Масляная неделя – это и неделя о Страшном Суде, это и масленица. Скажем прямо: первое – душеполезное действо, второе – душевредное. Неделя о Страшном Суде проходит под молитву Ефрема Сирина... «духа праздности не даждь ми». Празднование масленицы – это образ победы мiра над верой в душе человека. И как было бы хорошо сравнить разгул масленицы с проповедью о Страшном Суде подвижников благочестия, которые, да, вкушали и блины с маслом и рыбкой, но никогда не опускались до языческой веры в эти дни масленицы.
Церковные дни о Страшном Суде ныне никоим образом не допускаются в мiр, например, так, как «кажут» по ТВ торжественные церковные службы на Рождество Христово и на Пасху. Загоняя размышления о Страшном Суде только на церковные амвоны, чтобы даже в малом не помешать разгулявшимся людям резвиться до умопомрачения.
И как печально, что многие из нынешнего духовенства, угождая мiру, потворствуют ему.
Вот, архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского монастыря:
«Для меня масленица всегда воспринималась как долгожданное и очень радостное время. А то, что люди в эти дни встречаются, устраивают застолья – не вижу в этом особой беды и греха. Всё это настолько живо, понятно всякому человеку, настолько естественно, что, честно говоря, всегда немного удивляет излишнее морализирование по поводу масленицы в наши дни. Особый смысл масленицы в совсем ещё недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощёному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир?»
Не упомянул архимандрит, естественно, в неделю о Страшном Суде о самом Страшном Суде ни единого слова! О прощении же… всё, как надо.
Итак, вот, как испрашивается ныне прощение.
«Без преувеличения Масленица – это главный народный праздник. Она соединяет множество языческих и православных традиций и празднуется всеми жителями России, вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности.
По сути именно Масленицу можно назвать днями народного единства: наблюдая за многообразием обычаев и традиций, этот праздник позволяет приблизиться к пониманию того, что значит русская душа: зажигательные гуляния, поедания блинов и сжигание чучела Масленицы завершаются Прощённым воскресеньем, покаянием и "оставлением" обид.
Ярославский регион уже в течение многих лет превращает этот национальный обычай в масштабный фестиваль, который длится всю масляную неделю. Атмосфера уникального тысячелетнего города, развитая туристическая инфраструктура, масштаб празднования и ярославское гостеприимство делают нашу Масленицу по-настоящему народной.
Именно поэтому, Ярославская масленица первой получила официальный статус, который она с любовью и гордостью несёт все эти годы – Главная Масленица страны».
(Из рекламного ярославского зазывания на масленицу)
Так, сыны суетной современности, вытравив в ярославцах христианский дух, пустили их, бедных, незащищённых оружием Истины, на путь скоморошества, ведущий в адъ.
А ведь, Церковь в эту седмицу «О Страшном Суде», поёт и читает:
«Плачу и рыдаю, егда в чувство прiиму огнь вечный, тьму кромешную, и тартаръ, лютый червь, скрежетъ же паки зубный и непрестанный, болезнь имущу быти без меры согрешившымъ, и Тебе преблагаго нравомъ лукавымъ прогневавшимъ, в нихже единъ и первый есмъ азъ окаянный: но судiе, милостiю твоею спаси мя, яко благоутробенъ».
Ну, и как пляска под такой аккомпанемент?
Да, Русь православная заговлялась перед Великимъ Постомъ блинами и застольной беседой.
Но... не бесновалась!
Но не надо думать, что Страшный Суд превратился в горестное слово только в наше время.
1905 год. Слово митрополита Антония Храповицкого в Исаакиевском соборе: «Страшный Судъ! Как не любятъ напоминать объ этомъ Суде сыны суетной современности! Даже те, которые согласны тебя слушать, пока ты говоришь о некоторыхъ евангельскихъ заповедяхъ, лишь только услышатъ о Страшномъ Суде, или о неизбежной для каждого смерти, сейчас же омрачаютъ свои лица, стараются переменить разговоръ или даже ответить тебе каким-нибудь грубымъ кощунствомъ.
Увы, они испытываютъ при этом то же настроенiе духа, как некогда язычникъ Феликсъ, любивший слушать апостола Павла, но когда последний говорилъ о правде, о воздержанiи и о будущемъ суде, то Феликсъ пришёлъ въ страхъ и отвечалъ: ”тепарь пойди, а когда найду время, позову тебя” (Деян. 24. 2).
Иначе, братiе, относились къ мысли о страшном суде древние христиане. Не страшнымъ, а вожделеннымъ представлялся онъ имъ.Они не отворачивались съ ужасомъ отъ представления Суда Божiя, но радостно простирали къ нему руки».
Так что, не сегодня масленица изгоняет мысли о Страшном суде, но сегодня уже не услышишь такой проповеди.
Масляной неделей Церковь подводит к Посту его осознанием, через напоминание о Страшном Суде. Уже читается Постная Триодь, по отрывку, который мы привели, видна подготовка к Великому Канону. Уже не вкушается мясо, то есть, застолье готовящихся к Посту – и оно постепенно, чтобы не было рывка, вводит в покаянное состояние. Какая уж здесь широта зажигательных гуляний, поедания блинов и сжигание чучела Масленицы?
Триодь-то уже призывает сжигать гордыню, самолюбие, сребролюбие, надменность, злоречие, непокорность родителям, неблагодарность, нечестие, недружелюбие, непримирительность, клеветничество, невоздержанность, жестокость, предательство, наглость, напыщенность – вот чего призывает Церковь сжечь в себе в неделю «О Страшном Суде», чтобы вступить в Постъ подготовленным, а не запыхавшимся от сжигания чучела Масленицы.
Ну, и, пожалуй, самое печальное, что слышим от «хранителей» главной масленицы: «Масленица – это главный народный праздник. Она соединяет множество языческих и православных традиций и празднуется всеми жителями России, вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности».
Уже не Христова Пасха у них главный праздник русского народа! Не стесняясь и не краснея, объявляют сии витии главным праздником… масленицу, ту масленицу, которая, конечно же, без Христа, но зато с язычеством и всеми остальными религиями. Для чего всё это?
Может, как раз для того и раскрутили масленицу в широкую, чтобы она уж и на самую малость не позволяла бы уклониться в сторону Страшного Суда.
И мало кто из нынешнего духовенства попытается вразумить сынов суетной современности, присвоивших себе церковную масленицу.
И как обидно, когда эдакое скоморошество через официальный статус превращает славный город Ярославль в скоморошеский Ярик, когда окончание его имени на «славу» становится неуместным.
«Ознакомься съ духомъ времени, изучи его, чтобъ по возможности избегнуть влиянiя его», – требует святитель Игнатий, чьи мощи почивают в Толгском монастыре близ Ярославля.
Комментарии пока отсутствуют ...