Противопоставленье хаосу
Ты помнишь первый день творенья?
Носился Хаос над Землёй.
И первое Стихотворенье
явилось вдруг само собой.
Оно – соединенье ядер
небесно-огненных частиц.
Оно явилось Миру, ради
спасенья всех – людей и птиц.
Оно явилось по Законам
единственного Божества.
С тех пор Поэт к столу прикован,
он переводит их в Слова.
Я знаю, что Стихотворенье –
есть тяжкий и сладчайший труд.
И противо-есть-поставленье
тому, что хаосом зовут.
Закон
Dura lex, sed lex.
Овеян Мiр прохладою небес,
овеян Дух заботой Мiрозданья,
хоть сатана из жизни не исчез,
и ждёт ещё от Бога наказанья.
Но Мiр есть средоточие Добра,
Гармонии и Правды воплощенье.
И то, что мы посеяли вчера,
приходит к нам назавтра как отмщенье.
Но это и не кара, и не месть,
ниспосланные высшими Богами, –
мы в жизни заслужили то, что есть,
что мы содеяли своими же руками.
Над Мiром властвует единственный Закон
причинно-следственных нерасторжимых связей.
Закон суров и неподкупен он,
спасающий Вселенную от грязи.
Пусть человек безумен и кичлив,
и часто совестью своей торгует.
Какое благо – Космос справедлив!
И всем в итоге место указует.
Я тоже чую эту власть Творца
и силу неизбежного Закона.
Что мне при этом сила подлеца,
что мне при этом власть земного трона.
Иду на зов стиха и мудреца,
невидимой восторженной свирели,
заботу чуя Бога и Отца,
идущую от звёздной колыбели.
Зарево Иуды
… я узнал, что здесь, среди морей Олирны, в глубоком уединении, на пустынном острове находится теперь он. Свыше шестнадцати веков длился его путь сквозь страдалища. <…>
… нагромождение странных скал, вершины которых все наклонены в одну сторону. Вершины – острые, цвет скал – очень тёмный, местами чёрный. Но самого Иуду не видит в Олирне никто: видят по ночам только зарево его молитв над островом.
Д. Андреев
Ужели он, великий сей предатель,
живущий ныне «средь морей Олирны»,
был пощажён тобою, о Создатель,
и предаётся наслажденьям мирным?!
Но не судите, – сказано в Писанье.
И нам ли знать о том, как он наказан,
о том, как страшно это наказанье, –
ведь он веками быть один обязан.
И одиночеством на острове томимый,
средь мрачных скал, с вершинами, как пики,
живёт, никем на Свете нелюбимый.
И только скалы смотрят, будто лики.
А по ночам над островом, как чудо –
неведомое зарево клокочет –
то молится и молится Иуда,
о будущем прощении хлопочет.
Он совершает путь среди страдалищ.
Но сказывают, он ещё родится,
и средь божественно прекрасных капищ
его преображение случится.
От рук антихриста он примет казнь смиренно,
и станет мученической кончина.
Но преступленье будет искупленно,
коль устранится зла первопричина.
Но это всё произойдёт не скоро.
Когда и где? – О том никто не знает.
Пока он скрыт на острове от взора,
лишь зарево ночами полыхает.
***
Зачем рождаются Поэты?
И отчего печальны лица?
Они поют свои куплеты
и тайны знают, как провидцы.
Они живут на свете чисто,
приоткрывая покрывало
над самой сердцевиной истин
и кары не страшась нимало.
Среди невежд им так печально,
как чужаку средь иноверцев.
А кара им одна – молчанье,
навеки сомкнутое сердце.
Звёздные ритмы
И когда снизойдёт немота,
и уста мне закроют печатью –
я, конечно, уж буду не та,
не способная к рукопожатью,
не способная вымолвить стих,
улыбнуться вам больше не вправе.
Голос мой постепенно затих
на какой-то высокой октаве.
Предо мной теперь новый простор,
неизвестные вовсе высоты.
Но зато изменился мой взор,
и я слышу небесные ноты.
На земле я не знала о них,
это сложное переживанье.
Интересно: а как у других?
Что у них происходит в сознанье?
Посмотрю я на них с высоты,
всё мне здесь непривычно и ново.
Не боюсь я земной немоты.
я к другому, наверно, готова.
Звёздных ритмов здесь полон эфир –
зарифмованный рай настоящий!
Вот бы ими украсить наш мир –
вы на небо смотрите почаще.
Далеко мне до той немоты,
видно, здесь мной не всё ещё спето.
Я ещё с этим миром на «ты»,
значит, кто-то нуждается в этом.
Искушение
Мне страшно оттого, что я пишу легко.
Я, кажется, нашла секреты совершенства.
В моём шкафу – бутылочка «Клико»,
глотни стихи – запретное блаженство.
И опьяней от рифм. Я вся горю.
Наверное, огонь небесный рядом.
Я – тварное творение – творю,
и не смущаюсь под змеиным взглядом.
Меня сей искус не коснётся, нет,
я не войду во грех и не продамся –
за тридцать ли серебряных монет,
и на другую хитрость не поддамся.
И юность вечная мне вовсе не нужна,
и Фауста понятны мне капризы.
Хоть мне желанна Истина, – она
меня страшит, поскольку путь сей низок.
Легко добиться счастья без труда.
О, этот метод стар, если не вечен –
скажи лукавому на ухо тихо «да», –
и славою земной ты обеспечен.
Но нет – такая хитрая стезя
мне не нужна. Я – Божие созданье.
И мне грешить уж более нельзя,
и так я заслужила наказанье –
за всё, что было на земном пути
от сотворенья мира, от начала.
И дальше только с Богом мне идти.
Стихами всю дорогу я устлала.
И устелю ещё. Я так хочу.
Любая с ними радостна дорога.
Стихами – мыслю, говорю, молчу,
пишу, люблю, молюсь и верю в Бога.
И потому легко мое перо,
оно скользит, порхает над тетрадью.
Оно парит, как ангела крыло
над океанской величавой гладью.
И потому – изыди, сатана!
Ты видишь, – не нуждаюсь я в подмоге.
А если помощь будет мне нужна –
её найду легко. И только в Боге!
Я всё пьяней от рифм. Я вся горю.
Небесный Огнь вобрать в себя готова.
Я – тварное творение – творю
свою Вселенную, своё живое Слово!
....................................
Ты не нашел в моем шкафу «Клико»?
Какая разница, достань тогда «Мадеру».
Ведь главное, что я пишу легко,
и главное – я соблюдаю меру.
Налей. По полной рюмке. И до дна.
За те – открытые секреты совершенства.
И всё же, друг мой, истина – страшна
в том, что стихи – запретное блаженство.
И лучше их не трогать никому.
Творить – сие деяние, мы знаем,
принадлежит лишь Богу одному,
а мы лишь гениально подражаем.
***
Какой восторг – на свете жить
и восхищаться этим чудом!
И добрым людям посвятить
ажурных рукописей груду.
При этом верить всей душой,
что будут и везенья миги…
Что всё написанное мной
потом преобразится в книги.
Литература
Литература – храм на крови…
Ю.М. Нагибин
Эти строфы наши грустные,
эти строки наши чистые,
ах, поэты златоустые
и прозаики речистые…
Всё, что только сердцем создано,
всё, испытанное шкурою –
я зову высокой Прозою,
истинной Литературою.
Всё, что на крови замешено,
балансируя на лезвии –
я зову святой, святейшею,
августейшею Поэзией.
Всяк оглядывает прошлое,
кто хотел дружить бы с Музою.
Что же сделал он хорошего
и не стал ли ей обузою?
Что за чудо – храм таинственный?
Сразу видно – не теперешний.
Для меня один – единственный,
на крови стоит всамделишной.
Любови древо
И вот земное бытиё
окончилось. Бессильно тело…
Теперь кому какое дело,
что ждёт его или её?
Как страшно жить и страшно знать,
что и твоя земная участь
вот так же – мучась иль не мучась
прервётся… Как не горевать.
Коль и понять-то не поймёшь
ни смысла вечного, ни цели.
Зачем живёшь ты, в самом деле,
куда потом с Земли уйдёшь?
Или останешься ты в ней
и сам потом землёю станешь?
Ах, друг, ты много ль понимаешь
в мудрёной круговерти сей?
Вот так и я – почти слепа,
почти глуха и бессловесна,
хотя уже от мыслей тесно,
но тайна жизни далека.
И лёжа в сумрачной земле,
ты не узнаешь всех несчастий,
ты не увидишь, как погаснет
и Солнце в наступившей мгле.
А может, атомы твои
вдруг станут атомами света
и разлетятся по планетам,
чтоб сеять семена любви.
И в Мироздании потом
вдруг вырастет Любови Древо –
оно есть плод того посева
семян на поле Мировом.
Мировая душа
О, я белая птица, поющая в звёздных высотах.
Оперение чёрное – это защита моя.
Я пою о любви. И в моих зарифмованных нотах
отразилась Душа. Мировая Душа бытия.
Я над миром под-лунным легко и свободно взмываю,
я в под-солнечном мире легко и свободно пою.
Коль устала Душа – не моя – та Душа – Мировая,
вместе с ней предаюсь размышлениям и забытью.
Но едва я услышу тревожно-щемящие ноты,
что несутся из Космоса в наш очарованный мир,
тотчас крылья мои оживают, предвидя работу,
поднимают меня и колеблют бездонный эфир.
И тогда я слагаю стихи, восхищаясь премного
тем могучим хоралом, звучащим в извечной тиши.
Я теперь понимаю: стихи – есть Дыхание Бога,
отраженье его, Мировой и Великой Души.
Я пою о любви. И в моих зарифмованных нотах
отразилась Душа. Мировая Душа бытия.
О, я белая птица, поющая в звёздных высотах.
Оперение чёрное – это защита моя.
***
Нет, нет, наш дух совсем не обеднел,
дающая рука не оскудела.
Мы просто в суете текущих дел
боимся высказать всё то, что наболело.
И только вечером, когда сгустится тьма,
и по портьерам пробегают чьи-то блики,
отходит вся дневная кутерьма,
и наступает час любимой книги.
Бегут минуты, и бегут века,
как белые загадочные птицы.
Глаза устали, затекла рука…
Но шелестят и шелестят страницы…
И мы в плену затейливых идей,
чужого вымысла, искусного сюжета.
О, кто ты, автор – гений иль злодей?
Как, наконец, ты выдумал всё это?
И кем ты был? И опыт твой каков?
А может, ты живёшь со мною рядом
на улице за несколько домов?
И может, мы не раз встречались взглядом?
О, мой читатель! Мой бесценный друг!
Мой Сотаинник, ты давно со мною!
Сей автор – я, прими из первых рук
мой новый труд – с сердечной теплотою!
Сейчас весна… Каштаны зацвели…
И воздух пахнет золотой пыльцою,
чтоб вечером остаться вновь могли
наедине, как прежде, мы с тобою.
Да, да, я рядом – здесь, сейчас,
моя душа буквально в каждой строчке.
И верю я, так будет много раз…
И капля крови, видишь, вместо точки…
Молчанье
Смотри, как пышны хризантемы
В сожжённом осенью саду –
Как будто лермонтовский Демон
Грустит в оранжевом аду…
Г. Иванов
Всё больше хочется молчать,
всё меньше – воздух сотрясать
пустой, никчёмной болтовнёй.
Познавший злую силу слов
скорее замолчать готов,
покуда он ещё живой.
А там, где грань миров зыбка, –
ничьи слова, ничья рука
уже не смогут нам помочь.
И окружит со всех сторон,
как пытка и ужасный сон,
нас злая-злая ночь.
И в той ночи шипят слова.
И Боже, – чья-то голова
беззвучно разевает рот.
А там ещё, ещё одна,
и ночь всё более темна,
как этот самый рот.
И тела нет у тех голов,
и с кончиков их языков
стекает мёртвая слюна.
И звук доносится пустой.
Так это сплетни, Боже мой!
И я средь них одна.
Я только слышу, как шипят
слова, похожие на яд,
никчёмные слова.
Так может, и моя слетит –
сюда – в оранжевый аид –
дурная голова?
За то, что много говорю,
и здесь бессмысленно сгорю,
как многие горят?
Ах, кто бы раньше подсказал?
Молчанье – вот мой идеал.
Ценней оно стократ
любых восторженных речей,
любых озвученных идей,
любых надменных слов.
Не верю больше я словам.
Мне страшно оказаться там,
во тьме, среди голов.
Полонез белых птиц
Мне приснились стихи,
как какие-то белые птицы,
что парили сейчас
надо мной в синей бездне небес.
Рифмы падали вниз,
у Земли начиная кружиться,
и слагались они
в небывалый ещё полонез.
Что за диво? Досель
я музыки такой не знавала.
Я пыталась проснуться –
но только никак не могла.
Осенило поздней –
то Вселенная знак подавала.
Слава Богу, что я
эти знаки её поняла.
Мир возвышенно чист,
только это не понято нами.
И взирают с Земли
миллиарды потерянных лиц.
Но я знаю, что там,
над клубящимися облаками
для чего-то звучит в вышине
полонез этих сказочных птиц.
И я слышу сквозь тьму,
сквозь дожди и туманы и морось,
как звучит и звучит
этот стройный и мощный хорал.
Что за диво – смотрю
на Земле появляется поросль,
прорастают стихи,
что мне Бог этой ночью послал.
Мир возвышенно чист,
эту истину я повторяю,
целомудрен и свят,
только многое путает бес.
Мне приснились стихи,
это были мне знаки, я знаю,
потому что доселе звучит
небывалый ещё полонез.
Рапсод
Скажи, что виделось тебе
в звериной тьме, кромешной тьме?
Скажи, что виделось тогда,
когда полночная звезда
взошла у нас над головой?
Что виделось тебе, друг мой?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Я расскажу тебе сама,
что виделось. Сгустилась тьма –
сначала – на какой-то миг.
Потом раздался… Нет, не крик, –
нежнейший стих… ночной катрен…
И тесен стал земной мой плен.
Я будто к небу вознеслась.
И закружилась. Понеслась.
Земля ушла куда-то вспять.
Я среди звёзд пошла гулять.
Но только что это вокруг?
Откуда этот чудный звук?
И тут я вижу миллион,
нет, – миллиард, – со всех сторон, –
изящных фраз, отдельных слов,
вполне законченных стихов.
Как здесь их много – видит Бог.
Вон, в стороне, летит эклог.
А вот парит – как он красив –
александрийский длинный стих.
Вдали мелькнул и вдруг пропал
великолепный мадригал.
Теперь я вижу триолет –
он так красив, что краше нет.
А фаблио кому знаком?
Старинный стих былых времён.
Я всё запомню. Я – рапсод.
Вдруг заискрился небосвод –
то засиял, как только смог,
сонетов царственный венок.
Баллада, стансы, дифирамб…
Ах, Боже мой, какой талант
был у Создателя сего!
То бишь, у Бога самого!
Так вот где царство всех стихов,
их истинный, небесный кров.
Не ведает пока их свет.
На то посредник есть – Поэт.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вот так – меж небом и землёй
живёт всю жизнь – за годом год.
То на земле – вниз головой,
то в небесах – наоборот.
***
Ты прости меня, Мiр, за убогое непониманье,
за мою отчуждённость и холод, и недоброту,
за моё неуменье во всём видеть перст Мiрозданья,
проявление воли небес и гармонию, и красоту.
Ты прости меня, Мiр, я погрязла в материализме,
в самом низком и жалком, с которым я обречена.
Но я всё-таки знаю, что в Космосе множество жизней,
где проявлены тысячи видов, и жизнь на Земле не одна.
Как болит голова, как пульсирует жилка – до звона,
может, где-то сейчас в горних высях бушует война?
Но вокруг тишина, и не слышно ни жалоб, ни стона,
но тогда почему так болезненно давит она?
А земной наш мирок – частный случай Большого Творенья,
сколок Мiра, и опытный срез, а возможно, и эксперимент.
Кто же есть тогда я – странных атомов соединенье,
их случайный набор или, может быть, всё-таки нет?
Много ль значит на свете моё стихотворное слово?
И касается ли, хоть чуть-чуть Галактических Струн,
чтобы Музыка Сфер к нам лилась, становилась покровом,
оберегом небесным для всех – кто немолод иль юн.
Вот строфа замирает… но разве повисло молчанье?
Нет, звучит и звенит переливами сфер тишина.
В моём правом виске бьётся жилка, как пульс Мiрозданья,
и колеблет мой Дух та неслышная многим струна.
Dura lex, sed lex – закон суров, но это закон.