Кто не берётся анализировать прозу сибирского молодого писателя омича, тот обязательно видит политику и знакомые мировые фигуры. Взять критика Валерия Куклина – жителя Берлина. Читая повесть Виктора Власова «Белая и чёрная роза» крепкий писатель говорит о раболепии России перед странами СНГ, осуждая обыкновенного учителя общеобразовательной школы, дескать, виновны-то учебные заведения в формировании менталитета русского гражданина. Занятен факт, что российское правительство во главе с Владимиром Путиным держит линию «мы не прогибаемся под западные идеалы», и это верно. Правда, среднестатистический омич, не знаю, как остальные, живо ставит в пример западное…
– У нас меньше зарплата и люди глупее, а вот на Западе, в той же Европе – всё намного лучше! – привожу похожий ответ нескольких людей из разных слоёв общества. Вариации могут меняться, но смысл остаётся неизменным. Что это – слабость менталитета человека, родившегося в России. Или его особенность? Так если мы, скажем по Куклину также, не поможем вдолбить в голову ещё со школьной скамьи, что наша Родина – наше всё, то о чём говорить дальше?..
Я бы не стал в который раз касаться произведений учителя и видеоблоггера Виктора Власова, если бы не члены писательских союзов и не последние комментарии… Да, возможно молодой писатель не нравится критику Владимиру Тыцких, Эльвире Кочетковой и Валентину Курбатову, судя по некоторым статьям, напечатанным в дальневосточном ежемесячнике «Литературный меридиан», но это не повод, чтобы забывать самого Власова и его творчество, прозу, в частности.
Обращаю внимание на героев из последних несколько произведений Виктора. Будь то братья Зотайдо из «Красного лотоса» и «Последнего рассвета» или Светлана и Амина из «Чёрной и белой розы», но эти люди выступают против сложившейся системы ценностей. Против коррупции, против навязывания чужого мнения. В «Последнем рассвете» показана сцена, как самураи, видя неких «радикалов», названых этак за христианское вероисповедание, начинают сомневаться и осуждать существующие в Японии религии.
– Мы должны верить, как император, во множество богов? – спрашивает на всякий случай один самурай другого.
– Тебя наняли, чтобы не думать! Не говори больше никому об этом.
– Пожалуй, скажу, всё равно до завтра не доживу.
Кстати, самурай выживает – его случайно спасает (что очень редко) один из ниндзя будущего «Красного лотоса». Автор уготовал немалую роль спасённому – в «Красном лотосе» этот самурай становится отцом одного из главных героев. Так здорово, поверите, читать и видеть уже знакомого и старого самурая, который вспоминает войну.
Действительно, сначала герои покорны судьбе и ожидают своего часа, а затем совершают рывок, словно в будущее, чтобы остаться в сердцах наблюдателей. Точно также обстоят дела с героинями «Белой и чёрной розы». Валерий Куклин, которого часто приводит в пример омский писатель Лев Трутнев, заявляет, что одна из героинь совершенно неспособна к подвигам и самоанализу. Речь идёт о бедной и русской девушке Светлане. Система и сложившаяся ситуация способны перестроить характер и рвения человека, но вряд ли смогут повторить то же самое и с душой. Как бы Амина, олицетворяющая Америку и ненасытного дядюшку Сэма, не ярилась над Светланой, то девушка всё равно хранит в душе светлый образ. Русского человека не сбить с пути истинного – его идеалы попадают в кровь с молоком матери. Учителя тут не причём, выскажусь. В данном случае срабатывает стечение обстоятельств. Русский Ванька доверяет до поры до времени, но вскоре скалит зубы и показывает медвежью силу. В данном случае Светлана самоотверженно бросается на помощь всё к той же Амине, терзавшей её неоднократно. Разве способны люди помочь агрессору, если тот по-хорошему доброго-то и слова не достоин. Конечно, способны, на то они и люди добрые, русские, из России, по-моему, даже из Омска, как рассказывает Виктор Власов в своём видеоблогге…
Провожу параллель между героями «Белой и чёрной розы», калькирую их на Барака Обаму и Владимира Путина. Барак Обама – темнокожая Амина, а Владимир Путин, уж простите, – светлая Светлана. Светлая девушка готова принять условия Амины, но чтобы только порадовать свою маму и не упасть в грязь лицом. Зато Амина продолжает извращаться над старой дружбой так, что терпеть становится невозможно. Владимир Путин готов помогать Украине и Петру Порошенко, собственно и помогает – сколько гуманитарных грузов отправлено на Донбасс, но только если будут соблюдены условия и соглашения… Круговая порука начинается с точки падения, так сказать, Барака Обамы и затем – Петра Алексеевича Порошенко. Барак Обама будто бы в лице Амины Мафусаиловой диктует такие невыполнимые условия Владимиру Путину в образе доброй и простой Светланы, что поражаешься стойкости и решительности.
Валерий Куклин, несомненно, помогает повторно обратиться к повести «Белая и чёрная роза» о двух русских девушках, переезжающих в США. Но и помогает вскоре после Куклина к повести обратиться и Соломон Воложин, критикующий самого Куклина на сайте «Русский переплёт». Валерий Васильевич уж отдувается за то, что написал. Как говорится за себя и за автора Власова: https://art-otkrytie.narod.ru/vlasov.htm. К скрытым смыслам повести и романов В.В. помогают в какой-то мере обратиться недавние нападки на него из писательской организации СРП. Александр Эрахмиэлович Лейфер (председатель СРП, омское отделение) напоминает, что молодёжную премию им. Ф.М. Достоевского Власову дают за произведение о средневековой Японии «Красный лотос». Как бы вторя очередному объявлению о конкурсе этой премии, начинается повторное «обсуждение» снова самого Власова и его повести. Разве мэтр Достоевский мог дать премию за произведение, написанное в жанре альтернативной истории? Сам Фёдор Михайлович никому ничего уже дать не может, кроме впечатлений о своих романах, зато жюри премии решает наградить Виктора Власова.
– О Японии у Власова хорошие интересные произведения, но премия-то Достоевского, – пожимает плечами Лев Емельянович Трутнев. – Награждать, по-моему, ни фантастику, ни фэнтези нельзя. Для Власова, вероятно, сделали исключение. А что Куклин обнаружил политический подтекст в «Белой и чёрной розе», это даже здорово. Обама давит на Порошенко, а тот в свою очередь ведёт себя как взбалмошный и малосильный ребёнок. А Путину приходится разбираться сразу с обоими. Также и в повести: Светлана вынуждена бороться против окружающих обстоятельств и против давней подруги Амины. Что касается писателей, то наши омские – это люди, которые читают лишь себя и редко когда обращаются к тексту товарища, знакомого. Валерий Васильевич – писатель, живущий от России далеко, но ему небезразлично будущее молодых авторов. А товарищ Воложин переигрывает малость. Например, обращает внимание на моменты, которые в принципе неважны для читателя. Когда я читал его критику, наполненную псевдоинтеллектуальными рассуждансами, то мелко говоря, испытывал недоумение. Судя по Воложину, по его разбору на «Русском переплёте», физически придраться можно к любому предложению и строить домыслы вокруг него. Троллинг по-новому…
– Какая у Барака Обамы в штатах демократия или теперь на Украине у Петра Порошенко, если любое инакомыслие пресекается сразу? – удивляется Вениамин Каплун – член Союза российских писателей. – Несколько родных известных журналистов уже порешили, а стоит послушать речи Порошенко и посмотреть на выступления Обамы, как представляются цирковые клоуны. В штатах тоталитаризм на лицо, он также проецируется и на Украину. Про Володю Путина плохого не скажу – уважаю родного президента.
– Выходки героев Власова спорятся с выходками его самого, есть в нём что-то лимоновское, – признаётся Игорь Федоровский – корреспондент газеты «Красный путь». – Как себя ведёт Пётр Алексеевич и Барак Обама. Один уничтожает собственный народ, а второй потакает беспределу на территории союзной республики. Что происходит с героями крупных художественных трудов Виктора? Порой они вытворяют чудные вещи, не поддающиеся объяснению. А Валерий Куклин, правда, отличный критик – замечает, возможно, то, что и сам автор не видит. Но сильная сторона произведений Власова – не политика, а герои, которым удаётся немножко больше, чем простым людям.
Иногда я представляю, что герои власовских произведений «Красного лотоса» или «Последнего рассвета» выбираются со страниц и несутся сквозь расстояния – прорываются через охрану Барака Обамы и Петра Порошенко, а затем разговаривают с ними по душам…