Ирина Лесная-Иванова. «Новая ветвь». – М.: «У Никитских ворот», 2015.
Вышла в свет книга Ирины Лесной-Ивановой «Новая ветвь». Она состоит из двух частей. В первой, «Накал страстей», представлены многократно издававшиеся и печатавшиеся в различных газетах и журналах лирические и драматические стихи о любви и страсти. Во второй – новое произведение. Это гештальтдрама «Музы скульптора» о любви и творческом пути женщины-скульптора Камиллы Клодель.
Драма основана на реальных событиях: любовь Камиллы к знаменитому французскому скульптору Родену, их общее творчество, ревность Камиллы к первой возлюбленной Огюста Розе Бёре, потеря ребёнка и известие о невозможности стать матерью, перемена любви к Родену на ненависть к нему, разрыв, женитьба Огюста на Розе Бёре, тридцатилетнее заключение Камиллы Клодель в психиатрической лечебнице. В произведении упоминаются названия скульптур Родена и Камиллы, приводятся настоящие стихи её брата Поля. Но диалоги выдуманы автором, а время историческое порой спрессовано, что придаёт развитию действия динамизм.
Перед нами художественная, а не полностью биографическая вещь. По воле фантазии автора Камилла не только скульптор, но и поэтесса. Возможно, в этом проявляются черты гештальт драмы: автор накладывает на биографию героя свои жизненные ситуации, играет роль исторического героя, одевая маску на себя и своё окружение, что позволяет увидеть многие проблемы со стороны. Ирине Лесной-Ивановой удалось создать живые женские характеры, своеобразно передать многогранность Родена: его силу и слабость.
Интересно, что одни и те же герои представлены у неё глазами разных людей. Для мамы Камиллы Роден — фигляр, старый потаскун, для Розы Бёре – гений, Бог, слава Франции, человек, который в конечном итоге дал ей всё: известность, изваяв её бюст, материнство, замужество и любовь. Отношение Камиллы к Родену меняется на протяжении всей драмы. Сначала она видит в нём гения, очень хорошо рассказывает матери, какое именно новое слово сказал Роден в искусстве, но после помрачения разума от горя из-за нерождённого ребёнка Камилла начинает утверждать, что Роден – Сальери в Искусстве, а она – женщина-Моцарт. Автор показывает, что первоначально Камилла любит Огюста, готова быть его смиренной помощницей, бесплатной натурщицей, всё терпеть и прощать, но обиды и желание самореализации постепенно нарастают и выливаются в бунт Камиллы, который заканчивается победой духа над материей при её формальным поражении. Тем не менее первая часть произведения «Музы скульптора» посвящена развитию любовного романа Камиллы и Родена.
Во второй части драмы показана борьба Камиллы Клодель за право оставаться и считаться человеком даже в психиатрической лечебнице. Автор художественно описывает её состояние, показывает, что отношение Камиллы к Родену становится всё более амбивалентным: она всё чаще вспоминает Огюста как любимого человека, представляет его своим спасителем, учителем, признание которым её заслуг важно для успокоения растерзанной души, но любовь систематически сменяется ненавистью, восприятием Родена как предателя, вора, укравшего лучшие годы её жизни, возможность стать матерью, женой, быть знаменитой благодаря собственному дарованию, а не близости к Родену. Её раздвоение личности глубоко: оно вызывает болезненные галлюцинации, голоса и видения Родена, беседы с якобы его духом, в которых каждый из героев раскрывает свою правду отношений мужчины и женщины.
Неоднозначно обрисованы и работники клиники. Лечащий врач любезен, воспитан, обладает чувством юмора и даже способностью вызывать любовь пациентки, которая видит в нём образ Родена. Он показно строг к персоналу, но на деле равнодушен к тому, как обращаются с больными; сама постановка проблемы шизофрении и гениальности вызывает у доктора желание поскорее уйти от трудного вопроса. Санитары больницы автором представлены как люди грубые и непорядочные. Они вкалывают больным воду вместо лекарств, а лекарство продают, избивают больных, не сочувствуют им и более напоминают тюремщиков, чем работников здравоохранения. Интересно, что автор передаёт течение времени тем, что по сцене периодически летят листки календаря и Камилла пишет дни на стене. Поражает то, что навязчивая идея любви-ненависти к Родену преследовала Клодель около пятидесяти лет: двадцать лет на свободе и тридцать в психиатрической лечебнице. Автор изображает Камиллу порой гениальной, великой, а порой трудными жалкой в своей беспомощности брошенного человека. Ей приходят видения будущих или несозданных в силу объективных обстоятельств скульптур, не изменяют проницательный ум, замечающий подвохи санитаров, глупость окружающих, лирическое видение мира. Иногда она, в ущерб биографической правде, изображается агрессивной, но это агрессия борца за высокие идеалы. Ирина Лесная-Иванова рисует Камиллу Клодель личностью, дух которой не сломлен трудными испытаниями, а потребности в свободе и самореализации не убиты. Это трагическая героиня, проблемы которой задевают всех женщин, стремящихся реализовать себя в любви, замужестве, материнстве, творчестве, карьере.