Когда умножился грехъ, стала преизобиловать благодать.
Рим. 5:20
В ГУЛАГе вера обреталась, укреплялась, закалялась.
На Западе вера искажается, ослабляется, испаряется.
Посмотрим на ГУЛАГ не только, как на жуть земную, но и как на милость Божию. ГУЛАГ ведь невольно заставлял многих задумываться о вечном. Если копнуть поглубже, то пусть откроется великая тайна Сталинской эпохи: ГУЛАГ был тогда главным местом хранения Русского Православия. Там русские подвижники не на словах, а на деле, сораспинались Христу, от этого обретали такую радость, которой никогда раньше не испытывали, и потому от всего сердца восклицали: Слава Богу за всё случившееся… с Ним везде хорошо: и на Фаворе, и на Голгофе. (Монахиня Игнатия «Старчество в годы гонений»)
Та же радость сердечная наполнила во время войны и представителей Малого Христова стада, находящихся в ГУЛАГЕ. «Кто в войну не сидел, тот и лагеря не отведал» – говаривал архимандрит Павел (Груздев), – Словно в первые христианские века, когда богослужение совершалось зачастую под открытым небом, православные молились ныне в лесу, в горах, в пустыне и у моря.
Когда удавалось договориться с начальником второй части, ведавшей пропусками, “лагерная епархия” выходила в лес и начинала богослужение на лесной поляне. Для причастной чаши готовили сок из разных ягод: черники, земляники, ежевики, брусники – что Богъ пошлёт; престолом был пень, полотенце служило как сакос, из консервной банки делали кадило. И архиерей, облачённый в арестантское тряпьё, – разделиша ризы Моя себе и об одежде Моей меташа жребий... – предстоял лесному престолу как Господню, ему помогали все молящиеся.
Тело Христово примите, источника безсмертного вкусите, – пел хор на лесной поляне... Как молились все, как плакали – не от горя, а от радости молитвенной...
Что помогло России выстоять и сохранить веру православную – разве не молитвы и праведная кровь миллионов заключенных – лучших христиан России?»
И это тоже был не единичный случай.
Так, самое страшное место на земле, ГУЛАГ – был, оказывается, местом хранения Русского Православия.
В ГУЛАГе же состоялась официальная церемония завершения Святой Руси. Естественно, она прошла не как Парад Победы с помпой. Она прошла для мiра просто незамеченной. Но она и предназначалась не для мiрского торжественного фейерверка. Господь Iисусъ Христосъ возносился на небо при малой горстке свидетелей. Завершать Святую Русь удостоились 20 000 верных чад Русской Православной Церкви. И не в каком-нибудь зале торжеств декорации Храма Христа Спасителя, а в ГУЛАГе на берегу озера Байкал. Вот, когда открылся скрытый смысл слов Ломоносова: Россия будет прирастать Сибирью. Начавшись на берегах Днепра, Святая Русь постепенно переносила хранение чистоты Русского Православия, завещанного ей Богомъ, на берегах чистейших вод Байкала. Да, никто не заметил тогда, 50 лет тому назад, этого акта уменьшения пламени Святой Руси до лампадного огонька Русского Малого стада. Но вот сегодня, когда для укрепления Русского Малого Христова стада стали открываться тайны уходившей Святой Руси – подвиги Новомучеников и Исповедников российских, живописной картиной, почти пером автора Тараса Бульбы, был явлен и акт прощания со Святой Русью. Думается, что строки эти великие необходимо повторять всякий раз, когда представляется хотя бы малейшая возможность это сделать. Итак, вот оно, прощание со Святой Русью.
Приближался праздник Пасхи 1955 года. Отец Алексий (Протоиерей Алексей Кибардин, духовник императора Николая II, духовник и чадо старца Серафима Вырицкого) благословил приготовить всё необходимое к торжественному служению. Весь лагерь пришёл в движение, шили ризы, вытачивали из дерева сосуды для богослужения. Накануне Пасхи начальник лагеря вызвал отца Алексия и спросил, почему заключённые возбуждены? Отец Алексий успокоил его, сказав, что никаких возмущений не будет и быть не может – сегодня наступает великий праздник Пасхи.
Перед началом пасхальной службы освятили престол – и вокруг всё чудесно изменилось – появились 40 священников в белых ризах, сшитых из простыней и покрывал. В половине двенадцатого ночи хор запел ирмос канона «Волною морскою». Тогда явилось знамение – по Байкалу прошла огромная волна, ударила с шумом о берег, окатив водою всех собравшихся под открытым небом встречать Пасху – и откатилась, затихая. Вдруг зажглись тысячи лучин – всё пространство озарилось огнями. Ровно в 12 часов ночи священство и весь народ запели: «Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесах и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити», – тысячи голосов подхватили песнопение. Оно разносилось над лесом, над водами Байкала, поднималось к небу. Многие молились со слезами – и заключённые, и солдаты, и даже лагерное начальство. Отец Алексий первым воскликнул :«Христосъ Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» – ответили 20 тысяч голосов, эхо ответа понеслось в тайгу… и все леса, облака, воды, вся природа откликнулись на этот призыв. В это время в воздух поднялись тысячи птиц. Они летали над лагерем, ликовали, радовались с людьми. Началась литургия – служили 40 священников, было приготовлено 40 деревянных чаш и все 20 тысяч заключённых причащались. Все христосовались друг с другом. Отец Алексий громко прочёл огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, 40 священников вышли с крестами, и все прикладывались к кресту.
Каким бы добровольным мученичеством ни было монашество, сораспяться Христу монаху в сытой обители, какие бы подвиги он сам на себя ни налагал, не удастся. Отсюда и ангелъ сатаны, данный апостолу Павлу Христом Спасителем. Через этого ангела сатаны апостол Павел и распинался Христу с помощью Его благодати. Таковым ангелом сатаны и был для Русских подвижников архипелаг ГУЛАГ. С помощью его и поднялись на Небо огненными столпами тысячи Новомучеников и Исповедников Российских. Так что, как сказал приснопамятный отец Дмитрий Дудко, сам узник ГУЛАГа: ГУЛАГ – это страшно, но это милость Божия.
Духовная жизнь в России в период советского гонения показала, что жизнь малого стада и жизнь мiрская протекали на параллельных курсах, не пересекаясь. Даже, если эти жизни принадлежали одному человеку. Пример монахини Игнатии, профессора и доктора медицинских наук. Естественно, что нравственная составляющая такой жизни была единой.
Сострадательная любовь заполнила Россию в это время советского гонения. Духовники, оказавшиеся в заточении, сострадали своей пастве, оставленной без пастыря. Чада ещё сильнее переживали за своих старцев, мучающихся в лагерях. Нецерковные люди тоже сострадали: кто своим мужьям, кто сыновьям. А узники рыдали о беззащитных своих семьях, оставленных на «свободе». Над Россией стоял плачъ и рыдание и вопль великий. Никто не мог утешиться. И снова оживала вера. Потому что кроме, как от Бога, ждать помощи было неоткуда. Подъём веры и был обнаружен во время Великой Отечественной войны. Вся страна зажила внешней духовной жизнью: труд, пост, молитва. Больше ничего не было. И стали являться чудеса, особенно на фронте. В результате их многие воины по окончании войны начали принимать священство.
Этот-то духовный подъём в народе и уловил тов. Сталин, и поспешил использовать его в своих целях.
ГУЛАГом диаволу не удалось отвратить русское малое стадо от Христа. Наоборот, именно в ГУЛАГе, главным образом, как видим, и сохранялось истинное Православие.
«Значит, ГУЛАГ – это хорошо!?» – слышим разящий на повал голос, сдерживающий хохот, «Эха преисподней». Да, и не только этого, а и всех «Эхов преисподней», которые разрываясь от гнева (Деян. 5:33), тянутся уже к кнопке, чтобы скорее выключить микрофон, через который такое несётся в эфир о ГУЛАГе.
Ну, а Христовъ Крестъ – это что, плохо, эховцы?
Истинная-то Русь, как поёт? Кресту Твоему поклоняемся, Владыко!
Не поклониться ли нам русскому кресту ГУЛАГу, а господа эховцы?
В мiре будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победилъ мiръ. (Iоан. 16:33)
Ну, как, хорошо это или плохо, самоуверенные?
Видите, Господь пряников не обещает тому, кто за Нимъ грядетъ.
Мало того, что готов за Ним идти, надо ещё крестик свой взять: И кто не беретъ креста своего и следует за Мною, тотъ не достоинъ Меня. (Мф. 10:38)
А где взять свой крестик? ГУЛАГ и советчина, разве не станут твоим крестом, если ты не будешь бояться их?
Тогда будутъ предавать васъ на мученiя и убивать васъ; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. (Мф. 24:9). Если Меня гнали, будутъ гнать и васъ (Iоан. 15:20).
Что, это предупреждение не о ГУЛАГе, что ли? Разве это не предупреждение о советчине? А вот, это: Година искушения, которая пришла на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. (Откр. 3:10).
Разве не с России начались эти испытания, когда русскому народу была попущена советчина? Но, которой не было дано тронуть русскую душу! Потому и Новомученики!
И тогда вражина решил зайти с другой стороны… он начал золотить купола!
Но, золотя купола, новые слуги сатаны ни на минуту не дают возможности забывать советчину. Либералы постоянно напоминуют о советчине, когда твердят, что полки магазинов были пустыми, что был запрет на свободное перемещение, что не было вожделенной свободы слова, что попирались права человека, и… что был ГУЛАГ. И тут же сравнивают с собой, когда весь этот ужас они, либералы-западники прекратили. Так: Ложь сделали мы убежищемъ для себя, и обманомъ прикроемъ себя (Исаiя 28:15). В чём же состоит великая ложь либералов, не позволяющих забыть о советчине, как о страшном сне? Или поставим вопрос поточнее: Почему либералам необходимо постоянно напоминать об ужасах советчины и сравнивать её с «благоденствием» их времён, когда они наполнили полки изобилием товаров, предоставили и свободу передвижения, и права человека, и, самое-то главное, предоставили… «свободу слова»? Всё это творится только для одной цели. Какая же она у всех без исключения служителей сатаны – только одна, но пламенная страсть? Отвлечь всеми способами человека от Христа! Вот чему посвящена вся ложь отца лжи и его слуг.
И почему для этой цели необходима память об ужасах советчины? А вот, если не напоминать об ужасах советчины, то, как бы не снялся покров этого внешнего ужаса, и не открылась бы вся красота побеждающей внутренней жизни, что уже отвлечь людей от своего Творца никаким диавольским силам не удастся. Что осталось в остатке после советчины? А осталось то, чего весь мiръ уже и представить себе не мог. Всё величие России – Руси остаётся после снятия шелухи советчины: явление Новомучеников и Исповедников российских. Когда уже всё христианство свелось к обрядовой вере, когда за грехи русской церкви, возлюбившей внешнее паче внутреннего и обряд больше духа, и была послана советчина, тогда-то мiръ и увидел Малое русское Христово стадо – Новомучеников и Исповедников российских. Первохристианская вера вдруг вновь осияла землю…
Память о Новомучениках и Исповедниках российских вошла у верующего народа в его жизненный церковный круг не только, как почитание увенчанных страстотерпцев, но как надежда на их молитвенную помощь для нас, обезсиливших людях последних времён, когда не поддаться на соблазны и ловкое заморачивание обманщиков андерсеновских «портных» не представляется возможным, так как уже веримъ лжи, мало того, ищемъ лжи (Пс. 4:4). Потому и молитва: «Святые Новомученики и Исповедники российские, молите Бога, чтобы не дал нам возможности поддаться наветам диавольским, которые ныне не смолкают ни на минуту».
А уж, например, фокус с Дзержинским, вообще, побивает все прежние фокусы. На площади Дзержинского памятник ему сковырнули, а площадь переименовали, чтобы и духа от зачинщика ГУЛАГа не оставалось. Но… пароходы с именем Дзержинского продолжают бороздить воды всех русских рек, проспекты имени Дзержинского, как бродвеи, пересекают русские города. Почему такая, вроде бы, нелепость: в одном месте демонтаж, в других – полное почитание? Да, потому что… свой! Ну, а тогда зачем же демонтировать? А для изображения видимости неприязни к сажателю. А для сохранения памяти ненавистника всего русского придуман предлог: «это часть нашей истории». Вот, как хитёр и лукав сатана и его служки.
Первохистианская Церковь, пребывающая в гонении на протяжении 2000-летнего периода христианства на земле, оставалась образцом истинной Христовой Церкви. И вот Христова Церковь, образовавшаяся в пределах ГУЛАГа, повторила чистоту и верность Христу Первохристианской Церкви.
Сегодня «Книга Iова» – указующий путь для каждого христианина.
Сегодня каждый испытуется, как Iовъ, в своём роде, т. е. испытание посылается каждому по его силе.
ГУЛАГ тоже был испытанием русской веры страданиями, равноценными страданиями Iова.
И вот, исполнились времена, когда диаволу попущено испытать и русскую душу.
И тогда резко меняются все козни отвращения русских людей от Христа. И к русским теперь применяется успешно проведённый на всём западном мiре приём: прельщения соблазнами. Приём, сущность которого раскрыл Ф.М. Достоевский ещё в 1879 году: «Если исказишь Христову веру, соединив её с целями мiра сего, то разом утратится весь смысл христианства. Ум, несомненно, должен впасть в безверие. Вместо великого Христова идеала созиждется лишь новая Вавилонская башня. Высокий взгляд христианства на человечество понижается до взгляда как бы на звериное стадо. И под видом социальной любви к человечеству является уже не замаскированное презрение к нему». (Ф.М. Достоевский, том 15, стр. 198)
Соединение веры Христовой с целями мiра сего и было попущено концом ХХ века. Какое событие этого времени ни рассмотришь, на всём лежит печать одной пламенной страсти – уничтожения веры Христовой через соединение её с целями мiра сего.
Итак, гонение в России сменилось растлением.
Но почему Господь попустил растление России через гонение, а не как Западу – сразу попустил ему растлеваться соблазнами, минуя такие средства, как ГУЛАГ?
Но это уж не нашего ума дело.
Хотя версия: Для того, чтобы Россiя явлением Новомучеников и Исповедников российских, всё-таки, могла сказать мiру своё слово.
А для этого, пожалуй, стоит повторить то, что всегда надобно помнить и никогда не забывать, хотя ныне позабыто даже и духовенством, думающимъ не о томъ, что Божiе, но что человеческое (Мф. 16:23), от отдельных представителей которого можно услышать сегодня, например, такой перл: «Для меня Иван Мазепа – образец православного человека». И это, заметим, заявляет не какой-нибудь «филаретовец», ни даже клирик какого-либо из многочисленных «осколков» РПЦЗ, а епископ УПЦ МП! И сколько их – таких иерархов и клириков самых разных юрисдикций, которые именем Божiим покрывают сегодня не только интересы политических групп, к коим принадлежат, но самые элементарные личные, корыстные, шкурные интересы. И, прикрывшись Божiим именем, лгут и служат отцу лжи, обуявшему их.
Так, что же неплохо было бы помнить и духовенству, и всем нам?
А вот что:
Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежитъ всему тому быть; но это ещё не конецъ. Ибо восстанетъ народъ на народъ, и царство на царство; и будутъ глады, моры и землетрясения по местамъ. (Мф. 24:9)
Надлежитъ всему тому быть! – вот, чего не желают знать ныне не только «осколки». Надлежит быть хаосу Украины, надлежит быть русским Крыму, надлежит быть Сирии, надлежит быть наглости служек сатаны в ЕС и в США, надлежит быть началу болезней, когда соблазнятся многiе; и другъ друга будут предавать, и возненавидятъ другъ друга. И многiе лжепророки восстанутъ и прельстятъ многихъ. И, по причине умножения беззакония, во многихъ охладеетъ любовь.
А нам, наверно, надобно, чтобы спастись, претерпеть всё это, чему надлежитъ быть, до конца, укрепляясь примером наших Новомучеников, думой не о том, что человеческое, но что Божiе. (Мф. 16:23).
Святитель Лука, архиепископ Крымский такой вот хаос, как ныне происходит на Украине, называл днём Посещения Божiя:
«Разве не посещает нас Господь великими потрясениями, страшными страданиями, разорением городов и сёл наших? – вразумлял святитель. – В жизни всякого народа и каждого отдельного человека бывают времена, когда великими потрясениями, великими страданиями и испытаниями призывает к Себе Христосъ. И о нас Господь мог бы сказать то, что сказал об Иерусалиме: "Сколько раз хотел Я собрать вас в Церковь Свою Святую, осенить любовью Своей, увидеть вашу горячую веру, увидеть, что следуете заповедям Моим. А вы не захотели и пошли своим путём"».