Светлане Олеговне Захаровой не дашь и двадцати пяти лет, она работает в Институте Развития Образования Омской Области и преподаёт методику учителям – людям много старше её. Говоря простым языком, худенькая и звонкая девушка помогает учителям из разных школ постичь азы работы с новыми технологиями. «Смарт-доска», проектор или другое мультимидийное средство, но Светлана Олеговна не выпустит из класса, пока не научит работать в соответствии с Федеральным Государственным Стандартом. Вся проблема в том, что учителя после сорока и пятидесяти с трудом адаптируются к работе с новыми технологиями.
С 1988 года рождения Светлана Захарова начинает карьеру учителя английского и французского языка в городском центре иностранных языков «Alter Ego».
– Чем привлекает работа в ИРООО и как туда попали? – спрашиваю. – Многие мои коллеги мечтают попасть на работу в Институт Развития Образования.
– Мой бывший научный руководитель Ирина Владимировна Бердникова из ОмГПУ (университета, где я получила образование) считала, что я способна добиться большего, чем быть учителем на частных курсах, а более того – достойна этого, – делится Светлана Олеговна. – И спустя год после выпуска уговорила меня сходить на собеседование в ИРООО на кафедру МОИЯ (методики обучения иностранным языкам). После разговора со своими будущими коллегами, зав. кафедрой Казаковой Марией Александровной и методистом Созыкиной Юлией Евгеньевной, я поняла, что нашла то, что мне интересно, а главное, почувствовала себя как дома. На тот момент кафедра существовала всего лишь два года, так что многое мы начинали вместе. А привлекает меня многое – комфортно работать не только потому, что созданы все условия, но и потому, что мне интересна эта публика. Еще в детстве поняла, что хочу преподавать, но школьная система меня почему-то смущала. Уже после университета я нашла себя – я старший преподаватель, занимаюсь любимым делом и работаю с той публикой, с которой мне нравится работать – замотивированная, взрослая аудитория, которой не нужно объяснять, что надо трудиться, стремиться, вдохновляться и самосовершенствоваться. А главное, это такая аудитория, которая даёт огромный заряд и мне. Меня всегда спрашивают: тебя всерьёз же не воспринимают? Возможно, поначалу, я не знаю. С подобным отношением от слушателей не сталкивалась. Всегда доброжелательные, открытые ко всему новому и позитивные – это те, кто приходит на курсы в ИРООО.
Наблюдая за молодым учителем, не скажешь даже втайне, что можно воспринимать её несерьёзно. Настолько запросто и профессионально девушка объясняет работу с разными программами, сервисами и технологической доской, что успеваешь только проглатывать и повторять действия на ноутбуке. Помощник Светлана Олеговна замечательный – говорит по делу и сразу предлагает открыть рабочую печатную тетрадь, записывать и запоминать.
– Конечно, радует расположение ИРООО – вы видели, в каком месте институт расположен? – добавляет она. – Куда не поверни, увидишь достопримечательность. Одно наслаждение прогуляться с работы и на работу. Да и само учреждение у нас очень красивое.
Продолжает:
– Работая с учителями, появляется возможность повлиять и на огромное количество детей – ведь с этими учителями делишься мыслями, взглядами, пытаешься их вдохновить. В школе моё влияние ограничилось бы парой классов. А тут масштабы больше. Я люблю показывать или советовать к просмотру фильм «Общество мёртвых поэтов». На очень многих он оказывает впечатление, помогает по-новому взглянуть на призвание учителя. Меня саму он когда-то подтолкнул к выбору этой профессии.
– Как удаётся адаптировать старшее население для работы с новыми технологиями?
– «Старшее население» на удивление отзывчиво относится ко всему новому. Слушают каждое слово, стараются за всем успеть – за прогрессом, за новыми ИКТ технологиями. Иногда удивляюсь, когда они свободно владеют компьютерными программами и принимают активное участие на форумах. Поколение уже другое, как не крути. Не хотят стареть ни душой, ни телом, а главное – мозгами. Чаще, как ни странно, «проблемы» возникают с молодыми учителями. Причин много: нежелание признать, что знаний недостаточно… как так? Я же недавно отучилась, я молода и перспективна, все без вас знаю – но нет, за прогрессом нужно не то что идти в ногу, за ним нужно бежать сломя голову; уже перегорели или, наоборот, ещё не втянулись в работу – им лень, не нужно или неинтересно. Бывает и такое. Терпение – значит многое. Если дело касается ИКТ – научил держать мышку, объяснил, что ничего страшного нет, ничего не сломается, и в путь. Но повторюсь ещё раз, как показала практика, лучшими и самыми трудолюбивыми в освоении новых технологий как раз являются представители старшего поколения. Иногда, даже что-то новое от них и узнаю.
– Слушатели не одолевают? Наверняка есть назойливые и трудные…
– Слушатели, конечно, обращаются за помощью: по телефону, по почте, лично. Обращаются чаще на кафедру, а мы уже переадресуем вопрос тому из нас, кто может помочь. Приятно, что слушатели и коллеги помнят о нас, не теряют контакты и просят советы. Ведь даже если лично я не компетентна в вопросе, я не оставлю его без внимания и найду способ помочь: хотя бы спрошу у коллег.
– Где путешествовали и по каким семинарам ездили? Что привлекает за границей в смысле образования и общения людей? Чьё образование лучше: наше или западное?
– Я люблю путешествовать, но не всегда это связано с работой. Хотя самое важное моё путешествие в Великобританию как раз было ориентированным профессионально. Благодаря своим знакомым я посетила семинары BBC, а также несколько мастер-классов CELTA от St. Giles International College. Даже за короткий срок, мне удалось узнать много нового, получить небольшой, но ценный опыт в плане преподавания и не только. Также один из моих знакомых, профессор математики Jonathan Farley приезжал с лекциями в наш институт. Он поделился с коллегами опытом преподавания и обучения, как в британских, так и в американских ВУЗах. Говорить, чьё образование лучше, не берусь. Менталитет отличается настолько, что судить о таком вопросе однозначно нельзя. Есть свои плюсы и минусы там и там. Сама система образования Британии достаточно привлекательна в плане престижа высших учебных заведений и отбора своих студентов – сначала таланты и умы, потом деньги. Не секрет, что у нас несколько иначе. Чем престижней учреждение, тем серьёзней оно подходит к отбору – не дай Бог будущий выпускник опозорит и испортит репутацию. Примерно так же и в США. В плане знаний, тут зависит от ВУЗа и колледжа. Слишком много тонкостей, чтобы что-то утверждать: это и отношение к спорту, разнообразие стипендий, поддержка творческих организаций, наконец, моменты, связанные с трудоустройством. У меня есть примеры, демонстрирующие как ущербность, так и превосходство обеих систем (нашей и зарубежной). Кому интересно – проведу лекцию с презентациями и видео. Скажу лишь одно, западная и европейская системы образования более социально адаптированные и демократичные – то, к чему мы стремимся уже очень много лет.
– Что должно быть в современном учителе? Каких учителей из ИРООО можете поставить в пример?
– Каждый раз, обсуждая этот вопрос со слушателями, приходим к выводу, что в современном учителе должны быть: креативность, мобильность и компетентность (профессионализм, как вариант). Скажу, что многие этому запросу отвечают. Что касается нашего института, естественно, моим первым примером для подражания была и есть Бердникова И.В. (хоть и натерпелась я от неё за годы своего студенчества, сейчас за это только благодарна). Ирина Владимировна была приглашённым лектором в ИРООО, и, насколько мне известно, рассказывала о зарубежной литературе. Уже работая на кафедре, я внимательно следила за Казаковой М.А. Можно сказать, что ради неё и решилась работать в ИРООО. Многому у неё научилась, многим вдохновилась. Это и любовь к предмету, и трудолюбие, и отзывчивость и желание всё время узнавать новое, к чему-то стремиться. Я училась и продолжаю учиться у своих теперешних коллег. С удовольствием посещаем занятия друг друга, делимся опытом и даём советы. Но главное, сохраняем то ощущение семьи, которое возникло вместе с образованием нашей кафедры и которое не остаётся незамеченным коллегами во всем институте. А выделить кого-то отдельно не могу – наш институт тем и ценен, что в нём работают профессионалы своего дела, бегущие впереди прогресса. Ведь нам необходимо держать учителей в курсе всего нового, а для этого самим приходится заглядывать в будущее.