Я понял! Западная элита не сумасшедшие…

1

114 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 186 (октябрь 2024)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Воложин Соломон

 

Разберём доказательство, что понял (доказательство изобразительно-психологическое), путём анализа такой картины.

 

Ходлер. Выступление йенских студентов на освободительную войну

против Наполеона в 1813 году.

1908-1909 годы. Холст, масло. 358 см на 546 см.

 

Забегая немного вперед признаюсь: мне пришлось сделать умственное сальто, чтоб согласовать историю и замысел.

Такое усилие мне потребовалось из-за некой догмы, которою я сам себя ограничил. Догма такая. Идеалы бывают естественные и искусственные. Естественные – те, которые способны погружаться в подсознание (когда потребует поэта к священной жертве Аполлон) и всплывать из него, а искусственные обитают только в сознании. (Речь не идёт о том подсознании, которое обслуживает замысел сознания на предмет обеспечения органического единства: вкус моря можно понять по любой его капле.)

Естественность распространяется только на то, что в какой-то мере полезно для выживания. Даже такое страшное разочарование, как ницшеанство (над Добром и Злом), имеет ту пользу, что смешать соотношение (Зла к Добру) в художественных моделях в пользу Зла (5/8 к 1/8) – это смешать в надежде на активизацию каких-то внутренних резервов сопротивления Злу. А вот декадентство (согласие с превосходством Зла над Добром) и сатанизм (радость от превосходства Зла над Добром) выживанию не помогают и бывают только искусственными. Не считать же пользой облегчение смерти? (Христианство не в счёт, т.к. оно предлагает райскую жизнь покаявшимся и прощённым.)

Так вот от вековой раздробленности Германии среди её представителей родилось декадентство. Притворяющееся символизмом, чтоб не быть с порога отвергнутым в чистом виде. (И назвалось это мюнхенским символизмом.) И как-то продлилось и в ХХ веке и в Швейцарии тоже. Особенно на годы (с конца 1906 года) германской военной угрозы (для Англии) в связи с дредноутным строительством в Германии. К столетию Йенской битвы Пруссии с Наполеоном крепко запахло мировой войной с её торжеством Зла.

«Наполеон I и Даву в полной мере использовали более выгодные позиции, занятые их войсками перед сражением, и на обоих флангах одержали полную победу. Принуждённая к беспорядочному отступлению прусско-саксонская армия потеряла 30–35 тыс. чел. ранеными и убитыми (св. 20 тыс. при Йене и св. 10 тыс. при Ауэрштедте)» (https://old.bigenc.ru/military_science/text/2029199).

Через 7 лет французов из Германии гнали русские войска, но немцы всё равно боялись.

«До тех пор, пока части французской армии оставались на территории Пруссии и в её столице, прусский монарх опасался открыто заявить о разрыве с Наполеоном даже после подписания Калишского договора. Потребовалась, видимо, ещё и личная встреча монархов. Фридрих-Вильгельм III и император Александр I заключили союз» (https://pro100-mica.livejournal.com/319616.html).

Тогда немцы настолько осмелели, что у них случился всенародный патриотический порыв.

«У пруссаков это не первый такой патриотический подъём. Первый был в 1806 году, но тогда больше военные бряцали оружием, уверенные в непременной своей победе над узурпатором. А здесь весь народ от мала до велика поднялся» (Там же).

Но Ходлера было не обмануть – он был закоренелый декадент. Впереди (через 100 лет, то есть теперь, в 1913-м) он видел Царство Смерти 1914-1918. И потому ТАК изобразил йенских студентов.

 

Театральными жестами Наполеона не победить,

 

Скажется военная неумелость лиц, собственно, гражданских.

 

В походе свободной рукой надо размахивать, чтоб легче было идти, а не напрягать её почём зря.

 

И таким широким шагом далеко не ушагаешь.

 

Так вот я думаю, что психологический настрой Ходлера объясняет поведение западной элиты теперь. Она, да, ведёт к ядерной третьей мировой войне, холодно понимая, что её не избежать. Как не сумасшедший был Ходлер, выражая свой декадентский замысел в условности – в произведении прикладного искусства, здесь приложенного к усилению чувства безразличия к торжеству Зла, так и они, только не в условности, а в реальности.

Можно сказать – своеобразно мужественные люди. Ну как, например, ведомые на казнь. Они ж смирились? – Смирились. Потому у них не подкашиваются ноги, они не падают в обморок, они не плачут и т.д.

У Ходлера не приняли б совершенно его панно, если в названии не был 1813 год, год настоящего патриотического подъёма в Германии. А обмануться с выражением изображения – это у людей как раз плюнуть. На что Ходлер рассчитывал, и угадал.

 

Сорвался он, потерял себя, когда подписал протест против бомбардировки собора в Реймсе. – Ну в самом деле… Какая ему разница, сохранится этот собор или нет, если полагается не сохранить по закону общего торжества Зла над Добром?

Но этот прокол в сознании у Ходлера льёт воду на мою мельницу, что декадентство – искусственного характера идеал. Этот искусственный вогнал естественный идеал (скажем, бессмертного человечества) в подсознательную категорию. И тот, как и полагается естественному в состоянии не данности сознанию прорывает цензуру сознания и являет себя людям. Акт жизни, зеркальный акту творения произведения неприкладного искусства.

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов