«Никакая наука не даст им хлеба, пока они будут оставаться свободными, но кончится тем, что они принесут свою свободу к ногам нашим и скажут нам: “Лучше поработите нас, но накормите нас. Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее, перед кем бы преклонится. Забота этих жалких созданий не только в том состоит, чтобы сыскать то, пред чем мне или другому преклонится, но чтобы сыскать такое, чтоб и все уверовали в него и преклонились перед ним, и чтоб непременно все вместе. Вот эта потребность общности преклонения и есть главнейшее мучение каждого человека единолично и как целого человечества с начала веков. Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков, для их счастия, - эти силы: чудо, тайна и авторитет»
Ф.М. Достоевский, «ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР».
Притча из романа «Братья Карамазовы».
Известно, что каждая историческая эпоха имеет своё, пронизывающее её насквозь и присущее только ей, эстетическое содержание. Это бесспорно относится и к социализму, создавшему выдающиеся оригинальные образцы зодчества, литературы, музыки, изобразительных и сценических искусств, художественная ценность которых признана во всём мире.
В постсоветской России это бесценное наследие воспринимается правящей элитой настороженно, поскольку полнокровная и основанная на принципе социалистичской справеливости советская культура не стыкуется с идеологией воровского либерализма как фактической Конституцией РФ. Поэтому от традиционной культуры было решено отказаться в пользу современного искусства, так как власть, в силу своей правовой и этической нелигитимности, оказалась способной создавать и тиражировать только абсурдные камуфлирующие ее паразитическую сущность смыслы. По сути дела, начиная с 1991 года Россия, провозгласив независимость, фактически объявила об открытии всероссийского театра абсурда, где роли актеров исполняют президентская администрация, правительство, Федеральное собрание и вся вертикаль власти, а сценарии пишут спецы из Высшей школы экономики.
С той поры все мы в одночасье стали одновременно и участниками, и зрителями длящегося по сей день бесконечного сериала абсурда, начавшегося с перестройки и продолженного ваучерным ограблением населения, расстрелом парламента, ельцинской конституцией и другими циничными перфомансами, которыми либералы уже почти четверть века измываются над народами России.
Как и всякое креативное зрелище, перфомансы должны непрерывно обновляться и трансформироваться каждый раз немыслимым для упорядоченного сознания образом, что ввергает народ, воспитанный на идеалах и традициях русской классической литературы, в перманентное стрессовое состояние.
В 2007 году для сверхмерзкого перфоманса было выбрано Знамя Победы: Госдума проголосовала за закон, в котором святой для всего народа облик Знамени Победы искажался путём нанесения на него новых символов, но этим дело не ограничилось. И перфоманс на подмостках русской истории завершился почти вагнеровским финальным аккордом, когда Путин не утвердил принятый закон, чем придал кощунству, как бог из машины (Deus ex mahina), эпический размах неизбежности торжества своей путинской справедливости - воли над миллионами двуногих тварей.
Конечно, державный режиссёр вряд ли предполагал, что когда-нибудь его перфомансы обретут соперников на поприще площадного абсурда, однако они не замедлили объявиться в обличии творцов современного искусства, и стали устраивать в столицах креативные безобразия с одобрения и при поддержке Минкульта России.
Поначалу это были пошлые надругательства над общественной моралью. Власть одобрительно похлопывала их по плечу, даже удостоила министерской премии, и во всём видела в них своих заединщиков по переформатировнию сознания русского народа. Благоволение власти к современному искусству в наши дни простёрлось до того, что в Москве решено воздвигнуть ему музей о 16-ти этажах, где будут собраны самые отъявленные образчики «эстетических творений» постсоветской эпохи.
И тут произошло невероятное событие: несколько отвязных девиц покусились на сквернодействие в Храме Христа Спасителя, не подозревая, что совершать креативные мерзости на столь высоком уровне позволительно только избранным. Да и как было не возмутиться Кремлю, если в скандалёзных кривляниях и выкриках он узнал себя самого, и не на шутку обиделся, что какая-то шпана посмела издеваться и передразнивать основное содержание сущности российской власти – непрерывные абсурдистские преформансы, которые копируюся по всей вертикали управления: от президентской администации до захудалого сельского поселения.
Словечко «амбиция» давно стала знаковым, как правило, возвещающим о начале очередного кремлёвского перфоманса, будь то «национальные проекты» или череда «реформ»: то в образовании, то в ЖКХ, то в медицинском, то в пенсионном обеспечении. А какой богатый перфоманс «Саммит АТЭС»? На 20 мрд. долл. А чем не перфоманс «Зимняя Олимпиада»?.. Или реформа Академии Наук?..
Пусть коренная Россия вымирает, но спасать ее не актуально, поскольку перфоманса из этого не соорудить. Да и некогда: На очереди семь перфомансов «Исполнение предвыборных обещаний президента». Говорят, что все это для народа.
А что народ?.. Народ безмолствует. Пока безмолствует.