«Но будет так много хорошего в воспоминании о Москве…»

0

11058 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 61 (май 2014)

РУБРИКА: Портрет писателя

АВТОР: Алиев Александр Газанфарович

 

А.А. Блок (1880 - 1921)В тихом и уютном уголке старой Москвы, а именно в скверике на изгибе улицы Спиридоновки, стоит памятник Александру Александровичу Блоку. Скульптор О.К. Комов чрезвычайно удачно передал и привлекательную, даже красивую внешность великого поэта, и его прирождённый аристократизм, чувство собственного достоинства. 

Большинство горожан, полагаем, пребывает в неведении относительно выбранного места установки скульптуры. Да и вообще, считается, что Блок был истинно петербургским поэтом. Действительно, вне этого города он себя никак не мыслил, и жить мог только там, хотя немало попутешествовал и по России, и по Западной Европе.

 

Однако и Первопрестольная столица сыграла в жизни Александра Александровича большую роль. Вблизи Москвы, в романтическом Шахматове рождался цикл, посвящённый его Прекрасной Даме, Любе Менделеевой, создавались многие гениальные стихи о Родине, пьесы, статьи, здесь вошла в блоковское поэтическое сознание «многовёрстная синяя русская даль».

А в самой Москве уже в первые годы XX века образовался кружок поклонников поэзии Блока, в который вошли его родственники О.М. и М.С. Соловьёвы, их юный сын Серёжа и Боря Бугаев, будущий писатель Андрей Белый. Именно «в Москве Блок был оценён и узнан прежде, чем в Петербурге», – писала его тётка М.А. Бекетова.

Соловьёв-старший в какой-то момент передал ряд блоковских стихотворений уже широко известному тогда поэту-символисту Валерию Яковлевичу Брюсову для размещения в альманахе «Северные цветы». На вопрос Михаила Сергеевича, будут ли они напечатаны, Брюсов живо ответил: «О да! И как можно больше!» Блок данным известием был чрезвычайно доволен. «Милый дядя Миша!..  Ещё раз благодарю Вас за всё это. Мне лично тут ещё, кроме всего другого, особенно важно, что мои стихи будут помещены в Московском сборнике, – оттого, что Ваша Москва чистая, белая, древняя, и я это чувствую с каждым новым «петербургским» вывертом Мережковских и Знаменитая развилка Спиридоновки и Гранатного переулкапосле каждого номера холодного и рыхлого ”Мира искусства”». Публикация в «Северных цветах» весной 1903 года стала одним из литературных дебютов Саши Блока.  

Впоследствии московское издательство «Гриф» выпустило первый сборник Блока «Стихи о Прекрасной Даме», в других издательствах появились следующие его книги – «Нечаянная радость», «Земля в снегу», «Ночные часы». Наконец, издательство «Мусагет» в 1912 и 1916 годах порадовало Александра Александровича первым – трёхтомным и вторым – четырёхтомным собраниями сочинений.

Поэтому вполне объясним и интерес поэта к Белокаменной, и частые его приезды сюда. Блоковские письма и записные книжки содержат постоянные упоминания об этом. Вот, например, 1902, август, из Шахматова: «Ездил на сутки в Москву, смотрел, главным образом, Кремль. Впечатлений так много, что лучше передать их изустно, тем более что некоторые из них опять-таки отвлечённы». 1902, декабрь, из Петербурга: «По Москве бродил этой осенью, и никогда не забуду Новодевичьего монастыря вечером. Ко всему ещё за прудами вились галки и был «гул железного пути», а на могиле (Вл. С. Соловьёва – А.А.) – неугасимая лампадка и лилии, и проходили чёрные монахини. Всё было так хорошо, что нельзя и незачем было писать стихи, которые я тщетно пытался написать тут же». 

 

Вскоре после свадьбы Александр Блок с молодой женой Любовью Дмитриевной провели в Москве пятнадцать дней. Было это в январе 1904-го. 

«И теперь ещё в начале Спиридоновки, – вспоминал в 1920-е годы троюродный брат поэта и тоже литератор Сергей Соловьёв, – недалеко от Большого Вознесения, можно видеть белый двухэтажный дом, принадлежавший братьям «Блоковский» особнякМарконетам… Когда-то в уютной квартире первого этажа собиралось большое и весёлое общество у моего дяди А.Ф. Марконета… За неимением места у меня я предложил Блоку остановиться в квартире Марконетов… В тот же день Блок переехал на Спиридоновку, и в течение нескольких недель почти каждый вечер мы собирались в пустой квартире Марконетов и просиживали с Блоком до глубокой ночи. Успех Блока и Любови Дмитриевны в Москве был большой. Молчаливость, скромность, простота и изящество Любови Дмитриевны всех очаровали… Дамы шептались: «Блок – прелесть какой»…  Днём я водил Блоков по Кремлёвским соборам, мы ездили в Новодевичий монастырь».

В день прибытия поэта в Первопрестольную, прежде чем везти его к Марконетам, Соловьёв познакомил его со своим другом Андреем Белым. Знакомство это стало роковым – союз Блока и Менделеевой очень быстро превратился в любовный треугольник, от чего сильно страдали все его фигуранты. А ведь всё так мирно и красиво начиналось!  Из воспоминаний Белого: «В руках А.А. были верхние рукавицы, которые он неловко затиснул в руке, быстро сунув куда-то; вид его был визитный; супруга поэта, одетая с чуть подчёркнутой чопорностью стояла за ним; Александр Александрович с Любовью Дмитриевной составляли прекрасную пару: весёлые, молодые, изящные, распространяющие запах духов».

 

…Особняк, о котором идёт речь (нынешний № 6), – типичный пример городской эклектики 1870-х годов. Довольно скромное трёхэтажное сооружение, деревянное, на каменном основании, с ажурными навесами входов и аркой посередине. Владели им братья Марконеты – Александр Фёдорович и Владимир Фёдорович, люди, известные всему городу, общительные и гостеприимные, настоящие староколенные москвичи. Незадолго перед тем, как Блоки собрались в Москву, старший брат скончался, вдова его лежала в больнице, и опустевшую, уютную квартиру на первом этаже сторожила пожилая кухарка Марья. Тут и поселились молодожёны Блок.

Владимир Марконет проживал во дворе, во флигеле. Литературные вкусы его были старомодные, однако Блок его чем-то пленил. Он приходил каждый день, сидел, а после долгие годы вспоминал: «Вот Саша Блок: поэт – так поэт! Стоит провести с ним пару дней, чтоб понять, что – поэт… Бывало, выйдем на улицу – и всё заметит: какой цвет неба, и какая заря, и какие оттенки на тучах, не ускользнёт ничего… Не надо его и читать: сразу видно – поэт».

Две недели промелькнули в непрерывном кружении. Белый и Сергей Соловьёв, что называется, забрали Блоков в свои руки и порядком их затаскали. Прогулки и поездки по городу и за городом, визиты, панихиды на могилах всех Соловьёвых, обеды в трактире Тестова и в «Славянском базаре», хождение на поклон к епископу Арсению, проживавшему на покое в Донском монастыре, Художественный театр, «вывоз Иверской»… И ежедневные бесконечные, за полночь, беседы – то на Спиридоновке, в марконетовом доме, то у Андрея Белого на Арбате, то у Соловьёва – в маленькой квартирке на Поварской, куда он переселился после смерти родителей.

За две недели Александр Александрович и Любовь Дмитриевна перезнакомились со всем московским декадентско-символистским Парнасом. Совершенно особым миром, со своим бытом и стилем жизни, со своей моралью и эстетикой, со своим сгущённо-метафорическим жаргоном. Литераторы Валерий Брюсов, Константин Бальмонт и Юргис Балтрушайтис, критик Лев Кобылинский (Эллис), историк и оккультист Михаил Эртель, владелец издательства «Гриф» Сергей Соколов (Кречетов), математик и полиглот из эмансипированных купцов, владелец другого издательства – «Скорпион» – Сергей Поляков… И многие другие.

Иногда, нагулявшись по морозной и солнечной Москве, обедали по-домашнему, своей тесной компанией, на Спиридоновке. Любовь Дмитриевна училась хозяйничать, Блок бегал в лавочку за пивом и сардинками. Само собою, кроме мистических разговоров, было немало и непринуждённого, шумного, юного веселья. 

Усилиями Сергея Соловьёва и Андрея Белого здешние символисты возвели Блока на пьедестал своего поэта, и исподволь надеялись повлиять на него в плане возможного переселения в Белокаменную. Однако Блок так навсегда и остался верен Петербургу, своему «городу неповторимому», хотя испытывал к Москве и москвичам самые тёплые чувства и неоднократно сюда наведывался, в частности, в связи с готовившейся в МХТ постановкой его драмы «Роза и Крест». А в июле 1909 года он написал стихотворение «Утро в Москве»:

 

Упоительно встать в ранний час,

Лёгкий след на песке увидать,

Упоительно вспомнить тебя,

Что со мною ты, прелесть моя.

 

Я люблю тебя, панна моя,

Беззаботная юность моя,

И прозрачная нежность Кремля

В это утро – как прелесть твоя.

 

…Судьба марконетова дома оказалась не слишком простой. После революции он был отдан под обычнейшие коммуналки, городские власти о нём особо не заботились, и к концу 80-х здание дошло до последней степени скособоченности и облупленности. При этом на фасаде красовалась мраморная мемориальная доска в честь Блока и с Памятник поэтунадписью ниже: «охраняется государством»! В конце концов, особняк расселили и запродали какой-то частной фирме. Организованный бизнесменами «евроремонт» спас, конечно, дом от окончательного разрушения, но вместе с тем, как считают современные москвоведы, несколько исказил его исторический облик. А доска тогда бесследно пропала, и долгое время было непонятно, почему именно на Спиридоновке появился вышеупомянутый монумент великому поэту. К счастью, в год 125-летия со дня рождения Александра Александровича (2005) новую доску установило по своей инициативе «Москомнаследие».

И теперь в этом уголке столицы окончательно оформился удивительный литературный маршрут.

Начинается он недалеко от Поварской и храма Симеона Столпника, на улице Малая Молчановка, где расположен Дом-музей М.Ю. Лермонтова. Ведёт далее к бывшему особняку графа А.П. Толстого на Никитском бульваре – там прожил свои последние годы и умер Н.В. Гоголь, и там во дворе скромно приютился выдающийся памятник писателю, созданный ваятелем Н.А. Андреевым. Далее мимо восстановленной церквушки Феодора Студита, связанной с именем А.В. Суворова, паломник приблизится к величественной ампирной церкви «Большое Вознесение», в которой венчался А.С. Пушкин. Напротив этого храма – шехтелевский особняк С.П. Рябушинского, где жил после возвращения из Италии А.М. Горький и где сейчас разместился его музей. Стена в стену с домом Горького – на Спиридоновке, мемориальный музей А.Н. Толстого, а затем – изысканный частный музей «Дом Иконы и живописи имени С.П. Рябушинского». Здесь помимо главной экспозиции регулярно устраиваются различные выставки, в том числе произведений мастеров эпохи модерна, близких А.А. Блоку, гордившихся дружбой и вниманием поэта. И, наконец, рядом – дом, в котором жил Блок и комовский памятник ему.

Литературная и культурная общественность Москвы давно уже ратует за создание в старом марконетовом доме мемориального музея-квартиры Александра Александровича Блока. Дело, безусловно, благородное и нужное, и дай Бог, чтобы оно получилось!

 

Фото автора

                        

1. Знаменитая развилка Спиридоновки и Гранатного переулка.

2. «Блоковский» особняк.

3. Мемориальная доска.

4. Скульптура поэта.

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов