Случается порой, что даже о каких-то великих людях мы судим только лишь по их известным творениям. Восхищаясь бессмертными творениями писателей, художников и музыкантов, обыватель даже и не подозревает, порой, о существующей неприметной грани творчества всемирно известного человека. Так, наверное, многим из нас известно имя русского художника Карла Павловича Брюллова. Во многих домах можно встретить удачную или же не очень копию его картины «Всадница», написанной художником в 1832 году по просьбе графини Юлии Павловны Самойловой. Не менее известен и великий труд художника «Последний день Помпеи» (1830-1833), получивший всемирное признание ценителей, критиков и просто людей, интересующихся искусством. Многие в величии этого творения склонны видеть в большей степени драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. Но, лишь у немногих из нас при взгляде на это полотно возникнет мысль о нравственной и религиозной составляющих картины. Наш взгляд сегодня настолько «замылен» заботой о временных благах и страхом потерять их, что мы и на этой картине видим лишь безумный страх людей, теряющих «в мгновение ока» всё, – дома, накопленные богатства и т. д. Так ли всё просто и однозначно? Чтобы рассуждать о каком-либо аспекте творчества художника, конечно же необходимо, по меньшей мере, знать основные вехи его жизни и творчества. Не занимаясь теперь дотошным копированием данных из энциклопедий и словарей, хочется всё же обратить внимание на религиозность Брюллова, отражение которой можно проследить в его творчестве буквального с совсем ещё юношеских творений. Так, в 1821 году он закончил петербургскую Академию художеств и в качестве выпускной работы написал картину «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского», за которую получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границей. Увидеть эту картину можно в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Затем, взрослея и, видимо, более философски взглянув на мир, он постепенно подходит к написанию главной своей картины.
Прежде всего, нужно, наверное, сказать, о том своеобразном существующем взгляде на гибель древнего города Помпеи как на наказание Божие за грехи людские. Соответственно этому мнению, некоторыми из нас картина Брюллова «Последний день Помпеи» воспринимается не иначе как, – «праведное наказание грешников за их злые деяния». Мы, во-первых, в это время будто бы забываем о милосердии и любви Божией ко всем людям, а во-вторых, стараемся каким-то образом не замечать совсем другие черты этого произведения. Эта картина скорее может служить нам напоминанием о необходимости непрестанного бодрствования и трезвения! И, несомненно, она буквально кричит нам о христианской любви. Это сыновья, которые выносят на своих руках родного отца. Несмотря на риск, они не пытаются спастись сами: лучше они умрут, чем бросят старика и спасутся по отдельности. В это время, позади них молодой Плиний помогает встать упавшей матери. Видим мы и родителей, прикрывающих детей собственными телами. Но, не только о любви эта картина, наравне с этим благородным чувством Брюллов обращает наше внимание и на людей, сердца которых покинула эта добродетель. Присмотревшись, можно заметить на заднем плане жреца, пытающегося унести с собой золото. Даже перед смертью он продолжает руководствоваться жаждой наживы.
Несомненно, при внимательном рассмотрении эта картина своей масштабностью и целой палитрой всевозможных образов во многих зрителей вселяет неожиданно возникающий вдруг из глубин души страх. Можно с большой долей уверенности допустить, что всё же не только лишь это вселяющееся чувство входило в задумки автора. Работая над картиной до полнейшего изнеможения, Брюллов хотел изобразить в большей мере различное восприятие людьми приближающихся ужасных событий. Наше внимание привлекают и ещё три персонажа – женщины, склонившие колени в молитве. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Но кому именно они молятся?.. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств? Рядом мы видим христианского священника с крестом на шее, держащего в одной руке факел, а в другой – кадило, в испуге он обращает свой взор на рушащиеся статуи языческих богов. И один из наиболее эмоциональных персонажей – молодой юноша, который держит на руках погибшую любимую. Смерть ему уже безразлична, он потерял желание жить и ожидает смерти как избавления от страданий. Присутствует на картине и сам автор. Может быть, этим творец хотел сказать, что привычный мир близок к гибели? И нам, людям, возможно, стоит задуматься, как мы живём, и правильно расставить приоритеты.
Необходимо отметить, что как о картине «Последний день Помпеи», так и обо всём творчестве Брюллова положительно и возвышенно высказывались не только специалисты в области художественного искусства, но и не менее знаменитые современники художника. «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день», – писал, восхищаясь, Е.А. Баратынский. Об этой значимой работе великого Брюллова восторженно писали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, В.Г. Белинский, А.А. Фет. Н.В. Гоголь посвящает ей одноимённую восторженную статью (1834), назвав её «полным, всемирным созданием», где «всё отразилось», – отразилось в образе «сильных кризисов, чувствуемых целой массой». «В России тогда, – писал А.И. Герцен, – был лишь один живописец, пользовавшийся широкой известностью, Брюллов». Был, конечно, и И.С. Тургенев, который порицал в творчестве Брюллова декоративность и отвлечённый романтизм. По его определению, Брюллов писал «трескучие картины с эффектами, но без поэзии и без содержания…»
«Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего всё забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом», – писал Брюллов после посещения Помпей. Это то чувство любви к ближнему, не сразу осознанное великим художником, было им блистательно выражено в картине. И мы, конечно же, можем с уверенностью сказать о том, что с самого детства Карлу Павловичу были свойственны глубокие религиозные чувства, которые, быть может, он просто не стремился открыто проявлять. Благодаря этой в глубине его души теплящейся веры, он, возможно, не озлобился в детстве, будучи понуждаем своим отцом к рисованию во время своей болезни. И хотя, многие специалисты в области искусства склонны думать, что библейские сюжеты нередко были для Брюллова только предлогом для изображения человеческих страданий и страстей, всё-таки хотелось бы здесь допустить мысль о ошибочности подобных смелых умозаключений. Потому как чем, если не сохранившейся в его душе любовью ко Христу, сможем мы объяснить ту красоту и неповторимую возвышенность в изображении фигур апостолов, евангелистов, написанных великим художником уже практически в окончании своей сравнительно недолгой жизни, когда его пригласили участвовать в росписи Исаакиевского собора. Ему было предложено расписать плафон большого купола. Карл Павлович с большим интересом приступил к работе над эскизами. К 1848 году они были завершены, и он приступил к самой живописи. Однако тяжёлая работа в сыром недостроенном соборе подорвала и без того слабое здоровье живописца, дав осложнения на сердце и обострив ревматизм, поэтому уже в феврале художник просил об освобождении от работ.
Карл Павлович Брюллов скончался 11 (23) июня 1852 года в местечке Манциана под Римом, где лечился минеральными водами. И вот уже прошло два с лишним столетия с тех пор, как на мировом художественном небосклоне взошла и засияла яркая звезда художника Брюллова. Но до сих пор в энциклопедической и исторической литературе об этом великом человеке мы можем найти сведения о том, что он никогда не был религиозным. Думается, теперь настало время для того, чтобы всё же несколько глубже рассмотреть наименее изученную сторону в многогранном творчестве великого живописца. Ведь несомненно, что самая великая его картина свидетельствует нам о христианской любви, нравственных идеалах и заботе о ближних!
Комментарии пока отсутствуют ...