Истинный символ веры

-1

9916 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 64 (август 2014)

РУБРИКА: Память

АВТОР: Фунт Игорь

 

С.П. Дягилев (1872 - 1909)А ведь недалеко ушло время, когда  о нём забыли…

Словно его и не было. Но вдруг фигура Сергея Павловича Дягилева стала вырисовываться всё ярче и ярче, выросла до необыкновенных размеров:

«Дягилев сыграл огромную роль в истории русского и мирового искусства», – считал хореограф М. Фокин.

«С. П. Дягилев был живым воплощением даровитости нашего народа», – утверждал художник М. Нестеров.

«Заслуги Дягилева в области истории русского искусства поистине огромны», – писал искусствовед И. Грабарь.

В юности Дягилев увлёкся творчеством художников-передвижников, собирал картины Перова, Крамского, Шишкина. Верил, что от них идёт ярко выраженное национальное течение  в русском изобразительном искусстве, «которое нам завоюет место среди европейского искусства».

С. П. Дягилев первым из отечественных критиков поддержал Бакста, Бенуа, Малютина, Малявина, Остроумову-Лебедеву, Юона и других; основал и возглавил художественный журнал «Мир искусства», учредил творческое содружество «Мир искусства». Это он, Дягилев, познакомит европейскую публику с лучшими российскими композиторами, артистами, художниками, проведя в Париже цикл Русских исторических концертов – Русские сезоны. Самозабвенно верил в наш народ, в наше великое предназначение; был убеждён, что  ещё не  раз сослужит службу Родине:

– Мы для всего света теперь нужны, – говорил С.П., – и до слёз обидно, что свои, русские, не видят той работы, которая производится тут же, у них под боком!

Чрезвычайно много ездил по стране, знал всё самое ценное в национальном художественном, балетном и оркестровом искусстве, был знаком с лучшими, гениальными представителями родной земли, интересовался ими, пропагандировал их.   Так было с Чайковским, Шаляпиным, Рыловым, братьями Васнецовыми. «Близким, милым поэтом, самым нам близким во всём русском музыкальном творчестве, – называл Дягилев П. И. Чайковского: – Любовь к нему стала ещё дороже, как воспоминание чего-то прошлого, пережитого». – В дягилевских концертах часто звучали оперные и симфонические партитуры великолепного, блестящего русского композитора.

Восхищался Дягилев искусством Ф. И. Шаляпина – приглашал его участвовать в Русских сезонах в Париже. Певец должен был выступать в концертах, операх Мусоргского, Бородина, Серова.

Спустя многие годы Дягилев припомнил такой эпизод:

«Накануне представления «Бориса Годунова» ко мне в номер гостиницы пришёл Шаляпин.

– Сергей Павлович, – сказал он, – где бы я мог у вас лечь? Я не могу один оставаться у себя в номере в преддверии такого дня.

У меня стоял маленький диван. Огромный Шаляпин свернулся на нём клубком и уснул.

На следующий день после представления мы безостановочно ходили с ним по бульварам, и Фёдор без конца восклицал:

– Я не знал, что мы сделаем, но сегодня вечером нам кое-что удалось.

«Успех концерта был солиден», – скромно писал впоследствии Шаляпин.

На самом деле успех был фееричен, триумфален! Шаляпин привёл всех в восторг, его называли выдающимся, гениальным артистом, величайшим трагиком современности».

«Он был прекрасен во всех концертах и спектаклях, поставленных Дягилевым», – вторя Сергею Павловичу, восторгался Шаляпиным А. Н. Бенуа, один из основателей художественного объединения «Мир искусства».

 

«…Был такой случай, – рассказывает художник А. А. Рылов: – Работал я дома в своём любимом крестьянском азяме, на ногах белые валенки. Вдруг входит шикарный Дягилев с цилиндром в руках, просит дать что-нибудь для выставки. Ничего подходящего для «Мира искусства», казалось, не было у меня. Но он и слышать не хотел и выпросил небольшую картину «Финляндский поток» и два пастельных пейзажа; затем сам стал рыться в пыльном складе со всяким хламом, в моём чулане, и вытащил грязный эскиз к «Зелёному шуму». Мы буквально вырывали его друг у друга. Пришлось согласиться…

…Летом, в деревне, близ Вятки,  я получил заграничный пакет с извещением об избрании меня действительным членом выставки Осенний сезон в Париже: Дягилев устроил отдел русской живописи и отправил туда “Зелёный шум”».

И вот выставка открылась. А. А. Рылов идёт к «Пассажу», встречает С. П. Дягилева, и тот с радостью сообщает, что «Реку Вятку» купила Третьяковская галерея! В одном из номеров журнала «Мир искусства» А. Бенуа отмечал «серьёзность» в работах Рылова, писал, что у него «настоящая душа художника: это человек, имеющий личное, своеобразное, вдумчивое и сосредоточенное отношение к природе». – Думаю, С. П. Дягилев был с этим полностью согласен.

А. А. Рылов заключает свои воспоминания о Дягилеве такими словами: «Дягилев был замечательным пропагандистом русского искусства за границей. В Париже он устроил настоящий праздник, грандиозное торжество русского искусства, организовав при Осеннем салоне русский отдел живописи, показав Парижу русскую оперу с Шаляпиным, декорации Головина, Рериха и русский балет с Карсавиной, Павловой и Нижинским, с декорациями Бенуа, Бакста. Прямо, можно сказать, ошеломил французов постановками и музыкой наших композиторов – Бородина, Мусоргского, Стравинского. А как Дягилев умел оформлять выставки! Сергей Павлович умел «подать» произведения художникам так, как этого не мог сделать сам автор».

 

С.П. Дягилев (1872 - 1909)С. П. Дягилев внимательно следил за творческой эволюцией А. М. Васнецова. Вот как он оценивает картины Аполлинария Михайловича на передвижной выставке 1897 года: «А. Васнецов в этом году особенно хорош. Он вообще очень неровен, и, наряду с прекрасными вещами, у него встречаются полотна очень скучные. Так и на выставке – «Последний луч» и «Пасмурное утро» прекрасны, очень интересно задуманы и новы по настроению – другие вещи значительно слабее. Главный недостаток этого мастера, что он однообразен в тонах».

В 1900 году Дягилев решил устроить экспозицию в музее Штиглица в Петербурге; приглашает к участию в ней Врубеля, Малявина, Бакста, Бенуа, Нестерова и других художников. Ему очень хочется поместить в экспозиции произведения А. М. Васнецова. Дягилев пишет художнику: «Добрейший Аполлинарий Михайлович! Ещё раз я убедительно упрашиваю Вас выставить «Москву». Я видел панно («Сказка о рыбаке и рыбке») и нахожу его очень интересным, но не скрою, что весьма предпочитаю «Москву». Нынешняя выставка выходит особенно «русской». Ваш триптих был бы особенно ценен именно на этой выставке. Поддержите и помогите. Ваш Сергей Дягилев».

Выставка имела немалый успех. «Какой-то светлый праздник искусства! – вспоминала Остроумова-Лебедева. – Дягилев с присущим ему организаторским талантом и, как всегда, с большим вкусом устроил её».

А. Васнецов был членом общества «Мир искусства».  Журнал не раз репродуцировал его работы, писал о художнике; Васнецов участвовал в его выставках. Конечно, не со всеми установками мирискусников, тяготеющих к модерну и символизму,  Аполлинарий Михайлович соглашался: всё-таки внутренне он ближе реалистам – передвижникам: Репину, Поленову, Саврасову. А. М. Васнецов был убеждён, что живопись будущего не станет продолжением того рода искусства, которое принято называть декадентским. Этот элегантный и заманчивый цветок не несёт в себе плодотворных семян для родного искусства. Он отцветёт, не успев раскрыться. Будущее – за реалистическим искусством. Оно станет достоянием общества, могучим рычагом умственного и нравственного развития народа. Оно унаследует вечные основы – традиции, завещанные великими художниками предшествующих эпох – Веласкесом, Рубенсом, Рембрандтом, Левитаном, А. Ивановым.

 

С искренним уважением относился Дягилев к Виктору Михайловичу Васнецову, говорил, что ему очень полезны интересные и живые беседы с художником. Он пишет В. М. Васнецову: «Если бы Вы подслушали хоть один наш разговор, Вы, конечно, не относились бы к нам с той суровостью и нерасположением, с каким Вы думаете о нас. Нельзя быть солидарным со всем: возраст, разность во взглядах поколений делают своё, но поймите же Вы, что из всего поколения наших отцов – Вы ближе нам, чем все остальные».

Уже в первых номерах журнала «Мир искусства» Дягилев помещает репродукции с картин Виктора Михайловича «Три богатыря», «Рыцарь на распутье», «Бой скифов со славянами» и другие. В феврале 1899 года состоялась персональная выставка произведений Васнецова. «Мир искусства» откликнулся на неё: «На выставке собран очень полно только один род творчества Васнецова, а именно его народно-эпические произведения. Здесь мы встречаем всех его «Богатырей» – эти знаменитые произведения Васнецова, которые представляют одну из интереснейших сторон его творчества. Впервые появились «Три богатыря», грандиозный труд мастера, прекрасно характеризующий его неподдельную любовь к русской былине. Здесь же мы видим целый ряд иллюстраций к «Снегурочке», из которых многие проникнуты трогательным чувством и крайне живописны. Выставка в общем одна из самых интересных и значительных за последние годы».  

В том же номере журнала «Мир искусства» Дягилев поместил свою статью «К выставке В. М. Васнецова»:

«Теперь в нашем представлении тесно объединились крупные имена Сурикова, Репина и Васнецова. Это та группа, которая определила течение всей современной русской живописи. Никогда в русском искусстве национальное самосознание не проявлялось так сильно, как в творчестве названных мастеров.

Васнецов признан, вполне признан, – уверял Дягилев: – Владимирский собор и Третьяковская галерея сослужили незабвенную службу. Выставка в Академии художеств – апофеоз значения Васнецова!»

Известны слова Виктора Михайловича: «Мы только тогда внесём свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все свои силы устремим на развитие своего родного русского искусства, т.е. когда с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту и мощь, и смысл наших родных образов – нашей русской природы и человека, нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грёзы и мечты, нашу веру, и сумеем в своём истинно национальном отразить вечное, непреходящее».

«По статьям и письмам Дягилева видно, как он обожал Россию, всё русское до какого-то фанатизма» (Бенуа). «Вот истинный символ веры!» (Стасов). И под этим «истинным символом веры» Стасова, Васнецова, Бенуа и других творцов, им восхищавшихся, сам Дягилев, я убеждён, охотно подписался бы обеими руками!

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Николай Полотнянко
2014/08/19, 14:17:28
Называть Дягилева символом веры очень странно. Конечно, у людей столь специфического кроя есть свой символ веры, но они его не афишируют. И еще. Не слишком ли много у нас "великих"?.. Так и для Евтушенко места не останется.
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов