Советский рок-музыкант как орудие разрушения

5

13920 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 74 (июнь 2015)

РУБРИКА: Страницы истории

АВТОР: Лодыженский Алексей

 

Александр Башлачёв (1960 – 1988)«Плюю в лицо слуге по имени народ…»

 

Александр Башлачёв

 

 

Было в позднесоветской неофициальной музыкальной культуре такое явление – Александр Башлачёв (1960 – 1988). Явление, с одной стороны яркое и, в конце 1980-х (время его наибольшей известности и трагической гибели) экзотическое, но, с другой стороны, как считают некоторые, недооценённое.  Поэт, рок-бард, одним словом – исполнитель авторской песни (возможно, его поклонники возмутятся подобным «понижением» его статуса, но формально этот термин ему полностью соответствует). Творивший исключительно в «акустическом» формате, что ставило его несколько особняком в традиционно «электрическом» рок-сообществе. Оставивший относительно небольшое, полностью принадлежащее «андерграунду» творческое наследие. Рано погибший, что добавляло романтичности его образу. Внёсший неповторимую ноту в картину «перестроечной» рок-музыки и рок-эстетики и сыгравший пусть небольшую, но свою собственную, «авторскую» роль в разрушении советского мировоззрения и советского строя. Последнее обстоятельство представляется нам особенно существенным, о нём в основном и речь в этих заметках.

 

Напомним, погиб Александр Башлачёв 17 февраля 1988 в результате выпадения из окна, кажется, 8-го этажа некоего ленинградского дома, поставив точку в своём коротком жизненном пути и породив ставшие к тому времени уже стандартными спекуляции: дескать, не выдержал душной атмосферы «совка», «ушёл», исполнив некую «космическую миссию». Пел ведь: «Я знаю, зачем иду по земле, / Мне будет легко улетать», вот и «улетел»… Эта бытовая «рок-мифология» нас не интересует; по крайней мере, в рамках этого материала. Остались песни, остались тексты, они и должны быть предметом рассмотрения, с целью установления законченного и, главное, действительного, а не придуманного образа «лирического героя» Александра Башлачёва.

Интернет-магазин «Всё для бритья» предлагает Gillette – сменные лезвия, бритвенные системы. Вы можете выбрать любую бритвенную систему и оформить покупку. Товар будет доставлен вам курьером или по почте. Возможен также и самовывоз. 

 

Творчество Башлачёва даже в рамках рок-культуры стояло, как уже отмечено, особняком. Его поклонникам он представлялся носителем некоей «глубинной», «русской» правды, нестандартно выраженной в координатах рок-культуры. Недаром в число наиболее известных и по своему талантливых его произведений входят  песни «Время колокольчиков», «Ванюша», «Уберите медные трубы», «Мельница». Элементы и знаки псевдоязычества, псевдорусского духа, пронизывающие эти и подобные тексты, завораживали сознание интеллектуальной советской молодёжи, точнее – той её части, которая испытывала дискомфорт от принципиально и откровенно инородной эстетики «Аквариума», зомбирующей агрессивности «Кино» и кабацко-шансонного «драйва» «ДДТ» (прочие советские рок-кумиры органично укладываются в один из этих шаблонов). Иными словами, творчество Башлачёва консолидировало часть рок-аудитории, ориентированную относительно национально (разумеется, в максимально широком и зачастую декоративном смысле этого слова)…

 

Время от времени в российской прессе появляются статьи о Башлачёве, практически всегда имеющие апологетический и, к сожалению, преимущественно эмоциональный характер. «Башлачёв для нашего ТВ – фигура неудобная, непонятная… <…> Он растворён в своих песнях. Его трагедия требует какого-то серьёзного разговора. На него нужны силы, ум и желание… <…> Но главное – такой разговор оставляет неприятный осадок…». (Валерий Рокотов, «Рок-н-роллокол», «ЛГ», №9, 2013). Процитированный фрагмент, к сожалению, является типичным для материалов о Башлачёве; из него, по крайней мере, следует, что автору он очень нравится, и эта симпатия вдохновляет автора на такие вот откровения:«Русская идея – это коллективные крылья. Но чтобы увидеть их, надо вырваться из оков чёрного пессимизма, выветрить из души чёрный дым». (Там же). Что ж, посмотрим повнимательнее, что там за «крылья», и «русские» ли они… А ну как нет?

 

Попытаемся сознательно прочитать текст песни «Время колокольчиков» – одного из концептуальных произведений поэта Башлачёва.

 

Долго шли зноем и морозами,

Всё снесли и остались вольными,

Жрали снег с кашею берёзовой

И росли вровень с колокольнями…

 

Ну ладно, немного абстрактно («Всё снесли…» – что именно «всё»?), с чрезмерным надрывом, но пусть… Дальше:

 

Если плач – не жалели соли мы,

Если пир – сахарного пряника.

Звонари с чёрными мозолями

Рвали нерв медного динамика…

 

Здесь начинаются неясности. Какой такой «медный динамик»? Что это? Метафора? Гипербола? Метонимия?.. Обдумать этот вопрос читатель (слушатель) не успевает.

 

Но с каждым днём времена меняются.

Купола растеряли золото.

Звонари по миру слоняются.

Колокола сбиты и расколоты.

 

Здесь прямой, хотя и неявный, завуалированный отсыл известно к чему. Кто разбил колокола? Известно кто – злые большевики. Разумеется, исключительно для того, чтобы поработить народ (русский, по контексту) и лишить его чего-то сокровенного, кровно необходимого…

 

Что ж теперь ходим вкруг да около?

На своём поле – как подпольщики.

Если нам не отлили колокол –

Значит, здесь время колокольчиков!..

 

Если встроиться в поэтическую логику лирического героя Александра Башлачёва и попытаться истолковать идею данного текста в её полноте, то можно прийти к выводу, что харизматичные и правдолюбивые рок-музыканты и есть эти самые «звонари», звонящие в какие-то «колокольчики», которые стали взамен колоколов, которые, в свою очередь, «сбиты и расколоты» (выше сказано, кем и с какой целью). Вопрос о «колокольчиках» до конца не прояснён; похоже, это некая условность. Лирический герой Башлачёва – это один из упомянутых «звонарей», которые «по миру слоняются» и от своей неприкаянности безудержно фантазируют:

 

Но сколько лет лошади не кованы,

Ни одно колесо не мазано,

Плётки нет, сёдла разворованы

И давно все узлы развязаны…

 

Ммда.. Это же про всех нас, про русский, советский народ… На уровне обывательского трындежа это выглядит примерно так: «Семьдесят лет коммунисты разрушали страну, и всё, понимаешь, разрушили…». Вот она, та самая «правда», обеспечивающая Александру Башлачёву его малое, но законное место в «пантеоне» рок-деятелей. «Грозный смех русских колокольчиков» при внимательном рассмотрении оборачивается шаблонной антисоветской и, увы, антирусской пропагандой. И можно сколько угодно прятаться за китчевую эстетику («Колокола», «купола», «коренные с пристяжкою»…), но суть проговаривается самим автором с подкупающей непосредственностью:

 

Век жуём матюги с молитвами,

Век живём, хоть шары нам выколи.

Спим да пьём сутками и литрами,

Не поём, петь уже отвыкли.

 

Долго ждём, всё ходили грязными.

Оттого сделались похожие,

А под дождём оказались разными,

Большинство – честные, хорошие…

 

Православные! Если это не махровая, глубинная и исконная русофобия, то что такое русофобия?! О чём это? О дореволюционной России? О Советском Союзе? Как ни взгляни, всё выходит пошловатая антирусская бравада. «Сутками и литрами» – вам ничего это не напоминает? «Бутылками-с  и пребольшими.  Нет-с, бочками сороковыми!» (травля Чацкого в «Горе от ума» Грибоедова; поистине, классика бессмертна!). Далее всё происходящее получает своё логическое завершение:

 

И пусть разбит батюшка Царь-колокол –

Мы пришли с чёрными гитарами.

Весь биг-бит, блюз и рок-н-ролл

Околдовали нас первыми ударами.

 

И в груди – искры электричества.

Шапки в снег – и рваните звонче-ка!

Рок-н-ролл – славное язычество!

Я люблю время колокольчиков!

 

Поверхностный псевдорусский пафос («Батюшка Царь-колокол») неожиданно саморазоблачается признанием в своих истоках. «Биг-бит, блюз и рок-н-ролл» – вот, так сказать, нравственные и эстетические ориентиры автора, вот его духовные истоки. Ну а Россия-то здесь при чём?..

Справедливости ради следует признать, что даже поклонники Башлачёва чувствуют эту фальшь, которую, увы, никуда не денешь. Иногда высказывается версия, что в последний период жизни Башлачёв пел в последней строфе «Свистопляс – славное язычество», и это, якобы, свидетельствует о том, что он откорректировал свою идейную позицию. Ну, во-первых, что такое «свистопляс»? Я обратился к словарям – результат оказался смешной. В словаре В.И.Даля такого слова не оказалось. В словаре «Славянские древности» (в который я полез от безнадёги) такого слова, увы, тоже не было. Похожее слово («свистопляска») обнаружилось только в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Определение звучит так: «Свистопляска – разнузданное проявление чего-н. отрицательного». Так, что ли, следует понимать? Стоило огород городить… А во-вторых это, похоже, фантазии. Автору этих строк довелось присутствовать на одном из так называемых «домашних концертов» Башлачёва, в Москве, незадолго до его гибели. Сохранилась запись на кассете. Увы, никакого «свистопляса» там нет, всё тот же фундаментальный «рок-н-ролл». «Из песни слова не выкинешь», гласит народная мудрость…

 

Другое произведение, претендующее на концептуальное выражение «русского духа», есть мрачная, исполненная самого что ни на есть «чёрного пессимизма» песня «Ванюша» («Как ходил Ванюша бережком вдоль синей речки…»). Произведение яркое, по своему талантливое, но именно вследствие этой талантливости в нём отчётливо проступает некая морально-нравственная, скажем так, недостаточность. Нет необходимости воспроизводить текст целиком, он длинен и громоздок, и вне авторского исполнения плохо воспринимается. Суть примерно в следующем: некий Ванюша (по умолчанию – русский человек вообще) гулял, загулял («сутками и литрами» – см. выше), переоценил свою значимость, влез в долги и стал поучать своих кредиторов («Да вы ж задули святое пламя!»), за что и был забит ими до смерти. Вся эта некрасивая история обставлена очень поэтично, с «фирменным» башлачёвским надрывом, камуфлирующим самый, собственно, глубинный смысл текста. Вот Ванюша «гуляет»:

 

Через сугробы, через ухабы!

Молитесь, девки! Ложитесь, бабы!

Ложись, кобыла!  Умри, старуха!

В Ванюхе сила! Гуляй, Ванюха…

 

Персонаж, откровенно говоря, малосимпатичный. Покойный Майк Науменко, соратник Башлачёва, пел про таких: «Это гопники». Здесь это настоятельно требующий внимания и сочувствия русский человек, в каком-то смысле – олицетворяющий «русскую душу». Налицо прямой наговор на русский народ, на подлинного Ивана – труженика и воина. Ну, да Господь с ним, с персонажем, но, может, чем-то он оправдает своё однозначно антиобщественное поведение? Да нет, единственное его оправдание – это то, что у него «душа гуляет». Маловато для той претензии на сочувствие, к которому, интонационно и стилистически, «со слезой» призывает автор.

 

И тихо встанет печаль немая,

Не видя, звезды горят, костры ли.

И отряхнется, не понимая,

Не понимая, зачем зарыли.

Пойдет вдоль речки, да темным лесом,

Да темным лесом поковыляет,

Из лесу выйдет и там увидит,

Как в чистом поле душа гуляет…

 

Читатель (слушатель) сначала прослезится, а потом, через некоторое время, задумается: «А за что я жалею этого несчастного, глуповатого, малокультурного, и, в сущности, добровольно избравшего свою участь человека, от которого хочется держаться подальше? Неужели в России некого больше пожалеть?»…

Вызывает интерес рефлексия лирического героя (который в данном случае явно совпадает с автором) в песне «Когда пою, когда дышу…». Опять-таки, пересказывать подробно нет смысла, но суть сводится к следующему: лирический герой, пребывая «в гостях, в одной весёлой куче», сталкивается с неким незнакомцем («я был не с ним, с другими»), который начинает хвалить его песни, и между ними происходит разговор, заслуживающий хотя бы частичного цитирования:

 

Хвалил он: «Ловко врезал ты

По ихней красной дате!»,

И начал вкручивать болты

Про то, что я предатель.

Я сел, белее, чем снега,

Я сразу побелел, как мел.

Мне стало стыдно, что я пел,

За то, что он так понял,

Что смог нарисовать рога,

Что смог нарисовать рога

Он на моей иконе!..

 

Лирический герой выражает активное несогласие со столь радикальной трактовкой его песенного творчества, хотя, в сущности, его неприятный собеседник виноват лишь в том, что он всё услышал и понял правильно и, не лицемеря, высказал своё искреннее мнение. Любопытна аргументация лирического героя в этой полемике:

 

Ты не стесняйся, оглянись,

Такое наше дело!

Проснись, да хорошо встряхнись,

Да так, чтоб зазвенело!

Зачем живёшь? Не сладко жить,

И колбаса плохая…

Да разве ж можно не любить –

Вот эту бабу не любить,

Когда она такая!..

 

Далась им, интеллектуалам, эта колбаса… Однако другого аргумента, помимо колбасы и бабы (которую можно легко представить, исходя из контекста) лирический герой не находит.

 

Не говорил ему за строй,

Ведь сам я не в строю…

 

Собеседник имел все основания для того, чтобы сказать лирическому герою: «Не горячись, брат! И ты в строю. И мы с тобой – в одном строю»… Лирический герой словно бы чувствовал в этом диалоге какую-то очень неприятную для себя правду, которую не мог до конца осознать, поэтому вынужден был ограничиться невнятными эмоциональными излияниями: «Да строй не строй  ты только строй, / А не умеешь строить  пой, / А не поёшь  тогда не плюй…». При этом в других случаях ничто не мешает ему, вот именно, плевать…

Знаковым, можно сказать – программным произведением Башлачёва является песня «Абсолютный вахтёр». По некоторым воспоминаниям кочевала легенда о том, что при исполнении автором этой песни присутствующих, якобы, просили выключить магнитофоны. Не знаю, может и было такое, но на том концерте, где мне довелось присутствовать, никто никого ни о чём не просил, песня была записана всеми желающими… Концептуально она являлась неким фантасмагорическим обличением – чего? Фашизма? Коммунизма? Тоталитаризма?..

 

Абсолютный вахтёр не Адольф, не Иосиф –

Дюссельдорфский мясник да псковской живодёр…

 

Вой гобоев ГБ в саксофонах Гестапо,

И всё тот же калибр тех же нот на листах…

 

Невольно задумаешься: немного не дотянул «СашБаш» до торжества «демократии». Глядишь, послушали бы его тогдашние, образца 1991-го года, идеологические инстанции, и подумали бы: «А этот Башлачёв-то… ничё… Правильно понимает политику… Надо бы его пристроить к делу…». И всё было бы у него в порядке, ну, может, не так, как у Макаревича, но хотя бы как у Сукачёва…

 

Александр Башлачёв был дитя своего времени и представитель своей социальной прослойки. Ненавидеть и презирать «совок» считалось среди членов этой прослойки хорошим тоном и прямой обязанностью. Многие молодые люди, особенно из молодёжной музыкально-литературной среды, очень хотели быть в соответствующем «тренде», что и порождало максимально некритическое восприятие «перестроечной» антисоветской идеологии и пропаганды. Многие не понимали (или не желали понимать) того, что антисоветизм – это одна из самых изощрённых форм русофобии. Да, многие не понимали… Но многие ведь и понимали! Всё зависело от личностной зрелости и внутреннего стержня того или иного человека. Фактор рок-среды имеет здесь определяющее значение. Являясь принципиально антирусской (даже и в нейтральном смысле, как представляющей совершенно чуждую, противоположную ментальную модель), рок-среда органически отторгала всё, хоть в какой-то степени несоответствующее ей. Можно было какое-то время балансировать на грани (что, на мой взгляд, и пытался делать Башлачёв: «Где Русь – где грусть»…), но окончательный выбор был неизбежен. Либо ты с антисоветской-антирусской «демократической общественностью», либо ты с несчастным и обманутым русским народом. Добровольно закончив свой жизненный путь, Башлачёв, похоже, отказался от этого окончательного выбора, убежал от него в смерть. В ряде его произведений, не затрагивающих вопросов политики и идеологии, он оставил действительно талантливые и трогательные образцы проникновенной лирики, заслуживающие соответствующего их масштабу внимания и литературоведческого исследования.

 

Любопытный штрих. Непосредственно перед упомянутым мной «домашним концертом» к собравшимся вышел хозяин квартиры и, плохо аккомпанируя себе на гитаре, спел популярную в диссидентских кругах песенку: «А я сегодня с печки слез, да вынул с погреба обрез… А с вёрёвки смотрит вдаль наш комсомольский секретарь…» Это получилось как бы эпиграфом к концерту Башлачёва. Факт красноречивый. Такова была так называемая рок-среда. Не плюнуть в адрес Советской власти значило продемонстрировать «рабскую психологию» и «совковость». Притом, что в тот период подобные выходки практически ничем серьёзным уже не грозили…

 

К чему я всё это? Современному обществу нужны ориентиры, нужны герои, нужна хорошая поэзия, нужна правда, и это естественно. Но правда должна быть полной и, так сказать, сбалансированной. Говоря о стихах талантливого поэта Александра Башлачёва, следует видеть его творчество в полноте, а не только эксплуатировать те его стороны, которые «со скрипом» соответствуют той или иной актуальной концепции. В противном случае будут возникать разного рода неловкости, порождающие тот неприятный осадок, о возможности которого упомянул в своей статье уважаемый Валерий Рокотов.

 

Работая над этими заметками, я ни в коей мере не ставил перед собой задачи «развенчать» талантливого и, действительно, недооценённого по достоинству поэта. Мне хотелось только, чтобы, читая стихи или слушая песни Александра Башлачёва, читатель (слушатель) видел то существенное и определяющее, что в них есть, и, в свою очередь, не «находил» в них того, чего в них нет; и, читая (слушая) слова «Плюю в лицо слуге по имени народ», понимал бы, что речь идёт не о некоем абстрактном народе, а о вполне конкретном (возможно, о нём персонально). И с учётом этого понимания выстраивал бы своё отношение и свои оценки.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Михаил_Ю
2016/11/26, 00:33:28
Конечно, есть в этой песне Башлачёва элементы лубка, или элементы "рок-мифологии", как это обозначает автор статьи, но из всего этого автор делает, пожалуй, странный, парадоксальный вывод, что это песня русофобская и автор русофоб, поклоняющийся не нашим-блюзу и рок-н-роллу ? Да нет, не так, в этой песне боль- несостоявшегося поколения, боль за плохо живущий, по сути замечательный народ с его трудной героической историей, боль от потери идеала, автору статьи, видимо, хотелось, чтобы поэт пел как то пафосно, исключительно в хвалебно-торжественном тоне, что, на мой взгляд, сделало бы это произведение "Время колокольчиков" не менее лубковым !?
Александр
2015/06/05, 13:51:32
Основной недостаток анализа г-на Лодыженского коренится в тенденциозности его подхода, который, кстати, явлен открытым текстом уже в загпавии. Дело в том, что всякая тенденциозность (тем более идеологического сорта) существенно упрощает объект своего разбора. Причина тому проста: живые явления культуры редко вписываются в рамки той или иной иделогии, поэтому всё, что разборщику не в строку, отбрасывается (что автор тоже, кстати, оговорил, оставив покойному шанс именоваться талантливым).

Другой причиной заблуждения г-на Лодыженского следует назвать пренебрежение контекстом жизни и творчества певца-сочинителя, как и пренебрежение контекстом жанра, в котором тот создавал свои песни. Это, безусловно, тоже отголоски упомянутой тенденциозности, превращающей (воспользуемся образным рядом данных текстов) безъязыкий колокол в грушу для сноса зданий.

И, наконец, ещё одна оплошность (не будем второпях именовать её логической уловкой) г-на Лодыженского кроется в том, что свои умозаключения он выстраивает на основе своих же интерпретаций песенных текстов автора, тем самым настаивая что данные тексты располагают единственной трактовкой, и эта трактовка г-на Лодыженского, эдакий интеллектуальный эксклюзив.

Одну мысль г-на Лодыженского я, всё же, охотно разделяю: творчество Александра Башлачёва заслуживает вдумчивого разговора. Тем не менее целью подобного разговора должно быть искреннее желание разобраться в столь многогранном явлении русской культуры. К сожалению, тон, предложенный г-ном Лодыженским, к подобному разговору не располагает -- о чёи говорить, если публицист уже всё за нас решил?
Вася с третьей полки
2015/06/04, 21:51:59
Льву:
Да Вы интеллектуал!! Грамматических ошибок только многовато... Ну, это дело наживное... Над чем сейчас работаете? :-)
Лев
2015/06/04, 21:26:42
Сергей Коношенко - Почему бы конкретно не возразить, если есть чем?
Авторская ложь Лодыженского Алексея построена на советской идеологической базе. Необходимость лжи в том, что найти крайнего, разрушителя, советской идеологии. «Вот он «хулиган-разрушитель» осквернил и разрушил, так ладно выстроенное советское сознание».
Сл.авт.: «Эта бытовая «рок-мифология» нас не интересует», нет интересуют - комментарий: «…Ваш кумир не "умер", а "выпал" (Википедия) из окна... Что это означает в соответствии с христианским вероучением (во всех конфессиях) - надеюсь, вам известно. Так что "земля пухом" ему никак не выходит…» Кургановский - в те времена «Кумир» сам вышел или помогли, как Талькову или Есенину, сейчас правды ни кто не скажет.
Авторская толерантность: «На него нужны силы, ум и желание… Но главное – такой разговор оставляет неприятный осадок…». (Валерий Рокотов, «Рок-н-роллокол», «ЛГ», №9, 2013…» - свинья грязь найдет.
Авторская объективность: «…Колокола сбиты и расколоты.

Здесь прямой, хотя и неявный, завуалированный отсыл известно к чему. Кто разбил колокола? Известно кто – злые большевики. Разумеется, исключительно для того, чтобы поработить народ (русский, по контексту) и лишить его чего-то сокровенного». Из более 380 комиссаров, руливших Россией (после октября 1917г.) 320 были евреями. Про их доброту написаны горы книг, как они выкалывали глаза пленным русским, топили и закапывали живых и много чего еще (не тема этого комментария) видимо из любви к русским.
Автор так толково: «Это же про всех нас, про русский, советский народ… при внимательном рассмотрении оборачивается шаблонной антисоветской и, увы, антирусской пропагандой.» Вот он истинный смысл статьи, списать идеологические промахи совагитпропа, и ради этого пойдет любое передергивание советские=русские, антисоветская пропаганда=антирусская пропаганда, белое=черное, правда=ложь
Авторская объективность:
«Спим да пьём сутками и литрами,
Не поём, петь уже отвыкли.» - творчество поэта приходится на 80-е годы ХХв, когда КПСС боролась с пьянством вырубая виноградники, и народ на любых посиделках пил вместо пел.
Авторская корректность: «Православные! Если это не махровая, глубинная и исконная русофобия, то что такое русофобия?! О чём это? О дореволюционной России? О Советском Союзе?», с каких пор советские стали православными, а желание быть русским – русофобия?
Автор эдак, так толково: «Ненавидеть и презирать «совок» считалось среди членов этой прослойки хорошим тоном и прямой обязанностью.» - «совок» того времени это секретари различных уровней, которые вели себя как в «курятнике»: клюнуть вышестоящего и наср-ть на ниже сидящего. И эти же секретари устроили революцию августа 1991г.

Главная авторская мысль: «Многие не понимали (или не желали понимать) того, что антисоветизм – это одна из самых изощрённых форм русофобии» - вот он основной лживый посыл. Советизм никогда не был исконно русским, это «благо приобретение» борьбы за власть в 1917 году, организованное англосаксами (агенты, деньги) и под предводительством махровых социалистов и сионистов разного пошиба (Троцкий, Сверлов, Ленин и мн.др.).
Ольга
2015/06/04, 14:43:00
Видимо, написать "аФтар" - это значит, выразить особенное презрение.
Сергей Коношенко
2015/06/04, 14:09:24
"у автора вся аргументация: "Мне рокен-ролщики не нравятся, потому что они гов-о; тогда антисоветчиков мочил, и сейчас спуску не дам, не смотря, что советы ещё тогда проср-ли""

Ну это просто не правда. Все несогласные только плюются и задают загадочные, многозначительные вопросы, сказать же по существу ничего не могут.

Почему бы конкретно не возразить, если есть чем? Хотя бы на это:
"Здесь это настоятельно требующий внимания и сочувствия русский человек, в каком-то смысле – олицетворяющий «русскую душу». Налицо прямой наговор на русский народ, на подлинного Ивана – труженика и воина. Ну, да Господь с ним, с персонажем, но, может, чем-то он оправдает своё однозначно антиобщественное поведение? Да нет, единственное его оправдание – это то, что у него «душа гуляет». Маловато для той претензии на сочувствие, к которому, интонационно и стилистически, «со слезой» призывает автор."
Руслан
2015/06/04, 12:31:42
Мне интересно, аФтар то сам "вкусил" все прелести советского бытия глазами творческого человека?
Кургановский
2015/06/03, 23:37:06
Господа фанаты, имейте стыд. Ваш кумир не "умер", а "выпал" (Википедия) из окна. Он погиб не закрывая грудью амбразуру, и не спасая детей из пожара, а наложил на себя руки (другие версии не озвучивались). Что это означает в соответствии с христианским вероучением (во всех конфессиях) - надеюсь, вам известно. Так что "земля пухом" ему никак не выходит, хоть вы изойдите в очередной раз привычным грязным сквернословием... Мотивация, которой руководствовался при этом многоуважаемый рок-музыкант, не известна, хотя некоторые соображения невольно приходят в голову... В общем, бывает...
Автор этой исключительно толковой статьи был максимально корректен, недопустимо толерантен и, на мой "негуманитарный" взгляд, довольно объективен. Читайте внимательно. Речь в статье идёт не столько о таланте, сколько о морально-нравственной достаточности. Талант (некоторый) был, а вот со вторым проблема ("Плюю в лицо слуге по имени народ...")...
Некоторые комменты здесь содержат грамматические ошибки. Кое-кому в школу походить надо бы. )))
Лев
2015/06/03, 22:30:16
для Коношенко
Чего с бредятиной то спорить, у автора вся аргументация: "Мне рокен-ролщики не нравятся, потому что они гов-о; тогда антисоветчиков мочил, и сейчас спуску не дам, не смотря, что советы ещё тогда проср-ли"
Сергей Коношенко
2015/06/03, 21:47:26
Какая-то странная дискуссия. Такое впечатление, что никто из комментаторов не дочитывает статью до конца и не хочет даже знать аргументы автора. Зато очень торопится высказаться в пользу кумира. Два раза процитировали одну и ту же песню, но соображения автора именно по этой песне никого не интересуют. Против аргументов никто ничего не сказал. Твердят все одно: "Мне нравится, значит, это хорошо".
Лев
2015/06/03, 21:18:20
Умер человек - земля пухом. Бездарность не может не пнуть талант, особо если талант уже ни чем ответить не может. Все вещи Башлачёвым написаны в поздне-советский период, когда коммунисты уже проср-ли страну (это как нынешние нацики на Украине). Чего - чего, а русофобии в его произведениях нет и не было, это все бредни больного воображения автора. И вот про таких он пел:
Мне стало стыдно, что я пел,
За то, что он так понял,
Что смог нарисовать рога,
Что смог нарисовать рога
Он на моей иконе!..
Андрей
2015/06/03, 21:06:53
"Лирический герой выражает активное несогласие со столь радикальной трактовкой его песенного творчества, хотя, в сущности, его неприятный собеседник виноват лишь в том, что он всё услышал и понял правильно и, не лицемеря, высказал своё искреннее мнение"...
Инкогнито
2015/06/03, 21:04:20
Хвалил он: «Ловко врезал ты
По ихней красной дате!»,
И начал вкручивать болты
Про то, что я предатель.
Я сел, белее, чем снега,
Я сразу побелел, как мел.
Мне стало стыдно, что я пел,
За то, что он так понял,
Что смог нарисовать рога,
Что смог нарисовать рога
Он на моей иконе!..
Андрей
2015/06/03, 20:55:55
Олегу: А по существу?
Инкогнито
2015/06/03, 20:51:22
очередная попытка белое назвать чёрным
Олег
2015/06/03, 20:50:12
Дебил вЫ батенька
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов