«Великороссъ» №1 (11) 2014

6

13001 просмотр, кто смотрел, кто голосовал

АВТОР: Журнал ВЕЛИКОРОССЪ

 

Великороссъ №1(11) 2014Вышел свежий номер печатной версии журнала «ВЕЛИКОРОССЪ».

 

Традиционные рубрики Журнала представлены материалами как постоянных, так и новых авторов. Ведущий автор «Литературоведения» Алла Новикова-Строганова рассказывает о том, как город Орёл стал героем многих произведений Н.С. Лескова. Елена Третьякова знакомит читателя с судьбой и творчеством А.В. Кольцова. Сергей Кобелев предлагает взглянуть на Россию глазами Ж. Верна, обращаясь к малоизвестному русскому читателю роману «Мишель Строгов».

На «Страницах истории» Леонид Чигрин раскрывает загадки короны Российской Империи. А Сергей Смолянников напоминает о забытом, но славном имени графини Екатерины Николаевны Игнатьевой, посвятившей себя делу милосердия и погибшей, как воин, на своём боевом посту в 1914 г. И конечно же, украинская тема. О происхождении термина «Украина», о русском самосознании галичан, о трагедии русинов - Владислав Гулевич.

Рубрику «Поэзия» представляют российские поэты Анатолий Нестеров, Николай Полотнянко, Валерий Кораблин, Марина Новикова, Анатолий Уваров, Александр Балтин, Инна Мухина. А также поэты с Украины Ирина Дубровская и Владимир Глазков. В стихах одесситки Ирины Дубровской нашли отражение украинские события последних месяцев.

Рубрика «Проза» знакомит читателя с творчеством Анны Аверьяновой и Владимира Негодяева. А под рубрикой «Юбилей» Алексей Аимин и Елена Ткачевская предлагают свои размышления о судьбах наших великих соотечественников.

В «Путевых заметках» Василий Кузнецов делится впечатлениями от путешествия по Ближнему Востоку. А Сергей Буренко в «Публицистике» расскажет немного об Англии и Шотландии. Также в «Публицистике» предложена статья Натальи Алексеевой-Штольдер о Церкви Вознесения Господня в с. Еремеево.

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Лорина Тодорова
2014/07/16, 14:51:51
Нисходят тайны мира поутру:
мне ласковое что-то пела мама,
и зори поднимались из тумана,
и тополя шептались на ветру.

Уже я в день рождения, лишь ангелом хранимый,
не жду благословения любить и быть любимым,
не жду застолья праздного и суеты непрошенной,
и пылью буден сердце запорошено.

Не распахнется дверь под отчий кров,
мне не обняться в этот день с тобою,
не дотянуться взглядом и рукою
и не услышать самых главных слов.

Теперь я в день рождения, лишь ангелом хранимый,
не жду благословения любить и быть любимым,
не жду застолья праздного и суеты непрошеной,
и пылью буден сердце запорошено.

А будут живы до скончанья дней
полеты снов, победы и ошибки,
друзей моих открытые улыбки
тепло стихов и таинство ночей.

И в этот день рождения, лишь ангелом хранимый,
не жду благословения любить и быть любимым,
не жду застолья праздного и суеты непрошеной...
Но звездным блеском сердце припорошено.

Грустно и мудро оценивает Поэт суть Жизни...

Предложенный поэтический текст Вл. Глазкова отличается своей особой структурой: тут и прошлое, и настоящее "сейчас-тут" Поэта и будующее,отдельные моменты которого тоже уже в прошлом.. , День его рождения, являющийся стержнем организации мысли мыслещей лирического Я, проявляющийся опосредственно, т.е. через других.

Текст захватывает с первой строфы, где переплетается тесно прошедшее и настоящее :

"Нисходят тайны мира поутру:
мне ласковое что-то пела мама,
и зори поднимались из тумана,
и тополя шептались на ветру. -

какая идилия пробуждения...в детстве и сейчас - что это? - сон?! или ощущение детского удовольствия от маминого присутствия в утренней дремоте?....Итак, утром, в день своего рожденея у Поэта-взрослого мужчины"рождается", как ощущение близости, Образ мамы , ее голос - -чувственные и перцептивные идеи погружают Поэта в то прошлое , когда мама сидела около его кроватки и пела......Вот почему первая строфа первого четверостишия звучит так поэтично - "нисходят тайны мира" - т.е. Небеса посылают Поэту рано утром дар в день его рождения -голос мамы "мне ласковое что-то пела мама"

Второе, четвертое и последние четверостишия , почти одинаковые, исполняют роль нарушения функциональности текста. Это своего рода пауза, вводящая идею безысходицы - День Рождения есть тот момент, в который ЖИЗНЬ вдруг осознается как прошлое и как настоящее=одиночество, или как досадное ежедневие:"И пылью БУДЕН сердце запорошено" или блеснувшая надежда:" Но звездным блеском сердце припорошено".

Однако эффект состоит в использовании в четырех строфах третьего четверостишия отрицательной формы глаголов, которые по своей сущности реферируют к идее существования "быть" , а последняя ОТРИЦАЕТСЯ.....и предлагает повторяющееся "НЕ быть" -> "НЕ быть" -> "НЕ быть" -> "НЕ быть" - ничему больше НЕ БЬІТЬ=НЕ ПОВТОРИТЬСЯ.

Самое важное в тексте, - это начало третьего четверостишия - "Не распахнется дверь под отчий кров" - эта первая строфа и есть ключ ко всему тексту и к отчаянию Поэта, его душе,,- все начинается с двери и крова.....Это же развернутая метонимия, где идея сушествования реферирует не только к "быть"="не быть" , но и к идее обладания= "иметь" в отрицетельной форме.НЕ иметь - НЕ иметь - НЕ иметь - НЕ иметь.

У Поэта Нет ни крова , ни двери, ни тех, кто там жил= я НЕ имею двери - я НЕ имею крыши - я НЕ имею тех, кто тут жил....

Четыри строфы третьего четверостишия отличаются еще одним стилистическим приемом: повторяящаяся отрицательная форма глаголов составляет ВОСХОДЯЩУЮ градацию на уровне использованной Поэтом лексики,т.е. тут нет метафоры в чистом виде, здесь тщательно подобранная Автором лексика создает иллюзию восходящего взгляда, отправленного к Небесам...:" мне НЕ обняться в этот день с тобою" (собственный прямой смысл) - "НЕ ДОТЯНУТЬСЯ взглядом и рукою" (момент Молитвы , обращенной к МАМЕ?! - это и есть начало метафоризации на уровне лексики:"Не дотянуться взгрядом и рукою",т.е. не увидеть , не дотронуться ; создается напряжение из-за непреодоляемой дистанции между Субъектом-сыном - Объектом-мамой) - "НЕ услышать самых главных слов" обратная связь отсутствует и мамин голос больше НЕ ПОЕТ.

Единственно Пятое четверостишие представляет перспективу жизни Поэта "до скончанья дней"...

Герметически закрытое стихотворение, т.к. все внимание Поэта концентрирано на идее о встрече с теми, кто населял отчий ДОМ, именно поэтому в финале:"Но звездным блеском сердце припорошено", т.е. ЛЮБОВЬЮ ТЕХ , КТО УШЕЛ, НО СПУСКАЕТСЯ С НЕБЕС КАК ДАР "Как тайны мира поутру" в ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ...Поэта!
Лорина Тодорова
2014/05/17, 21:17:35
В печатной версии в разделе "Литературоведение" предложена статья Елены Третьяковой , посвященная анализу-обзору жизни и творчества А.В. Кольцова.
Автор так и не смогла объяснить самого Кольцова, хотя материал сам по себе большой, богатый примерами, рассуждениями и в конце всего исследования предлагается следующее:
"У Кольцова и в более ранних произведениях немало поэтических формулировок, в которых запечатлено народное философствование о мире" "Все, что есть - все божье; И премудрость наша божья" ( "Человеческая мудрость", 1837); " Тяжелы мне думы./ Сладостна молитва!" (" Великая тайна" , 1833) Отдать достоинствам истинно-народной философской мудрости высший пьедестал оказалось вполне естественным, Когда Кольцов осознал, что иные пути не примиряют ищущих истинно -народной философской мудрости - уводят ум в метафизику, отделяют от реальности....Мы заново подняли вопрос о философской позиции поэта, взяв известный момент его биографии..."
Нет смысла продолжать цитировать слова г-жи Е.Третьяковой. Однако ею предложен Прекраснейший текст Кольцова:

"Последняя борьба"

Что погибель! что спасенье!
Будь что будет - все равно!
На святое провиденье
Положился я давно!
в этой вере нет сомненья,
Ею жизнь моя полна!
Бесконечно в ней стремленье!...
В ней покой и тишина...
Не грози ж ты мне бедою,
Не зови, судьба на бой:
готов биться я с тобою,
Но не сладишь ты со мной!
У меня в душе есть сила,
У меня есть в сердце кровь,
Под крестом - моя могила;
На кресте - моя любовь!"

Гениальнейший текст, который можно было бы отнести к школе Лирического романтизма. "В этом типе поэзии поэт говорит о себе, т.е. о своем внутреннем настроениии. Предоминирующий эмоциональный тон - МЕЛАНХОЛИЯ с примесью печали, сожаления, даже отчаяния. Эти чувства, наполняющие лирический Субъект, тесно свзаны с его ОДИНОЧЕСТВОМ" (Christo Todorovaa Histoire de la littérature française XVIIIe - XXe s.s.; FABER, 1999
Предложенное Христо Тодоровым определение поэзии Лирического романтизма может послужить началом имманентного анализа этого красивого и глубокого философского смысла текста Кольцова.
Начинать этот анализ надо с двух последних строф, где физическая часть человека после смерти остается в могиле:"Под крестом - моя могила;="Прах ты и в прах возвращаешься" ="Tu es poussère et tu reviеns dans la poussière" т.е. эта строфа эксплицитно показывает изчерпание процесса актуализации (=жизнь), который достигает своей нолевой сущности
"На кресте - моя любовь! " - а тут процесс потенциализации Души после смерти, которая есть нераздельная Часть Тотального, т.е. того, что мы называем БОГ.

благодарю г-жу Е. Третьякову, т.к. ее исключительно подробное описание ситуации становления Кольцова с детства как поэта ,мне позволило предложить имманентный анализ гениального поэтического текста.
Лорина Тодорова
2014/05/16, 14:36:49
P:S: мною пропущено имя Автора:

"Полнолуние"- Вл. Глазков
Лорина Тодорова
2014/05/14, 14:07:18
"Место действия Орел"

Мне всегда доставляет удовольствие читать Аллу Николову-Строганову по очень простой причине - этот Автор обладает удивительным талантам "выуживать" из огромнейшего , проработанного ею материала, самые острые моменты, моменты ценные и для истории, и для литературоведения, и для заинтересованности Читателя, и для написания своего материала. В этот раз она останавливается на Лескове и предлагает очень любопытное признание самого писателя:

"Я выдумываю тяжело и трудно, и поэтому я всегда нуждался в живых лицах, которые могли меня заинтересовать своим духовным содержанием. Они мною овладевали, и я старался воплотить их в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительное событие. Так почти написано все..."
Вся интересная публикация А.Николовой -Строгановой прослеживает подробно основные моменты творчества Лескова,например, идея о "трех праведных", без которых не может существовать ни один русский город.
Интересен и вывод Автора статьи о Лескове:

"Чем "документальнее " выглядит рассказ, тем сильнее его нравственно-эстетическое воздействие, максимальное жизнеподобие, документальность сочетается с ориентацией на высшие идеалы....
По лесковскому слову , " мимотекущий лик земной" соотносится с вековечным, непреходящим.

Рядом с памятником Лескову – здание бывшей мужской гимназии.

«Меня отвезли в орловскую гимназию,
– вспоминал писатель в “Автобиографической заметке”.
– Я был помещён на квартире у некой Аксиньи Матвеевны,
которой за весь мой пансион платили 15 руб. ассигнациями (4 руб. 30 коп.)
в месяц. За что я имел комнату с двумя окнами на оку, обед, ужин, чай и прислугу кто нас учил и как нас учили – об этом смешно и вспомнить...»

Мой анализ (Л.Т.) :
вот он обывательский карикатурный Образ орловского обывателя - "деталь" предлагает Читателю СТАТИЧНЬІЙ портрет, который можно найти и "списать" только в глубокой русской провинции....а и случай действительный и документальный....

благодарю, г-жу Аллу Николову-Строганову
Лорина Тодорова
2014/05/12, 02:22:05
Штольня

Раздражает пустотный стих,
как небритость на дряблой коже.
И в душе всё одно и то же:внешний блеск –
при глазах пустых...Что со мною?
Немой вопрос,на который не жду ответа.
В этой штольне темно без света
разудалых вишнёвых гроз...
В этой штольне – остаток лет,
безысходность пустого срока.
Нет тут шёпота от пророка,
и пророков здесь тоже нет.
И сползаю, сползаю вниз –
в тёмный омут тоскливых буден,
уповая на всё, что будет:
на неведомый Твой каприз...

Вл. Глазков

РЕЦЕНЗИЯ



"ШТОЛЬНАЯ"
Мне трудно назвать этот текст ПОЭЗИЕЙ - скорее это повтаряющаяся, стала уже автоматической, мысль мыслящая, преследующая, полная отчаяния и констатирующая постоянно ОПУСТОШЕНИЕ.....и ожидание Конца, к которому Автор готов: "И сползаю, сползаю вниз – в тёмный омут тоскливых буден, уповая на всё, что будет: на неведомый Твой каприз... " ....красиво и жестоко... благодарю!

Монастырь
Лорина Тодорова
2014/05/12, 02:11:08
Полнолуние

Сегодня – полная луна...
Я выпью эту ночь до дна
неспешными, глубокими глотками,
пока младая тень моя ведёт,
в неведомость маня,
не шаркая усталыми ногами.
Мне странен этот странный сон:
как будто я опять влюблён...
А, может, не опять? И не как будто?
А, может, тот осевший дом
на перекрёстке дорогом
дождался, наконец, своей минуты:

благословить во мне – меня,
от скорбных лет обороня,
холодным, чистым, полнолунным светом,
чтоб молодая тень моя шепнула мне,
что это – я – веду её к смеющимся рассветам?
Допью и ночь, и сон до дна...
Хотя в ущерб вошла Луна..

РЕЦЕНЗИЯ

"Полнолуние" Интересное построеиие, где прослеживаются два плана: 1."младая тень моя" = / "не шаркая усталыми ногами (2) Между этими двумя плананами есть и одновремменность МЛАДАЯ ТЕНЬ Поэта, передвигающаяся неслышно; Возраст поэта " шаркающие ноги" - и то что же ИХ ДВЕ ОБЪЕДИНЯЕТ? - ЛУНА - элемент романтики,важный фон для любовной встречи... "Мне странен этот странный сон:" - строфа подсказывает отсутстве риальнсти , т.е. "быть" -типа "кажется" "как будто я опять влюблён..." тезисное твердение типа "кажется" "А, может, не опять? И не как будто?" -риторические тезисные твердения, где каждая реферирует к понятию "СОН" "А, может, тот осевший дом на перекрёстке дорогом дождался, наконец, своей минуты: благословить во мне – меня, от скорбных лет обороня, холодным, чистым, полнолунным светом, чтоб молодая тень моя шепнула мне, что это – я – веду её к смеющимся рассветам? " -прекрасная развернутая метафора , где молодая тень поэта водит его , человека к РАССВЕТАМ....т.е. к новым творческим идеям... Очень красиво написано, впечатляет этот как бы генетический "переплетающийся" Код молодостьвозраст межде которыми одновременно в тексте появляютса и знак равенства(это одно и то же лицо) и знак оппозиции ( /) Лорина Тодорова 08.05.2014 15:58 •
Лорина Тодорова
2014/05/12, 01:28:59
"Сегодня небо голубое,
как двести лет тому назад...
Оно такое же, такое,
и золотится вновь закат.
И кажется в лесу порою,
что время замедляет бег.
Всё то же небо голубое,
всё тот же дождь, и тот же снег." Анатолий Нестеров

Восемь строф,всего восемь строф ,а какое глубокое прозрение повторения одного и того же процесса, для которого нет ни "сегодня ", ни "двести лет назад". Эта констатация вечной СТАТИЧНОСТИ -гиниально!
И как "все то же небо голубое,//все тот же дождь,//и тот же снег" -

значит и созерцающий красоты природы Субъект-человек ОДИН и ТОТ ЖЕ ....ЧЕЛОВЕК НЕ МЕНЯЕТСЯ, ЧТО ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ЕГО ИДЕОГЕНЕЗИСОМ (первая ментальная операция, на основе которой создается все то, что будет разработано после как в области формы, так и в области лингвистического содержания)
Т.е. как природа предлагает одни и те же картины, так и человек , опирается на одни и те же процессы трансмодальной связанности: перцептивные и чувственные идеи , которые не меняются.

Так ставится неожиданно очень важный вопрос о НЕИЗМЕНЯЕМОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ, Т.Е. ЕГО ИДЕОГЕНЕЗИСА
Лорина Тодорова
2014/05/11, 15:11:37
" Русское слово всегда было мощным средством выражения
традиционных российских духовных ценностей." - верно, г-н Голубничий!
Ваша публикация отлично представляет нашу сегодняшнюю боль и Вы имеете полное право сказать, что сам факт ЗАПРЕЩЕНИЯ русского языка, заставил русское заспавшее общество ПРОБУДИТЬСЯ!
ЧТО будет, а будет то, что было всегда , - русское самосознание ПОБЕДИТ!
Благодарю Вас !

с уважением Лорина Тодорова
Лорина Тодорова
2014/05/08, 11:46:27
Благодарю за такой интересный номер с удивительно удачно подобранным материалом! Приятно было констатировать , что для меня лично фигурируют Авторы, которых я НЕ читала!
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов