессы не бесстрастна, а полна напряжённых чувств лирического героя, в которых «…Тело и тень, Пламя и лёд…». В стихотворениях «Выстрел», «На эшафоте», «Ворожба», «Чародейка» это чувство вырастает до космического трагизма:
Мне знакомы такие слова
От которых ковыль зеленеет,
Дикий зверь на бегу цепенеет,
Кругом стелется одурь-трава.
И стихает людская молва…
И во многих стихах якобы «затишье» превращается в неистовый шторм, в драму, а иногда и в трагедию: «Небрежный локон, крылья в крови… / И гордость – так хороша! / Никто не видел, как от земли / Летела моя душа». Вряд ли не верующий в Бога человек будет писать о душе, православных храмах, о вечной жизни в потустороннем мире:
Тихой радостью душу мою
Наполняют церковные звоны.
Без смущенья гляжу на иконы:
Мне шагать по сухому жнивью
В неизбежность осенней поры,
В неизбывность судьбы, в бездорожье…
Там, приникнув к святому подножью,
Я увижу вершину горы.
Читаем стихотворение об ушедшем близком человеке. Трагедия? Да! Но автор разговаривает с ним, как с живым: «И кажется – всё ты слышишь, Пространство пронзаешь взглядом, Неведомой жизнью дышишь В живущих со мною рядом». И вот концовка стихотворения:
Минувшее – тонкой нитью,
Меж туч – голубым оконцем…
Как ласкова гладь гранита,
Согретого вечным солнцем.
Такие стихотворения как: «Глаза уездных Богородиц», «Планета души», «Мы давно уже в пути», «Дары волхвов», «По тернистой тропе», «Какое жестокое время», «Лестницы», «Встречи», «Смейся звонко, беззаботно» прямо или косвенно примыкают к «блоку» стихов о духовности.
Глаза уездных Богородиц
Не знают пышности столиц.
За старым храмом – лес, колодец
Да строгость деревенских лиц…
………………………………….
Чиста, светла душа народа.
С надеждой смотрит человек
В глаза российских Богородиц.
И ныне, присно и вовек!
Или вот строки из стихотворения «Лестницы»: «Тщетных мечтаний прах, / Вера в конце пути… / Детский минуя страх, / нам сужено идти / Вверх по ступеням лет / Вплоть до печальных тризн… / Зная: за мраком – свет. / А после жизни – жизнь».
Думаю, что книга Ирины Щербины не может остаться незамеченной как читателями, любящими поэзию, так и профессиональными литераторами. Ведь это – серьёзный и значительный шаг поэтессы на пути глубокого осмысления собственного места в современном мире и творчестве. Доброй ей дороги!
Комментарии пока отсутствуют ...