В земляной яме узницы провели последние дни своей жизни. Автор «Повести о нашей героине» с болью и сочувствием рассказывает о тяжелейших условиях пребывания узниц в земляной тюрьме: «Но кто может исповедать многое их терпение, еже они в глубокой темнице претерпеша, от глада стужаеми, вол тме не светимей отхадухи бо земныя, понеже парами земным спершимся велику им тошноту творяще. И срачиц им пременяти. Ни измывати невозможно бе». Под страхом смертной казни охране запретили давать пищу заключённым: «Аще кто дерзнет чрез повеление..., такового главною казнью казнить». Первой не выдержала мучений Урусова. Она попросила сестру отслужить по ней отходную, «и мученица над мученицею ... отпевала канон, и юзница над юзницею изроняла слезы, едина в цепи возлежа и стоняще, а другая в цепи предстоя и рыдаще»… Её тело оставалось не погребённым в течении 5 дней: власти решали вопрос о месте захоронения. Первоначальный царский приказ о захоронение Урусовой в лесу был отменён, так как местные власти боялись перезахоронения боровскими людьми её тела и превращение новой могилы в место паломничества.
Урождённую Соковнину (московский дворянский род, состоявший в родстве с Милославскими, Ртищевыми, Хитрово) лет 16-ти от роду выдали замуж за брата боярина – воспитателя царя Алексея Михайловича. В 1662 г., когда ей не было и тридцати, супруг скоропостижно скончался, оставив ей малолетнего сына Ивана. Молодая вдова оказалась владелицей огромных богатств знатного рода. Она вела образ жизни «верховой» боярыни при дворе у царицы Марии Ильиничны Милославской. В московском доме ей служило до трёхсот человек, ездила в дорогой карете, украшенной золотом и серебром, оберегаемая многочисленными слугами.
Наша героиня тайно приняла постриг, где её нарекли именем Феодора, тем самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий. Отказалась от приглашения на свадьбу царя Алексея Михайловича под предлогом болезни, несмотря на то, что при дворе героиня нашего повествования всегда была приближена к царю и имела статус верховной боярыни. Такое поведение вызвало гнев у правителя по прозвищу «Тишайший». Царь много раз пытался подействовать на неё с помощью родственников, посылал боярина Троекурова уговорить её, но всё было тщетно. Наказать строптивую боярыню царю мешало высокое боярское положение нашей героини, да и царица Мария Ильинична также сдерживала царя от сурового наказания. Тем не менее, царь Алексей Михайлович исчерпав всё своё царское терпение, послал к ней архимандрита Чудова монастыря Иакима на пару с думным дьячком Иларионом Ивановым. Сгорая от ненависти к этим гостям, наша героиня легла в постель и лёжа отвечала на их вопросы.
По её душу просил и умолял царя смилостивиться сам Патриарх Питирим, на что царь посоветовал главному священнику самому удостовериться в её сумасбродности. На допросе у Питирима Боярыня также не захотела стоять на своих ногах перед патриархом, провисев на руках у стрельцов. В 1674 году на Ямском дворе пытками на дыбе истязали двух сестёр и Марию Данилову, надеясь переубедить их. Никакие убеждения не помогли. Было принято решение сжечь их на костре, но этому помешала сбыться сестра царя Ирина Михайловна и возмущённое боярство. Решение царя было такое: 14 человек слуг заживо сжечь в срубе, нашу героиню вместе с княгиней Урусовой сослать в Боровск.
Протопоп вспоминал после её гибели: «Пред очами человеческими ляжет почивати на перинах мяхких под покрывалы драгоценными, тайно снидет на рогозиницу и мало уснув, по обычаю исправляше правило. В банях бо тело свое не парила... ризы же ношаше в доми с заплатами и вшами исполнены и пряслице прилежаше, нитки делая. Бывало, сижу с нею и книгу чту, а она прядет и слушает, или отписки девицы пред нею чтут, а она прядет и приказывает, как девице грамота в вотчину писать».
Что знал художник о героине нашего повествования? Общую канву её печальной истории, которую слышал ещё в детстве в Сибири? То, что было написано о ней в романе Д.Л. Мордовцева?
Возможно, ещё читал книгу И.Е. Забелина «Домашний быт русских цариц». Но ни в одной из этих книг и слова не было о её чёрном полумонашеском-полуарестантском одеянии, о чёрной доске у неё на груди.
И вот на дворе просвещённый 21-й век. Первая половина. Имя нашей героини – бренд одной из самых популярных сетей мультибрендовой одежды в Санкт-Петербурге. Здесь все желающие смогут найти верхнюю одежду из кожи и меха, а также пальто, плащи и аксессуары от лучших европейских производителей.
Дорогой читатель, картинка, как всегда, в помощь.