«Волжский царь. Роман хроника-дайджест» – Рязань: «Литера М», 2013 г. – 737 с.

0

7944 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

АВТОР: Рябухин Борис Константинович

 

Борис Рябухин. «Волжский царь. Роман хроника-дайджест», 2013 г. – 737 с.В новой книге Бориса Рябухина «Волжский Царь» рассказывается о путешествии по векам истории древней  Булгарии.

Согласно легендам, около 35 тысяч лет назад семь сакланских (индоарийских) и синдииских (древнетюркских) племен объединились в мощный союз племен, который так и стали называть: Идель – семь племен (семь – иде;   племя – эль). Название идель стало первым именем народа. На знамени идельцев было изображение волчьей головы. Поэтому это знамя называлось – булгар (волчья или черная – булг; голова – ар).

В начале Булгарии у власти была Именская династия булгарских правителей. Племена под названием именцы появились на территории современной Маньчжурии, они были, выходцами из алтайской семьи народов, далекие предки современных японцев и якутов (Саха).

Подлинных древних документов  не осталось. Что касается вещественных памятников, то от древнейшей эпохи истории Булгарии почти ничего не сохранилось. Остались только развалины бывшей столицы г. Булгар. Предполагают, что этот город  располагался чуть южнее места слияния Чулман-Иделя (Камы) и Кара-Иделя (Волги, до слияния с Камой).

Их заменили пересказы  поздних исследователей. Так, в обширном своде булгарских летописей Имана Бахши «Джагфар тарихы», написанном в 1680 г. по приказу вождя булгарского освободительного движения – сеида Джагфара, содержатся древние  летописи:  «Гази-Барадж тарихы» (1229–1246 гг.) Гази-Бараджа; «Праведный путь, или Благочестивые деяния булгарских шейхов» (1483 г.) Мохаммед-Амина; «Казан тарихы» (1229–1246 гг.) Мохаммёдьяра Ву-Юргана; «Шейх-Гали китабы» (1605 г.) Иш-Мохаммеда и многие другие.

Выбрав необычное средство передвижения из легенд – златогривого  коня  Кеме,  автор мчится по векам булгарской истории со скоростью мысли. Века мелькают-мелькают на этом пути,  как верстовые столбы.  Реальные события перемежаются с мифами, летописями, легендами, достанами. И в глубокой древности неожиданно встречаются исторические параллели, сохранившиеся до нынешнего времени имена, как принцесса Турандот  –  прообразом которой была богиня  Туран – алп-бика любви, гадания, родников, подземных и подводных богатств, рудокопов, островов, горных озер.

Автор встречает на пути свидетелей прошлого,  и они рас сказывают, каждый по-своему, какие исторические сабытия они видели или узнали из древних книг.

«И откуда взялся  древний поэт Кубан Боян?» – подумал я.

Волшебный конь Кеме слышит мои  мысли и отвечает:

– Слова материализуют говорящего. Все сказанные в веках  слова дальше земли не улетают».

Постепенно распространяя свое влияние, держава Идель дошла до границ Центральной Европы, и в этом не последнюю роль сыграл маньчжурский торговый путь.

Двигаясь постепенно на запад, они добрались до идельского Семиречья и, будучи более просвещенными, предложили местным прототюркским племенам идею объединения разноязычных племен в единую общность.

Изначально  в среде булгар возникает и затем становится господствующей древнейшая религия мира – Торе («тенгрианство»). Религия – фактически дух народа, его лицо, уклад, характер, традиции и нравственные основы и скрепы. У древних булгар был свод Торе – это  религиозная мифология, обрядность и основные законы.

Кул Гали – выдающийся сын далёкого прошлого Волжско-Камской Булгарии, поэт любви, печали, мудрости, жил и творил вначале  XIII в. до н. э. Кул Гали написал свою знаменитую поэму «Кысса и Йусуф». О суевериях только Кул Гали рассказывал подробнее других, особенно о худаярстве (богомильстве).
 

В летописи Джагфара написано, что внутренние конфликты и нашествия других кочевых орд заставляли некоторых булгар уходить в другие земли. Одни ушли в Америку – и в языках американских индейцев до сих пор сохраняются булгарские слова. Другие ушли   в Северный Китай, где стали известны  под именем сяньбийцев (от «синдийцы») или гуннов. Третья группа булгар поселилась в Средней Азии, четвертая – в Северной Индии, пятая – на Ближнем Востоке (Балканы, Малая Азия, Закавказье, Ирак, Западный Иран, Сирия, Палестина, Северный Египет). Ближневосточные булгары образовали державу Самар (Шумер),  в которую вошел весь Ближний Восток.

Но булгары жили на свете не одни, и много народов прошли по их судьбе, и многие остались в булгарской семье.

Вообще, все наиболее могущественные и многолюдные тюркоязычные племена античности и раннего средневековья сформировались или на территории современного Казахстана или в центрально-азиатском историко-культурном регионе. Так, на просторах Монголии, Северного Китая сформировался этнос, который оказал решающее воздействие на формирование, как древних булгар, так и древних татар. Это были хунны или гунны. Хунны явились создателями своеобразной цивилизации, наложившей отпечаток на традиции тюркоязычных народов. Хуннуская держава покрывала значительную часть Монголии и Южной Сибири, простираясь от Маньчжурии на востоке до Памира на западе. В конце III в. до н.э. Хуннуская держава достигла своего могущества.

Известно, что о булгарах и их стране Х - начала XIII вв. рассказывали герою книги   восточные авторы – Ибн-Русте, Ибн Фадлан, ал-Балхи, ал-Джайхани, ал-Истахри, ал-Масуди, Ибн Хаукал, ал-Мукаддаси, ал-Марвази, ал-Гарнати, ал-Идриси, ал-Джавалики, Бейхаки, Ибн ал-Асир; древнерусские летописцы, составители Лаврентьевской, Ипатьевской, Типографской, Тверской, Никоновской и других летописей; а также венгерский Аноним X в. и доминиканский монах Юлиан; наконец,  историки, писавшие о подвигах монголов. На основании  сообщений  знаменитых восточных и западных географов, исследователей, историков и писателей в книге «Волжский царь» рассматриваются не только связь веков, связь царей и связь поколений, но и связь  племен в собирании и становлении различных народов и государств. И прежде всего сама История Булгарского народа.

В древнейших булгарских хрониках говорится о том, что в действительности, государство булгар тысячелетиями охватывало огромную территорию от Дуная до Енисея. А размах булгарских расселений, походов, экспедиций и торговых поездок был еще шире: от Парижа и Рима до Хуанхэ и Америки, и от Исландии и Северного Ледовитого океана до Египта и Индии.

Царство Идель иногда называли именами правивших в нем булгарских династий – Ман (Мун, Мэн, Май), Хишдек, Куман (Кубан), Сармат (Чирмыш). Но территория государства неизменно именовалась Идель. Только в I в. н. э. булгарская династия Алан предприняла попытку переименовать Идель в «Алан». За время властвования этой династии (I – середина II в. н. э.) название Идель успело стать именем Волго-Камской речной системы.

Потом в Булгарии правили  цари сарматской, аланской, хонской  и балтаварской династий.

Булгары чтили завет первого царя Агаджа и дружили с праславянами,  своими ближайшими соседями в Киммерии – Скифии – Сарматии – Кара-Саклане. И фамилии этих династий часто становились на время их правления названиями царства Идель и ее населения. Так, в период правления династии Сармат (8 в. до н. э. – 1 в. н. э.) булгары Идель часто называли соответственно сарматами и Сарматией. В период правления династии Алан (1 – 2 в. н. э.) – аланами и Алан. В период правления Гуннской династии (2 в. н.э. – 5 в. н. э.) – гуннамии и Идель. В период правлениям Суварской династии (6 в. – начало 7 в. н. э.) – суварами (савартами) и Суваром, и т.д. Однако само название булгар при этом не было забыто. Некоторые булгарские цари пытались восстановить границы  своего государства. Так, царь Буртас решил присоединить к Иделю другие области булгар, рассеянные по всему миру от Северного Китая до Малой Азии (Турции). Пытался восстановить булгарское господство на территории бывшей  Самарской (Шумерской) державы и на некоторое время захватил большую часть ее в Буртасской войне (в 653 г. до н.э.).

Некоторые  легенды выглядели просто. Например, о родстве славян с киммерийцами в арабском сочинении XII в. «Маджмал-ат-таварих»: «Некогда жили-были три брата Рус, Кимар и Хазар, и от них произошли русы, киммерицы и хазары».

А на самом деле вся история – история войн и борьбы каждого народа за свое существование и независимость.

Налетели с Востока грозные скифы – и,  по свидетельству Геродота,  захватили Мидию, Сирию, Палестину и, в Передней Азии создали Скифское Царство – Ишкуза. Скифы представляли собой большое племенное (государственное) объединение и занимали в VII–V вв. до н. э. среднее и южное Поднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. О страшном их нашествии вспоминали  высказывание пророка Иезекииля, сказанное в 627–626 гг. до н. э. о скифах, напавших на Палестину, как о народе Гога и Магога, сопоставившего это пророчество с реальным нашествием гуннов и россов: «Ты же, сын человеческий, изреки пророчество на Гога и скажи: так говорит Господь Бог: вот Я - на тебя, Гог,  князь Роша, Мешеха и Фувала!» (Иезекииль, 39: 1).

А потом  по булгарской земле прошли  сарматы, аланы, венеды, роксоланы,  языги, аорсы и сираки, готты, гунны …

Гунский царь Аттила – «виновник» многих легенд и преданий, за шесть веков после смерти, был овеян  большим налётом мифов,  подчеркивающих характерные черты «варварского» князя. Например, немецкий народ сделал Аттилу героем своего эпоса «Сказание о Нибелунгах» (в образе Этцеля). Восточные же булгары сохранили в своих летописях предания и песни об Аттиле.

 В это время рядом с булгарами зарождались и новые царства и империи. Князь  Кий объявил Киевскую Русь.   Зародился и окреп Тюркский каганат аваров, пришли орды хазар и подчинили многие народы  Хазарскому каганату, в том числе и булгар. Строительству булгарской цивилизации, опирающейся на славян, помешала агрессия хазар. Булгарская новая гермихионовская знать во главе со своим беком Аскалом ушла из Туркестана в Булгарское тарханство и поселилась в области близ Киева, после чего одно из поселений на Киевских холмах получило имя Аскал.

Образовалась, наконец, Великая Булгария. Рождение Великой Булгарии на западе Кара-Саклана стало возможным после ослабления и распада тюркютских государственно-племенных союзов Центральной Азии, Средней Азии и Северного Китая (они существовали с 552 по 745 гг.).

 Потом появилась на  пути нашего героя-путешественника по векам и Дунайская Булгария. Первым из дунайско-булгарских царей считался Атилле Аспарух или Атилькусэ (Атилькэсэ), Маджар, Мадай, Батыр, Батай, сын Курбата Кюнграта («Кубрата»). (Разные восточные и западные источники по-своему называют в своих древних книгах одних и тех же правителей, поэтому приходилось приводить в книге все их возможные имена,  того же Атилле Аспаруха). Он родился в год лошади, в 634 г., и получил имя своего знаменитого предка Атиллы. Во всем старался походить на Атиллу и поражал всех своей энергией, амбициозностью и крутостью, за что был прозван «Атилькусэ» – «Безбородый Атилла». В ответ на распространение этого прозвища стал называться «Маджар» – «Жертвенный, самоотверженный».
 

Когда оформлялись  Первое Булгарское  Царство, в русской истории явились Князь Дир и Князь Рюрик. До конца не распутанная легенда появления руссов и русского государства в булгарской истории тоже шумит противоречиво. И автор не берет на себя право решать, кто ближе к истине, а выслушивает и ту, и другую сторону спорщиков –  истории  норманнов и викингов, и  славян и русского каганата.

Сколько же племен и народов варилось в одном котле! В IX вв. расселились на Восточно-Европейской равнине:   регионы славянских племенных образований –  словен ильменских, кривичей псковских, кривичей смоленско-полоцких, мери; дулебской группы (волыняне, древляне, поляне, дреговичи), хорватов, тиверцев, бужан, уличан; руссов – носителей волынцевской культуры; территория салотов – Хазарского каганата;   область волжских булгар; область лето-литовских племен; регионы финно-угорских племен – суми и еми, эстов и ливов, корелы, веси; заволоцкой чуди, мурамы, мордвы, мари, удмуртов, коми-пермяков. А сколько языков, столько и культур.

В «Поучениях Святослава» говорилось: «Таковы основы булгарского духовного учения (которое было также известно и русам, но с другими именами. Так Тангра это Даждь-бог, триединство вселенной – Явь, Навь и Правь, богиня Умай – Матерь Сва и т.д.): «Тангра создал Сувар, Наджи, чашу из Джамыра (гранита), которую мы называем Джамыр Савыт и Джир (Земля), алпов (духов), Солнце, Луну и Звезды. Джамыр Савыт Тангра повесил на ветке Тыта, или Бой-Терека (Дерево Вселенной), на которой Джамыр Савыт с той поры и висит. Из Сувара изливается Тиджа (Источник жизни), рождающая по воле Тангры жизнь. Когда сок Тиджы в живом иссякает, все живое умирает и попадает в Наджи, или Тамму (Подземный мир). А в Суваре – вечная жизнь, но туда попадают лишь герои и праведники, которых Тангра обращает после их смерти в алпов. Пусть это булгарское знание урусы запомнят, ибо оно с нами останется. В этом я вижу наш Кулай (Судьбу)».

Чего стоит учения святых Кирилла и Мефодия. По легенде Кул-Гали, святые братья родились в Тамья-Тархане, то есть Тмутаракани, где их отец служил византийским наместником. Их матерью была знатная гречанка из царского Аморейского дома, по имени Мария. …Отец святых братьев Лев Дарданский, друнгарий Фессалоник, он же – Лев Тархан, происходил из знатного булгарского рода Билиг. Он был потомком соправителя и дяди великого кана Кубрата Бу-Юрган-Телеса. Вот эта родословная в графическом выражении: Бу-Юрган-Телес-Билиг-Кызыл-Кубар Имэнъяр-Билиг-Шада-Идик-Кельбир-Саин-Бир-Егет-Лев-Тархан-Банджу-Мефодий и  Куштан-Константин.

Более ста лет – примерно с середины IX в. до победоносных походов киевского князя Святослава (965 г.) – булгары находились под протекторатом Хазарского каганата.

Об экономике Волжской Булгарии наиболее ясное представление дают записи классика арабской географической науки X в. Мутаххара ибн Тахира ал-Мукаддаси «Китаб ал-бадва-т-тарих» («Книга сотворения и истории»).

Ал-Мукаддаси – его полное имя Шамс ад-дин Абу Абдаллах Мухаммад ибн-Ахмад ибн-Абу Бакр ал-Банна (около 946/947– около 1000 гг.) – выдающийся представитель классической школы арабских географов. Атор книги «Ахсан ат-такасим фи марифат ал-акалим» («Лучшее разделение для познания климатов». 

Приняв ислам, Волжская Булгария превратилась в цивилизующее начало на региональном уровне. В Поволжье и в Приуралье возникали фактории – торгово-ремесленные поселения волжских булгар. Видимо, не один царь Волжской Булгарии и остался в истории нарицательным именем «Волжский царь», отсюда –  и название книги.

Благодаря большой водной дороге булгары легко связывались с культурными народами Востока.  Для формирования булгарской государственности большое значение сыграло их местонахождение на серединной магистрали Великого Волжского торгового пути, соединяющего арабский Восток с северо-западом Европы.  Очень скоро, получив независимость от хазар,  булгары стали торговыми посредниками между связанными торговлей отдаленными регионами

Но булгары жили не только в Волжской Булгарии. Были и  венгеро-булгарские цари. Жили булгары и на Кавказе, и на Дунае.

Большое значение имело в написанной истории взаимоотношение Булгар с Русью. Военные столкновения булгар с русскими происходили много раз  –    в 985, 1088, 1120, 1164, 1172, 1184, 1186, 1218, 1220, 1229 и 1236 гг. При этом надо заметить, что булгары  гораздо чаще должны были выдерживать нападения, чем сами нападали. Особенно в период Второго Булгарского Царства. Когда пришли на их земли  великие полководцы Чингисхан,  Мамай и  Тамерлан. Многие народы, такие как хазары, половцы, печенеги и кипчаки исчезли  в пыли разгромных  веков. Распалась и Золотая Орда на Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское и иные  ханства. И многие народы и страны спасла Русия – Россия.

Интересная мифическая встреча у нашего героя произошла с писателем Федором Михайловичем Достоевским, который пророчески сказал: «… не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! … Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта…». Сбылось предсказание Достоевского. А ведь его предки тоже из  булгар, из тюрков, влившихся в состав русского народа,  что легко мож­но установить по  Бархатной книге Родословия русских дворян.

И от Великой Булгарии осталась только на Дунае Республика Болгарии. А правопреемником  булгарской столицы стала Казань.

Но главный вывод  из этих воспоминаний о будущем в том, что как ни разрастались великие завоевания великих полководцев, но, в конце концов, лопались от спеси, как в басне Лафонтена «Лягушка и Вол».

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов