Увы! на жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут...
А.С. Пушкин. [1]
Предлагаемая статья – не памфлет, не панегирик; это попытка беспристрастного анализа скромного, но важного и знакового в наши дни, издания.
«Птица-память» – новая книга стихотворений и эссе московского поэта, публициста, прозаика, члена Союза писателей России, члена Союза театральных деятелей России Николая Головкина. Тема героического подвига советского народа в Великой Отечественной и памяти защитников Отечества, отдавших жизни свои за Победу, перекликается с темой сегодняшней борьбы народа Донбасса, Новороссии с фашизмом, который вновь творит преступления против человечности в самом центре Европы. Книга – малого формата и могла бы поместиться в карман гимнастёрки, где великое поколение победителей хранило фотографии и письма из дома»
Это резюме книги. [2]
***
Отличный и ёмкий художественный образ использовал автор для своего нового произведения: «птица-память». Ощущается, что его благородная натура воодушевлена высокой гражданской страстью – разлить свет сыновней памяти и любви в своём Отечестве.
«Без памяти, – писал С.Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».[3]
Сыновняя память долговечная, практически, генетическая, хотя и состоящая из кратковременных, зачастую «иконических» лоскутов прошлого. Отсюда её калейдоскопический, летящий, непрерывный, характер. Она действительно, как птица, у которой, даже если она ходит, всё равно видны крылья.
Птица взлетает, инстинктивно побуждаемая к полёту; то же происходит и с памятью: актуализируется определённым мотивом, особенно, если он окрашен в высокую духовную потребность.
Юбилейная дата события – одна из таких побудительных сил.
Дух русского народа, как и дух отдельного человека, выказывается вполне только в критические минуты, по которым можно безошибочно судить не только о его мощи, но и о молодости и свежести энергетики.
Сегодня он ощутим и в связи с наступающим 70-летием Великой Победы.
***
Великая Отечественная война, как и в своё время Бородинская битва, названная самим Наполеоном битвою гигантов, была и остаётся, несмотря на трагизм, самым торжественным судьбоносным актом великой драмы XХ столетия.
Николай Головкин своим новым творением поклонился этому событию, памяти о нём, и в избытке сыновнего усердия художественно поцеловал горячий след погибших на войне.
Затянули дожди
свою песню навзрыд.
Сон осенний,
мираж,
наважденье…
Это я в ту войну
подо Ржевом убит.
И лежу здесь
до воскресения.
Я – земля,
к ней корнями деревьев прирос,
сквозь моё проросли они тело.
Может, рядом лежит
дальний предок мой – росс.
Так нас сблизило ратное дело.
Он и я
защищали свои рубежи.
А предательства разве мы ждали?!
Из безвестных могил,
как упрёк,
миражи.
Вместе с Родиной –
нас проиграли.
Затянули дожди
свою песню навзрыд.
Сон осенний,
в нём длится сраженье.
Словно крест,
надо мною берёза стоит.
Но грядёт,
верю я,
воскресение.
Если бы в этой книге не было ни одного другого, кроме этого, стихотворения, содержащего эпиграфом известные строки Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом,/ В безымянном болоте,/ В пятой роте,/ На левом,/ При жестоком налёте./... Я – где корни слепые/ Ищут корма во тьме...», то за один этот факт она была бы достойна названия народной.
Никогда явления духа не бывают так мистически поразительны, никогда они не производят в душе такого живого, ясного и трепетно священного созерцания своей таинственной сущности, как открываясь в конкретных судьбах людей.
***
Какая глубина мысли и какая поэтичность содержится в головкинском выражении «Солдаты, обретите имена»!
В самом деле, в этой фразе заключена другая: «Ничто не забыто, никто не забыт!»; это обращение к не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной войны победителям – нашим детям, сыновьям и дочерям, братьям и сёстрам, матерям и отцам, тётям и дядям, ибо это и есть первоначальная, первосущная форма духа, хранительница всех сил, всей сущности (субстанции) творящей природы, в том числе, и человеческого общества.
Из лона родства вышли все мы, и в его недрах покоится дух на вечность! Именно таким есть родство людей между собою: все люди родня друг другу по духу жизни; но это родство сперва проявляется в них, как родство крови и плоти, а святое духовное родство в значительной мере основано также на кровно-плотском.
Поэтому у Николая Головкина его книга – это родственно-духовное посвящение близким – А. Д. Гончарову (1903-1979) – участнику Великой Отечественной войны, двоюродному брату отца, выдающемуся мастеру книжной графики, театральному художнику, живописцу и педагогу; А.В. Семёнову – пропавшему без вести в годы войны, дяде отца по материнской линии; Е.В. Можуховской (Головкиной) – участнице Сталинградской битвы, зенитчице, тёте автора, искусствоведу, сотруднику журнала «Художник»; фронтовику-художнику В.Я Павлоцкому… А за многоточием – всем тем, кто завоёвывал нам Великую Победу.
Память чайкой летит белокрылою
над простором полей много лет.
Снег ложится на землю остылую –
вдов солдатских он светлый завет...
Удачного дизайна томик, вмещающийся на мужской ладони, – это связка душевных, напоённых неугасимой патриотической мыслью и страстью стихотворений и эссе.
Н. Головкин, как художник, изображает в них жизнь проникновенно, находит тайники духа человеческого, напоминает о наших глубоких христианских, нравственных корнях; тех, которые имеют непосредственное отношение к Родине и впечатлениям автора, и потому дышат простотой выражения, искренностью верного, тёплого и живого, благодарного чувства.
Для великого Пушкина не было слова святее, чем «Россия», для непревзойдённого Гоголя не было слов дороже, чем «вера православная».
И такая же святость благоговения перед «Россией православной» представлена в этом сборнике, как, собственно, и в других книгах поэта и прозаика Н. Головкина.[4]
Фашисты,
французы,
монголы
пытали,
сжигали дотла…
Но русские наши глаголы
питала родная земля.
Жила в них победная сила,
молитва,
отвага
и честь.
От лиха всегда уводила,
дарила нам радости весть.
Сыновья любовь не остыла.
Смогли мы глаголы сберечь.
Так будет,
так будет,
как было.
Бояться ль нам будущих сеч…
***
Автором движет новое восхищение, всё та же христианская любовь, человечность, которые рождают в творчестве великое слово правды. Сегодня многим злым силам как раз и не даёт покоя такая любовь – эта радостная животворящая деятельность жизни.
Они нагло и грубо хватают её побеги, мол, взрастят иную, «настоящую», вне Христовой Веры; пересаживают, исправляют, заминают её ростки так, что они начинают сохнуть и умирать, не успевая расцвести в душах людей, и такие «агрономы» потом, злорадствуя, являют миру суррогаты эмоций и чувств, псевдолюбовь.
Опять стреляет в брата брат.
Так было, знаем, много крат.
Лишь шаг один к Любви всемирной,
но вновь мы катимся назад.
Мир светел и вечен априори. Хотя знаем: так же вечны и попытки его очернить.
Он наполнен единым непрерывным неиссякаемым трепетом жизни. Счастливым ответным трепетом призвана полниться и душа человека.
«Ходите в свете, пока есть свет».[5]
Переиначенная на современность, эта толстовская фраза звучит: «Ходите в мире, пока есть мир!»
Где ты, сердце, обронилось,
где тот пыльный шлях?
И бесовское явилось,
вспыхнуло в глазах.
Кто поднял вдруг вию веки,
кто распял народ?
И текут уж крови реки
в этот чёрный год.
Край – могильная равнина,
пепелища, смрад…
Украина, Украина
погрузилась в ад.
Пощади и дочь, и сына,
смерть останови!
Украина, Украина,
возвратись к любви.
***
Но противостояние добра и зла не утихает ни в мире, ни в стране, в семье, в человеке, – во всех сферах людского общежития.
Мается ныне, в объявленный год литературы, и честное профессиональное художественное слово. На литературном олимпе сейчас творится настоящий бедлам.
Классика – мудрая и ясная – прочно оболванена самовлюбленным склизким звериным рыком графомании, напором «выпотрошенной» и дряблой вкусовщины и претензиями мутной кустарщины.
Тем дороже сейчас эта, будто, написанная только для себя, книжечка писателя, увидевшая свет в марте этого года.
Пленителен и честен в каждом слове размещённых в ней стихов, коротких эссе русский язык (всё, что у нас осталось), обаятелен и дорог образ самого поэта Николая Алексеевича Головкина – гражданина и патриота.
***
Таким предстаёт перед читателем мировоззренческое звучание сборника, в частности, его первого раздела «Фронтовая фотография», основной его тон.
Не исключено, что пропущены некоторые детали, среди которых, несомненно, есть немало весьма замечательного, особенно, во второй части книги «Цвет и тень».
Например, нельзя без содрогания читать «Зёрнышки блокады», повествующие о подвиге учёных во время войны; или о не захороненных останках солдат 2-й Ударной армии в Мясном Бору под Новгородом; об «убитой памяти» современными вандалами в Яропольце; рассказы о возвращении имени художника Павла Голубятникова, ученика известного художника К.С. Петрова-Водкина; об уроке мира в школах, о конкурсе школьных сочинений «Гренадёры, вперёд!», итоги которого подвёл Председатель Союза писателей России Валерий Ганичев.
И что примечательно для каждого эссе, – в них звучит оптимистическая нотка и вера в духовное возрождение России.
«Время "Пепси-колы" и "Клинского" проходит. Наше общество, хоть и медленно, но начинает выздоравливать.
Одним словом, нынешнее поколение – и это вселяет надежду! – оказалось достойным Великой Победы. Оно хочет жить в стране-победительнице, гордиться ею. А, значит, грядёт время возрождения традиционных, многовековых духовных, нравственных ценностей, которые лягут в основу счастливого будущего Отечества...»
Всё это ещё и доказательство того, что вопреки усилиям недругов, ген Великой Победы не утрачен поколениями, он жив в русском народе.
Рассматриваемый сборник Н. Головкина – этот скромный вклад литератора в 70-летие Великой Победы – незаурядная и нужная работа, которую, хоть реально, или символично, мы можем и должны хранить у самого сердца.
Николай Головкин в очередной раз представил нам художественный родник своей души и обнажённое до нерва и в стихах, и в эссе, военное прошлое и насущное, порой тревожное, настоящее.
Из него разрешено пить всем, источник открыт, и он обязательно поможет нам стать ответственнее и светлее.
Литература:
1. Пушкин А.С. Евгений Онегин, гл. II, строфа XXXVIII. Роман в стихах. / Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л., 1978. Т. 5.
2. Головкин Н.А. Птица-память: стихи и эссе к 70-летию Великой Победы. М.: ИД «Великороссъ», ИКП «Путь», 2015. С. 55.
3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Глава VIII. Память. / Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб. Издательство «Питер», 2000.
4. Головкин Н.А. Рябина. Стихи и поэма. М.: 2012. Головкин Н.А. Свет в конце тоннеля. Лирический дневник «репатрианта». О времени и о себе. М.: «Норма», 1999.
5. Толстой Л.Н. Ходите в свете, пока есть свет. Беседа досужих людей. https://lib.znate.ru/docs/index-273303.html