06/12/2013 Задумана и уже начала осуществляться странная реформа Российской академии наук… Она по-прежнему вызывает массу вопросов. Прежде всего, зачем понадобилось объединять РАН с двумя другими академиями? Почему с двумя и именно с этими, а не с другими – их ведь с десяток только известных? Никто этого не объяснил.
Дальше, как можно «отнимать» у Академии научные институты, которые являются ее неотъемлемыми частями, «органами»? Чем тогда станет сама Академия и кто будет управлять институтами, их научной деятельностью? Академия как «клуб», как некое «сообщество» ученых, консультационный центр, который будет якобы сочинять справки, рекомендации для вышестоящих органов. Это эфемерная организация, у которой нет ни реальной базы, ни реального влияния. Видимо, такая организация и нужна власти; по крайней мере, с ней можно будет не считаться. Институты же, отторгнутые от Академии и подчиненные некоему Агентству, отойдут под власть чиновникам, которые смогут распоряжаться их имуществом, их конечным продуктом... Хотят отнять право сдавать в аренду некоторые помещения; но ведь это делалось не от хорошей жизни. Еще не забыто время, когда ученые не получали зарплату или получали гроши, на которые невозможно было не только существовать, но и выживать. Вот и отпугнули молодых, да и среднее поколение поредело, часть его уехало за границу…
Одним словом, реформа непродуманная, как минимум, а как максимум – злонамеренная, задуманная и осуществляемая непрофессионалами… И что особенно возмущает, не прислушиваются к мнению самих ученых.
Я литератор, больше двадцати лет работаю в научном институте и каждый раз убеждаюсь, что часто все новое – это хорошо забытое старое. Так и на этот раз... В 1926 году была опубликована повесть известного ленинградского писателя Николая Никитина «О бывшем купце Хропове». В ней есть сцены, в которых идет речь о «новом методе» обучения, в результате же ребятишек за год так и не научили читать. При этом методе им показывают изображение фуфайки, а пишут «рубаха», а на вопрос «сколько у кошки ног» предлагаются два ответа – «три» и «пять», но почему-то не четыре… Жители города Посолодь требуют вернуться к «старому» ученью… Ревностный же защитник нового «наглядного метода», он же «бывший эсер», аптекарь, «представитель умной нации» Сонеберг говорит: «Мне надо вбить гвоздь просвещения в ваши темные головы» и обещает уверенно: «Я вколочу этот гвоздь». Вот и сегодня, судя по всему, вознамерились вбить в наши головы не только «гвоздь просвещения», но и «гвоздь» науки. Нынешние реформаторы мало чему научились у прошлого, но упорства им, к сожалению, не занимать. Упорства, достойного лучшего применения.
P.S. В последний момент президент В.В. Путин как будто «заморозил» на год реализацию одиозной реформы. Тем самым как бы признал, что погорячились? Или это просто успокаивающий маневр и на самом деле удушение науки продолжится? Как бы то ни было, припугнули публику «не по-детски»: пусть, мол, знают, кому обязаны... И вообще испуганный интеллигент, в том числе ученый, конечно же, куда эффективнее. Классический принцип кнута и пряника в действии.