10/10/2013 Впервые Евросоюз готов выступить в защиту одного из своих членов единым фронтом, а Еврокомиссия как никогда полна решимости дать жёсткий ответ Москве за дискриминацию литовских перевозчиков и молочной продукции. Такие тезисы можно было услышать накануне вечером, 8 октября, в стенах Европарламента в Страсбурге.
Обсуждение России и ситуацией вокруг запрета импорта литовской молочной продукции в РФ заранее на сессии Европарламента в Страсбурге, которая проходит 7-10 октября, намечено не было, однако в последний момент инициативу проявила депутат от Германии Гесин Мейснер.
- То, что сейчас происходит на границе, мы не можем к этому относиться терпимо. В Россию ездит около 13 тыс. грузовиков (на самом деле это общее количество всего автопарка литовских перевозчиков), которые направляются в Европу. Именно Литве Россия закрыла границу, - обеспокоено с трибуны ЕП говорила Мейснер. - Это прямые дискриминационные меры. Мы не можем это оправдать. Мы должны понимать, что Россия член ВТО, и она должна соответствовать требованиями этой организации. К тому же, есть огромный экономический ущерб - по 2 млн евро в день. Такие же меры Россия принимает по отношению к другим постсоветским странам. Комиссия должна что-то сделать.
- Еврокомиссия что-то сделала? – после некоторой паузы, смотря в сторону еврокомиссара по делам торговли Карела де Гюхта, спросила инициатор обсуждения.
Бельгийский чиновник де Гюхт в этот день, кажется, бы единственным в зале, кто старался если и не погасить эмоции евродепутатов, то хотя бы апеллировать к нормам и фактам.
- Литва информировала Еврокомиссию о ситуации и проверках на границе. Мы считаем, что это дискриминация, - согласился чиновник, добавив, что Еврокомиссия не сидит сложа руки и в самом начале «торгово-молочной» войны против Литвы направила в российские профильные ведомства официальное письмо, в котором выражается обеспокоенность «как с экономической, так и с юридической точки зрения».
- Пока российская сторона не предоставила нам никакой информации о том, чем вызваны такие меры. Сейчас мы ждём информацию от Литвы и проверяем соответствие таких действий с ВТО. Этот вопрос может быть включен 18 октября на конференции ВТО в Женеве. К тому же, мы могли бы сделать политическое заявление по этому вопросу. ЕК мог бы заручиться в качестве литовской продукции, что она полностью им соответствует, - добавил де Гюхт, отдельно отметив, что некоторые требования России к качеству продукции настолько высокие, что их даже трудно объяснить с научной точки зрения.
Другой мерой давления на РФ, уже по мнению депутата от Германии Даниэля Каспари мог бы стать вызов посла России в Европарламент для разъяснений ситуации. Тем более, что все стороны в один голос утверждали, что самая большая новинка в этой не новой для отдельных стран ситуации, полное отсутствие официальных объяснений России.
- Также я считаю, что наше представительство в России должно послать очень четкий и ясный политический сигнал, что ЕС не даст сделать заложником одного из членов нашего союза. Мы не должны забывать о хороших отношениях с Россией, но мы будем солидарными с одной из наших стран, - говорил немецкий европарламентарий.
Миссия «политического сигнала» из представительства ЕС в России становится особенно символичной, если учитывать, что на повестке дня Литва, а послом ЕС в России совсем недавно стал бывший глава МИД Литвы Вигаудас Ушацкас.
Присутствовавший на дебатах вице-министр иностранных дел Литвы Витаутас Ляшкявичюс поднял планку ещё выше.
- Это вызов для всего ЕС и даже больше - для всей торговой международной системы. Солидарность с Литвой - это самое малое, что ЕС может сейчас сделать для Литвы, - сказал дипломат.
Очевидно, чтобы ЕС обратил внимание не только на Литву, но и на её соседей, депутат от Латвии Робертс Зиле заверил собравшихся, что все страны Прибалтики раз за разом подвергаются дискриминации со стороны России.
- Когда я был министром в Латвии, это же произошло с нами. Потом были дискриминации в Эстонии после переноса одного памятника (речь идёт о знаменитом «Бронзовом солдате»), - говорил Зиле. - Теперь я вам скажу, почему Россия так себя ведёт по отношению к Литве. Она руководствуется принципом «разделяй и властвуй», и по-прежнему считает, что это её территория, что ЕС не будет защищать своего члена.
Следующей действенной мерой по отношению к России мог бы стать европейский аналог «Акта Магнитского». Такое предложение высказала депутат от Литвы Лайма Андрикене. Что касается вызова в ЕП посла России для дачи объяснений, то это, по мнению литовского политика, очень правильный шаг, который был бы «беспрецедентным».
- Россия с каждым днём становится всё грубее, её тон становится всё жёстче. Россия никак не отвечает на запросы властей Литвы. ЕС должен принять адекватный ответ, - уверена Андрикене.
Зато позитивный момент в сложившейся ситуации увидел лидер движения за независимость Литвы «Саюдис», основатель партии литовских консерваторов и патриарх литовской политики Витаутас Ландсбергис.
- Надо радоваться, что союз становится всё более единым. Не только в этом вопросе, но и в вопросе энергетики и вопросах сотрудничества с соседями. Мы должны говорить о враждебной силе рядом с Литвой. О том, что Россия не хочет дать европейский выбор своим бывшем колониям. Мы должны говорить не только о Литве, не только о торговых отношениях России и Литвы, а в принципе о торговых отношениях России и ЕС. Наши убытки, это убытки не Литвы, а убытки ЕС. Кремль как всегда игнорирует ЕС. Они считают, что ответа не будет. Но эти времена должны навсегда пройти, - сказал Ландсбергис.
Его мысль продолжил австрийский евродепутат Йорг Лейхтфриг.
- Я не знаю, нужно ли на это отвечать только экономически? Может нам пойти на их правила игры? Давайте также поступать и тогда они поймут, что теряют, - рассуждал политик.
- Есть ещё и информационные атаки, энергетика. Вспомните прецедент остановки нефтепровода «Дружба». Мы не должны считать, что отношения могут быть только прагматичными, - взяв своё слово, сказала депутат от Литвы Радвиле Моркунайте.
Из солидарности она предложила сразу после обсуждения всем собравшимся попробовать литовский сыр.
Другой литовский парламентарий Леонидас Донскис сравнил сегодняшнюю ситуацию с Россией, с «блокадой Литвы СССР» в начале 90-х. Группа польских депутатов мгновенно привела примеры из собственного опыта. Под конец дискуссии казалось, что Россия душит буквально все страны, до которых дотягивается.
Выслушав такие единые мнения, что в Европарламенте бывает крайне редко, итог подвел Карел де Гюхт.
- Я практически уверен, что эти меры политически мотивированны, и они связаны с Восточным партнёрством. Слушая вас я понял, что вы также в этом практически не сомневаетесь. Но нельзя обратиться в ВТО, не собрав все данные и технически не проверив, что нарушения действительно есть. Я юрист. Я знаю, что перед тем как идти в суд, нужно собрать все бумаги. Тогда выигрываешь почти всегда. Мы должны все это собрать и тогда уже принимать решения. Но можно сделать и политические шаги. Давайте вызовем посла. Это не проблема. Но вы должны понять, что волшебного решения, чтобы все эти проблемы завтра пропали, нет. Я собрал все данные о подобных ситуациях с Россией с 2012 года. Список длинный. Так что не сомневайтесь, меры будут приняты, - заключил еврокомиссар.
Комментарий российского политолога:
Сергей Артеменко: Наказывать Литву - наше право
Россия запретила ввоз в страну молочной продукции из Литвы. Литва заявила о политическом давлении. Громко. Мощно. Подключив Еврокомиссию, Европарламент, всех людей "доброй воли" и отключив Первый балтийский канал. Литовские политики и политологи разного калибра делают одно за другим заявления, что в санкциях России нет ничего от защиты рынка, а есть чистой воды политическое давление. Поскольку России от Литвы сию секунду вроде ничего не надо, то в ход идут "придумки" о том, что Литва наказана за прошлую "независимую" позицию по отношению к России и за нынешнее председательство в ЕС.
Но есть одна деталь: Литве вернулись те камни, которые она так много раскидывала в предыдущие годы. Два раза литовское правительство отказывалось продавать нефтеперерабатывающий завод "Мажейкяй Нафта" российским компаниям только на том основании, что это - российские компании. "Не пустим Ивана к трубе" - основной мотив в той экономической сделке. Отказ от сотрудничества с Россией по строительству новой АЭС в Висагинасе был построен не на экономических просчетах и здравом смысле, а на простом основании, что компания Росатом - из России. Фактическая национализация "дочки" Газпрома в Литве и насильственное её разделение в Литве было построено не на экономической целесообразности, а лишь на том основании, что это - компания из России. Литовские политики раз за разом повторяли этот ход, не стесняясь, что политические соображения доминируют над экономикой и здравым смыслом.
Россия сделала ответный ход. Возможно, хорошо обосновав свой отказ ввозить молочную продукцию, возможно - плохо. Неважно. Важно, что все те, кто долгое время раскручивал в Литве именно этот сценарий взаимоотношений между нашими странами, подняли истошный крик о "политическом давлении" на маленькую, но гордую страну.
Пусть давление, пусть политическое. Но это наше право, как страны, отвечать на тот беспредел и откровенное неуважение, которое демонстрирует Литва уже много лет по отношению к России.