Последние события, происходящие в Украине с особым пристальным вниманием рассматриваются как самим украинским обществом, так и далеко за пределами украинского государства. Но порой на поверхность выходят не сами актуальные и проблемные события внутриполитической и внутриэкономической жизни, а, скорее, антураж, вьющейся «вокруг и около», своеобразная национально-определяющая оболочка, в которые облачается определённая часть бомонда и «к нему примкнувшим». И одним из символов этой «национальной оболочки» с явно видимыми определителями, является вышиванка.
Однако и она не стала стопроцентной защитной формой политической одежды, ибо, появилось много претензий к тем, кто носит её по всякому поводу, по всяким дням, и по всяким местам. И, как бы странно это не воспринималось, но одним из главных разоблачителей современных «вышиванконосителей» украинского политического бомонда стала небезызвестная русофобка Ирина Фарион. Так, буквально на днях, она сделала следующее заявление: «…Мы никогда не изменим этого агрессора, разве что есть только один путь – уничтожить Москву. Ради этого и живём! Ради этого пришли в этот мир! Не просто уничтожить москаля на наших землях, а чтобы уничтожить эту чёрную дыру европейской безопасности. Хотя, конечно, речь идет, прежде всего, о нашей безопасности. Самый большой враг не тот, который за пределами границ, а тот, кто находится внутри государства с суффиксами -енко, с суффиксами -уки, -юки, - чуки, с суффиксами -ишин и -ил. Здесь янычары, оборотни, блюдолизы, приспособленцы, оппортунисты, компромиссники. Именно они, по словам Елены Телиги – партачи жизни. Предлагаю расстрелять их бюллетенями на выборах! Так! Пока бюллетенем! Нам надо быть бдительными с теми, кто носит вышиванки, поскольку за этой старомодной одеждой они могут прятать отсутствие “украинской души”».
С одной стороны не совсем патриотично звучит её цитата о том, что вышиванка есть «старомодная одежда», поскольку сегодня в украинском обществе её надевают и стар, и млад, и в школе, и в институте, и в министерстве, и при походах в ресторан или, даже, на концерт. Но, с другой стороны, в заявлении госпожи Фарион есть и здравый исторический культурный смысл, и давайте в нём разберёмся.
Вышиванкой в разговорной речи называлась вышитая рубаха, как в мужском, так и женском исполнении, которая была традиционной одеждой (далеко не повседневной) не только для жителей западной и центральной части современной Украины, но и для той части Российской империи, где проживали выходцы Юго-Западного края империи и части Малороссии. Поэтому воспринимать вышиванку исключительно как чисто украинское «ноу-хау», видимо, не стоит. Также стоит вспомнить, что ещё в середине прошлого столетия вышиванка была «форменной одеждой» значительной части чиновников средней руки – достаточно вспомнить советские фильмы той поры (хотя бы «Королеву бензоколонки»). Как следует вспомнить и то, что и советский лидер Никита Сергеевич Хрущёв неоднократно на собраниях и встречах появлялся как раз в вышиванке.
Но на бытовом уровне, особенно среди простых украинцев (именно западной и центральной части) вышиванка оставалась одеждой праздничной – её нельзя было носить ежедневно, а следовало выходить в нарядной одежде только по праздникам.
С приходом к власти новатора-перестройщика Михаила Сергеевича Горбачёва стали всё яснее проявляться обособленные видимые черты той или иной республики бывшего Союза ССР. Для части украинского общества, наряду с зарождавшимся движением за независимость, такой «национальной оболочкой» стала вышиванка как форма политической одежды, а не элементы культурного наполнения различных фольклорных и эстрадных коллективов. И, тем не менее, сама вышиванка не достигла того уровня полёта на национально-политическую орбиту, когда в конце 2004 г. на вершину украинской власти вырвался Виктор Ющенко.
Скажем честно, в тот период – сентябрь – декабрь 2004-го уровню национального патриотизма среди большой массы рядовых украинских граждан, действительно, можно было позавидовать. В тот год вышиванка получила своё второе рождение, как символ родного языка и родной культуры. Так казалось многим из тех, кто отдавал свои голоса за оранжевый цвет, за вышиванки, за обещания. Но, уже к 2008-му, вышиванка утратила своё влияние на модном повседневном подиуме, уступив место привычной, а главное, недорогой и удобной одежде.
Однако, после марта 2014-го, когда вполне объяснимые события с Крымского полуострова переместились на Юго-восток Украины, наступили те, действительно кульминационные события для исторического третьего пришествия вышиванки, которые превратили её уже не столько в национальный символ, сколько в «осознанную носимую необходимость». Для одних вышиванка превратилась в своеобразный политический бронежилет, для других – в идеологическую кольчугу, для третьих стала предметом показательным, мол, видите, я настоящий...
Даже представители украинской диаспоры, проживающие далеко и очень давно за пределами Украины, по прибытии на малую родину сходу переодеваются в вышиванки. Да и некоторые западные модельеры, «ловя момент», оперативно использовали в своих творениях «вышиваночный дух», помноженный на доллар или евро. И все эти просчитанные и осознанно навязанные ходы привели к тому, что вышиванка, как и другие традиционные предметы праздничной украинской гордости (к примеру, девичьи веночки), превратились не просто в обыденное одеяние и явление, но и стали использоваться как попало, где попало и кем попало…
И знаменитая славянская вышиванка, издревле бывшая традиционной праздничной одеждой, подтверждающей высокую духовную и историческую культуру, увы, сегодня, действительно, приобрела совсем другую суть, да и форму её ношения. Но стоит, всё же, честно признать, что значительная часть украинского общества, особенно молодёжь, носит вышиванку с гордостью, искренне, нежно и со вкусом, словом так, как это умеет делать молодое поколение. И, как любой другой патриот своей страны и своего народа, я согласен с постулатом, что истинную гордость за страну, за народ, за культуру, за историю надо воспитывать, но, никоим образом, не превращать это «национально-культурное манипулирование» в национально-политический фарс. Ведь политики, которые быстренько поменяли свои супермодные костюмы и платья на вышиванки, фактически превратили самобытную историю своего народа в политическое шоу, а саму культуру ношения вышиванки растоптали, причём так, как растаптывают историю.
Лично я за то, чтобы вышиванки не только носились и детками и дедами, и державными мужами и влиятельными матронами, но тогда, когда это приемлемо. Согласитесь, к примеру, когда детишки идут 1 сентября в школу, одетые в замечательные вышиванки – это не только красиво, но это, действительно, празднично.
Ведь вышиванка – это не только частица нашей культуры и истории, это ещё и частица нашей души. А, если завтра выйдет мода на повседневное ношение вышиванок, что скажут по этому поводу те, кто своими действиями принизил символ украинской культуры.
В интернет-магазине Golden-line.ru можно купить одежду, обувь и лучшие модные аксессуары. Удобно представлен ассортимент магазина – коллекции систематизированы по маркам, что позволяет значительно сократить время поиска нужного товара. В магазине интернет Golden-Line можно найти одежду Dsquared (Dsquared2/Дискваред) и других модных брендов, таких как Costume National, Valentino Red, Armani и Cavalli, Diane von Furstenberg, Halston Heritage.
Комментарии пока отсутствуют ...