23/07/2014 Соединённые Штаты ввели очередной пакет антироссийских санкций — на этот раз против ключевых предприятий оборонной и нефтегазовой промышленности и ещё нескольких чиновников России и ДНР. Заявляется, что это сделано в ответ на продолжающуюся поддержку Российской Федерацией «сепаратистского движения на юго-востоке Украины».
Под т. н. SDN-санкции попали оборонные концерны «Алмаз-Антей», «Созвездие», «Калашников», «Базальт», «Уралвагонзавод», «КРЭТ», «НПО машиностроения», «КБ приборостроения», отдельно Донецкая и Луганская народные республики, а также премьер-министр ДНР Александр Бородай, генерал-полковник ФСБ Сергей Беседа, министр РФ по делам Крыма Олег Савельев и помощник президента РФ Игорь Щёголев. Как поясняет министерство финансов США, такого рода санкции замораживают активы оказавшихся под ними лиц и компаний. Кроме того, американским контрагентам запрещаются любые сделки с ними.
Одновременно с этим под т. н. «секторальные» санкции (SSI) попали компании «Внешэкономбанк», «Газпромбанк», НОВАТЭК и «Роснефть». Активы этих корпораций не блокируются, однако американским лицам запрещается в них инвестировать и заново кредитовать их на срок более 90 дней. Остальные транзакции не запрещаются, счета не арестовываются, краткосрочное кредитование также разрешено.
Президент США Барак Обама заявил, что если Россия не изменит своей позиции по «украинскому вопросу», то ужесточение санкций против российских предприятий и граждан будет продолжено. Европейский Союз, в свою очередь, отказался вводить со своей стороны секторальные санкции в отношении компаний РФ и ограничился лишь заморозкой ряда банковских программ в российском госсекторе.
Ответных действий Россия пока не предпринимает, ограничиваясь жёсткой риторикой, суть которой сводится к простому соображению: американские санкции не способны всерьёз повлиять ни на попавшие под санкции компании, ни, тем более, на российскую экономику в целом. Дело в том, что роль американских финансовых инструментов в ней минимальна; при этом существующие бизнес-контакты между отечественными предприятиями и их американскими партнёрами, например, «Роснефти» и ExxonMobil, санкциями практически не затрагиваются.
Российский президент Владимир Путин так прокомментировал решение Обамы: «Что касается санкционных мер, то они, как правило, имеют эффект бумеранга, и, без всяких сомнений, в данном случае загоняют российско-американские отношения в тупик, наносят очень серьёзный урон. Убеждён, что это идёт во вред национальным долгосрочным стратегическим интересам американского государства и американского народа».
Глава «Роснефти» Игорь Сечин назвал новые санкции незаконными и заявил: «Это решение также наносит ущерб американским акционерам компании, зарегистрированным в США, американским банкам, которые сотрудничают с нами по кредитным соглашениям». Сечин добавил, что финансовое состояние компании хорошее, и это «позволяет реализовывать проекты в течение длительного времени без привлечения каких-то экстренных кредитных линий».
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев в своём фейсбуке написал: «Любые санкции – это зло, они никогда не приносят очевидного успеха и не способны причинить неприемлемый ущерб экономике. Международный опыт свидетельствует, что санкции ещё никого не поставили на колени». Подчеркнув, что санкции против России нелегальны, поскольку не основаны на решениях ООН, премьер заметил, что они «будут только способствовать дальнейшему росту антиамериканских и антиевропейских настроений в нашей стране».
При этом, по словам Медведева, российская экономика переходит к импортозамещению и использует внутренние источники роста: таким образом, санкции не отразятся на бюджетном планировании и социальных обязательствах. А главное, «все эти санкции не помогут Украине. Ничем», – подытожил глава правительства.
В целом, очередной пакет американских санкций, внедрённых администрацией Белого дома не только наперекор позиции её промышленных корпораций, но и вопреки здравому смыслу (всем очевидно, что Россия не принимает участия в конфликте Киева и Новороссии), говорит о том, что у нашей страны больше нет никакого резона «подлаживаться» под настроения Вашингтона и пытаться что-то у него выторговать: санкции последуют всё равно, вне зависимости от наших действий. Таким образом, очередной антироссийский демарш Соединённых Штатов окончательно развязывает руки Российской Федерации, у которой больше не осталось поводов прислушиваться к мнению американцев.
Впрочем, суверенная политика Москвы станет окончательно возможной лишь тогда, когда федеральное правительство качественно изменит макроэкономические тенденции и перестанет играть по неолиберальным правилам, всё ещё соблюдаемым отдельными министерствами и ведомствами исполнительной власти.
На колени нас не поставить