К 135-летию И. Мозжухина

4

81 просмотр, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 186 (октябрь 2024)

РУБРИКА: Юбилей

АВТОР: Балтин Александр Львович

 

Жгут глаза: они жгут душу зрителя, бездны глаз Мозжухина, точно обведённые темнотой; он исполняет отца Сергия, в том, древнем и ветхом, немом варианте картины, когда действительность была иной, и пострижение в монахи показано так точно, что действо завораживает чем-то потусторонним.

 

Мозжухин происходил из села, ещё дед его был крепостным, но история летит быстро; детство Мозжухина прошло в провинциальной Пензе, киснущей в сонной тишине. Однако вся семья увлекалась театром, и Мозжухин с детства принимал участие в любительских спектаклях.

 

Сложно слоятся линии судьбы: Мозжухин учится в той же гимназии, что и Мейерхольд, потом – на юриста, однако, судьба, чьи отливы и приливы мы узнаём по результату, выносит его на Ханжонкова, так актёр попадает в кино, с которым и связана его реализации, приведшая к славе.

 

Кино только становилось, обретая голос: и Мозжухин исполнял роли с театральностью – в лучшем понимание оной, начиняя работы сложным психологизмом, трудно сплетая орнамент непросто живших героев.

 

Блистает Трухачевский из «Крейцеровой сонаты».

Адмирал Колчак смотрит на действительность твёрдо и гордо.

В. Брюсов пишет сценарий фильма «Жизнь в смерти», и Мозжухин исполняет главную роль: сумасшедшего врача, решившего сохранить нетленной красоту любимой, для чего убивает её, чтобы забальзамировать.

Страсти срывались синкопами искр с обнажённых проводов.

Вот уже – сотрудничество с Протазановым: актёр играет Германа в «Пиковой даме», растерянного и замученного неудачами, мечтающего вырваться наконец из того, что представляется ему бездной.

 

Не приняв громы и молнии семнадцатого, в двадцатом вместе с рядом актёров И. Мозжухин покидает Россию, обосновывается в предместье Парижа.

Группе эмигрантов удаётся создать собственную студию под названием «Альбатрос» – Мозжухин становится ведущим актёром оной.

«Гримасы Парижа» – фильм демонстрировался и в советском прокате, актёр исполняет в нём несколько ролей, мешая эксцентрику и своеобразный демонизм.

 

В Голливуде артист не добивается успеха, возвращается в Европу…

 

Актёрство тех лет – слишком отлично от нынешнего, привычного нам; и, вглядываясь в кадры лучших ролей Мозжухина, можно представить, что развитие актёрского мастерства в кино могло бы пойти иначе, без излишней развлекательности…

 

И вновь и вновь горят безднами веры и безверья очи Отца Сергия.

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов