Путь становления обители

5

11456 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 72 (апрель 2015)

РУБРИКА: Вера

АВТОР: Миненкова Наталия

 

Троице-Стефано-Ульяновский монастырь История Троице – Стефано – Ульяновского монастыря

 

1. Создание обители

 

Троице-Стефано-Ульяновский монастырь имеет достаточно древнюю историю, а именно, с конца 15 столетия – времени христианизации Перми Вычегодской святителем Стефаном Пермским. В крае Коми святителем Стефаном было заложено несколько обителей : в селениях Усть-Вымь, Печорске, Вотче и в местности Ульянов плес. В Ульяновском плесе, где впоследствии появилось село Ульяново, епископ Стефан Пермский основал пустынь во имя Спаса Нерукотворного Образа. В ту пору были часты набеги язычников-вогулов, поэтому святые обители долго не существовали. К концу 15 столетия все монастыри-пустыни были разорены язычниками.
Во второй половине 17 столетия в период патриаршества Святителя Иоасафа некий вдовый московский священник Феодор Тюрнин, принявший монашеский постриг с именем Филарет, решил возродить Ульяновскую пустынь. В 1667 году он получил благословение от Патриарха и вместе со своими четырьмя сыновьями отправился в Коми. На месте пустыни он построил две церкви. Но не все его сыновья выбрали путь монашества: три сына стали белыми священниками и только старший сын Гурий принял монашество. Таким образом, в Коми крае образовался священнический род Тюрниных.
Однако после смерти Гурия уже в первой половине 18 века пустынь превратилась в безприходный погост. В 1860 году по определению Святейшего Синода на месте бывшей пустыни был учрежден мужской общежительный заштатный монастырь, который именовался Троицко-Стефановский Ульяновский мужской монастырь. Через 6 лет с момента учреждения, в 1866 году, в монастырь прибыло несколько соловецких иноков во главе с настоятелем, будущим архимандритом Матфеем. Благодаря трудам и молитвам соловецких монахов эта обитель приобрела свой окончательный вид и получила широкую известность в дореволюционной России. К концу 19 столетия Троицко-Стефановский Ульяновский мужской монастырь становится настоящей жемчужиной Коми края.

            

Троице-Стефано-Ульяновский монастырь 2. Иеромонах Матфей (Михаил Андреевич Сунцов, 1815 – 1895) и братия


Уроженец Вятки из рода мещан, Михаил Андреевич Сунцов в 24-х летнем возрасте ушел в Соловецкий монастырь, где был принят вначале обещальником, а затем принял монашество с именем Матфей. Через год после пострига, 31 августа 1849 года, монах Матфей был рукоположен в иеромонахи. В течении 12 лет, с 1853 по 1866 год, он исполнял обязанности наместника Соловецкого монастыря. На это время пришлась Крымская война с известной своей неудачной попыткой англичан  захватить Соловецкий монастырь. Именно во время нападения врага на монастырь в июле 1854 года проявились великие способности отца Матфея как организатора. Англичане так и не смогли взять штурмом монастырь.

Иеромонах Паисий (Павел Петрович Мешков, 1818 – 1892) также происходил из рода мещан. Он принял монашество в Соловецком монастыре в возрасте сорока лет. А в сорок три года он стал иеромонахом. Это случилось в 1861 году, незадолго до перемещения в Ульяновский монастырь края Коми. В Соловецком монастыре о. Паисий был определен на должность содержателя богатейшей Соловецкой библиотеки. Отличное поведение, благонадежность, послушание и организаторские способности выделяли иеромонаха Паисия из числа собратии.
Иеромонах Амвросий (Александр Федорович Саврасов, 1819 – 1893) был родом из крестьян в Вельском уезде Вологодской губернии. Стал монахом в 37-летнем возрасте и отличался среди своих подвижников ревностью к церкви. С конца 1850 г. по благословению архимандрита Соловецкого монастыря иеромонах Амвросий стал вести старческую жизнь. Он часто преподавал назидания приходившим к нему за советом монахам и послушникам обители.
Иеромонах Феофилакт (Феодор Филиппович Саковых, 1827 – 1892) родился в г. Ельце Орловской губернии, в доме купца 3-ей гильдии. Прибыв паломником в 1853 г. в Соловки, там и остался. В 35 лет стал монахом Соловецкого монастыря с именем Феофилакт. В тот же год был рукоположен в иеродиаконы. В таком чине по указу Святейшего Синода он вместе с иеромонахом Матфеем, иеромонахами Паисием и Амвросием был переведен в Троицко-Стефановский Ульяновский монастырь Вологодской епархии на должность эконома.
Кроме вышеупомянутых старцев в обитель были направлены два Соловецких послушника родом из Коми края. 34-летний Феодор Максимович Ватманов и 19-летний Алексей Прокопьевич Жеребцов приняли монашество в Ульяновском монастыре и оставили после себя добрую память. Иеромонах Феодосий (Ватманов) стал прекрасным архитектором и проектировщиком большинства каменных монастырских построек, а монах Арсений (Жеребцов) стал летописцем монастыря.
Прожив на Соловках вместе не один год, эти монахи имели между собой настоящие братские отношения и искренне следовали монастырскому уставу и традициям, что позволило им в дальнейшем перенести дух строгого подвижничества Соловецкого монастыря в новый Троицко-Стефановский монастырь, воспитав первую братию этой обители в старых монашеских традициях.

 

Троице-Стефано-Ульяновский монастырь 3.  Развитие монастыря после смерти архимандрита Матфея

После смерти арх. Матфея 11апреля 1895 г. должность настоятеля занял иеромонах Палладий, избранный монашествующей братией и 15 августа того же года утвержденный в должности епархиальным начальством. Через три месяца иеромонах Палладий был рукоположен в сан игумена.
С момента смерти архимандрита Матфея и до ликвидации монастыря в 1918 г. на территории было построено несколько новых зданий: амбар для хранения хлеба (1896 г.), сарай для кирпича и сарай для плотницких работ (1900 г.), скотный двор (1905 г.), кирпичная одноэтажная баня для братии и одноэтажный деревянный корпус (1910 г.). Число монашествующих и послушников в Троицко-Стефановском Ульяновском монастыре в то время превышало 70 человек.
2 марта 1912 года игумен Палладий мирно почил о Господе и настоятелем монастыря стал 39-летний иеромонах Амвросий (в миру Афанасий Фадеевич Морозов). Отец Амвросий происходил из крестьянской семьи. Испытывая тягу к монашеской жизни, в 16-летнем возрасте о. Амвросий покинул родное село Межадор и отбыл в Троицко-Стефановский Ульяновский монастырь, где был принят послушником. Прямо с обители его призвали на военную службу, по окончании которой он снова вернулся в монастырь. В 1904 году в возрасте 30 лет послушника Ульяновского монастыря постригли в монашество с именем Амвросий. В 1908 году отец Амвросий был рукоположен во иеродиаконы, а через три года – во иеромонаха.
В 1912 году за ревностное отношение к служению и житию монашескому братия монастыря единодушно избрала о. Амвросия настоятелем. В 1918 году перед самым закрытием большевиками монастыря сам Патриарх-исповедник Тихон собственноручно рукоположил иеромонаха Амвросия в сан игумена.
Игумену Амвросию (Морозову) было суждено стать последним настоятелем дореволюционного периода существования обители, пережить ее разграбление и поругание, и в конце концов, самому принять мученическую кончину за Святую Христову веру.

 

Успение в Успенском храме Радио России4.  Монастырь в годы гонений советской властью

 

Монастырь процветал 57 лет, до прихода к власти большевиков. Как и большинство русских обителей был уничтожен в революционном угаре. В 1917 г. архитектурный комплекс монастыря включал в себя 7 церквей, 11 каменных построений, а также каменную монастырскую стену с четырьмя угловыми башнями и надвратной церковью над южным входом. Всего же в монастыре насчитывалось более 50 строений, включая хозяйственные постройки. При монастыре действовала церковно-приходская школа, рассчитанная на 17 мальчиков. Помимо этого обитель имела собственное подворье в г. Усть-Сысольск (с 1930 года – Сыктывкар), а в деревне Аныб находилась монастырская мукомольная мельница. Монастырь полностью обеспечивал себя продовольствием. Среди 890 га монастырских земель 42 га занимали пахотные земли. В обители был свой скотный двор, где содержали около 40 голов крупного рогатого скота. Кроме того, в монастыре был свой кирпичный завод, снабжавший кирпичом некоторые близлежащие населенные пункты, а также ремесленные мастерские, такие как столярные, кузнечные, малярные, портняжные и сапожные.
Вышеописанное хозяйство содержалось и обрабатывалось исключительно трудами самих монахов, послушников и богомольцев. Следуя монастырскому уставу, трудились все без исключения способные выполнять какую-либо работу. Непрерывно рос монастырский неприкосновенный капитал, который на 1917 год составил 307 тыс. 515 рублей (в основном в виде процентных бумаг), что позволяло на эти деньги построить и благоустроить еще один такой монастырь.
 
После победы Февральской революции, примерно с середины февраля 1917 года, временное правительство стало проводить политику конфискации «излишков» продовольствия. Данное нововведение не обошло стороной и церковные организации, крупнейшими из которых были монастыри.
Весной 1918 года Усть-Сысольским Уездным продкомитетом в Ульяновске было реквизировано 419 пудов «излишков» хлеба, конфисковано продовольствие, имущество и деньги на сумму в 63965 рублей, а позднее – на 7100 рублей, а также остатки монастырской казны: 116915 рублей в процентных бумагах и 34935 рублей наличными. Монастырь потерял всякую способность уплачивать налоги и фактически оказался на грани голода. 23 ноября 1918 года Усть-Сысольский уездный исполком Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и Уездная земколлегия приняла решение о передаче имения, земель и имущества Ульяновского монастыря в полное распоряжение создаваемого на его базе сельхозучилища. С 1января 1919 года хозяйство монастыря официально принадлежало сельхозучилищу, которого на самом деле еще не было создано, вплоть до осени 1919 года.
Монахам монастыря пришлось очень тяжело в эту пору, но они все же имели возможность вырастить и собрать урожай, как и прежде. Наученные горьким опытом, они пытались скрыть размеры урожая – единственного источника пропитания. Но по доносу заведующего училищем Ф. Бачуринского о скрытом продовольственном запасе стало известно властям. В октябре 1919 года во время обыска было обнаружено и изъято скрытое продовольствие. Были арестованы настоятель монастыря игумен Амвросий (Морозов), казначей иеромонах Мелетий (Федюнев), эконом иеромонах Тихон (Лапшин) и братия в количестве трех монахов, и сосланы сначала в г. Лальск, а затем – в Великоустюжский Северодвинский концлагерь, где пребывали до мая 1920 года.
7 ноября 1919 года было арестовано еще 19 монахов и их намеревались отправить в Усть-Сысольск. Все аресты имели цель установить негативное общественное мнение о монастыре и монашествующих. В это время боевые действия гражданской войны охватили Усть-Сысольский уезд и белогвардейцы захватили территорию Коми края. Только это и помогло спастись 19 монахам Ульяновского монастыря, конвой которых по дороге в Усть-Сысольск был распущен конвоирами.
Монастырской братии монастыря пришлось также пострадать от белогвардейцев, командование которых поспешило произвести в обители ряд реквизиций, в ходе которых было изъято 13 коров, 7 лошадей, около 100 пудов хлеба и некоторые ценности.
В начале 1920 года белогвардейское сопротивление было подавлено большевиками. Победившая власть начала массовые судебные разбирательства всех тех, кто поддерживал белогвардейцев. В числе осужденных оказалась и большая часть оставшейся братии Ульяновской обители. 30 сентября 1920 г. выездной сессией Северодвинского губернского ревтрибунала в Усть-Сысольске было рассмотрено дело «О монахах Ульяновского монастыря Платоне Колегове и других, обвиняемых в контрреволюции». Согласно приговору ревтрибунала 20 монахов были приговорены к лишению свободы на различный срок, а иеромонах Платон (Колегов), исполнявший в период отсутствия игумена Амвросия обязанность настоятеля, чудом избежал расстрела. Часть монахов отбывала срок заключения в Усть-Сысольской тюрьме, а другая - в количестве 14 человек во главе с иеромонахом Платоном – были осуждены на 5-летний срок заключения в концлагере Великого Устюга.
  

Ульяново. . Ульяновский Троице-Стефанов монастырь, фотография5. Тяжелые времена репрессий 1930-х годов

Официально монастырь был закрыт в 1918 году, но монастырские церкви действовали до середины 1923 года, поддерживаемые несколькими монахами и выпущенному на свободу из концлагеря в 1920 г. настоятелем игуменом Амвросием. Именно с 1923 года началось настоящее осквернение и поругание святой обители. Ломалось, крушилось и стаскивалось на баржи все то, что приобреталось трудами нескольких поколений монахов. Была разорена монастырская библиотека, осквернены мощи Святых Угодников, гибли в огне святые иконы и осквернялись богослужебные предметы. В 1929-1930 –х гг. под предлогом проводимой советской властью программы индустриализации в Ульяновском монастыре были изъяты все колокола. В 1931 году был разрушен величественный Троицкий собор, а в 1935 году было совершено надругательство над монашеским кладбищем, окружавшим церковь Успения Пресвятой Богородицы. Приблизительно в 1938 году была осквернена гробница игумена Палладия, четвертого от момента основания монастыря настоятеля обители, приемником которого стал игумен Амвросий (Морозов).
Начиная с 1930 года советской властью проводились гонения на духовенство и верующих христиан. Начались массовые аресты. Монахов обвиняли в терроризме и иностранном шпионаже. Репрессии к Коми крае коснулись в первую очередь Ульяновских монахов. Первым пострадал настоятель игумен Амвросий. Его арестовали в 1930 году за хранение нескольких серебряных монет и сослали в ссылку в Усть-Куломский район. После возвращения из ссылки отец Амвросий служил в Свято-Казанском храме Сыктывкара, совершая требы и иногда сослужил братии. В 1937 году его арестовали во второй раз по доносу о якобы проводимой им антисоветской агитации. Тройка НКВД вынесла ему приговор и 21 августа 1937 года в возрасте 64 лет отец Амвросий был расстрелян в районе г. Сыктывкара.
Следующими, кто пострадал от большевистской власти, были иеромонах Власий (Артеев), которого сослали в ссылку в Северный край в 1930 году и о дальнейшей судьбе его ничего неизвестно; и эконом монастыря иеромонахи Тихон (Лапшин), который отбывал свой 5-летний срок в исправительном трудовом лагере в Северном крае с 1933 года.
В 1934-1935 гг. были арестован иеромонах Павел (Козлов), которого в том же году выслали в концлагерь в Северный край сроком на 5 лет; бывший послушник монастыря Павел Катаев, которого арестовали в 1935 году, и матушка Анастасия – монахиня Иоанно-Предтеченского монастыря в Астрахани. Матушка Анастасия уже тогда была сослана в Коми край в с. Керчомья и была снова арестована.
Более трагическая участь выпала иеромонаху Платону (Колегову), который выполнял обязанности настоятеля Ульяновского монастыря в период гражданской войны. Его и о. Александра (Тюрнина), приходского священника села Палевицы, в 1937 году арестовали и, частично выбив признание в проведении контрреволюционной деятельности, приговорили к расстрелу. Так, 15 августа 1937 года были расстреляны 72-летний иеромонах Платон (Колегов) и 64-летний священник Александр Тюрнин.
Далее посыпались аресты и ссылки остальных монахов монастыря. Бывший казначей обители иеромонах Мелетий (Федюнев) был расстрелян в сентябре 1937 года, а монах Виталий (Туркин) умер в концлагере в Ухтапечлаге через два месяца ссылки. Иеромонах Иоаникий (Латкин) в возрасте 78 лет был сослан в концлагерь сроком на 10 лет. Иеродиакон Зосима (Яборов), монах Африкан (Глебов), монах Моисей (Туркин), послушники Василий Васильевич Забоев и Николай Алексеевич Шучалин были арестованы в 1920-х годах, но вернувших из мест заключения, избежали репрессий.

 

Троице-Стефано-Ульяновский монастырь . ИА "Православие на Северной земле"6. Возрождение монастыря в 1994-1998 годах


Монастырская жизнь в Троицко-Стефановской обители стала возрождаться только спустя 74 года после закрытия монастыря. По благословению Епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона для восстановления Ульяновского монастыря в 1991 году был отправлен иеромонах Питирим, ныне правящий архиерей – епископ Питирим (Волочков). Будучи назначенным на должность настоятеля обители, он должен был создать общину монахов и послушников, и на начальной стадии управлять ею до момента прибытия опытного игумена из Москвы.

Первыми откликнулись молодые люди, желающие посвятить свою жизнь Богу, будущие иеромонахи Иона, Ефрем, Роман; послушники Виталий, Константин, Александр и Евгений, которые став первой братией монастыря, своими трудами заложили основание всем последующим начинаниям.
25 февраля 1994 года настоятелю иеромонаху Питириму было выдано свидетельство Министерства юстиции Республики Коми о регистрации общины Троице-Стефано-Ульяновского монастыря. Летом того же года в обитель прибыли послушники из Сыктывкара, трудами которых была очищена от мусора единственно уцелевшая надвратная церковь в честь Архистратига Михаила для совершения богослужений. Затем 8 июля из Печоры прибыли члены монашеской общины о. Михаил, о.Ефрем, о. Павел, послушник Константин и трудник Владимир, которые привезли с собой разобранный престол. 9 июня иеромонах Питирим привез священный антимис и на следующий день в монастыре была отслужена Божественная Литургия.
Таким образом, после стольких гонений на духовенство и разрушений Ульяновского монастыря, спустя более 70 лет в святой обители возобновились богослужения.

 

Троице-Стефано-Ульяновский монастырь 7. Троице-Стефановский монастырь в наши дни

 

Возрождение монастыря стремительно развивалось. К святой жемчужине Коми края стекались люди, желавшие посвятить свою жизнь Богу и возродить святую обитель. После принятия архиерейского сана иеромонахом Питиримом стала необходимость в выборе настоятеля монастыря. Подбирались многие кандидатуры, но тут же возникала надобность в их перемещении для возрождения других святых обителей Коми. Волей Божией епископ Питирим (Волочков) по сей день остается настоятелем Троице-Стефановского Ульяновского мужского монастыря.
В настоящее время монастырь возродился: монастырские церкви и хозяйственные построения восстановлены или заново отстроены. Монастырю возвращены многие святыни, которые хранились по домам верующих и передавались из поколения в поколение, или были выставлены в музеях. Так к примеру, жителями Усть-Кулома была возвращена икона святителю Николаю и святителю Стефану Великопермскому, которую бережно хранила бабушка до дня своей кончины в 1978 году, а ее внуки передали святыню в местный храм, а при открытии монастыря икона вернулась в святую обитель. В ходе строительства в монастыре были обнаружены мощи святых угодников, кощунственно брошенных на территории монастыря в период его разграбления, среди которых - мощи Соловецких святых отцов – Зосимы, Савватия и Германа; а также мощи основателей Ульяновского монастыря архимандрита Матфея, иеромонахов Паисия, Феофилакта и Амвросия. Более того, в 1996 году при монастыре открыто отделение духовного училища, где преподают самые опытные и образованные священнослужители Сыктывкарской и Воркутинской епархии.
В настоящее время в монастыре 6 действующих храмов, часовня и святой колодец. Имеется также монастырская гостиница, которая может принимать до 100 паломников. Наместник монастыря – игумен Савва (Гладков). Всего насельников 30 человек: 3 игумена, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 мантийных монаха, 3 иноков, схимонахиня и мантийная монахиня. Кроме того, в монастыре воспитывается двое детей. Божественная Литургия служится ежедневно, после которой свершается Крестный Ход. В монастыре проводятся отчитки.
С Божией помощью Троице-Стефано-Ульяновская обитель вновь стала тем, чем она была для Зырянского края до революции – оплотом православия коми народа и одним из крупнейших монастырей на севере России.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Наталия Миненкова
2015/04/13, 12:16:39
Рекомендую интервью с владыкой Питиримом, епископом Сыктывкарским и Воркутинским: https://webkamerton.ru/2015/04/na_boga_my_upovaem_i_v_boge_vsyo_delaem/
Миненкова Наталия
2015/04/08, 23:04:51
Рекомендую статью "На земле Коми" (март, 2015 г.) в журнале "Камертон" о новомучениках и исповедниках российских на земле Коми просиявши: https://webkamerton.ru/2015/03/na_zemle_komi/
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов