6 октября 2014 года в Государственном музее – гуманитарном центре «Преодоление» им. Н.А. Островского состоялась научная конференция «Николай Островский в свободном познании современников. Пути развития литературных музеев». Конференция посвящена 110-летию автора романа поколений «Как закалялась сталь», вошедшего в «золотую сотню» книг XX века.
В конференции приняли участие литературный критик и писатель, крупнейший исследователь творчества Н.А. Островского Лев Аннинский, народный артист СССР Василий Лановой, заслуженный артист России и Украины Владимир Конкин, автор пьесы и режиссер спектакля по роману КЗС 1967 года, народный артист СССР Геннадий Печников, представители общественных и молодёжных организаций, работники российских и московских музеев.
Сегодняшнее обращение к данной теме как никогда актуально. Личность Николая Островского и созданный им образ Павла Корчагина стали ярким примером для тех, кто шёл к своей цели путём преодоления, с самоотдачей и верой в справедливость.
Н.А. Островский родился на северо-западе Украины, на Волыни, в селе Вилия, 29 сентября 1904 года, в семье потомственных военных. Он прожил всего 32 года. Над романом трудился, уже будучи слепым и неподвижным. Известно, что на современников Н. Островского книга произвела «ошеломляющее впечатление». Они восприняли роман «Как закалялась сталь» как «нечто особое, выходящее за пределы просто литературы» (В. Ардаматский). Молодые «прочитали в ней свою биографию», увидели «частицу самого себя». Её определили «как исповедь сына века». Когда в 1934 году обе части романа «Как закалялась сталь» были изданы на украинском языке, харьковская цензура (называемая тогда Обллит), которую издатели книги как-то сумели обойти, назвала роман «Как закалялась сталь» «антисоветским» и потребовала книгу «немедленно изъять». В ней, по убеждению рецензента, восстановительный период в стране изображен «прямо как кромешный ад», а Павел Корчагин не герой, а «антгерой». И только благодаря вовремя появившемуся в газете «Правда» очерку Михаила Кольцова «Мужество» о Н. Островском, ситуация повернулась в другую сторону. Появление очерка М. Кольцова открыло стране, а вскоре и миру, личность Н. Островского.
К Н. Островскому устремились посетители, в том числе и знаменитые. Его роман начинают издавать за рубежом, одной из первых стран была Япония. В очерке М. Кольцова биография Н. Островского изложена отчасти по роману «Как закалялась сталь». Писатель не отрицал, что прототипом главного героя был сам автор, но не переставал повторять, что роман – «не биография комсомольца Островского». Да, многое в Павле Корчагине – от самого автора, в т.ч. его трагическая судьба. Его герой – нравственно чист, человек огромной силы воли и мужества в преодолении неизлечимой болезни, поставивший себе, как и сам Н. Островский, задачу: «суметь жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой», но не просто жить, а сделать эту жизнь «полезной». И всё же Н.А. Островский недаром возражал, когда между ним и его литературным героем ставили знак равенства: создавая образ П. Корчагина, он не хотел показать его как сверхгероя. Хотя сам он был личностью феноменальной, сила проявляемого им ежедневно и ежечасно мужества не поддавалась пониманию окружающих. Это была «вершина мужества, на которую только может подняться человек». (В. Максимов).
Н. Островский пережил гораздо больше потрясений, чем его герой. Он говорил, что если бы он написал обо всем, что пришлось пережить ему, не поверили бы, «сказали бы – переборщил». «Я таких людей не встречал», – скажет о Н.А. Островском старый большевик, переживший каторги и ссылки.
Сохранились многочисленные отзывы тех, кто знал Н.А. Островского. В. Мейерхольд, знаменитый режиссер, познакомившись с Н. Островским, стал частым посетителем в его доме. Он рассказывал актёрам своего театра: «Я имел однодневную беседу со Львом Толстым, много беседовал с Антоном Чеховым – и Николая Островского я ставлю третьим. Такая необычная культура, такое необычное проникновение в правду жизни, такая способность понимать, что такое искусство». Об Островском с любовью и восторгом писал французский писатель, нобелевский лауреат Ромен Роллан. Он считал, что жизнь его «явится источником света для многих людей, примером победы духа над предательством индивидуальной судьбы». А другой нобелевский лауреат, французский писатель Андре Жид после общения с Н. Островским воскликнет: «Это – святой».
Сегодня, после 20 лет неоднозначных отзывов и забвения, личность Н.Островского и его знаменитый роман вызывают интерес.
Л.И. Швецова в приветственном слове к участникам конференции отметила: «…книги Островского несут в себе огромный заряд искренности, патриотизма, героизма и самоотверженности. В условиях, когда современное общество испытывает ежеминутную атаку со стороны ценностей потребления и конформизма, герои Островского могут стать ярким примером независимого взгляда на события, выработки своего пути в жизни…».
Эта мысль, пожалуй, так или иначе прозвучала во всех выступлениях.
Лев Аннинский отметил, что Николай Островский и не думал о том, «чтобы вписаться в систему, которая никому не давала вздохнуть, он написал то, что хотел, что было, написал, как умел…». Он также отметил, что все этапы нашей русской истории надо рассматривать в единстве, в единстве взаимоисключающих даже порой вещей. В этом суть русской души, в этом контексте надо читать Островского. По мысли критика, Островский восставал против всякого унижения и для него было неизбежно «смертельное сопротивление этому унижению», и сопротивление он увидел в том, чтобы этих униженных защитить. Он не мог жить иначе и становится в данном контексте героем сегодняшней истории. О том, что нравственность размыта многообразием сегодняшнего мира, компромиссами, говорил и Василий Лановой: «Русские всегда отличались патриотизмом, и в 1612, и в 1812 году. Николай Островский – один из самых ярких представителей этого русского непобедимого духа».
Владимир Конкин отметил, что «условия жизни у каждого из нас достаточно непростые. Остаться человеком в тяжелых условиях сложно. И чтобы нравственные ориентиры не были потеряны человеком, нужны такие примеры, как роман Николая Островского “Как закалялась сталь”. Надо читать эту книгу и каждый раз убеждаться, правильно ли ты живешь».
Геннадий Печников рассказал о том, как интересно было работать над постановкой пьесы вместе молодыми актерами Российского академического Молодежного театрав 1968 году, в подтверждение того, что каждое время дает своего Островского и он интересен во все времена.
Все сошлись на том, что читать и перечитывать Николая Островского сегодня необходимо.
На конференции также были затронуты различные проблемы и аспекты развития литературно-мемориальных музеев в современном мире.
Комментарии пока отсутствуют ...