«Сия вера апостольская! Сия вера православная!», – слова, которые мы слышим с амвона в чине Торжества Православия, совершаемого ежегодно после литургии в первое воскресенье Великого поста. Непосредственно эти слова предваряет читаемый нами каждый день в утреннем правиле и слышимый за каждой литургией «Символ веры». Гимн православия, в котором изложены все основные истины православия и который запечатлён в памяти у большинства из современных прихожан. Действительно, сейчас всё больше людей, соотносящих себя с православием, стремится узнать хотя бы основы православной веры, благо, возможностей для этого нынче неисчислимое количество. Но вот что странно, узнав «азбуку» православия, многие из таких людей меняются, и не в лучшую сторону.
Приходилось порой встречать в своей жизни людей, которые возрастая в своих знаниях о Боге, вместе с тем возрастают, к сожалению, в гордости и осуждении тех, кого ещё не коснулся свет Евангелия. Да и не только их, но и своих братьев и сестер во Христе. Таковым людям свойственны острые чувства «бездуховности вокруг» и его личной «духовности». От чего это происходит? К сожалению, множество тому причин, которые всем известны и не требуют перечисления. Представляется самая важная из них, – это потеря живой веры, несмотря на приобретение все больших знаний о Боге и Церкви.
Мы всё больше становимся похожими на книжников и фарисеев. Памятуя устав и не склоняя голову на прошении «оглашенные главы ваша Господеви приклоните», мы в то же время увлекаемые гордостью «всезнания церковной жизни», не осознаём, что находимся намного ниже оглашенных. Мы склонны любого человека осудить и назвать «болящим» или «больным», забыв о заповедях братолюбия и не осуждения. Так и хочется в такие моменты напомнить себе, братьям и сестрам во Христе слова: «Врачу, исцелися сам!».
Что и говорить, мы порой превосходим все рамки не только православной веры, но и ставим себя выше Бога. Выражается это в действиях, которые условно можно разделить на два направления. Во-первых, обогащаясь знаниями, но не имея действительно живой и твёрдой веры в Бога, мы начинаем либо чрезмерно вразумлять ближнего, или, что ещё страшнее, проявляя высшую степень злобности – мстить обидчику. Что странно, и «обидчиком» может стать для нас такой человек, который нас, что называется, «и пальцем не тронул». Во-вторых, мы начинаем «подправлять под себя» даже и некоторые библейские истины. Из таких-то «поправок» появилась в свет, допустим, «ложь во спасение».
Не настало ли время задуматься, почему так искажается православие внутри нас, в нашей душе? Может быть, стоит ответить себе на вопрос, почему же, читая несколько раз на дню молитву «Отче наш», мы всё же не хотим «оставить должникам нашим»? В качестве варианта ответа позвольте мне, предприняв попытку определить, что в какой-то мере наши духовные падения связаны с незаметным привнесением внутрь церковной жизни «общепринятых правил». Мы пытаемся связать в один узел два подчас полностью противоположных способа существования: «православного христианина» и «обычного человека». Что в принципе является нежизнеспособной инициативой.
Давайте немного отвлечёмся от нашей темы. Вспомните, что сейчас на многих предприятиях существует так называемая «корпоративная этика». Не будем сейчас находить её истоки или проводить какие-либо параллели, позволю себе упомянуть только лишь один из её постулатов – «прозрачность внутри коллектива». Что на деле оборачивается не прикрытым ничем доносительством и сплетнями. А теперь давайте вспомним, как часто в внутрицерковной жизни мы, к сожалению своему, встречаемся с доносительством и своеобразными «церковными сплетнями». Мудр настоятель того прихода, который такое поведение своих прихожан и работников пресекает на корню. Но бывают, к сожалению, ведь и печальные случаи.
Мы забыли о милосердии Божием к каждому человеку и считаем себя вправе наказать, как нам кажется, провинившегося ближнего, «коль уж Господь молчит». И не только наказать, но и взрастить злобу и отвращение к нему у других людей. Если уж не обращаем мы внимания на заповеди, то не пора ли нам вспомнить русскую пословицу: «Доносчику первый кнут!». Не боимся ли мы «соблюдая посты и праздники», а на самом деле формально относясь к вере, стать подобными страшному Каину? Господь ведь не станет спрашивать нас на Своём страшном суде знаний о православной вере. И скорее всего не поинтересуется Он и о том, какой у нас «стаж» посещения православной церкви. Да и не посмотрит Всеблагий Владыка на наш чин или должность. А вот вопрос: «Где брат твой Авель?», – мы можем услышать вполне. И тогда возможно мы вспомним обо всех осуждённых нами, оклеветанных и отмщённых «авелях», только не сможем ничего изменить.
Пора нам задуматься и встать на путь обретения спасительной пламенеющий веры к Богу. Ведь будь у нас хотя бы часть не формальной, а живой и действенной действительно апостольской веры, мы бы не смогли осуждать ближнего, не могли бы и подумать о мщении, да и сплетням и гордости в нашей жизни не было бы места.
Комментарии пока отсутствуют ...