19 января – престольный праздник Богоявленского кафедрального собора в Елохове.
С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения, праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней», спасти по благодати падший человеческий род.
Свидетель прошедших эпох, любимый Храм Божий, Богоявленский кафедральный собор в Елохове, конечно же, связан с судьбами многих великих и безвестных людей нашего Отечества, просвещающих и просвещаемых Словом Божиим. Вот истории об этом.
***
По благословению святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, в середине XIX века по проекту архитектора Евграфа Тюрина было построено новое здание собора, взамен прежнего, стоявшего на этом месте еще с конца XVII века.
За полвека до освящения святителем Филаретом этого нового здания, здесь, ещё в старой церкви, прошло крещение новорожденного Александра Сергеевича Пушкина. В память о Крещении здесь гения русской поэзии у входа в собор установлена мемориальная доска.
Именно тогда, при Таинстве Крещения, Пушкин обрел и пронёс через всю свою жизнь великий дар – Любовь Спасителя. А сохранить этот дар, а с ним веру и надежду на спасение, спустя годы помог ему святитель Филарет.
К дню своего рождения 6 июня/26 мая 1828 года А. С. Пушкин написал стихотворение «Дар напрасный, дар случайный»:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум
Стихи эти, исполненные чувства тоски от бессмыслицы жизни, вызвали у святителя искреннее сострадание к поэту. В стихотворении Пушкина он обнаружил «стон потерявшейся души, ропот самопожирающего отчаяния». Привыкший проповедями вразумлять свою паству, святитель поспешил на помощь поэту – у себя, на Троицкое подворье, тотчас сел за перо. Для врачевания страждущего сердца и заблуждающегося ума он написал стихотворный перефраз, в котором даны неотразимые и мудрые ответы на пессимистические вопрошания, которые мучили поэта:
Не напрасно, не случайно
жизнь от Бога мне дана;
не без Бога воли тайной
и на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
зло из темных бездн воззвал,
сам наполнил душу страстью,
ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум,
и созиждется Тобою
сердце чисто, светел ум.
Стихотворение митрополита, подписанное буквой «Ф», потрясло Пушкина. Поэтический ответ вразумил, умилил поэта и вдохновил его на написание стихов, исполненных благоговейной благодарности. Это широко известное стихотворение «В часы забав иль праздной скуки...»:
…И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.
Позднее, публикуя эти стансы 12 февраля 1830 года в «Литературной газете», Пушкин переделает последнюю строку, уйдя от определенного образа митрополита Филарета к обобщенному образу некоего серафима, с маленькой буквы:
…Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.
Главное, в чём «исповедался» святителю гений русской поэзии, что его душа «отвергла мрак земных сует»…
***
Почти весь XX век после взрыва Храма Христа Спасителя Богоявленский собор был главным храмом страны и Русской Православной Церкви, не закрывался даже в самые тяжелые времена гонений на Православие.
Хотя сегодня центральным кафедральным собором России стал восстановленный Храм Христа Спасителя, однако Елоховский собор по-прежнему остается для многих верующих главным храмом православной Москвы.
Для меня, как и для многих верующих, собор неразрывно связан с именем протопресвитера Матфея Стаднюка. С батюшкой мы знакомы многие годы, неоднократно доводилось беседовать с ним – в его кабинете-келье, церковном дворе, а однажды, по батюшкиному благословению, и в алтаре. Около семи десятилетий он, очевидец и непосредственный участник многих памятных и значимых для истории Русской Православной Церкви событий, служит в священном сане.
Родные места отца Матфея, одного из старейших пастырей Москвы и России – украинское село Залесцы Тернопольской области. Родители его были простыми крестьянами. Мать Анна Демьяновна постоянно водила семилетнего отрока на богослужения в расположенную неподалеку от села Свято-Успенскую Почаевскую лавру, благодатная молитвенная атмосфера которой взрастила не одного пастыря Церкви Христовой.
По словам отца Матфея, из их села вышло более трёхсот священников. Батюшками стали и два его родных брата. Третий погиб во время Великой Отечественной.
В 1942 году, в годы фашистской оккупации, 16-летний Матфей Стаднюк поступил на пастырские курсы при Почаевской лавре. Учащиеся ютились в брошенных домах, где порой не было стекол в окнах, мерзли и голодали, но учились с большим энтузиазмом и усердием. Когда оккупанты хотели угнать молодых людей в Германию, они разбежались. Через какое-то время им удалось собраться вновь и продолжить учебу.
В марте 1945 года псаломщик Матфей Стаднюк был рукоположен в диакона, а через десять месяцев принял сан священника. Село Селятино было в 60 километрах от железной дороги. К своему первому приходу в Карпатских горах батюшка шёл пешком, шёл с глубокой верой. На всю жизнь он запомнил свой первый праздник Крещения (Богоявления), который довелось служить здесь.
«Первый раз в жизни, – вспоминает отец Матфей, – мне довелось совершать освящение воды на границе с Румынией, когда я служил в Карпатах. Это было зимой 1946 года, мне исполнилось 20 лет и состоялась моя иерейская хиротония и мне дали приход – старинный деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в небольшом карпатском селе. Верующие готовились к празднику Богоявления, на реке, которая протекала прямо посередине города, вырубили во льду прорубь в форме креста. Так красиво всё было! Я с верой шёл вместе с народом, чтобы прославить Господа Бога, крестившегося в Иордане. Отрадно было смотреть, как люди относятся к празднику, и до сих пор я с большой сердечной теплотой вспоминаю то Богоявление».
Кроме храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Селятине он совершал службы и в четырёх соседних сельских храмах: не хватало священников. Добирался на лошадках, а чаще пешком. Нередко преодолевал в день по 40 километров.
В конце 1940-х в Москве стали возрождаться духовные школы. И молодой священник решил ехать в столицу. В 1949 году отец Матфей был принят в третий класс Московской духовной семинарии.
«И студенты, и преподаватели приходили на занятия бедно одетые, порой в телогрейках, – вспоминает отец Матфей. – Но для нас эти послевоенные годы, когда мы учились сначала в Московской духовной семинарии, а затем в Московской духовной академии, были временем радости и подъема. Каждое утро в Троице-Сергиевой лавре начиналось с молебна у мощей преподобного Сергия Радонежского. Это давало силы на весь предстоящий день».
По словам отца Матфея, особенное влияние на них оказали лекции старых профессоров, которые начали свою деятельность до революции и в середине XX века ещё трудились на ниве церковной науки. Многие из них только что вернулись из заключения. Можно понять, с каким трепетом и благоговением эти люди преподавали слово Божие.
В эти годы отец Матфей молился и на службах в московских храмах, хорошо помнит, как проходили праздники Богоявления.
«Раньше стояли очень суровые зимы, мороз был больше 30 градусов, – говорит он. – А храмов в столице было в конце 40-50-х годах – очень немного, всего-навсего 35 на всю Москву, и в основном – очень крохотные. Но все они были наполнены народом! Люди занимали очередь за святой водой с раннего утра и не боялись никаких морозов. С любовью они шли взять эту святыню и брали её для себя и для тех, кто жил с ними в одном доме. Приходили и верующие. И не очень верующие люди, и, кажется, не было дома, где бы после праздника Богоявления не стояло святой воды».
Но вот учеба позади. Святейший Патриарх Алексий I принял молодых пастырей в своём рабочем кабинете в Троице-Сергиевой лавре и, определив каждому его приход, по-отечески напутствовал их на дальнейшее служение.
Отец Матфей был направлен в московский храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, где ему довелось прослужить четверть века.
В 1964 году распоряжением Святейшего Патриарха священник Матфей Стаднюк на три с половиной года направляется в Александрию – колыбель древних традиций богослужения – нести послушание настоятеля русского храма во имя благоверного князя Александра Невского.
В 1968 году отец Матфей был направлен в Нью-Йорк секретарем патриаршего экзарха Северной и Южной Америки архиепископа Нью-Йоркского и Алеутского Ионафана. Он также служил в соборе во имя святителя Николая Мирлийкийского, построенном в начале XX века будущим святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским.
Рядом с ним в зарубежных поездках была его верная спутница и помощница – супруга Феодосия Павловна, регент церковного хора. Они выросли в одном украинском селе, учились в одной школе и повенчались в 1945 году совсем юными, когда будущей матушке и восемнадцати лет не было.
Высоко оценив пастырский и административный опыт отца Матфея, Святейший Патриарх Пимен в 1978-м назначил его настоятелем Богоявленского кафедрального собора в Елохове, где находятся многие святыни Первопрестольной, и одновременно возвел в сан протопресвитера.
Ежедневно из года в год сотни верующих из России, Украины, Белоруссии, всего православного мира стекаются в собор, чтобы поклониться почивающим здесь святым мощам святителя Алексия (в миру Елевферия), митрополита Московского и всея Руси, чудотворца.
Святитель Алексий родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Киевской Руси – из Черниговского княжества. Став первосвятителем, он много потрудился, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших, чтобы наше Отечество было едино. Когда скончался великий князь Иоанн, святитель Алексий взял под свою опеку малолетнего его сына Димитрия (будущего Донского). Тем самым он духовно подготовил победу в Куликовской битве.
Сегодня, когда филаретовская раскольническая церковь на Украине допускает святотатство – делит святых на своих и чужих, «москальских», святитель Алексий продолжает объединять все ветви Русского Православия, объединяет своих русских, украинских, белорусских чад.
Молясь у его святых мощей, протопресвитер Матфей черпает силы для дальнейшего служения нашей Матери-Церкви.
«Я благодарю Спасителя за милость ко мне, – говорит отец Матфей. – Выражаю искреннюю признательность Святейшему Патриарху Кириллу за патриаршую любовь, внимание и заботу. Приношу глубокую благодарность нашему боголюбивому народу за глубокую веру. Постоянно молюсь о его спасении перед престолом Божиим».
Вот уже 40 лет батюшка служит в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, помнит все престольные праздники Богоявления.
«Праздник Богоявления, – говорит отец Матфей, – один из великих праздников нашей святой Церкви, в котором Церкви открывается знание о Святой Троице. Верующие готовятся к этому дню постом и молитвой и приходят в храм, чтобы почерпнуть святую воду и принести к себе в дома. Россия – единственная в мире страна, где народ христианский так благоговейно относится к иорданской воде. Многие верующие, ещё даже когда существовал Советский Союз, в Праздник Богоявления приезжали к нам, в собор, не только со всех концов Москвы, но и из разных уголком нашей страны, чтобы здесь взять святую воду и помолиться на богослужении, потому что знали, что здесь его возглавляет Патриарх».
По словам батюшки, «в день Богоявления люди приходили на службу с верой и упованием и молились. За водой приходили в течение трёх дней. Воды было много, очереди – очень длинные, но, несмотря на мороз, люди стояли и старались сохранить мир и благолепие, чтобы своим поведением и отношением почтить праздник Богоявления Господня».
« Хотел бы пожелать, – говорит отец Матфей, – чтобы люди берегли веру и святую воду, принимали эту воду со страхом и благоговением, хранили её и относились к ней с особым чувством, ибо вода иорданская является источником нашей жизни. Мы должны принимать её с глубокой верой во Христа, пришедшего на реку Иордан креститься. Дай Боже всем здоровья, и пусть милость Божия пребывает со всеми вами!».
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 24 марта 2013 года протопресвитер Матфей назначен почётным настоятелем. А настоятелем Богоявленского собора стал протоиерей Александр Агейкин. В его первой проповеди есть такие слова:
«Я очень благодарен дорогому отцу Матфею, который для каждого священнослужителя, для каждого верующего человека нашего первопрестольного града является величайшим духовным авторитетом, человеком, сохранившим своею мудростью, своею верностью этот духовный очаг. Отец Матфей, как некогда древний пророк Моисей много-много лет на этой горе стоял с воздетыми руками, и это его молитвенное предстательство позволяло нам побеждать злого амалика, предводителя греха, который бы нас одолел, если бы не эти воздетые к небу руки дорогого батюшки.
Некогда Аарон и Ор подошли к Моисею, видя его слабеющие руки. И когда он опускал их – враг одолевал. Со страхом и трепетом они держали, отдавая все силы, чтобы его руки были воздеты в молитвенном предстоянии. Так и сегодня я подобно этим древним святым праотцам должен прикоснуться к рукам отца Матфея, чтобы они не опускались, чтобы грех нас не побеждал, чтобы эти духовные традиции в каждом из нас возрастали, спасая нас от смерти…».
В обыденной жизни мы нередко говорим или пишем пространные слова по тому или другому поводу. Здесь же лучше, чем принято в церковном обиходе, и не скажешь: Аминь!
***
Каждое мгновение в нашем мире происходит чудо Богоявления. Надо только уметь его видеть.
Святитель Филарет, Пушкин, батюшка наших дней… Три судьбы, а в них, как в капле иорданской воды, благословение Господа Отечеству нашему.
Здесь, в Богоявленском соборе, с которым связаны эти удивительные судьбы, на протяжение всей его истории Господь призывает нас:
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30).
Давно пора этому уголку старой Москвы, который подарил миру гения русской поэзии, присвоить название либо муниципальный район «Пушкинский», либо муниципальный район «Елохово».
А также переименовать нынешнюю станцию метро «Бауманская» в честь одной из главных святынь нашего Отечества – Богоявленского кафедрального собора. Но, увы, духовное прозрение наше – в новой России – идёт долго и мучительно.
Дороги, ведущие к Богоявленскому собору (от станции метро «Бауманская» – это Бауманская и Спартаковская улицы), полны соблазнов. Вполне буржуазными выглядят сегодня улицы, всё еще продолжающие носить революционные названия. Правда, Спартаковская кое у кого теперь ассоциируется с названием «народной» футбольной команды.
А вокруг… Святыню буквально пикетируют расположенные близ неё шикарные магазины, банки, бары…
Но и в праздники, и в будни народ со всех концов России стремится сюда – к золотым куполам Елохова. Здесь люди разного возраста, разного достатка, но одной веры. Кто приходит с надеждой – уходит с благодарностью. Кто приходит с верой – уходит с любовью, с готовностью к действию. Поэтому можно без преувеличения сказать: все дороги, которые идут из Храма, способствуют возрождению России.