«… Наша задача – понять Запад и дать свой русский ответ на его вызов»
А. Дугин
В последние годы в стане русских патриотов часто стали обсуждать тему цивилизационной войны Запада со всеми остальными цивилизациями и в особенности с Русской (Православной) цивилизацией. Цивилизационные войны - это не новость в истории человечества, но современная отличается от остальных не только своей тотальностью (она охватила практически весь мир), но и высокой степенью осознанности. Если раньше главными факторами победы выступали физическая, военная, экономическая силы, то теперь на передний план борьбы вышли идеи. Идеи и раньше участвовали в войнах, но никогда еще не становились решающей силой. Этот факт осознается все большим числом русских мыслителей, и они начали активно работать в этом направлении с целью найти достойный ответ агрессии западной цивилизации.
Вот и недавно, знакомясь по интернет-сайту с работами членов Изборского клуба, я обнаружил довольно много интересных материалов на эту тему. Особенный интерес вызвал доклад доктора философских наук Виталия Владимировича Аверьянова. В нем докладчик коротко рассказал о разрабатываемой им теории динамического консерватизма. Особенно привлекательна, на мой взгляд, в предложенной им теории трехуровневая модель цивилизаций. Суть этой модели, если ее правильно удалось понять, заключается в следующем. Всякую цивилизацию можно представить в виде трех вложенных друг в дружку сфер (Рис.1). Внутреннюю сферу, так сказать, ее сердце, автор, опираясь на православную традицию, назвал ПОЛНОТОЙ. В нее входят «откровения и озарения»(1), т.е. совокупность знаний и духовного опыта, принятых народом (культурой) в качестве основополагающей и практически непререкаемой истины. Внутренняя сфера является определяющей (сокровенной) частью любой цивилизации и источником, из которого она черпает энергию для созидания и удержания в равновесном состоянии всей своей конструкции.
Средняя сфера, получившая у автора теории название СОБОРНОСТИ, по существу, является телом цивилизации, где та обретает свои исторические формы, в которых проистекает жизнь всего общества и каждого из его членов. Задачей средней сферы является ведение общества по пути, указанному в зафиксированном ядром каноне, в конкретных исторических условиях. Именно эта часть цивилизации ответственна за самовоспроизводство общества. В ней происходит подготовка ее кадров и выработка идеологии существования, т.е. нахождение критериев поведения субъектов общества для удержания жизненного равновесия всей цивилизации в целом и каждой из ее составляющих в отдельности.
Наконец, внешняя сфера цивилизации, получившая название ВСЕЛЕНСКОСТИ, выполняет функции и включает в себя органы, с помощью которых она взаимодействует с другими культурами. С одной стороны, задачей этой сферы является защита цивилизации от деструктивного воздействия других цивилизаций (культур), а с другой стороны, осуществление собственной экспансии на другие цивилизации. Эта часть цивилизации служит еще одной цели – пропуску внутрь стороннего опыта, который признается полезным и необходимым. Эти две сферы втечение истории своего существования естественным образом подвергаются различным изменениям под воздействием плодов собственного миропостижения и под влиянием извне.
Наиболее значимой для существования цивилизации, что совершенно очевидно, является центральная сфера. Это - ядро цивилизации. В нем она зарождается и в нем сохраняется ее сокровенный код - главная идея цивилизации, которая, собственно, и дает ей жизнь, другими словами «то, что Бог думает о ней в вечности» (2). Основным источником цивилизационной идеи, как говорил докладчик, являются «озарение и откровение». Ядро содержит в себе представления о мире и человеке в нем, т.е. мировоззрение, из которого вытекают смыслы существования и человека, и общества. Это, в свою очередь, и только это формирует идеалы и ценности общества и удерживает их как таковые. Ядро цивилизации сокровенно и по определению наиболее консервативно…
«Если, - как утверждает автор, - эти три сферы находятся не в сбалансированном состоянии, если институты, которые их представляют, находятся между собою не в сотрудничестве, а в конфликте, ‑ то сама традиция вступает в полосу тяжелого кризиса и рискует потерять собственную идентичность»(1).
На мой взгляд, прекрасная схема. Она очень наглядно выделяет, объясняет и расставляет по своим иерархическим местам основные цивилизационные составляющие и позволяет, опираясь на это, рассуждать о наиболее общих причинах происходящего с нами и о направлении необходимых действий.
Однако, читая материалы Изборского клуба, мы, к сожалению, не находим (я во всяком случае не нашел) попыток активного применения этой теории на практике, т.е. разработки на ее основе необходимых мер по укреплению Русской цивилизации и отпору агрессии Запада. Более того, в конце своего выступления, отвечая на вопрос одного из участников заседания клуба, а каковы же средства, чтобы восстановить связь с полнотой, чтобы оживить Русскую цивилизацию, автор теории сказал буквально следующее: «есть определенный шанс в этих чрезвычайно непростых, кризисных, исторических условиях, в которых мы оказались, именно в силу глубины этого кризиса, попытаться возвратить традицию не натужным усилием воли, а самим возвращаясь к ней. Это значит, что в результате очень глубокого кризиса, беды, если говорить по-русски и в контексте русской культуры, у нас обостряется восприятие полноты. И это касается не только мирской культуры, но и Церкви. … Я думаю, что через это мы будем обращаться к полноте, скорее всего. Других средств я сейчас не наблюдаю»(1).
А перед этим признанием выступавший привел слова своего коллеги, известного русского мыслителя, члена Изборского клуба А.Г.Дугина о том, что и тому тоже не известно средство как заставить общество обратиться (вернуться) к традиционной Полноте Русской цивилизации, и он думает, что современный «мир сам рухнет», и после этого «вернется Золотой век»(1). Т.е. получается, что нужно чтобы нам стало настолько плохо, чтобы мы от страха и боли обратились бы к Богу и, тем самым, вернулись к своим цивилизационным основам.
К сожалению, пессимизм в отношении Русской (Православной) цивилизации, похоже, отражает настроение не только членов Изборского клуба, но и всей интеллектуальной русской элиты. И, видимо, именно поэтому большинство из них надежды на спасение и восстановление России сегодня связывают лишь с Президентом В.В.Путиным как человеком, имеющим большую власть и пытающимся с помощью этой власти худо-бедно что-то делать в этом направлении.
Но, дорогие вы наши, нам со стороны Запада объявлена цивилизационная война! И не только нам, но и всему миру. При том, как пишут аналитики опять же Изборского клуба, ее «откровенность в последнее время – на грани беспрецедентной наглости, с которой всем странам и народам навязывается «единственно верный» миропорядок, связана в первую очередь с чувством абсолютного превосходства и уверенности в том, что никто и нигде не способен противопоставить этой универсальной парадигме собственную модель ценностей и образа будущего, обеспечить трансляцию принципов этой модели в разных форматах, на разных уровнях – политическом, общественном, культурном, масмедийном, обеспечить ее системную поддержку сообществом высокопрофессиональных государственных и негосударственных институтов»(3. с.96). И в этом свете надеяться на победу с помощью государственного аппарата, по крайней мере, наивно, тем более имея опыт «мирного» распада СССР. Но, слава Богу, уже появилось глубокое осознание того, что воюют мировоззрения, мироощущения, парадигмы, идеологии …
Прекрасно, что Россию сейчас возглавляет достаточно умный, смелый и любящий ее человек. Но выиграть эту войну он, да и никто другой, сегодня не в состоянии без восстановления цивилизационной матрицы России. Что бы мы ни делали, каких бы успехов ни добивались в том или ином конкретном направлении, все это временно и не может привести к окончательной победе. Хотя, нужно признать, локальные победы дают нам некоторый шанс, ибо продляют время, за которое мы еще можем серьезно заняться восстановлением своих цивилизационных кодов. Именно в этом направлении нужно работать мыслителям, чтобы обеспечить необходимым продуктом (оружием) своего Президента и тем самым гарантировать победу. Этим оружием должна стать, ни много ни мало, новая цивилизационная модель, которая была бы истинней, справедливее, а значит привлекательнее западной.
И еще очень важная вещь! Как можно говорить о возрождении Православной цивилизации и при этом считать, что религии появились от страха перед силами природы? А это факт! Иначе как можно расценить приведенные выше высказывания мыслителей? Тезис о том, что религия появилась в результате страха перед природной стихией, - это рудимент абсолютно ложного марксистско-ленинского учения о религии, но это очень вредный и даже страшно вредный рудимент. Он лишает человека способности даже допустить возможность истинности религиозных основ. Именно поэтому мы повсеместно читаем и слышим от сегодняшних русофилов призывы к сохранению православных ценностей и ничего не слышим о необходимости глубокого понимания православного мировоззрения, из которого эти ценности вытекают, с позиций сегодняшних научных достижений. Как могут считать борцы за Россию, что то, на чем она выросла и пока еще стоит, есть выдумка, возникшая под гнетом внешних сил. Как можно победить, если не верить в истинность того, за что ты борешься? Это невозможно в принципе. Но веру, к сожалению, приказом не привьешь. Что же делать? Здесь пока можно посоветовать лишь одно – допустить истинность Православного мировоззрения и работать, работать над раскрытием этой Истины.
Теперь перейдем к конкретной работе с предложенной моделью. На мой взгляд, автор, как это порой бывает, недооценивает предложенную им теорию. Она, помимо описания «анатомии» цивилизации, отражает иерархическую важность ее составляющих. Это очень большое достоинство теории динамического консерватизма. Совершенно справедливо она ставит в центре ядра цивилизации сокровенные знания, т.е. признает их основой всего цивилизационного образования. Поэтому и работать нужно в первую очередь именно в направлении восстановления ядра. Все сферы важны, но эта - главная, ведь «именно в сфере полноты происходит зарождение культуры»(1). Поэтому именно здесь должны быть приложены главные усилия.
Итак, ядро. В ядре Русской цивилизации основной составляющей является Учение Иисуса Христа, зафиксированное в Новом Завете, и книги Ветхого Завета в той степени, в которой они не противоречат Учению Спасителя. Это мы называем Священным Писанием. Вторым эшелоном идет Священное Предание как результат опыта духовных подвижников. Наконец, третьей составляющей ядра является земная Церковь как хранитель и ретранслятор первых двух составляющих в мир и как обеспечивающая живую связь земного с Небесным. Таковым было ядро Русской цивилизации где-то до середины 19 столетия (Рис.2).
Что же мы видим сейчас? За прошедшие полтора века ядро нашей цивилизации изменилось до неузнаваемости. Сегодня оно полностью заполнено научным знанием и научным сообществом. Никто не может оспорить тот факт, что господство научного мировоззрения тотально. Православная Церковь с ее Учением вытеснена из цивилизационного ядра за его пределы и находится сейчас в сфере Соборности, как одна из многих общественных организаций (Рис.3).
В результате в настоящее время Церковь лишь незначительно влияет на общество, во всяком случае, ее влияния недостаточно, чтобы удержать цивилизацию от разрушения, несмотря на видимое церковное многолюдье. В самом обществе почти утеряно понимание необходимости и исключительной важности для русских именно Православной Церкви и Христова Учения. Об этом свидетельствует девятый вал неокультов и несвойственных России верований, которые она приняла и которые захлестнули российское общество, не получив от него никакого сопротивления. Это произошло в силу абсолютной утраты действительного понимания сути и значения религий как таковых. Среднестатистическому гражданину практически безразлично во что верить или не верить вовсе. Религии воспринимаются большинством граждан России как некие игры, и отношение к ним соответствующее – как к мебели или к платью и выбираются они на вкус или подчиняясь моде…
Катастрофическое для России преобразование ядра цивилизации произошло в основном за период начиная с середины 19 и до середины 20 века. И, как мы видим, переворот в сердце цивилизации произошел радикальный. Вот, как расценивает подобную ситуацию В.В.Аверьянов. «Если дисгармоничные инновации занимают очень большое место в культуре, что происходит? Происходит своего рода коррупция этих трех сфер традиции. То есть, полнота превращается в антиполноту, соборность превращается в косность, вселенскость превращается либо в изоляционизм, либо в глобализацию. Институты этих трех сфер не находят языка между собой, и сама культура становится культурой эпохи пост-, теплохладной культурой…
Что это за ситуации? Это когда внутренняя сфера традиции перестает согревать вторую и третью. Перестает поступать внутренняя энергия, наступает некая изоляция генетического источника традиции, как будто бы он ушел в некую резервацию. И тогда человек получает из традиции вместо призывов - буквы, вместо загадок – коды, вместо подсказок и пророчеств – тропологические фигуры речи. На место культуры откровения приходит культура повседневности, ритуалы семиотики и коммуникации. На место интуиции приходят рациональные попытки что-то спрогнозировать и смоделировать. Иное перестает перерабатываться в своё, своё уравнивается с иным.
Здесь возникает непонимание между институтами трех сфер, а также между поколениями и формируется такая система, в которой культурные идентичности разных стран и цивилизаций уже не просто между собой борются, а как бы взаимно аннигилируются»(1).
Все это, о чем говорит автор теории, мы уже либо прошли, либо проходим сейчас, и если нам не удастся исправить ситуацию в ядре своей цивилизации, то что бы мы ни старались делать в других ее частях, она обречена на окончательное поражение. Обречены также и все другие традиционные цивилизации на планете, потому что в их ядрах примерно такая же ситуация, как бы они сейчас не выглядели внешне. Как писал А.Г.Дугин, «в битве идей одной материальной силы или технологий недостаточно. Прагматизм не может заменить собой идеологию, а ориентация только на интересы в отрыве от ценностей приведет рано или поздно в тупик. Нам необходимо сформулировать русские интересы, помноженные на русские ценности».(4)
Он же в одном из своих интервью сформулировал и задачу Русской цивилизации: «наша задача — понять Запад и дать свой русский ответ на его вызов. Вот это самое главное, на мой взгляд, в современной России. А все остальные вопросы по поводу политического устройства, территориального устройства, экономических стратегий или тех или иных ещё больших частностей — всё будет вытекать из этого ответа: из воли, желания, способности и готовности дать фундаментальный русский ответ на вызов Запада» (5). Постановка задачи представляется абсолютно верной, и только ее успешное решение дает нам шанс на победу.
Если мы попытаемся представить сегодняшнее ядро западной цивилизации, то обнаружим, что оно ничем не отличается от ядра современной Русской цивилизации. Более того, ядра многих других цивилизаций и культур так же идентичны ядру западной цивилизации. Исключение составляют лишь культуры, которые находятся на примитивном уровне развития, где наука еще не получила «прописки». Там же, где наука твердо вошла в культурную ткань общества, традиционные цивилизационные ядра разрушены и традиционная культура деградирует, не оставляя никаких шансов традиционным обществам.
Идентичность современных цивилизационных ядер традиционных культур с ядром западной цивилизации дает нам ясное понимание глубинной причины захлестнувшей весь мир вестернизации. По существу против нее теперь нет иммунитета. Та инерция традиционных цивилизаций, которая еще действует, с течением времени иссякнет и все культуры, в том числе и русская, трансформируются по западному образцу. А у нас создается впечатление, что это мы отступаем перед Западом. Нет, это мы перерождаемся под неумолимым действием содержания собственного современного цивилизационного ядра. А впечатление отступления перед Западом складывается лишь в силу того, что он нетерпеливо и всеми силами стимулирует эти процессы, чтобы воспользовавшись ситуацией, быстрее укрепить свою гегемонию над миром до абсолютной степени. В этом причина беспрецедентной западной наглости в отношении других культур и народов.
И вот уже люди традиционных цивилизаций в растерянности задаются вопросами: А может так и надо, может действительно верно западное направление развития планетарной человеческой цивилизации? Что нас не устраивает? Почему мы сопротивляемся? Почему растет тревога за будущее?.. И многие наши люди сдаются мамоне – ее главному идолу.
Элементы традиционных цивилизаций в разной степени и разных объемах, но присутствуют в душе каждого из нас, кто учился на великой русской литературе, несущей в себе правдивый рассказ о нашей традиции, кто воспитывался в семьях, где эта традиция передавалась из поколения в поколение, кто в детстве проходил практические занятия во дворах, где главенствовали законы: «лежачего не бьют», «двое в драке, третий в с…» и т.д. Именно эти внутренние островки «прежней жизни» не дают нам возможности слепо верить предложениям западной цивилизации и входят с ними в непримиримое противоречие, настойчиво требующее разрешения. Ощущение ее несправедливости, лживости, жестокости заставляет нас внутренне сопротивляться. Чтобы это сопротивление либо приняло осознанный характер, либо безвозвратно покинуло нас, перестав мучить, нам крайне важно разобраться, действительно ли истина заложена в ядре западной, а теперь и нашей цивилизаций.
Проблема, на первый взгляд, кажется очень сложной, но на самом деле она совершенно проста. На что, на какие вопросы должно отвечать цивилизационное учение? Их немного. Как появился и устроен мир? Как появился и устроен человек? Каково место человека в мире? В чем смысл человеческой жизни и что нужно делать, как поступать, чтобы этот смысл реализовать?
Зададимся вопросом: законно ли наука вошла в ядро цивилизации? Конечно, законно. Достижения ее неоспоримы. Некоторое время она даже способна была, как говорил выступавший, «согревать» вторую и третью сферы цивилизации. Общество некоторое время верило в ее всемогущество. Наука даже вдохновляла его на великое созидание, а ученые стали обладать , по словам С.Г. Кара-Мурзы, «такой же силой, как жрецы в Древнем Египте»(6). Но время идеализации науки прошло. Научный авторитет уже значительно растратился, когда оказалось, что с ее помощью успешно могут обосновываться абсолютно противоположные выводы. Люди стали понимать, что их сознанием манипулируют. Не простится ей и глобальный экологический провал. Не придает авторитета науке и бесконечная смена ее взглядов. Но главное, сегодня науку можно обвинить в том, что она безучастна к вопросу нравственного падения общества. Все это и плюс наблюдаемый в последнее время всплеск интереса в обществе к религиозным учениям (а ведь многие ищут в религии не Истины, а именно нравственного утешения) ставит на повестку дня вопрос, а законно ли религия вытеснена из цивилизационного ядра?
Что русский человек черпал из живого ядра Русской цивилизации с начала ее строительства? Сокровенное знание, которое говорило ему, что человек и окружающий его мир появились не случайно, а являются продуктом творчества Высших сил Вселенной. Эти силы гораздо могущественнее в сравнении с силами человека и постоянно нацелены помогать ему, при условии, что он будет подчиняться Высшему закону и соблюдать его в своей жизни. Смыслом человеческой жизни является совершенствование души. Высшая степень этого совершенства - стать совершенным, как «совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Такая степень душевного совершенства позволяет достичь бессмертия и стать полноправным Небожителем. Главные качества совершенства души: любовь, милосердие, сострадание, бескорыстие… И далее давались непререкаемые для человека правила его поведения.
Что же может почерпнуть человек из содержания современного цивилизационного ядра? Научное знание говорит человеку, что Вселенная безгранична и образовалась она в результате некоего Взрыва. Состоит Вселенная из бесчисленного количества звезд, возле одной из которых неким образом образовалась планета Земля, на которой случайным образом создались уникальные условия для зарождения жизни. Существует ли жизнь где-либо еще - неизвестно. Своему проявлению на Земле жизнь обязана белковым соединениям, которые либо образовались сами, либо были привнесены извне. В ходе эволюции этих соединений постепенно за миллиарды лет образовалось наблюдаемое многообразие жизненных форм, в том числе и человек. Что заставило материю эволюционировать, неизвестно. Человек является венцом (завершением) эволюции. Ни до рождения человека, ни после его смерти ничего, что могло бы говорить о законности его существования нет. За пределами жизни человека – небытие. Отсюда вывод: глубокого смысла человеческой жизни нет, поэтому человек сам волен решать, как ему жить, исходя из своих возможностей и желаний. Никаких нравственных норм в современном содержании русского цивилизационного ядра нет и быть не может, ибо они изначально выведены научной парадигмой за пределы науки, как не имеющие материального основания.
После даже такого коротенького сравнения мы приближаемся к пониманию причины нравственной деградации общества. Нам также становится понятным, почему Запад находит для себя возможным и оправданным в своих глазах абсолютно скотское поведение в отношении других. У него уже давно в цивилизационном ядре отсутствуют критерии нравственности и почти полностью иссякла цивилизационная инерция христианской цивилизации. То же самое ждет и нас, если мы не исправим свое цивилизационное ядро. Это является главным условием нашей победы.
Таким образом, обращение общества к религии нужно рассматривать как настоятельное требование поиска и возврата в ядро цивилизации мировоззренческой Истины, дающей возможность вернуть в общество утерянные духовно-нравственные начала. Это и многие другие явления в обществе, которых мы коснулись и которых не касались, говорят нам о необходимости возврата религиозных учений в цивилизационное ядро. Можно ли это сделать – вопрос риторический. Если этого не сделать, то западная, так называемая, цивилизация раздавит нас, погубит Землю и жизнь на ней. Поэтому у нас просто нет выбора.
Вернуть Церковь в цивилизационное ядро механически, что совершенно очевидно, не получится. Об этом свидетельствует и вековой опыт противостояния науки и религии. Особенно это относится к западному опыту, где богословы пошли по пути отрицания и шельмования открытых наукой истин. Это тупое и прямолинейное противостояние способно лишь обострить ситуацию и укрепить статус-кво.
В разрешении проблемы противостояния науки и религии необходимо исходить из того, что и то и другое содержит в себе истину (некую часть общей Истины). Это подтверждается практикой, в том числе и религиозной, на которую наука пока закрывает глаза. Наша задача найти и доступно выразить то, в чем результаты двух принципиально разных методов поиска Истины дополняют друг друга. Если у нас это получится, то понятая на современном уровне общественного сознания религия полноправно вернется в цивилизационное ядро (Рис.4), потеснив, но не вытеснив из него науку, и тем самым восстановит его способность вести общество в истинном направлении. Такой видится реализация главного условия русской победы.
Чтобы достичь успеха в этой работе, те мыслители, которые возьмут ее на себя, должны будут отдавать себе отчет, что они имеют право и будут работать только в лоне науки, не вторгаясь с критикой в Священное Писание и Священное Предание любой религии, даже если они имеют определенный религиозный (духовный) опыт. Это табу вытекает из непознанности и недостижимости нами источника Священного Писания и уважения к источникам Священного Предания. При этом для раскрытия всей полноты доступной на сегодня Истины, исследователь должен быть абсолютно свободным и черпать знания или понимание того или иного знания из Священного Писания и Священного Предания любой религии мира, если оно непротиворечиво входит в общую канву построений и целесообразно.
Исследователь, взявшийся за работу с цивилизационным ядром, опираясь на здравый смысл, также должен чувствовать себя абсолютно свободным в вопросе доказательного расширения, дополнения или опровержения любых научных доктрин, как порождения несовершенного человеческого разума. Это, конечно, не понравится некоторым представителям академической науки, но их неспособность отвести общество от гибельного пути дает нам право не обращать на подобную позицию никакого внимания. Такова, в общем-то, методология решения самого насущного на сегодня научного вопроса.
Мы, конечно, можем теоретизировать сколько угодно о путях подхода к решению волнующих проблем, но без начала разговора о конкретном их решении, это останется пустым звуком. Важно начинать и развивать именно предметный разговор.
Важнейшим открытием науки для современного человека является открытие у него души. Более ценного открытия нет и быть не может! Речь идет о переживании людьми во время клинической смерти опыта выхода души из тела. Множество людей, переживших этот опыт и вернувшихся к жизни, оказались живыми свидетелями существования души вне тела. И какова реакция цивилизации на это открытие? Почти гробовое молчание что со стороны научного сообщества СССР – страны «победившего» атеизма, что со стороны Запада – общества победившего сатанизма. Что же мы услышали в научных комментариях? Просто какой-то жалкий лепет, типа: галлюцинации в условиях кислородного голодания человеческого мозга. Могли ли мы услышать что-либо другое? Вряд ли.
То, что на руку сатанинской цивилизации, то раздувается ею до небес. Стоит только вспомнить «просветителей» так называемого века Просвещения, когда любое самое мизерное научное открытие или теорийка, противоречившие какому-либо из религиозных догматов, немедленно подхватывали и преподносили как фактор полного отрицания религии. То же, что противоречит устоям сатанизма, либо лживо отрицается ею, либо замалчивается и прячется. Так они поступили и с открытием души. Наша первостепенная задача исправить эту несправедливость.
Конечно, для науки здесь сразу встает вопрос, а как быть с тем, что в религии принято считать душу и потусторонний мир нематериальными? Но это очередная и, пожалуй, главная ложь «просветителей», позволившая некогда вытеснить религию за пределы цивилизационного ядра западного мира, а в последствии и из ядер других культур. Основы религии этим актом были вообще выведены за пределы общественного дискурса. После этого было делом техники легитимировать в общественном сознании ростовщический капитал (капиталистический уклад) и либеральную идеологию.
Не место здесь разбирать, как произошло принятие на веру лжи о нематериальности потустороннего мира, души и духа, а сразу обратимся к православной традиции как наследнице христианства его первых веков. В Православии на этом вопросе акцент никогда не делался. И действительно, какая разница для верующего человека из чего состоит его душа, «химический» состав духа и т.п.? Достаточно знать, что они есть и что жизни без них быть не может, ибо они и есть сама жизнь. Уходят душа и дух, и жизнь тела прекращается, начинается его распад за ненадобностью.
После того, как Петр I «прорубил окно в Европу, и в Россию стал поступать «свежий воздух перемен», для Русской цивилизации стали актуальными вопросы сохранения традиции и противостояния разлагающему ее влиянию Запада. И если светское общество ответило на этот вызов великой русской литературой, то духовное ядро цивилизации выдвинуло целую плеяду православных святителей, которые в многочисленных сочинениях собрали и в концентрированном виде оставили нам двухтысячелетний опыт движения по заповеданному Иисусом Христом пути. К их числу относятся такие духовные светочи, как Тихон Задонский, Игнатий Брянчанинов, Иоанн Кронштадский, Феофан Затворник и др.
Не были обойдены в их трудах и мировоззренческие вопросы. Хотя нужно сказать, что для Православия характерно упрощенное отношение к мировоззренческим вопросам, ибо знание не особенно важно для спасения души и даже более того, многознание вредно для человека, вставшего на духовный путь. И только с появлением науки, открытия которой начали использоваться в борьбе с религиозными догматами, многие мировоззренческие вопросы стали на повестку дня Церкви, как некогда вопросы мировоззрения были актуальными для нее в первые века становления христианства, когда оно вело борьбу с языческим мировоззрением.
Интересующую нас тему осветил в 19 веке православный святитель Игнатий (Брянчанинов). Он писал: «Ангел и душа называются бесплотными, как не имеющие нашей плоти; называются духом, как существа тонкие, совершенно отличающиеся от предметов, составляющих вещественный мир. Так называются они и на обыкновенном языке человеческом, и в Священном Писании, и в писаниях святых отцов: вещество их несравнимо тоньше вещества земных предметов, нами видимых» (7. с.112-113). В подтверждение своих слов святитель Игнатий приводит целый ряд древних христианских подвижников (Макария Великого, Кассиана Римлянина и др.), утверждавших тонкоматериальность души и духа. Т.е. православная традиция не видит ничего кощунственного в том, чтобы считать душу, дух и потусторонний мир материальными.
А что же наука? Она упрямо не обращает внимания на проявления тонкоматериального мира, которые он с постоянным упорством демонстрирует нам. Это предательство и бесчестие науки. А для русских ученых это еще и предательство своей цивилизации.
Даже после того, как в 70-х годах прошлого столетия астрофизиками были открыты во Вселенной так называемые скрытые массы материи, никто не выдвинул предположения о том, а не является ли это прямым указанием на то, что это дают о себе знать те запредельные миры, о которых говорит религия. Ведь оказалось, что мир, который мы видим и который может быть подвержен исследованиям современной наукой, по разным подсчетам составляет лишь от 5 до 10% от всей массы материи Вселенной. Остальная масса материи невидима. Неужто ни у кого из ученых даже не мелькнула мысль, что это проявилась материя того мира, который мы называем запредельным, загробным, божественным и т.п. Как глубоко поразило наши умы атеистическое мировоззрение!
За столетие до этого открытия святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Мы не видим ни рая, ни ада нашими чувственными очами; но что видим мы ими? Что видим ими – не говорю о мире духов, - что видим в этом самом чувственном мире, который с такой уверенностью называем видимым миром? Видим в нем лишь малейшую часть предметов, ничто в сравнении с целым» (7. с.118).
Теперь мы можем подвести первый итог: наука никоим образом не погрешит против истины, если признает наличие материального тонкого (потустороннего) мира и наличие тонкоматериальной души у человека и других живых существ. Пусть это будет хотя бы гипотезой. Важно начинать процесс… Важно начать общественный дискус на эти темы. В последующем, и очень быстро, а я верю в это, доктрина о материальном потустороннем мире и душе прочно займет свое место в научной парадигме и тем самым откроет путь для возвращения в цивилизационное ядро Русской цивилизации Учения Иисуса Христа со всеми вытекающими из этого положительными для нас последствиями.
После того, как наметился путь разрешения основного противоречия между наукой и религией, осталось еще одно, как представляется абсолютному большинству исследователей, неразрешимое противоречие. Речь идет об открытии наукой 19 века эволюции жизни. Но не может истина противопоставлять себя истине.
Мне уже приходилось писать на эту тему, поэтому воспользуюсь написанным ранее.
«Известно, что теория эволюции страдает одним существенным недостатком. Она не объясняет силу, которая движет эволюцию. Мы знаем, с каким восторгом в свое время отнеслись к теории Ч.Дарвина основоположники материалистической диалектики. Однако они ни в коем случае не допускали ее абсолютизации. Ф.Энгельс писал: «В учении Дарвина я принимаю теорию развития, дарвиновский же способ доказательства (борьба за существование, естественный отбор) считаю всего лишь первым, временным, несовершенным выражением только что открытого факта. До Дарвина именно те люди, которые теперь повсюду видят только борьбу за существование, делали ударение на то, как растения доставляют животным кислород и пищу, и, наоборот, животные доставляют растениям углекислоту и удобрения...». Ф.Энгельс подчеркивал, что «такой метод сам себе выносит обвинительный приговор».
Наконец, сам Ч.Дарвин не строил больших иллюзий относительно своей теории. Он писал: «Естественный отбор, или переживание наиболее приспособленного, не предполагает необходимость прогрессивного развития - он только подхватывает появляющиеся изменения, благоприятные для обладающего ими существа в сложных условиях его жизни». Вот ведь какая картина получается! Нас учат, что Ч.Дарвин «открыл основную причину эволюции - естественный отбор», а сам автор открытия так не считал. Ему вторил основоположник диалектического материализма.
Открытие наукой души и тонкого мира как раз и способны дать понимание этой силы. Все проясняется просто прекрасно.
По мнению ученых, зарождение жизни происходит в водной среде. Однако вопрос о том, что именно можно считать уже живым организмом, остается открытым. Думается, что признаки жизни и смерти несет в себе уже синтез и распад простейших молекул, например, той же самой воды и растворенных в ней солей, щелочей и так далее. Достоверно известно, что молекулы воды нестабильны и постоянно синтезируются и распадаются. Но ведь это должно иметь какой-то смысл? Этот смысл раскрывается, если мы предполагаем присутствие в этом процессе некой невидимой и не ощущаемой нами субстанции тонкого мира, того, что Ф.Энгельс называл «жизненным принципом».
Именно участие «жизненного принципа» позволяет атомам собраться в молекулу. За время существования молекулы этот «жизненный принцип» набирает некий «опыт» и становится более весомым. Но став таковым он перестает «удовлетворятся» теми атомами, из которых он некогда создал молекулу. В результате «жизненный принцип» покидает молекулу и она распадается, становясь стройматериалом для строительства других молекул. А наш «жизненный принцип» формирует следующую молекулу, которая соответствует его обновленным качествам. В последующем за время существования новой молекулы он опять собирает «опыт» и еще более усложняется. После этого опять молекула перестает удовлетворять его и он покидает ее. Молекула незамедлительно распадается… И так бесчисленное число раз до тех пор, пока «жизненный принцип» не увеличится настолько, что его уже перестает удовлетворять и состав атомов формулы, которые он создавал ранее, и он, обладая уже более значительной силой, начинает создавать более сложные молекулы… Дальше – больше. Таким образом происходит так называемая химическая эволюция.
Тонкоматериальные структуры не могут прогрессировать (расти) без участия вещества, а то, в свою очередь, не в состоянии синтезировать соединения без помощи тонкоматериальных структур. Такое сотрудничество плотноматериальных и тонкоматериальных миров в конце концов приводит к зарождению первых простейших живых организмов, которые оказываются в состоянии реагировать на изменение окружающей среды. Возникает психическая деятельность, т.е. возникают элементы живой природы. «Жизненный принцип» превращается в животную душу. Отныне именно уровень развития души становится основным показателем эволюционной ступени развития живого организма.
Животная душа определенного уровня развития может воплощаться только в организме с соответствующим ей уровнем развития нервной системы. Принцип тот же, что и в элементарных соединениях. За период существования в теле животного душа накапливает определенный жизненный опыт, то есть совершенствуется. В то же время после периода взросления физический организм животного уже не может более совершенствоваться, чтобы соответствовать новому уровню «обитающей» в нем души, и поэтому организм животного должен умереть, чтобы освободить душу для нового воплощения. Животное стареет и умирает. Таким образом, в природе естественная смерть желанна! Она необходима как непременное условие для очередного шага души по эволюционному пути.
Совершенствование животной души в процессе эволюции требует и постоянного совершенствования психического аппарата животного организма. А это, в свою очередь, подразумевает усложнение физического тела. Поэтому при новых воплощениях под воздействием энергии душ, тела животных целенаправленно мутируют в направлении усложнения и перехода на более высокую ступень сложности. В результате появляются новые, все более и более психически развитые виды животных.
Миллиарды лет шел этот процесс. Первопроходцами в нем был некий передовой отряд душ, зародившихся первыми. Все последующие души двигались и движутся сейчас уже по проторенному пути, состоящему из множества видов живых организмов.
Около миллиона лет назад на Земле наступил такой момент, когда душа и соответственно психика животного развились настолько, что возникло новое явление – сознание. Появилась способность оценивать действительность в категориях «хорошо» и «плохо», добра и зла. Это как раз тот момент, который описан в Библии как грехопадение Адама и Евы!
До появления сознания животное действовало исключительно под влиянием рефлексов и инстинктов. Возникшее сознание, дав возможность оценивать реальность, заставило человека в некоторых, сначала исключительных случаях, а в ходе дальнейшей эволюции все более и более часто, поступать наперекор тому, к чему подталкивали животные рефлексы и инстинкты. Яркий тому пример - овладение огнем. Весь животный мир панически боится огня. Человек же, благодаря сознанию, увидел и смог оценить положительные стороны этого явления. В результате он сознательным усилием преодолел страх перед огнем и «приручил» его.
До «очеловечивания» все животное содержание играло исключительно позитивную роль, ибо было направлено на обеспечение возможности существования в условиях бескомпромиссной борьбы за выживание в суровых природных условиях. Однако став человеком, живое существо, повинуясь закону эволюции, начало нарабатывать в себе другие качества. Конечной целью этого процесса является достижение следующей, более высокой - божественной ступени развития.
Возникновение и развитие этих божественных качеств в человеке обусловлено осознанием своей ответственности вначале за себя, за свое существование, а позже, осознанием взаимозависимости с соплеменниками. Формируется мировоззрение. Степень ответственности возрастает. Возрастают в человеке и качества, входящие в противоречие с его животным содержанием. В обществе появляются и закрепляются этические правила общежития, являющиеся незыблемым законом для каждого. Эти правила ограничивают животные устремления человека и воспитывают в нем новые.
Из воплощения в воплощение растет в человеке его божественное содержание, проявляющееся такими качествами, как совесть, любовь, милосердие, бескорыстие, мужество, самоотверженность, правдивость, скромность, целомудрие … все то, что мы впоследствии назовем высшими душевными свойствами человека. Их ценность закрепляется в общественном сознании и служит основой воспитания воплощающихся душ. А души, как совершенно очевидно, воплощаются самого разного уровня развития (совершенства) – от только что перешедших из животного мира до идущих впереди всех и прокладывающих дорогу другим. Души, наиболее развитые в духовном отношении, ощущают эти этические правила как естественные. Другие, молодые, менее развитые души, воспринимают их как насилие, но вынуждены смириться под давлением общества и выполнять его требования, что способствует ускорению их духовного роста.
А что же животное содержание? А оно никуда не исчезает. Оно сидит внутри каждого человека и постоянно стремится выйти наружу. Оно дает о себе знать через властолюбие, жадность, зависть, жестокость, грубость, лживость, хамство, наглость, высокомерие, сквернословие, агрессивность, т.е. через то, что называется грехами человеческими.
В христианстве есть прекрасный символ: воин с копьем, направленным в гада. Это символ духовного воина. Он означает необходимость постоянного напряженного внимания и борьбы с тем животным началом, которое сидит внутри нас и ищет любого повода вылезти наружу. Пока есть тело, борьба не прекращается ни на мгновение. Молодым душам справляться с этим началом в себе трудно. Особенно это трудно делать сейчас в условиях оккупации западной цивилизацией, которая дала зеленый свет всему животному в человеке. И молодежь даже не знает, что с этим нужно бороться, что это низко для человека, и бравирует этим. Надо как можно быстрее возвращаться к своим истинным основам.
Наука прослеживает эволюцию жизни до человека (homo sapiens). А что дальше? Дальнейшие перспективы наука объяснить не может. Здесь нам опять помогает религия. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» - учил Иисус Христос. О чем это Он говорил нам? Пройдя множество воплощений и благодаря определенной направленности своих мыслей и действий в последнем воплощении, человек способен достичь духовного совершенства подобного совершенству Отца Небесного. После этого его дальнейшие воплощения на Земле теряют смысл. Человек навсегда покидает планету. Так заканчивается путь человека, заканчивается сам человек. Дальнейшее его совершенствование, дальнейший духовный рост происходит уже в совершенно других условиях, в других мирах (Рис.5).
Такое понимание жизни говорит нам, что ее эволюция на Земле не является уникальным явлением. Бесчисленное множество планет во Вселенной порождало жизнь и давало возможность ей развиваться. Многие из этих планет дали космосу свои великолепные плоды в образе святых людей - людей, достигших жизни вечной и продолжающих сейчас эволюционный путь в тонких мирах. Мы не в состоянии доподлинно знать их жизнь там. Но по аналогии с эволюцией жизни на Земле можем предполагать, что достигнув той жизни, они, как младенцы, попадают под опеку более старших Небожителей, с любовью помогающих им в дальнейшем развитии.
Не оставляют Небожители без своего внимания и планетные человеческие цивилизации. Вот и нашей цивилизации Они пытаются помочь чем могут, да мы сопротивляемся…
Мы всё ищем другие цивилизации. Глупость, конечно. Не то, не там и не так ищем. Научно-технический прогресс – это тупик человеческой цивилизации, о котором, если, даст Бог, выберемся, будем вспоминать как о кошмарном сне.
Две тысячи лет назад, когда на Земле появилось достаточно зрелых душ, Отец наш Небесный послал на Землю Великого Духа, чтобы дать нам Учение о последнем этапе жизни человека на планете и переходе его в Небожители. Он собственным примером продемонстрировал прохождение этого пути и пообещал всякую помощь всем тем, кто пойдет по нему. Иисус Христос крестной смертью Своей и последующими за ней воскресением и вознесением продемонстрировал нам силу и величие будущего человека»(8).
Где-то примерно так наука могла бы и должна была дополнить свое учение об эволюции жизни на Земле, доведя ее до действительно целостной картины. Это, в свою очередь, позволило бы Православию с полным правом вернуться в цивилизационное ядро Русской (Православной) цивилизации и занять там законное свое место. Лишь после этого мы действительно сможем возродить к полноценной жизни Русскую цивилизацию и Россию, а главное дать человеку истинный смысл жизни и возможность его реализовывать.
Наука интернациональна и поэтому истинное понимание жизни непременно распространится по всему миру, а это значит, что великую силу обретут все традиционные общества. Западная же цивилизация, как противоречащая Истине, свою сатанинскую силу потеряет. В результате этого мир начнет восстанавливаться.
Литература:
1. Аверьянов В.В. Динамический консерватизм: Принцип, теория, идеология. Доклад директора ИДК В.В. Аверьянова, сделанный на презентации его монографии «Традиция и динамический консерватизм» 26 декабря 2011 г.
https://www.dynacon.ru/content/articles/588/
2. Соловьев В.С. Русская идея.
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003369948#?page=1
3. Черемных К.А., Восканян М.В., Кобяков А.Б. Анонимная война. – М.: Алгоритм, 2014.
4. Дугин А.Г. Идея. Самое грозное оружие империи.
https://evrazia.org/article/709
5. Дугин А.Г. Русский ответ на вызов Запада ...
https://dynacon.ru/content/articles/848/
6. Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать ее наука.
https://kara-murza.ru/books/ideolog/ideolog.htm#hdr_2
7. Святитель Игнатий (Брянчанинов) Слово о смерти. М.: Издательство «Отчий дом». 2008
8. Билан В.Н. Размышление во время поста.
https://samaralit.ru/?p=21857