11/06/2014 В Санкт-Петербурге 10 июня состоялась уже четвертая трехсторонняя встреча министров иностранных дел России, Польши и Германии. В отличие от предшествующих главной темой нынешней повестки стал поиск решений по деэскалации конфликта на юго-востоке Украины. Несмотря на существующие противоречия между ЕС и Россией в интерпретации происходящего на Украине, российской стороне все же удалось частично сдвинуть чашу весов в свою сторону — европейцы готовы обсуждать федерализацию как одну из мер по урегулированию продолжающегося с конца 2013 года конфликта.
Впервые эту позицию публично озвучил глава МИД Польши Радослав Сикорский.
— Одной из мер по стабилизации ситуации на Украине может стать децентрализация, — сказал польский министр во время своего выступления перед журналистами.
Европейцы в переговорах соглашаются с позицией России, но традиционно предпочитают говорить не о федерализации, а о «децентрализации», однако по сути это одно и то же, как ни назови, сказал «Известиям» дипломатический источник. При этом он подтвердил, что ранее партнеры из ЕС предпочитали публично не высказываться в поддержку данного шага.
— Они признают, что урегулирование кризиса без обращения к этому вопросу будет невозможно, — добавил источник.
В целом стороны продолжают стоять на своем: Россия выступает за незамедлительное прекращение применения армии против жителей юго-востока, прекращение кровопролития и начало диалога обеих сторон за столом переговоров, где и должно быть согласовано будущее политическое устройство Украины.
— Мы поддерживаем женевские договоренности от 17 апреля, поддерживаем «дорожную карту» ОБСЕ и рассчитываем, что избранный президент Украины Петр Порошенко, который провозгласил задачу остановить конфликт и найти решение кризиса, начнет выполнять свои обещания, — сказал Лавров.
С этим согласился и выступавший следом глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
— Мы должны сделать необратимым процесс деэскалации. Мы должны позаботиться, чтобы те процессы, которые были начаты на Украине с учетом результатов встречи во Франции, не сошли с рельсов, — сказал Штайнмайер.
Польский министр добавил, что Украина «имеет право использовать свои силы, чтобы нейтрализовать незаконные вооруженные формирования». Однако при этом согласился, что главная цель усилий международного сообщества — в том, чтобы прийти к деэскалации.
Пусть разногласия между европейцами по многим вопросам продолжат существовать, добиться прекращения вооруженного противостояния можно только путем переговоров, согласились все трое.
Аспекты трехстороннего сотрудничества, которым раньше уделялось основное внимание на встречах министров Сергея Лаврова, Франка-Вальтера Штайнмайера и поляка Радослава Сикорского, на этот раз полностью ушли на второй план, рассказал «Известиям» перед началом встречи один из членов делегации российского МИД.
— Эта встреча действительно необычная по повестке. На подобных мероприятиях министры, как правило, обсуждают конкретные проекты трехстороннего взаимодействия. Сейчас по понятным причинам всё будет по-другому. Нас по большей части ждет украинская повестка, — отметил дипломатический источник «Известий».
Позднее глава МИД Сергей Лавров подтвердил журналистам, что на встрече в узком и расширенном кругу много внимания было уделено именно украинскому кризису и его урегулированию.
Однако обсуждались и другие вопросы: в частности, возможность расширения приграничного упрощенного передвижения жителей Калининградской области и граничащих с ней польских воеводств.
Другой источник в дипломатических кругах сказал «Известиям», что в целом встречу можно оценить положительно — стороны находят точки соприкосновения.
— Показателен тот факт, что никто из наших коллег, притом что трехсторонняя встреча была запланирована задолго до даты проведения, не говорил о возможности переноса. Это говорит о том, что наши европейские партнеры согласны: выйти из украинского тупика можно только путем переговоров, — резюмировал он.
Европа публично допустила возможность федерализации Украины