«Молитесь лучше, господа, за нашу Русь…»

2

9478 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 60 (апрель 2014)

РУБРИКА: Событие

АВТОР: Фенчук Олег Николаевич

 

«Молитесь лучше, господа, за нашу Русь…»«Молитесь лучше, господа, за нашу Русь…». Издание заявлено как духовно-мировоззренческий и литературно-публицистический альманах, что вполне соответствует его содержанию. Прежде всего, хотелось бы отметить, что публикации, помещённые в журнале, отличает цельность взгляда на отечественную историю. Авторы, представляющие в альманахе своё мнение, принимают прошлое России без оговорок и условий. Ими в работе движет одно чувство, оно же их и объединяет – любовь к Родине.
Принимаясь писать отзыв, понял – без пафосных слов не смогу обойтись, но может и не стоит этого стесняться, когда речь идёт о духовности, о святых для русского человека понятиях. И, слава Богу, что во взрывоопасной атмосфере раскола нации, в нашей стране есть люди, понимающие важность консолидации здоровых сил общества с целью возрождения единого русского народа.  Именно таких людей собрал в свой круг альманах «Поход».
«В России сложилась странная ситуация, когда область культурной деятельности отнесена к сфере «обслуживания населения», формируется упрощённое понимание культуры как формы досуга, индустрии развлечений, человек постепенно перестаёт чувствовать себя творцом, созидателем культурных ценностей и становится рядовым, безликим членом «общества потребления». Осознание этой и многих других проблем, возникших в российском обществе, убедило участников Культурно-просветительской Инициативы «Походъ» создать Общественное движение. Полагаю, что это объединение своей активной позицией сумеет дать толчок к позитивным изменениям в сфере культуры, заостряя внимание  на создавшемся в стране положении дел, соберёт вокруг себя по-настоящему неравнодушных к судьбе России граждан, не только для слова, но и для дела.
Сегодня мало кого из думающих людей в нашей стране не волнует судьба Родины. Что же происходит? Это гибель империи или смутное время? Закат «Третьего Рима» или очередной кризис Великой Державы? Случайно ли это явление или происходящее закономерный итог исторического развития? На эти и многие другие вопросы пытается дать ответ альманах «Поход». Материалы, помещённые в издании, представляют разноцветную палитру жизни, оживлённую в драматических тонах историю российской государственности: с преодоления смуты – восшествия на престол династии Романовых и до наших дней – нового смутного времени. Становление и развитие России, как известно, проходило в непростых условиях войн и переворотов и «истерзанную постоянными революциями и «реформами» многострадальную землю» часто заливали потоки русской крови, но народ сумел сохранить, несмотря ни на что, свой национальный дух, «душевную простоту» и «настоящую любовь к родной земле». Потому, наверное, «характерная черта русского человека среди других народов: отзывчивость, терпимость ко всем, интерес к иным культурам, объединяющая миссия».
Собранные в альманахе произведения представляют различные взгляды на события, разворачивающиеся в нашем государстве на протяжении трёхсот лет, но в одном едины авторы эссе, статей, рассказов и стихотворений: всё, что не происходило здесь – это наша история, это наша страна! Даже литературные работы погибших и репрессированных писателей пронизаны искренней любовью к Родине, любовью людей не только слепо восхищающихся её красотой, но видящих пороки и язвы и не скрывающих это.
Известный афоризм гласит: «мы то, что мы едим», и в плане физическом это верно, а в духовном? В духовном плане мы то, наверное, что мы читаем. Но что может предложить литература, издательства и массмедиа современникам? Размышляя над судьбой нынешней литературы, писатель и публицист Л.А. Сычёва ставит не только вопросы культурно-исторического характера, но и поднимает проблемы философского плана: «Излишкам человечества» можно, конечно, дать воду и пищу, но никак не потребление иных благ наравне с богатыми – на это ресурсов планеты не хватит. Значит, избыточным умам нужно дать виртуальную пищу – потусторонние миры примут в свои пределы заблудшие массы, направят их энергию в пространство фэнтези, туда, где нет богатых и бедных, но есть информация, цифра и виртуальное удовольствие. Там есть свои «цивилизации», «нации» и войны, там можно стать властелином мира… Психотерапия на дому – дёшево и сердито. Виртуальное царство «божие» можно построить уже сегодня и на земле, то есть в подсознании». К сожалению, культура до сих пор удел избранных.
Верная постановка вопросов, ясный взгляд на проблему, позволяет делать справедливые выводы: «А что же литература? По большому счёту, писатели (в их традиционном, русско-советском понимании – властители дум, духовные вожди и «совести нации») чужие на этом празднике жизни. В советское время литература соперничала с религией и даже частично заменяла её. Писатели создавали новые смыслы, выговаривали идеи, вели за собой, были полководцами в идеологических битвах. Сегодня художественное слово становится лишь одним из сегментов информационного воздействия на человека, по правде говоря, не очень крупным и маловлиятельным». 
Автор статьи приходит к неутешительному выводу – литература находится в упадке, она на грани вырождения: «Точно так  же, как нам не приходится ждать новых географических открытий на планете Земля, так и мир души человеческой во всём его многообразии детально исследован и описан художественной литературой, как в типическом проявлении характеров, так и в «вывихах» сознания, поведения и пр.  <…> Географы и писатели сделали свою работу – больше они не нужны».  Тем не менее, Лидия Сычёва выражает надежду на возрождение подлинного назначения литературы, утверждая что «будущее художественного слова есть будущее самого человека – потеряв его, он потеряет себя».
О роли поэта в современной России рассуждает литературный критик и публицист В.Д. Лютый. Предназначение современного русского поэта автор видит в сглаживании противоречий между русской жизнью и русской цивилизацией, которые находясь в диалектическом единстве, на современном этапе развития общества вошли в столкновение друг с другом. Пусть это общая тенденция развития всех европейских наций, но ведь у России всегда был свой путь! Однако в современных условиях мы движемся по дороге самоуничтожения своего национально-культурного кода, едва ли не быстрее других стран. Видимо это и заставляет участников альманаха освещать подобные темы.
В чём же причины сегодняшних проблем и болезней Российской государственности и русского человека. Пытаясь разобраться в сложившейся ситуации, альманах обращается к самым трагическим и, пожалуй, ключевым моментам российской истории. Не оставлена без внимания тема гражданской  войны. Как верно подметил Олег Мраморнов по поводу судьбы белого движения: «Это ведь требует обстоятельного духовно-мировоззренческого и исторического объяснения. А не догматического оправдания несчастного белого движения, которое всё ещё поддерживается в общественном сознании». Действительно, тема эта остаётся до сих пор до конца не раскрытой. Несмотря на массу книг и кинофильмов о белой гвардии, истинные причины её поражения остаются не названы.
Авторы, представляющие альманах, размышляют и над другими спорными историческими вопросами. Это роль Сталина и роль Советского народа во Второй Мировой войне, причины революции и гражданской войны в России, успехи и неудачи самодержавия и советского руководства. Иногда можно услышать фразу: «Сталин украл у нас Победу!», а не сами ли мы отказываемся от героизма и мужества наших предков, выстоявших в тяжелейших условиях и завоевавших мир на планете, в угоду чьим-то ангажированным взглядам? Почему-то никто не посыпает голову пеплом и не издаёт истерических воплей по поводу позорного поражения Франции, трусливого выжидания Англией и США, куда качнётся чаша весов в жесточайших боях советской армии с фашистской ордой? Не раскаиваются за кровавых диктаторов Муссолини, Франко, Антонеску и иже с ними европейские народы? Всё дело в том, что это Наша с Вами история и Наше же дело принимать её такой какова она есть! Именно об этом говорят авторы публикаций, составляющих альманах.
Давайте задумаемся: Советский Союз сумел разгромить самую мощную в мире армию, которая поставила на колени всю Европу, вобрав в себя весь экономический и военный потенциал покорённых стран (это боеприпасы и техника, сырьё и продовольствие, производимые в Чехии и Франции, итальянские, румынские, венгерские солдаты и т.д.). И после этого русский народ призывают покаяться? Русскому человеку нет повода краснеть за своих предков! Но достойно ли нынешнее молодое поколение славных дел пращуров, способно ли сострадать! Ведь прошлое это не только счастье и радость побед, но и горечь поражений, боль утрат. Способно ли современное поколение людей понять и принять трагические страницы нашей истории, во всём их ужасе и величии? Испытывает ли современная Россия гордость за свою державу? История не имеет сослагательного наклонения и потому наш долг помнить прошлое таким, как оно было и стараться не повторять ошибок ушедших поколений. Филолог и мыслитель Вадим Кожинов однажды справедливо заметил, что «любое предвидение будущего страны возможно только при опоре на достаточно полное и глубокое знание и понимание её предшествующей истории; попытки заглянуть в грядущее России, исходящие лишь из её современного, сегодняшнего состояния – это, как говорится, гадание на кофейной гуще». К этому стоит прислушаться. 
Озабоченность уничижением роли Советского Союза и умалением подвига советского солдата в Великой Отечественной войне, попытками некоторых сил в российском обществе и за его пределами, пересмотреть итоги Второй Мировой войны, фальсифицировать её историю, – чувство доминирующее, на страницах альманаха. Предводитель движения «Поход» О.А. Крюков увязывает эту проблему со становлением либеральной демократии в России: «для отрицания советского периода истории понадобилась фальсификация истории Великой Отечественной войны и вычёркивание её из XX века. Иначе новая революционная «теория» потребительского общества не получилась бы. Это и есть, как уже отмечено, главная причина искажения истории войны». Автор уверенно доказывает свою мысль, приводя весомые аргументы, – высказывания историков, документальные факты. Например, цитируя доктора исторических наук Н.А. Нарочницкую: «Однако вряд ли в Европе посмели бы глумиться над нашей Победой, если бы этого не начали делать российские либералы».
Справедливо считает Р.А. Балакшин, что «до сего дня не смолкают речи о возвращении нас в семью «цивилизованных» народов. Может быть, для начала надо ответить на вопрос, кого называть цивилизованной страной – императорскую Россию или Англию с Францией, Советский Союз или Германию со всей Европой». Автор рассказа упоминает о том, что «англичане и французы разграбили могилы адмиралов – Нахимова, Корнилова, Истомина, гробокопатели надругались над останками героев. Французы разграбили церковь Всех Святых, на образе архангела Михаила остались следы картечи… Поживились просвещённые европейцы немало. Не в пример солдатам Российской армии в 1814 году. Не могли русские солдаты кинуться грабить Лувр или Тюильри, закваска не та.
Примеров мародёрского поведения в Российской, да и советской военной истории нет». А сколько было награблено фашистами? Вывозили реликтовый лес из Беловежской пущи, воронежский чернозём, что уж говорить о произведениях искусства?! Можно конечно упрекнуть Р.А. Балакшина в самовосхвалении русских! Известны случаи, когда некоторые нации возводят в культ единственного писателя или композитора, известного за пределами страны, устраивают национальные праздники по поводу победы спортивной команды в соревнованиях и трубят об этом по всему миру! Ведь никто не считает это самовосхвалением?!  Зато часто наша память о победе в Великой Отечественной войне является символом тоталитаризма; желание видеть свою страну такой, как она есть – проявлением великодержавного шовинизма, даже цитирование Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, зачастую расценивают как проявления национализма и антисемитизма! В этом случае неудивительно, что и уважение к себе, чувство собственного достоинства является самовосхвалением...
Не оставлены без внимания в издании конкретные факты и ключевые события Великой Отечественной войны. Так, историк И.Н. Маркин оценивает роль сражения под Воронежем в судьбе Сталинградской битвы. Он приходит к выводу о том, что бои в столице Черноземья, необходимо расценивать как самостоятельную военную операцию, не менее важную, чем контрнаступление под Сталинградом. В материале автор, подтверждая основополагающую роль Сталинградского сражения в переломе хода войны, указывает на роль Воронежа, как стратегического центра, сдерживавшего возможности противника на сталинградском и кавказском направлении, давшего возможность дальнейшего продвижения советских войск на Курск. Как известно именно Сталинградская и Курская битвы стали ключевыми в истории Второй Мировой войны. Автор восстанавливает хронологию боевых действий, представляет многочисленные факты героизма защитников Воронежа – города, так и не занятого фашистами полностью.
Действительно военная тематика превалирует в этом выпуске альманаха. Названия материалов говорят сами за себя: «Идёт война народная…», «Земля, обагрённая кровью…», ««Сталинградские дни» О.Н. Трубачёва», «Совинформбюро не сообщало…». Однако и проблемы сегодняшнего дня не оставлены без внимания. Особое место занимает в издании поэзия. Произведения Николая Зиновьева и Александра Чуманова наполнены подлинным гуманизмом; пронизаны тоской по прошлому; пониманием жизни как испытания; полным приятием мира, во вселенской гармонии и человеческом несовершенстве. Их стихотворения привлекают внимание своей внешней простотой и внутренней ёмкостью.
Центральным произведением альманаха, на наш взгляд,  является поэтическая миниатюра одного из лучших современных поэтов России Николая Зиновьева – «Давно по миру слух ползёт». Оно как нельзя лучше передаёт ту, главную мысль, которая объединяет вокруг себя участников «Похода». Судите сами:


Давно по миру слух ползёт,
В умах, родившись не убогих:

Россия скоро упадёт,
Не веселитесь наперёд!
Коль упадёт – придавит многих.
А может статься, что и всех.

Что, кроме мокрого следа,

Тогда останется от мира?

Молитесь лучше, господа,

За нашу Русь, а то – беда.

 

Так мне пророчествует лира.
Невнимательный или предвзятый читатель может подумать, что поэт грозит всему миру. Однако в моём понимании, автор говорит о том, что Россия – это пуповина нашей планеты. Ни один народ не связан так с землёй и не близок к ней, как русский. Это вызвано тем, что крестьянин, трудясь, сотни лет поливал своим потом, а воин, защищая от бесчисленных врагов, обагрял своей кровью русскую землю. Эта «почвенная» связь закреплена в русской речи в устойчивых оборотах: «мать-земля», «родная земля», «отчая земля». Тесное отождествление понятий родины и земли, по мнению многих исследователей,  присутствует только в русском языке. Потому-то, как считает поэт, если упадёт Россия – лопнет пуповина и планете Земля придёт конец. Наверное, не зря именно лира поэта предупреждает об опасности, так как она не может хранить молчание:

 

Я мог бы дать обет молчания

На годы многие вперёд

Не будь на грани одичания

Мой обездоленный народ.

Когда же столько судеб смолото,
И столько жизней сметено,

Тогда молчание – не золото,

Сродни предательству оно.


В связи с этим стихотворением на память приходит знаменитая ремарка А.С. Пушкина из трагедии «Борис Годунов»: «Народ безмолвствует». Каждая новая эпоха по-своему трактует её смысл, видит в ней определённый подтекст. В наши дни эту фразу необходимо воспринимать без подтекста, напрямую. Однако есть отдельные люди, не желающие молчать. Не мог молчать и ушедший из жизни в 2008 году поэт Александр Чуманов. Его поэтическая лира была обращена к разным сторонам человеческой жизни. Не оставила она без внимания и проблему сирот. С горькой иронией и осознанием невозможности изменить реальность, поэт написал следующие пронзительные строки:

 

Даже, допустим, наука генетика
стопроцентно однажды меня убедит,
что из этого чахлого, дикого шкетика
в перспективе получится лютый бандит,
всё равно, как обычно, проделаю это я,
сознавая прекрасно, что в корне не прав:
усажу на колени, утешу конфетою,
вытру сопли и слёзы, в платок поплевав,
волосёнки легонько приглажу лохматые…
И прижмётся, угревшись, ко мне существо…
Потому что действительность эта проклятая
и наука генетика против него,
и бессильны методики всей педагогики,
и железная логика тут – невпопад…
Он зарежет меня через столько-то годиков,
и я буду, конечно же, сам виноват.


В этих словах не вызывающая сомнений готовность самопожертвования ради будущего, основанная на чувстве стоического человеколюбия, готовность самопожертвования, не задаваясь вопросом: оправданна ли такая жертва? Как не вспомнить здесь памятник в Трептов-парке. Советский воин со спасённой немецкой девочкой на руках…
Альманах будет интересен широкому кругу читателей. Широта тем и глубина освещения вопросов, поставленных в материалах издания, привлечёт внимание людей разного возраста и кругозора. Так, в альманахе представлены публикации о казачестве, в одной из них рассматривается вопрос о становлении казачества, в другой – о разрушении Запорожской Сечи. Пётр Ткаченко рассуждает о роли  Екатерины II и Петра I в разорении Запорожья, а также о духовных символах запорожского и кубанского казачества. Публикация привлекает внимание использованием новых материалов из истории святынь Запорожской Сечи и кубанского казачества. Автор в увлекательной форме рассказывает о поиске книг библиотеки Межигорского монастыря: «Дело в том, что мой товарищ, передавший мне книги, живёт в Крымске. И когда в ночь с 6 на 7 июля 2012 года там произошло страшное наводнение, он сообщил мне, что весь его архив – поплыл… Таким образом, не передай он мне книги девять лет назад, они тоже бы пропали в этом бедствии… Так через поступки отдельных людей мы различаем хоть и запоздало и не всегда ясно – Божественное присутствие».
Материалы альманаха трогают своей искренностью и прямотой. Помимо указанных, можно отметить публикации Ольги Жуковой, Марианны Роговской-Соколовой, Юрия Сухарева, заметки Ивана Иловайского, Натальи Масленниковой, Евгения Артюхова, Сергея Попова. Авторы публикаций не оставят равнодушным ни одного из читателей: кого-то заинтересуют серьёзным и вдумчивым рассказом, кого-то заставят спорить, кого-то  пересмотреть свои взгляды, но всех увлекут стремлением приблизиться к истине.

   
   
Нравится
   
Комментарии
Лорина Тодорова
2014/04/16, 00:15:39
Давно я не получала такого удовольствия от публикации на литературную тему....Как же тут вдруг так гармонично объединилось прошлое и будущее с позиции настоящего....А примеры - ШИК!
например:
"Не мог молчать и ушедший из жизни в 2008 году поэт Александр Чуманов. Его поэтическая лира была обращена к разным сторонам человеческой жизни. Не оставила она без внимания и проблему сирот. С горькой иронией и осознанием невозможности изменить реальность, поэт написал следующие пронзительные строки:

"Даже, допустим, наука генетика
стопроцентно однажды меня убедит,
что из этого чахлого, дикого шкетика
в перспективе получится лютый бандит,
всё равно, как обычно, проделаю это я,
сознавая прекрасно, что в корне не прав:
усажу на колени, утешу конфетою,
вытру сопли и слёзы, в платок поплевав,
волосёнки легонько приглажу лохматые…
И прижмётся, угревшись, ко мне существо…
Потому что действительность эта проклятая
и наука генетика против него,
и бессильны методики всей педагогики,
и железная логика тут – невпопад…
Он зарежет меня через столько-то годиков,
и я буду, конечно же, сам виноват. -
какая антитезисная структура, где идея аффирмативного "быть" = НУАКА , по своей сущности ,АБСУРДНА:
"кажется" "быть"
"в перспективе получится лютый бандит," / "усажу на колени, утешу конфетою,
вытру сопли и слёзы, в платок поплевав,
волосёнки легонько приглажу лохматые…
И прижмётся, угревшись, ко мне существо…теза типа "быть" = есть= "иметь" ребенка на коленях......и позаботится о нем..../ далее следует теза, но она типа "кажется" , т.к. никто не может твердить то, что следует в тексте:

"Потому что действительность эта проклятая
и наука генетика против него,"-
слово "действительность", вводящее интеллективную идею, не имеет своего "Я" , - это может быть только или "Я" лирического персонажа „например Авторское“ , или научного исследователя , для которого подобное твердение не может быть утвердительным силлогизмом , а предположительным="кажется"="возможно" так появляется идея АБСУРДА.

прекрасно....

Спасибо Автору публикации г-ну Фенчуку Олегу Николаевичу
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов