Ген Победы. Литературные заметки о книге Николая Головкина «Птица-память»

5

9276 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 73 (май 2015)

РУБРИКА: Литературоведение

АВТОР: Демченко Светлана Андреевна

 

С Днём Победы!

 

Николай Головкин. «Птица-память: стихи и эссе к 70-летию Великой Победы» – М. : ИД «ВЕЛИКОРОССЪ», ИКП «Путь», 2015. – 55 с.

Увы! на жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут...

                  

А.С. Пушкин. [1] 

 

 

Предлагаемая статья – не памфлет, не панегирик;  это попытка беспристрастного анализа скромного, но важного и знакового в наши дни, издания.

«Птица-память» – новая книга стихотворений и эссе московского поэта, публициста, прозаика, члена Союза писателей России, члена Союза театральных деятелей России Николая Головкина. Тема героического подвига советского народа в Великой Отечественной и памяти защитников Отечества, отдавших жизни свои за Победу, перекликается с темой сегодняшней борьбы народа Донбасса, Новороссии с фашизмом, который вновь творит преступления против человечности в самом центре Европы. Книга – малого формата и могла бы поместиться в карман гимнастёрки, где великое поколение победителей хранило фотографии и письма из дома»

Это резюме книги. [2]

 

 

***

 

Отличный и ёмкий художественный образ использовал автор для своего нового произведения: «птица-память». Ощущается, что его благородная натура воодушевлена высокой гражданской страстью – разлить свет сыновней памяти и любви в своём Отечестве.

«Без памяти, – писал С.Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».[3]

Сыновняя память долговечная, практически, генетическая, хотя и состоящая из  кратковременных, зачастую «иконических» лоскутов прошлого. Отсюда её калейдоскопический, летящий,  непрерывный, характер. Она действительно, как птица,  у которой, даже если она  ходит, всё равно видны крылья.

Птица взлетает, инстинктивно побуждаемая к полёту; то же происходит и с памятью: актуализируется определённым мотивом, особенно, если он окрашен в высокую  духовную  потребность.

Юбилейная дата события – одна из таких побудительных сил.

Дух русского народа, как и дух отдельного человека, выказывается вполне только в критические минуты, по которым можно безошибочно судить не только о его мощи, но и о молодости и свежести энергетики.

Сегодня он ощутим и  в связи с наступающим 70-летием Великой Победы.

 

 

***

 

Великая Отечественная война, как и в своё время Бородинская битва, названная самим Наполеоном битвою гигантов, была и остаётся, несмотря на трагизм, самым торжественным судьбоносным  актом великой драмы XХ столетия.

Николай Головкин  своим новым творением поклонился этому событию,  памяти о нём, и в избытке сыновнего усердия художественно поцеловал горячий след погибших на войне.

 

Затянули дожди

свою песню навзрыд.

Сон осенний,

мираж,

наважденье…

Это я в ту войну

подо Ржевом убит.

И лежу здесь

до воскресения.

Я – земля,

к ней корнями деревьев прирос,

сквозь моё проросли они тело.

Может, рядом лежит

дальний предок мой – росс.

Так нас сблизило ратное дело.

Он и я

защищали свои рубежи.

А предательства разве мы ждали?!

Из безвестных могил,

как упрёк,

миражи.

Вместе с Родиной –

нас проиграли.

Затянули дожди

свою песню навзрыд.

Сон осенний,

в нём длится сраженье.

Словно крест,

надо мною берёза стоит.

Но грядёт,

верю я,

воскресение.

 

Если бы в этой книге не было ни одного другого, кроме этого, стихотворения, содержащего эпиграфом известные строки Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом,/ В безымянном болоте,/ В пятой роте,/ На левом,/ При жестоком налёте./... Я – где корни слепые/ Ищут корма во тьме...»,  то за один этот факт она была бы достойна названия народной.

Никогда явления духа не бывают так мистически поразительны, никогда они не производят в душе такого живого, ясного и трепетно священного созерцания своей таинственной сущности, как открываясь в конкретных судьбах людей.

 

 

***

 

Какая глубина мысли и какая поэтичность содержится в головкинском выражении «Солдаты, обретите имена»!

В самом деле, в этой фразе заключена другая: «Ничто не забыто, никто не забыт!»; это обращение к не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной войны  победителям –  нашим детям, сыновьям и дочерям, братьям и сёстрам, матерям и отцам, тётям и дядям, ибо это и есть первоначальная,  первосущная форма духа, хранительница всех сил, всей сущности (субстанции) творящей природы, в том числе, и человеческого общества.

Из лона родства вышли все мы, и в его недрах покоится дух на вечность! Именно таким  есть родство людей между собою: все люди родня друг другу по духу жизни; но это родство сперва проявляется в них, как родство крови и плоти, а святое духовное родство  в значительной мере основано также на кровно-плотском.

Поэтому у Николая Головкина его книга – это родственно-духовное посвящение близким – А. Д. Гончарову (1903-1979) – участнику Великой Отечественной войны, двоюродному брату отца, выдающемуся мастеру книжной графики, театральному художнику, живописцу и педагогу;  А.В. Семёнову – пропавшему без вести в годы войны, дяде отца по материнской линии; Е.В. Можуховской (Головкиной) – участнице Сталинградской битвы, зенитчице, тёте автора, искусствоведу, сотруднику журнала «Художник»; фронтовику-художнику В.Я Павлоцкому… А за многоточием – всем тем, кто завоёвывал нам Великую Победу.

 

Память чайкой летит белокрылою

над простором полей много лет.

Снег ложится на землю остылую –

вдов солдатских он светлый завет...

 

Удачного дизайна томик, вмещающийся на мужской ладони, – это связка душевных, напоённых неугасимой патриотической мыслью и страстью стихотворений и эссе.

Н. Головкин, как художник, изображает в них жизнь проникновенно, находит тайники  духа человеческого, напоминает о наших глубоких христианских, нравственных корнях; тех, которые имеют непосредственное отношение к Родине и впечатлениям автора, и потому дышат простотой выражения, искренностью верного, тёплого и живого, благодарного чувства.

Для великого Пушкина не было слова святее, чем «Россия», для непревзойдённого Гоголя  не было слов дороже, чем «вера православная». 

И такая же святость благоговения перед «Россией православной» представлена в этом сборнике, как, собственно, и в других книгах поэта и прозаика Н. Головкина.[4]

 

Фашисты,

французы,

монголы

пытали,

сжигали дотла…

Но русские наши глаголы

питала родная земля.

Жила в них победная сила,

молитва,

отвага

и честь.

От лиха всегда уводила,

дарила нам радости весть.

Сыновья любовь не остыла.

Смогли мы глаголы сберечь.

Так будет,

так будет,

как было.

Бояться ль нам будущих сеч…

 

 

***

 

Автором движет новое восхищение, всё та же христианская любовь, человечность, которые рождают в творчестве великое слово правды. Сегодня многим злым силам как раз и не даёт покоя такая любовь – эта радостная животворящая деятельность жизни.

Они нагло и грубо хватают её побеги, мол, взрастят иную, «настоящую», вне Христовой Веры; пересаживают, исправляют, заминают её ростки так, что они начинают сохнуть и  умирать, не успевая расцвести в душах людей, и такие «агрономы» потом, злорадствуя, являют миру суррогаты эмоций и чувств, псевдолюбовь.

 

Опять стреляет в брата брат.

Так было, знаем, много крат.

Лишь шаг один к Любви всемирной,

но вновь мы катимся назад.                            

 

Мир светел и вечен априори. Хотя знаем: так же вечны и попытки его очернить.

Он наполнен единым непрерывным неиссякаемым трепетом жизни. Счастливым ответным трепетом призвана полниться и душа человека.

«Ходите в свете, пока есть свет».[5] 

Переиначенная на современность, эта толстовская фраза звучит: «Ходите в мире, пока есть мир!»

 

Где ты, сердце, обронилось,

где тот пыльный шлях?

И бесовское явилось,

вспыхнуло в глазах.

Кто поднял вдруг вию веки,

кто распял народ?

И текут уж крови реки

в этот чёрный год.

Край – могильная равнина,

пепелища, смрад…

Украина, Украина

погрузилась в ад.

Пощади и дочь, и сына,

смерть останови!

Украина, Украина,

возвратись к любви.

 

 

***

 

Но противостояние добра и зла не утихает ни в мире, ни в стране, в семье, в человеке, – во всех сферах людского общежития.

Мается ныне, в объявленный год литературы, и честное профессиональное художественное слово. На литературном олимпе  сейчас творится настоящий бедлам.

Классика – мудрая и ясная – прочно оболванена самовлюбленным склизким звериным рыком графомании, напором «выпотрошенной» и дряблой вкусовщины и претензиями  мутной кустарщины.

Тем дороже сейчас эта, будто, написанная только для себя, книжечка писателя, увидевшая свет в марте этого года.

Пленителен и честен в каждом слове размещённых в ней стихов, коротких эссе русский язык (всё, что у нас осталось), обаятелен и дорог образ самого поэта Николая Алексеевича Головкина  –  гражданина и патриота.

 

 

***

 

Таким предстаёт перед читателем мировоззренческое звучание сборника, в частности, его первого раздела «Фронтовая фотография», основной его тон.

Не исключено, что пропущены некоторые детали, среди которых, несомненно, есть немало весьма замечательного, особенно, во второй части книги «Цвет и тень».

Например, нельзя без содрогания читать «Зёрнышки блокады», повествующие о подвиге учёных во время войны; или о не захороненных останках солдат 2-й Ударной армии в Мясном Бору под Новгородом; об «убитой памяти» современными вандалами в Яропольце; рассказы о возвращении имени художника Павла Голубятникова, ученика известного художника К.С. Петрова-Водкина; об уроке мира в школах, о конкурсе  школьных сочинений «Гренадёры, вперёд!», итоги которого подвёл Председатель Союза писателей России Валерий Ганичев.

И что примечательно для каждого эссе, – в них звучит оптимистическая нотка и вера в духовное возрождение  России.

«Время "Пепси-колы" и "Клинского" проходит. Наше общество, хоть и медленно, но начинает выздоравливать.

Одним словом, нынешнее поколение – и это вселяет надежду! –  оказалось достойным Великой Победы. Оно хочет жить в стране-победительнице, гордиться ею. А, значит, грядёт время возрождения традиционных, многовековых духовных, нравственных ценностей, которые лягут в основу счастливого будущего Отечества...»

Всё это ещё и доказательство того, что вопреки усилиям недругов, ген Великой Победы не утрачен поколениями, он жив в русском народе.

Рассматриваемый сборник Н. Головкина – этот скромный вклад литератора в 70-летие Великой Победы – незаурядная и нужная работа, которую, хоть реально, или символично,  мы можем и должны хранить у самого сердца.

Николай Головкин в очередной раз представил нам художественный родник своей души и обнажённое до нерва и в стихах, и в эссе, военное прошлое и насущное, порой тревожное, настоящее.

Из него разрешено пить всем, источник открыт, и он обязательно поможет нам стать  ответственнее и светлее.

 

 

Литература:

 

1. Пушкин А.С. Евгений Онегин, гл. II, строфа XXXVIII. Роман в стихах. / Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л., 1978. Т. 5.

2. Головкин Н.А. Птица-память: стихи и эссе к 70-летию Великой Победы. М.: ИД «Великороссъ», ИКП «Путь», 2015. С. 55.

3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Глава  VIII. Память. / Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб. Издательство «Питер», 2000.

4. Головкин Н.А. Рябина. Стихи и поэма. М.: 2012.  Головкин Н.А. Свет в конце тоннеля. Лирический дневник «репатрианта». О времени и о себе. М.: «Норма», 1999.

5. Толстой Л.Н. Ходите в свете, пока есть свет. Беседа досужих людей. https://lib.znate.ru/docs/index-273303.html

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Светлана Демченко
2015/05/26, 23:11:32
Спасибо, Лорина, за прочтение и отзыв.
Замечу, что Николай Алексеевич прав: "воскресенье" и "воскресение", которое принадлежит оригиналу, - понятия в данном случае разные. Автор верит, несмотря на "дожди" - образ лихого и трудного времени,- в воскресение , в будущее России.
С уважением,
Светлана Демченко
Лорина Тодорова
2015/05/15, 10:14:10
Мне бы хотелось отметить интересную статью-обзор Светланы Демченко, чья цель не просто представить содержание новой книги Николая Головкина, но и показать Читателю глубину творчества Автора новой книги "Птица-память".
Статья носит интересное заглавие:"Ген Победы. Литературные заметки о книге Николая Головкина «Птица-память»
Хочу подчеркнуть очень удачно подобранное слово "ГЕН" - да, верно! Этот"ГЕН" передается от мертвых к живым россам , чья сущность не меняется и не изменится. Вот небольшой отрывок из очерка Светланы Демченко:
"Автором движет новое восхищение, всё та же христианская любовь, человечность, которые рождают в творчестве великое слово правды. Сегодня многим злым силам как раз и не даёт покоя такая любовь – эта радостная животворящая деятельность жизни.

Они нагло и грубо хватают её побеги, мол, взрастят иную, «настоящую», вне Христовой Веры; пересаживают, исправляют, заминают её ростки так, что они начинают сохнуть и умирать, не успевая расцвести в душах людей, и такие «агрономы» потом, злорадствуя, являют миру суррогаты эмоций и чувств, псевдолюбовь.

Опять стреляет в брата брат.
Так было, знаем, много крат.
Лишь шаг один к Любви всемирной,
но вновь мы катимся назад."

Отлично сказана и процитирана Светланой Демченко в этом моменте идея ПРАВОСЛАВИЯ - основы единения РОССОВ и раздражения его ВРАГОВ!

Или вот еще один прекрасный отрывок все из этого же очерка Светланы Демченко:

"И что примечательно для каждого эссе, – в них звучит оптимистическая нотка и вера в духовное возрождение России.

«Время "Пепси-колы" и "Клинского" проходит. Наше общество, хоть и медленно, но начинает выздоравливать.

Одним словом, нынешнее поколение – и это вселяет надежду! – оказалось достойным Великой Победы. Оно хочет жить в стране-победительнице, гордиться ею. А, значит, грядёт время возрождения традиционных, многовековых духовных, нравственных ценностей, которые лягут в основу счастливого будущего Отечества...»

Всё это ещё и доказательство того, что вопреки усилиям недругов, ген Великой Победы не утрачен поколениями, он жив в русском народе.

Рассматриваемый сборник Н. Головкина – этот скромный вклад литератора в 70-летие Великой Победы – незаурядная и нужная работа, которую, хоть реально, или символично, мы можем и должны хранить у самого сердца." -

этот фрагмент из очерка Светланы Демченко убеждает Читателя в самом важном - в вере Николая Головкина , а и самого Автора интересного описательного предсталения книги "Птицы - памать",в силе русского "ГЕНА", позволившему россам одержать Величайшую Победу, ПОБЕДУ, которая по своей мощи и гуманности не может быть сопоставлена ни с чем другим , ПОБЕДА, которая заставила 9 мая 2015 г. правительства всех стран - ЖЕРТВ ФАШИЗМА , ДРУЖНО ВОЗЛОЖИТЬ ВЕНКИ ЦВЕТОВ к Подножию Памятников нашим РОССАМ, отдавшим свою ЖИЗНЬ за ПОБЕДУ И ПРИЗНАТЬ НАШЕ ВЕЛИЧИЕ!

С искренной благодарностью к Светлане Демченко
Лорина Тодорова
2015/05/14, 02:50:16
Ниоколай, ничего не изменилосьь, я же трактую именно как надо, так что Ваша ошибка меня НЕ ПОДВЕЛА! Благодарю Вас!
Николай Головкин
2015/05/13, 17:24:21
Лорина, спасибо!
Но у Вас - "воскресенье", то есть ошибка в моём тексте.
А должно быть:

...Но грядёт,
верю я,
воскресение...

Меняется совершенно смысл. Тем и велик русский язык: от одной буквы подчас многое зависит..
Христос воскресе!
С Великой Победой Вас!
Лорина Тодорова
2015/05/13, 15:07:56
В который раз перичитываю этот текст , в нем такая сила ...Что это? - прием ИДЕНТИФИКАЦИИ? и в нем ли заключается сила РОССА? стирается тотально темпоральная идея....ее НЕТ и не могло бы быть...! иначе это был бы другой текст, лишенный этой силы приемственности русского духа....

Поражает и присутствие РАМКИ:"дождь - воскресенье"

Если бы это был прозаический текст, то можно было бы просто сказать - текст предстявляет собою мысловный процесс= "мысль мыслящая", мысль креативная, в процессе своего становления. А разве в поэзии иначе...точно в поэзие поэт и ищет, и находит два типа "Я" -"Я" этапа предыдущего и "Я" этапа последующего, но и оба эти " Я" редуцируются к одному единственному "Я" - "Я"РОССА того самого, который :"

" Он и я защищали свои рубежи" -

внимание привлекает прошедшее время , не в законченной форме, а "продолжающейся"...."(есть такое гл. время во французском языкe:l'imparfait) и использование этой незаконченной формы глагола "защищали" ориентирует и к прощедшему, и настоящему, и к будещему, т.е.

Я РОСС КАК ЗАЩИЩАЛ, ТАК И ЗАЩИЩАЮ И БУДУ ЗАЩИЩАТЬ СВОИ РУБЕЖИ
-это и есть базовая архифраза всего стихотворения Николая Головкина - гениально! =

Я РОСС НЕ МЕНЯЮСЬ.

Так идея существования в этом поэтическом тексте только первого типа"БЬІТЬ" - вот почему Поэту приходит на ум эта "странная" идея:
" А предательства разве мы ждали"-

т.е. РОСС всегда во все эпохи один и тот же, он защищает свои рубежи или, как сказано в самом тексте:

Я - Земля, к ней корнями деревьев прирос

о! это великая фраза, которая корнями уходит во французский рыцарский роман средневековья - идея единения после смерти двух возлюбленных :Тристана и Изольды.
Tristan et Iseut:

"Or une ronce vivace jaillit sur la tombe de Tristant et s'enfonce dans celle d'Iseut" - " Итак один куст вырос на могиле Тристана и пробил корнями могилу Изольды...." La mort ne peut séparer ceux que l'amour unit à jamais - " Смерть не может разделить тех кого любовь соединила навсегда" ( P. Castex et P. Surer, La littérature aristocratique, Les romans de Tristan ,p. p. 23 - 24)

Вот она, эта самая идея Николая Головкина и "ТРИСТАНА и ИЗОЛЬДЬІ":
" Я - Земля, к ней корнями деревьев прирос
сквозь мое проросли они тело.
Может, рядом лежит
дальный предок мой - росс,
Так нас сблизило ратное дело.
Он и я
защищали свои рубежи." -

т.е. РОССОВ через века объединяет корнями деревьев ЛЮБОВЬ к Отчизне и никакая смерть в битве не может их разъединить -" может рядом ЛЕЖИТ // дальный предок мой росс."

Поэт Николай Головкин использует НАСТОЯЩЕЕ глагольное время, т.е. время, которое обладает "бесконечной растяжимостью" ( Christo Todorov, La théorie opérative et la littérature française, FABER, 2003).Именно настоящее глагольное время вводит идею ЕДИНСТВА РОССОВ ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ как при жизни, так и в смерти.

Однако, основная часть стихотворения, поставлена в рамку, предназначение которой более чем символично.Вот начало:
Затянули дожди
свою песен навзрыд.
Сон осенний,
мираж,
наважденье....-

В этих пяти строфах привлекают внимание первые две , где глагол "затянули" поставлен в незаконченное время, но здесь есть идея неопределенности типа: КОГДА.- т.е. невозможно говорить о локативной идее типа "быть "3 т.е. идее, которая вводит характеристику местности и осуществляет трансфер на Субъект тех же самых характеристик.

Однако далее следуют три строфы-эллипсы - которые инсинуируют идею о мысловном процессе Поэта, т.е. все как" СОН осенний", "мираж", "наважденье" - Поэт находится в состоянии транса - ему КАЖЕТСЯ, ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ....

а вот и конец-повторение этой же как бы рамки:

Затянули дожди
свою песен навзрыд.
Сон осенний,
в нем длится сраженье.
Словно крест,
надо мною береза стоит. Но грядет,
верю я,
воскресенье.

Почти совпадают начало и конец, однако разница между началом и концом как раз и состоит в том, что"Сон" продолжается - т.е. Поэт продолжает "видеть" "сраженье"- слово, которое не имеет уточнения, но есть другое - идея смерти и бессмертия:"Словно крест// надо мною береза стоит. Но грядет,// верю я, // воскресенье.

Эллиптичная форма концовки стихотворения лишает слова конкретизации, например, в какое" воскресенье" верит Поэт? Само слово "воскресенье" носит в себе положительный смысл, а это значит, что Автор стихотворения, Поэт Николай Головкин, ВЕРИТ В ДОБРО, и настроен ОПТИМИСТИЧНО!

Очень абстрактный и сложный текст, исполненный особенной красотой и индивидуальностью Духа его Автора
Олег Маляренко
2015/05/05, 23:08:27
Пролетело 70 лет после окончания войны, а в моей памяти мальчишки сохранилось 9 мая 1945 года. Гудели заводы и машины, а люди радовались, плакали и обнимались.
Напомнили Ржев. А как раз на майские праздники приезжал товарищ сына по армии из самого Ржева. Много рассказывал о кровопролитных боях, что там велись. До сих пор выкапывают кости погибших солдат, и есть места, куда опасаются ходить, так как там в земле много боеприпасов.
Честь и хвала Н.А.Головкину, что так проникновенно пишет о войне.
К сожалению, на моей родной Украине ведётся неприкрытая война, развязанная силами, исповедующими идеологию недобитков минувшей войны.
Вчера я опубликовал давнее стихотворение сына, посвящённое его погибшим дедам.

Поздравляю Вас с наступающим Днём Победы!!!
С уважением,

Олег Маляренко
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов