Вот он, 4-ый выпуск тульского литературно-музыкального альманаха «Ковчег». Держу его в руках с волнением. Ведь здесь впервые напечатаны некоторые мои материалы.
Альманах кажется внушительным – толстый, более трёхсот страниц. Обложка выполнена в строгом классическом стиле. На бледно-сером фоне с обеих внешних сторон – фото святого Храма. Белокаменное изящное чудо в дымке тумана устремлено, как свеча, вверх и одновременно отражается в воде озера. Щемит сердце от низко склонившегося, будто падающего, дерева – на берегу. Церковь Покрова на Нерли первой на Руси была посвящена ставшему потом самым любимым народом великому осеннему празднику – Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечается с 12-го века 14 октября ежегодно. И альманах выходит в эти дни. Будто под сенью небесного крыла… Покров – значит защита. Покровительство…
Обложка вызывает светлые чувства и благостное настроение, заставляет задуматься о вечных ценностях. В душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства.
Приятно видеть на форзацах лица участников альманаха – миниатюрные фотографии, а затем перед их публикациями читать краткие резюме. Это и самодеятельные авторы, и профессионалы. Разнообразен их социальный статус, как и места жительства. С чувством гордости осознаю, что тульский альманах «Ковчег» – не областное, а всероссийское и международное издание.
Благоговейно провожу пальцем по титульному листу… Над заголовком как эпиграф ко всему содержанию – строка: «Православие в наших душах». Поэтому, думаю, альманах и открывается Духовной страницей. В статье учёного М. Дунаева говорится о роли и значении Православия в русской литературе. В частности, о состоянии литературы конца XX столетия. Автор обеспокоен тем, что она утратила своё ведущее положение. Осмысливая ситуацию, богослов даёт определение культуры как системы жизненных ценностей человека и общества, которая обнаруживает себя в их творческой деятельности. А высший вид творчества – создание новых духовных ценностей. При оценивании состояния культуры Православие ориентируется на нравственное состояние человека и общества. Дух христианской культуры есть дух любви. Велика ответственность творцов новых произведений. Они должны следовать художественно-духовным традициям русского искусства.
В шести разделах представлены соответственно поэзия, проза, публицистика, литературоведение, произведения для детей и о детях, песни. Каждая из рубрик предваряется во всю высоту листа чёрно-белым рисунком духовного плана и имеет общую изобразительную заставку.
Прочитать всё быстро – залпом, невозможно… Ведь случайных материалов здесь нет. Авторы исповедально рассказывают о том, чем живёт их душа, как внутренний мир человека взаимодействует с окружающим миром.
Останавливаюсь над строкой… Задумываюсь… И – не в силах порой сдержать эмоции… Тревожат, волнуют набежавшие мысли, переживания… Возникают определенные ассоциации…
Первая же подборка стихов раздела «Поэзия» произвела на меня впечатление открытия. Это гражданская лирика Валерия Ходулина. Тема войны не новая, но подаёт он её оригинально. «Воспоминание о Чечне» воспринимаю кинематографично. Читаю – и вижу движущиеся картинки, хотя речь идёт в стихотворении о внутреннем ощущении, о чувстве, а не о чём-то внешнем. Нет, не случилась представленная гибель от пули снайпера: «…кажется, там, за рекою, / Мой ангел-хранитель отводит прицел / Уверенной, властной рукою». Стихотворение «Когда уйдёт последний фронтовик» – аналогично зримое. Причём, поэт нарисовал необычную обстановку – потусторонний мир: «Там ветерана встретят как родня / Все тридцать павших в битвах миллионов». Очень трогателен неожиданный момент, когда пред солдатом вдруг возникнет медсестра, что погибла, спасая его. Потрясающие строки: «И в сердце хлынет тёплая волна, / И тело, как при жизни, встрепенётся, / И незабытых, нежных чувств полна, / Его душа к её душе рванётся». Моё сердце замирает от сокровенности слов…
В стихотворении «Освобождение Косой горы» В. Ходулин выразительно, образно воспел героизм и стойкость защитников, отстоявших родной город от нашествия гитлеровских полчищ: «Танкисты шли, как говорят, ва-банк / Сплошной лавиной из огня и стали…» Логически продолжает тему Игорь Мельников: «А ты – не сдался, ты – сумел, / Как встарь, на поле Куликовом, / Стать неприступною стеной» («Оборона Тулы»).
Сколько боли за судьбу сегодняшней России с нравственной деградацией человека, ростом отчуждения между людьми, подменой ценностей в большинстве опубликованных стихов! Идут – прямо из души, из сердца, они выстраданы... Горячие, обнажённые, как нерв, строчки… Сергей Никулов: «Топчем слабых в борьбе за карьеру и власть, / Преклоняем пред сильными спины…» («Лихие годы»); Валерий Демидов: «Мы далеко уже не те, – / Забывшие про плуг и землю, / Про веру и любовь в сердцах…» («У памятника Л.Н. Толстому в Туле»); Сергей Лебедев: «Уходит Русь в нескошенные травы…» («В родных местах»); Вячеслав Алтунин: «Как живёте, родные? Мне вот зябко без вас… /…Счастья – малая толика, / Зато груды забот. / И встречаемся только, / Если кто-то умрёт» («Родным»). Он делает вывод, что нельзя жить без любви.
Татьяна Леонова: «Сколько во мраке пройдёт поколений, / Прежде чем истина снова взойдёт! / Как же мы нашу страну проглядели…»; Яков Шафран: «Так хочется воскликнуть: Боже, / Верни мне гордость за страну…». И репликой ответ – оптимистичные строки Татьяны Шелепиной: «Возродится родная – / Я всегда буду с ней! («Моя Россия»).
Как же отрадно читать, что Вера, Надежда, Любовь – желаемые чувства… Что они есть, ещё теплятся… «Душа нам дана для любви при рождении. / Мы с Небом в родстве! Как прекрасно родство! / Оно отменяет людские пороки, / Ведёт по дорогам счастливого дня. / С ним пишет судьба наши светлые строки. / В нём солнце любви для тебя и меня. / И, если его мы друг в друге увидим, / То нам не страшна отчуждения суть…» (Людмила Пенькова). Нина Попова в «Молитве» просит у Господа: «Чтобы мимо людского ненастья / Никогда не прошла невзначай. /…Чтобы сердцем могла согреться, / Без корысти людей любя…»
Поэтические страницы «Ковчега» овеяны дыханием любви к Отечеству, «родным небесам». Каждая деталь в стихах патриотического содержания – как живописный мазок с удивительными метафорами: «…родниковым, / отчим краем дорожу», «Есть ли на Земле земля другая, / Чтобы так умела утешать?», «Горд я русскою судьбою! / Мне б свечой среди свечей / Вспыхнуть в сумраке собора / Для твоих, о, Русь, очей!» (Валерий Севостьянов); «Какое чудо Господом дано! / Какие во глубинах русских силы!..», «… Россия – светоч негасимый» (Вячеслав Алтунин).
Красивой, орфейной музыкой воспринимается пейзажная лирика Сергея Резвякова. Она свидетельствует о благодати божьей, разлитой в мире: в цветах, закатах и рассветах, в осенней ночи… Например, «Шмель», «Покров».
Какое гармоничное единство человека, его судьбы с милой сердцу российской природой в стихах Любови Самойленко! Это жизненная лирика, отличающаяся высокой одухотворённостью пейзажа и авторского чувства.
Живописью словом, мелодичностью, осязаемостью образов «малой Родины» очаровывают поэтические строки Галины Лялиной, Татьяны Чернышовой, Александра Карпова. Они негромкого звучания, простые и прозрачные, но целомудренные и неподдельно душевные. Любовью и гордостью за Отечество пронизаны стихи Игоря Боронина из цикла «Золотое кольцо России».
В разделе «Проза» неизгладимое впечатление осталось у меня от рассказа «Каштаны» Елены Гаденовой. Как лирично, как трогательно он сделан, как психологичен! Достоверно предстает панорама семейных отношений…
Девочка лет пяти раскладывает каштаны на земле, составляя из них какой-то рисунок… Её глаза светятся от счастья. Ведь это «настоящая картина, самая настоящая из всех на свете». И как важно, чтобы её картину увидели… Малышка улыбается… «Рядом лежал ворох огромных осенних разноцветных листьев. Листья были собраны букетами, горели и переливались золотом так, что на них хотелось любоваться и любоваться…» Вдруг резко открылась дверь. Из двери выскочил мужчина. Он накричал на дочь за то, что она мусорит под окном, и растоптал ногами «всё, что ещё секунду назад, казалось, являлось для девочки самым важным…»
Что для ребёнка главнее всего в жизни, естественная защита от всех невзгод, оберег? Мама – красивая, милая женщина. Она подхватила на руки плачущую дочь, прижала к себе. Сердечко стало оттаивать от нежного прикосновения тёплых губ, ласковых, успокаивающих слов:
– Знаешь, самое главное есть ты и я, есть это небо, есть эти прекрасные жёлтые листья, эти каштаны, которые в твоих ручках горят алмазами, есть наши сказки, которые сочиняем перед сном…
…Переделав вечерние домашние дела, она легла рядышком со спящей девочкой и «смотрела на дочь, как на какое-то самое необычайное чудо… Сквозь шторы пробивался лунный свет… И ей казалось, что… это дверь, в которую входил Ангел и освещал их жизнь золотым светом…»
Рассказ писательницы – москвички Елены Семёновой «Одноклассники. Чурбан» мне близок по роду профессии. Сколько детей встретилось в школе за свой почти сорокалетний учительский стаж! Разных. И часто те, кто портил нам нервную систему и показатели в работе – из неблагополучных семей – оказывались на деле порядочными людьми. А в критической ситуации именно они ориентировались правильно и бесстрашно. «Пожертвовать собой и броситься спасать людей, как это сделал Чурбан, редкий отважится».
Захватил рассказ Сергея Крестьянкина «Волк» трогательной заботой лесничего о раненом волчонке: «Если брошу его здесь, то потом себе не прощу. Во сне будет сниться. Он хоть и звериный, но всё-таки детёныш…» Примечательны детали: человек заметил и слезу в глазах беспомощного существа, и его улыбку потом, когда спасённый – уже взрослый волк – пришёл внезапно к нему в лесу на помощь и спас от браконьеров. Логический мостик – к рассказу Владимира Гудкова «Золотая гривна»: потрясающа дружба человека и дельфина («и они закружились в счастливом танце, как самые близкие существа на свете»).
В разделе «Публицистика» привлёк познавательный, страстный в изложении печальной судьбы славного русского монастыря очерк Андрея Можаева «На поклон в Симоново», а также статья Сергея Овчинникова «Нарышкино», болью о селе сегодняшнем российском пропитанная. С интересом прочитала полемические рассуждения на актуальную тему Якова Шафрана в материале «Интеллигенция. Необходимо свидетельство о возрождении».
Статья Валерия Маслова о писателе «Иван Бунин и Тульский край» в разделе «Литературоведение» оказалась очень полезной информационно-методической страничкой, как и объёмные, серьёзные рецензии Якова Шафрана на два романа и повесть современных писательниц Ирины Кедровой и Натальи Квасниковой.
С произведениями о детях и для детей я познакомила ребят из моего школьного кружка «Литературная мастерская». Особенно их заинтересовали светлые, мудрые, похожие на притчи, коротенькие рассказы Владимира Гудкова из жизни природы – «Капуста», «Подружки», «Солнечный жук» и его веселые стихи-малыши…
Я рада, что присоединилась к замечательному творческому коллективу, который сеет «разумное, доброе, вечное». Что живу в прекрасном литературном мире. Спасибо всем составителям и редакторам «Ковчега»! И пусть последующие выпуски будут такими же разнообразными и содержательными.
В заключение приведу стихотворение, написанное поэтессой Любовью Самойленко к первой годовщине тульского Православного клуба писателей «Ковчег». Думаю, что оно подходит и для альманаха: гимн и программа.
Раннею весною,
паруса расправив,
В водах православных
ускоряя бег…
Мир и слово славя,
к светлым звёздам дальним
С верой и любовью
движется «Ковчег».
Капитан «Ковчега»
с Книгою Священной
Таинств мирозданья
постигая суть,
Очищая души
от грехов и скверны,
К берегам надежды
пролагает путь.
Комментарии пока отсутствуют ...