Творчество Натальи Юрьевны Риттиной разнопланово. Большую часть её библиографии составляют произведения для детей. Книга «Российские Династии. Бек (Beck – Back/Bach). Под защитой Бога» и публицистический очерк под названием: «Бугровы» – издание особенное. В этой книге два публицистических очерка, именно так определяет автор жанр своих произведений. Это история рода Бек (Beck – Back/Bach), принадлежавшего в Российской Империи к сословию иностранных колонистов. В первой части книги Наталья Риттина повествует не только о своих предках, но и рассказывает об истории возникновения Евангелического Братства, о создании в Российской Империи иностранных колоний.
Второй публицистический очерк, посвящён роду Бугровых, принадлежавшему в России к казачьему сословию.
Книга содержит родословные таблицы и большое количество фотографий из семейного архива.
Наталья Риттина пишет в обращении к читателям: «В 2012 году вышла в свет моя первая публицистическая повесть: “Российские Династии. Грязные – Грязново – Грязновы. Семейный альбом”, которую я посвятила памяти моей бабушки по отцовской линии – Риттиной Александры Семёновны (рожд. Грязновой) (1909-1989), являвшейся действительным потомком старшей ветви древнего дворянского рода Грязново. Данная книга – дань памяти моей бабушки по материнской линии – Клавдии Тихоновны Веденеевой (в замужестве Бугровой) (1909-1999). Клавдия Тихоновна Веденеева – это псевдоним, взятый моей бабушкой в 1927 году, когда ей исполнилось восемнадцать лет. О её происхождении, о том, кем были её предки, повествует моя книга. К поискам архивных документов я вплотную приступила в 2012 году. И, чтобы собрать необходимый материал, мне потребовалось шесть лет. Я хотела бы выразить глубокую благодарность всем историкам и архивистам, кто помогал мне в моих изысканиях».
Наталья Риттина проделала колоссальную работу, собрала огромный исторический материал. По мнению автора «Данная публицистическая повесть, как и моя книга о Грязновых, не предназначена для широкого круга читателей, но не исключено, что с её содержанием захотят ознакомиться читатели, изучающие историю создания (и разрушения) иностранных колоний в России».
В этом утверждении автора есть доля истины. Конечно, мне было интересно читать эту книгу – я лично знакома с Натальей Юрьевной и членами её семьи. Но не только поэтому. Совсем недавно я ездила в Волгоград. Мы несколько часов провели в Старой Сарепте. Красноармейский район Волгограда. Среди современных высоток, словно островок прошлого, невысокие, с облупившейся краской, построенные на европейский манер здания XIX века: кирха, дом аптекаря, постоялый двор, управа, торговый дом. Когда-то здесь кипела совсем другая жизнь и слышалась немецкая речь. Несколько лет назад исполнилось 250 лет с момента образования колонии гернгутеров южнее Царицына – Сарепты. Сейчас на территории бывшего поселения находится музей-заповедник, сотрудники которого бережно хранят память о колонистах-промышленниках. Со Старой Сарептой связано множество тайн. Я готовилась к поездке в Волгоград, много читала о Старой Сарепте. Музей-заповедник тоже богат на истории. Но как я оживилась, когда взяла в руки книгу Натальи Риттиной и поняла, что благодаря этому изданию я вновь смогу окунуться в жизнь тех людей, о которых я только что узнала в волгоградском путешествии.
Но в книге речь идет не только о жителях Старой Сарепты. Наталья Риттина – прозаик, публицист и историк, в своих творческих ипостасях она многообразна и в равной степени интересна читателям. Её книги, посвящённые династиям России, яркие и талантливые. И в то же время с исторической точки зрения убедительные. Располагая уникальными источниками, Наталья Риттина создаёт достоверные картины жизни пусть нескольких семей, но они не теряются в веках, а занимают свое место в истории не только нашей страны, но и всего мирового пространства.
Труды Наталья Риттиной находятся на стыке научного исследования и художественного творчества, способствуют развитию интереса читателей к истории и стимулируют к изучению новых страниц нашего прошлого. И важно еще отметить тот факт, что Наталья Риттина – тонкий, проникновенный человек, бережно относящийся к слову, при этом она не просто проявляет глубокий интерес к истории, но и ответственно относится к своему делу, по крупицам собирая факты и упоминания о тех или иных исторических событиях.
Повторюсь, что эта книга – в первую очередь занимательная и познавательная история нескольких ветвей одной семьи. Книга обладает органичным структурным единством, обусловленным полнотой авторского замысла. Сама Наталья Риттина в предисловии к книге кратко излагает необходимую информацию и даёт пояснения относительно замысла книги и обусловивших её появление мотивов.
Казалось бы, сведения о столь отдалённых временах, о которых говорится в книге Натальи Риттиной, неизбежно должны были оказаться безнадёжно утраченными. Но, благодаря воле судьбы и случая, этого не произошло. А судьба и случай – это Наталья Риттина, её желание изучить вопрос, систематизировать информацию и в художественной форме представить её читателю.
Главное значение книги состоит в том, что составляющие её данные проливают свет на события и людей, на первый взгляд не сыгравших в нашей истории важную роль. Но историки рано или поздно разберутся во всём этом и внесут необходимые уточнения и коррективы. Если в этом будет необходимость. Да и кто знает, насколько важна роль того или иного человека в истории? Порой из совершенно незначительных поступков может возникнуть серьезная драма. И потянется цепочка событий…
Для нас же, читателей, сегодня имеет первостепенное значение, что в творчестве писателя Натальи Риттиной появилось ещё одно произведение в жанре современной исторической прозы. Автор симпатизирует своим предкам, и это делает её книгу необыкновенно живой и проникновенной. Она создает художественно достоверную атмосферу тех времён. Давно канувшее во тьму прошлое оживает и заставляет читателя увидеть его и попытаться осознать применительно к привычной картине нашей истории. Это имеет большое значение для и современной литературы, и для истории. Книга написана прекрасным русским повествовательным языком, в русле классической традиции, но в её актуальном современном проявлении.
Публицистические очерки – «не фэнтези», не какие-нибудь «исторические триллеры» – это добросовестная попытка бросить взгляд в прошлое нестандартно, увидеть то, что раньше оставалось как бы за пределами внимания научно-популярной литературы. А художественное творчество – это всегда и прозрение, и фантазия, и авторское видение. Но фантазии в книге Натальи Риттиной нет, есть образность и авторское видение.
Книга Натальи Риттиной Книга Российские Династии. Бек (Beck –Back/Bach). Под защитой Бога» и публицистический очерк под названием: «Бугровы», как и всё её творчество, стоит несколько особняком в контексте современной литературы. Она известна российскому читателю прежде всего как автор детских книг. Её публицистические очерки реалистичны, ее произведения пронизаны добротой, её художественный язык напрямую отсылает к традициям русского классическою рассказа. Внимательным взглядом она всматривается в контуры вроде бы совершенно заурядных, малозначительных ситуаций. Но в итоге поднимает, казалось, незначительные эпизоды на уровень высокого художественного обобщения.
Книга написана живым и ярким языком, содержит многочисленные отсылки к актуальным проблемам и прошлого и настоящего, она фактически совмещает в себе достоинства глубокой научной работы и талантливого литературного произведения.