11/04/2015 В начале года украинский президент Пётр Порошенко назвал киевского князя Владимира Великого создателем «средневекового европейского государства Руси-Украины». Был даже подписан Указ о чествовании памяти князя, 1000-летие со дня смерти которого отмечается в нынешнем 2015 году.
Цель проводимых праздничных мероприятий, как говорится в тексте документа, «сохранение и утверждение традиций украинской государственности, напоминание о роли исторического наследия Руси-Украины в их становлении, признание важности принятия христианства для развития украинского общества как неотъемлемой части европейской цивилизации»...
Таким образом, националистические измышления, которые раньше пребывали лишь в книжках «свидомых историков», отныне стали официальной идеологией Украинского государства, подаваемой в качестве наследника некой Киевской Руси. А то, что это измышления, вам подтвердит любой серьёзный историк – и не только в России, но и в любой другой стране мира.
Во-первых, исторически такого государства как «Киевская Русь» не существовало. Это государство называлось Русь или более пространно – Русская земля. А понятие «Киевская Русь» придумали советские учёные в 30-е годы. По мнению историка Александра Музафарова, этот термин был принят для удобства при использовании в исторической литературе. Так было проще и понятнее: называть древнерусское государственное образование применительно к главному городу.
Во-вторых, Древняя Русь никогда не именовалась Украиной (то есть окраиной) – этот термин по отношению к любым пограничным землям появился в документах Московского царства и Польского королевства не ранее XVI столетия. А сам миф о «Руси-Украине» появился на заре века XX-го, и вышел он из-под пера националистического историка Михаила Грушевского.
В-третьих, нынешний народ Украины, увы, не имеет отношения к Древней Руси – ни в духовном, ни в культурно-историческом, ни даже в этническом плане...
Русь вышла из Новгорода
Страна, которую в советское время прозвали Киевской Русью, являлась типичным раннефеодальным государством. То есть не твёрдым национальным единением, а всего лишь союзом отдельных племён, которые в своём развитии доросли до государственности и объединились для выполнения разного рода внутренних и внешних задач. При этом племена сохраняли свою полную автономию. С дальнейшим развитием племён такого рода объединения обычно распадались уже на отдельные национальные государства.
На Востоке таким образованием можно считать Арабский халифат, существовавший в VII-IX веках, на месте которого потом возникли такие мусульманские страны, как Ирак, отчасти Иран, Ливан, государства Магриба (Северной Африки).
На Западе типичным раннефеодальным государством стала Франкская империя Карла Великого (VIII-X века), объединявшая германские и латино-язычные племена, со столицей в мало кому теперь известном немецком городе Ахен. Буквально сразу после смерти Карла эта империя рассыпалась на куски, на месте которых позднее возникли такие государства, как Германия, Франция и Италия...
Территория Древней Руси не стала исключением. На этих землях проживали многочисленные славянские и финно-угорские племена, которые то дружили между собой, то враждовали.
Государство, согласно летописным сведениям, здесь возникло в конце IX столетия, после того как племена, которые жили вокруг Новгорода Великого, призвали на княжение вождей северных викингов (по-славянски – нурманы или варяги) Рюрика, Синеуса и Трувора. Сделано это было не случайно – сторонние правители стояли как бы над интересами отдельных племён и потому могли выполнять объединительную функцию (такое, надо сказать, в те времена практиковалось довольно часто – возьмите для примера средневековую историю Англии, где нередко на правление приглашались именно чужеродные короли).
При заключении договора с Рюриком участвовали как славянские племена (словене и кривичи), так и финские народности (чудь и меря). Так что Древнерусское государство изначально создавалось как славяно-финно-угорское. А первой русской столицей по праву можно считать Новгород Великий. Русью же государство прозвали по названию скандинавского племени, к которому принадлежали Рюрик и его сподвижники – в византийских летописных источниках этих варягов-викингов именовали именно русами.
Киев же в те времена был мелким славянским городом, подчинённым Хазарскому каганату кочевников-тюрок, чьи вожди исповедовали иудаизм. Город, именовавшийся по-хазарски Манкерман, контролировал важный торговый путь «из варяг в греки», то есть из Северной Европы в Византийскую империю. Поэтому новгородские князья поставили себе задачу взять этот путь под свою руку.
И вот однажды, приблизительно в 882 году, новгородские дружины, ведомые воеводой Олегом и сыном Рюрика княжичем Игорем, захватили Манкерман-Киев и истребили поголовно всю местную славянскую знать, сотрудничавшую с хазарами. Так что элита Древней Руси с самого начала была чужда местному населению...
Киев хоть и был провозглашён столицей нового государства, однако сами князья не очень любили этот город и старались перенести столицу южнее, ближе к Византии, бывшей тогда одним из центров мировой цивилизации. Отсюда и многочисленные походы русов на Константинополь, отсюда и стремление сына Игоря, князя Святослава, перенести столицу из Киева на Дунай, в городок Переяславль.
И хотя из завоевательных походов ничего не вышло, сын Святослава Владимир Великий принял от Византии православную веру и соответствующую культуру. Только тогда князья стали по-настоящему обустраивать Киев. А вот второй столицей по-прежнему считался Новгород, который очень неохотно признавал южное первенство. Не зря каждый наследник престола начинал своё княжение именно в этом городе...
Киев ушёл во Владимир
Однако единство Древней Руси продолжалось очень недолго – не более одного столетия. Племенные князья, которые правили в Полоцке, в Смоленске, в Чернигове, в Рязани, всё более и более показывали своё стремление к независимости. Первым от Киева обособилось Полоцкое княжество (нынешняя Белоруссия), а затем процесс распада принял просто обвальный характер. Уже на Любечском съезде племенных князей, состоявшемся в 1097 году, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою».
Кроме того, значение Киева стало неуклонно падать. Византия, теснимая арабами-мусульманами с одной стороны и европейскими крестоносцами с другой, к тому времени стала политически и экономически угасать. Путь «из варяг и греки» становился убыточным. А тут ещё одна напасть — из степей Дикого поля (земли между Днепром и Волгой) всё чаще и чаще совершали грабительские походы обитавшие здесь кочевники – хазары, печенеги, половцы, а затем и татаро-монголы. Это вызвало мощный отток славянского населения с берегов Днепра в северо-восточные земли Древней Руси.
А в самом начале XII века великий киевский князь Юрий Долгорукий перенёс свою резиденцию в Суздаль, а его потомки – во Владимир. Именно Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим после распада Древнерусского государства. Именно здесь и стало формироваться ядро будущей России.
Надо сказать, что сюда перебралась не только политическая элита Древней Руси, но и высшая церковная власть. В 1299 году сюда перенёс свою резиденцию киевский митрополит, тогдашний глава Русской Православной Церкви. Это был чрезвычайно важный момент! Ведь Церковь по тем временам была не просто средоточием религиозной жизни, но и вообще центром духовной культуры, где создавались летописные своды, где формировалась государственная идеология.
Поэтому не удивительно, что именно Россия со временем стала настоящим правопреемником Древней Руси. Ибо только здесь сохранились древние летописи, только здесь сохранилась древняя династия Рюриковичей, правившая Русью вплоть до начала XVII века.
Наконец, только здесь в народной памяти остались былины про богатырей Древнерусского государства, верой и правдой служивших киевским князьям. А самое интересное заключается в том, что все эти богатыри были родом именно из русских городов, а вовсе не из южной Руси – Илья Муромец из города Мурома, Алёша Попович из Ростова Великого, Добрыня Никитич и
Садко из Новгорода...
И ни одного богатыря из Чернигова или Киева!
Украина — наследница Чингисхана
Это имеет логичное объяснение. Как я уже говорил, Киев был во многом пограничным городом между Русью и степью, поэтому руководящие и военные кадры приходилось черпать главным образом на севере. Кроме того, в 1240 году Киев, вместе со всем окрестным населением, был полностью уничтожен татаро-могольским нашествием! Народ, который впоследствии стал именоваться украинским, появился здесь гораздо позже и уже не имел практически никакого отношения к Древнерусскому государству...
Многие исследователи уже давно обратили внимание на особый внешний вид коренного украинского населения. Особенно на такие детали национальной одежды, как турецкие шаровары или широкая расшитая рубаха. И всё это «украшено» пучком волос на бритой голове, именуемым «оселедец»...
Какой напрашивается вывод? Правильно – всё это выдаёт во многом азиатское происхождение украинского народа! А если быть точнее – тюркско-татарское.
И это не удивительно. В древности кочевники из Дикого поля не только воевали, но и нередко мирно сосуществовали, и даже вступали со здешними славянами в семейные отношения. Вот из этой смеси тюрок и славян постепенно и рождался нынешний украинский народ.
Вот что по этому поводу пишет известный украинский публицист и историк Олесь Бузина:
"Многие элементы украинской народной культуры имеют степное, татарское происхождение. Они причудливо переплетались со славянским наследием Руси, порождая нечто абсолютно неожиданное. Скажем, всем известный танец гопак пришел от татарских кочевников. Точнее, от половцев, ставших частью татарского народа... Даже украинская мазанка – это не исконное славянское жилище, а ославяненная примитивная постройка половцев, становившихся на зимовье и имевших даже свои «города».
А потом сюда пришла новая волна тюрок – монголо-татары, которые лишь усилили тюркский элемент в украинском народе. Именно с приходом монголов и появилось знаменитое запорожское казачество. Опять процитирую Олеся Бузину:
«Тех подданных Чингисхана, которые не хотели подчиняться ему и бежали из Монголии в отдалённые степи (в нынешнюю южную Украину), называли казаками. В переводе с тюркских языков „казак“ – „человек, который ОТДЕЛИЛСЯ от своего народа“, „изгнанник“, „разбойник“. В степях Украины встретились две волны разбойников, бежавших от властей, – одна из Монгольской империи и различных государств, возникших на её развалинах, а другая – из Московской Руси, Польши и Великого княжества Литовского. Кем были эти люди по самоидентичности и религии, до сих пор остаётся вопросом».
Добавим к сказанному, что со временем эти казаки стали в основном православными — всё же христианская вера продолжала сохраняться на берегах Днепра. Но трагедия проживающего здесь народа заключалась в том, что эти земли однажды попали под власть католической Польши. Это наложило свой отпечаток на здешнее дворянство, которое во всех европейских странах служило основой национальной элиты страны. На Украине в этом плане произошла настоящая трагедия – дворянство приняло католичество и польские обычаи, оторвавшись от основной массы украинцев – крестьян, казаков, горожан, ремесленников.
Такие известные польские роды как Вишневецкие, Потоцкие, Радзивиллы, Сапеги происходили как раз от древнерусских княжеских фамилий, которые по разным причинам не захотели уходить во Владимирскую Русь. Это и предопределило их судьбу — русское дворянство на Украине, предав веру отцов и став составной частью польской элиты, превратилось в иностранных оккупантов, ненавидимых собственным народом.
Яркий пример тому — живший в начале XVII века князь Иеремия Вишневецкий, чьи родители ещё были православными. Сам же Иеремия принял католичество. И не просто принял, а стал самым страшным врагом всего православного люда! На стороне Польши он, например, принял самое активное участие в так называемой Смоленской войне против Московской Руси (1633 и 1634 годы). В ходе кампании князь Иеремия ратной славы не снискал, зато ведомые им польские банды жестоко опустошали тыловые владения русского царя — князь прославился тем, что сжигал деревни вместе с людьми, приказывая «ни огня, ни железа врагу не жалеть». За что получил ужасную славу и имя «Поджигателя»...
С не меньшей дикостью он воевал против запорожский казаков, поднявших во главе с Богданом Хмельницким восстание против Польши. Вишневецкий опять отличился крайней жестокостью и любовью к пыткам, за что прослыл «грозой казаков». Как писал историк Николай Костомаров, Вишневецкий сделался в Польше самым страшным ненавистником и гонителем всего русского. В качестве казней для повстанцев Вишневецкий придумывал самые изощрённые способы и наслаждался муками, совершаемыми перед его глазами, приговаривая: «Мучьте их так, чтобы чувствовали, что умирают»...
Понятно, что ТАКОЕ, предавшее веру своих отцов дворянство по определению никак не могло стать национальной элитой! Потому это образовавшееся вакантное место поспешила занять другая сила – запорожское казачество. Но оно, в свою очередь, имеет главным образом татаро-монгольское происхождение, вообще никак не относясь к Древней Руси.
Не удивительно поэтому, что историческая память нынешних украинцев не идёт дальше Дум про запорожских казаков, сформировавшихся на обломках татарской Золотой Орды не позднее XV столетия. Ведь всё, что было здесь раньше, оказалось напрочь стёрто и монголо-татарами, и польским господством. Даже нынешний Киев – это вовсе не древнерусский, а во многом польско-литовский город, построенный в XVI-XVII веках...
Словом, если и вести нынешним украинским властям родословную своего государства, то точно не от Древней Руси. Скорее — от Орды Чингисхана.