Экономический БРИКС должен стать военным

3

12283 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

АВТОР: Елагин Матвей

 

Экономический БРИКС должен стать военным30/05/2015  Не исключено, что уже летом этого года в Башкирии начнут обсуждать идею создания военного-политического блока стран объединения

 

26 мая состоялась встреча президента России Владимира Путина с представителями стран БРИКС — сообщества по экономическому сотрудничеству Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. Основной темой встречи стали вопросы национальной безопасности и угроз нарушения норм международного права. По мнению некоторых политических специалистов, темы дискуссии говорят о том, что уже на очередном VII саммите БРИКС в июле этого года, который пройдет в Уфе, начнут обсуждать создание внутри пяти государств военной организации, подобной Североатлантическому альянсу.

 

Президент Владимир Путин ясно указал, что есть некоторые страны, которые открыто нарушают международное право, и именно им должен противостоять БРИКС. «Очевидно, что борьба с организованной преступностью, с терроризмом, с финансовыми преступлениями, безусловно, находится в повестке дня международного сообщества, — сказал Путин во время встречи. — Ясно также, что и наши страны в значительной степени сталкиваются с большими угрозами в связи с нарушениями норм международного права, в связи с нарушениями суверенитета государств, различных сфер их деятельности».

 

Стоит отметить, что у участников «пятерки» уже есть положительный опыт совместного влияния на военную политику западных стран. Некоторое время назад именно благодаря принципиальному взаимодействию России и Китая в рамках Совета Безопасности ООН удалось предотвратить иностранное военное вторжение в Сирию, добиться уничтожения сирийского химического оружия и избежать его попадания в руки террористов.

 

Объединяться придется

 

Сегодня ряд участников БРИКС имеет серьезные проблемы со странами-соседями. У России на южных рубежах продолжается напряженность на границе с Украиной, которая в любой момент может привести к возобновлению боевых действий между ВСУ и отрядами ополченцев ДНР и ЛНР. Грузия до сих пор надеется вернуть в свой состав Абхазию и Южную Осетию, а Россия, признавшая независимость этих республик, является по сути единственным гарантом их безопасности.

 

Не стоит забывать и о начавшихся санкциях Запада против России после присоединения Крыма. Представители европейского и американского военного командования после данных событий стали еще сильнее лоббировать свои интересы в Восточной Европе, в планы военных учений НАТО была включена Прибалтика, а на Западе Украины высадился десант из американских военных инструкторов, которые занялись подготовкой украинских военнослужащих.

 

Еще одним заметным событием, которое может повлиять на будущую российскую безопасность, стала победа на выборах президента Польши представителя крайне консервативной партии PiS Анджея Дуды. Члены этой партии придерживаются заметно негативного отношения к России, что может привести к появлению у Калининградской области новых американских формирований, а также к возвращению темы ПРО в Польше.

 

«Я полагаю, что президентские выборы в Польше — это еще репетиция. Настоящая "битва за Польшу" начнется этой осенью, когда будут выбирать Сейм, потому что именно Сейм управляет польской политикой. Что же касается реализации плана по размещению ПРО в Польше, то для меня не секрет, что этот проект уже реализуется. Дискуссии по нему уже в прошлом, — считает политолог-международник Алексей Мартынов. — Однако не эти факторы главным образом влияют на необходимость формирования военного блока БРИКС. Это, в первую очередь, глобальные угрозы: мировой терроризм, исламизм, уязвимость мировой системы защиты от международных угроз. Организация Объединенных Наций как регулятор стабильности и безопасности пробуксовывает».

 

Определенные проблемы со странами-соседями есть и у Индии с Китаем. КНР пытается вернуть под свою юрисдикцию Тайвань, которому покровительствуют США. Одновременно Пекин имеет и ряд территориальных споров с Токио. Непосредственно рядом с Индией расположены вечно воюющий Афганистан и нестабильный Пакистан, обладающий ядерным оружием и имеющий территориальные претензии к соседу.

 

«Усиление совместного военно-технического сотрудничества возможно, общее беспокойство стран Индии, России, Китая объединяют такие угрозы, как терроризм, наркоторговля. Не исключено, что будут вырабатываться новые механизмы, форматы борьбы. Хотя надо вспомнить, что у нас есть уже некий формат сотрудничества с Китаем в ШОС, который тоже задумывался в противодействие "мягким" угрозам, однако китайцы больше используют его в экономическом русле. Предполагаю, что некой скрепой для усиления с военной стороны этого союза станет угроза глобального исламизма, особенно в случае усиления фактора активности "Исламского государства". Эта проблема общая для всех трех стран», — сказал член военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Михаил Ремизов.

 

Конкурент НАТО

 

Исходя из образа сегодняшних армий, можно считать, что возможный военно-политический союз «пятерки» станет равнозначным конкурентом НАТО, а в некоторых показателях может и превзойти Североатлантический альянс, даже без участия Бразилии и ЮАР. Россия, Индия и Китай являются ядерными державами. Народно-освободительная армия КНР считается крупнейшей в мире — ее численность составляет 2,4 млн человек. В военное время теоретически Китай может мобилизовать до 400 млн солдат. Вооруженные силы России только на регулярной основе насчитывают 1,25 млн военнослужащих.

 

Сегодняшние действующие войска Индии фактически равнозначны российским и составляют 1,35 млн человек. В бразильской армии несут службу чуть более 300 тыс. солдат и офицеров, однако ее резерв составляет еще 1,1 млн человек. Численность войск Южно-Африканской Республики гораздо скромнее — 55 тыс. человек.

 

Специалисты отмечают, что по технической оснащенности армий и оборонно-промышленному комплексу Индия и Китай за последние 10 лет сделали существенный рывок.

 

Сейчас наиболее сильные страны, производящие технику и для себя, и на экспорт, — это США, Россия, Германия. Очень интересно действует Китай, покупая образцы, в том числе и у нас. В КНР стали производить собственное вооружение и технику, и производство это наращивается. Сейчас Китай занимает третье место в мире по экспорту оружия. Видимо, его подталкивает немецкий ОПК. Также КНР — одна из немногих стран, наряду с РФ и США, которая имеет собственную систему ПРО. По производству ракет на первом месте стоит Россия. Немного слабее Индия, однако надо сказать, что мы сейчас наращиваем сотрудничество с этой страной: вместе построили ракету БраМос, идут разговоры о создании совместного самолета.

 

После коллапса СССР

 

В истории нашей страны уже был опыт создания военного блока в противовес НАТО — Организации Варшавского договора, в которую входили СССР и ряд стран социалистического лагеря Восточной Европы. Но даже в тот период Советский Cоюз, имевший более значительное международное влияние и идеологических союзников почти на всех континентах, не смог себе позволить расширить Организацию Варшавского договора в Латинскую Америку или Африку. Исходя из актуальных политических и экономических реалий, влияния США, у БРИКС также могут возникнуть противоречия в создании военного союза.

 

Эксперт по странам БРИКС Александр Савченко считает, что при развитии военного сотрудничества «пятерки» пока о создании какого-либо межконтинентального военного союза, похожего на НАТО, говорить не приходится. «БРИКС — это некая повестка дня, которая постепенно насыщается содержанием. Возможно, совместные учения Китая и России наводят на мысль о каком-то более плотном взаимодействии, но это пока еще не принимает формат военного блока. Речь идет больше о военно-техническом сотрудничестве, поставках вооружения на экспорт. Недавно мы выяснили, что зарабатываем с этого более 10 млрд  долларов в год», — сказал эксперт.

 

В российском парламенте считают, что создание военного союза БРИКС могло бы иметь много положительных моментов в свете политического противостояния с Соединенными Штатами. «БРИКС первоначально экономически направлен против США и их инфраструктуры вторжения, таких, как ИГ. Это производное американской политики, как и "Аль-Каида", с которой я воевал в Афганистане. Сегодня происходят такие же события. По сути, союз БРИКС становится военным, направленным на предотвращение вторжения США разными технологиями, в том числе и "оранжевыми революциями". Это будет оборонительный союз», — считает депутат Евгений Федоров.

 

Другой законодатель, член комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич, также полагает, что в ближайшее время стоит рассмотреть вопрос о создании военно-политического блока на базе «пятерки». «Сомнений в том, что летний саммит могут вывести на эти вопросы нет, поскольку ситуация такова, что уровень активности наших общих неприятелей растет: это и ИГИЛ, и другие общие международные проблемы, не радуют и прецеденты, связанные с действиями западных спецслужб, все это создает определенные опасения. Будет ли уже принято решение о создании такого блока, говорить трудно, поскольку все страны самостоятельны и не хочется сгущать краски, сеять международную панику резкими движениями, но то, что обговорят эти вопросы, — это точно», — убежден Клинцевич.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов