Исповедь Сибири

4

109 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 187 (ноябрь 2024)

РУБРИКА: Событие

АВТОР: Казаков Анатолий Владимирович

 

К нам в Братск приезжала Галина Витальевна Афанасьева-Медведева – автор многотомного «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири».

«Если коротко охарактеризовать ваш труд Галина Витальевна, то вы в десятках изданных томов, выразили исповедь Сибири». Такие слова я сказал на встрече с уникальнейшим человеком… 

 

Братск наш раскидан на много километров, не знаю, есть ли ещё такие города, причём между центром и посёлками стоит тайга на многие километры, и это всё Братск. Приезжие немцы, бывало, удивлялись: сколько у вас здесь городков, а когда узнавали, что это один город, вообще переставали что-либо понимать. Просторы такие, что только птицы знают, как писал Антон Павлович Чехов, где заканчивается Сибирь. Еду из Гидростроителя в центральный район на встречу с Галиной Витальевной Афанасьевой-Медведевой. Так устроен, что не верится, что увижусь с таким человеком. И вот несколько десятков километров позади, подъезжаю и вижу вдалеке в тайге высокий храм «Всех Святых», там в лесу могилка моего друга, батюшки Андрея Огородникова, осеняю себя летучим крестом – спи спокойно, друг. Иду к библиотеке под названием «Добрый дом». Это уже не только библиотека, где книги, здесь немало вещей из Братских деревень, все старинные, не раз видел; и молодые люди с интересом их разглядывают. В зале знакомые, друзья, библиотекари Раиса Ивановна Кучмук, Оксана Константинова, поэты Зина Мирских, Александра Фёдорова, всех обнимаю. У Оксаны сын на СВО, и позывной у него «Братск». Она спасла архив основателя музея Октября Леонова. Музей «Ангарская деревня», уникальный по своим масштабам музей под открытым небом на берегу Братского моря. Рассматриваю прекрасно изданные уже тридцать томов. Это самая настоящая исповедь Сибири. Я слушал раньше Галину Витальевну по проводному Иркутскому радио, живую речь деревенских старожилов, живущих по всей Ангаре, а это меж тем почти тысяча восемьсот километров. Понимал, что поговорит с древней старухой Галина Витальевна, запишет её исповедь, а старухи-то вскоре и в живых уж нет, и это понимание саднило душу крепко, сам писал о таких стариках. Проводное радио к моему огромному огорчению больше не существует, я как маленький ребёнок ждал этих передач. И эти изданные тридцать томов, это подвиг русской женщины Галины Витальевны Афанасьевой-Медведевой. Встреча была назначена на четыре часа, и Галина Витальевна задерживалась, снова в одной из деревень записывала старика по фамилии Чупин. А пока она не приехала, мы смотрели фильм об этой уникальной женщине. Показали и церемонию вручения воистину заслуженной награды от президента Владимира Владимировича Путина. Фильм закончился, и Раиса Ивановна Кучмук показала нам фильм о музее «Ангарская деревня», где она читала говор из словаря Галины Витальевны на фоне деревенских домов. Боже! Как там душевно! Её величество кондовая деревня стоит и радует душу. Прошло около часа, приехала Галина Витальевна, мы аплодируем, а она скромно садиться на стул, о себе ничего не рассказывала, сказала только, что родилась в Братске, маленькой увезли. Приведу то, что запомнил: «Мы объехали всю Ангару, были более, чем в полутора тысячах деревнях. А тогда современной техники не было, мы брали маленькие магнитофоны на квадратных кассетах, сотнями этих кассет везли с собою в длительные командировки. Бабушки действительно древние, но всё помнят, про жизнь свою рассказывали, про войну. Но голода как такового у них не было, сильно богатой рыбой была Ангара, тайга зверем, ягодой, занимались земледелием. Едешь в одну деревню, там такие слова, в другую, там другие, записывали, спрашивали, что означает, и всё время удивлялись, это действительно попадаешь в другой мир, в другую цивилизацию. И эти безграмотные старухи, намного культурнее самых образованных городских жителей. Мне рассказывали, наколется осётр на крючок, стоит спокойно, не бьётся как щука, мудрая сибирская рыба будто понимала, что всё, её поймали. А в речку заходишь, хариус в ноги тыкается, богата Сибирь. Один дед рассказал о снеге, говорит, что снег бывает крупяной, и дальше у него полилось, а когда мы подсчитали, у него оказалось триста обозначений снега».

 

Корреспондент задавал вопросы о заимствованиях из языков других народов, тема интересная, но она звучит на всех подобных встречах, а хотелось оживить человека. В одном из словарей я прочитал, как одна бабушка описывала праздник Пасхи. И я даже не вопрос задал, а так поделился впечатлением:

 

– Галина Витальевна! У вас в одном из словарей я прочитал, как ребёнок спросил у бабушки, что такое Пасха, и как бабушка ответила, она сказала, это Бог спускается на землю, ходит, внук засомневался, а она отворила ставни, вон говорит Боженька ходит, он не покидает нас никогда, здесь он, здесь. Они чувствовали Бога, что он живёт совсем рядом с ними, ходит под окнами, оберегает их наших во все века сердобольных людей.

 

Галина Витальевна оживилась:

 

– Да! Как точно вы подметили, они именно не только чувствовали, но и знали, что Бог рядом. Прямо ходит рядом с домом.

 

На встрече были пожилые люди из деревень, переселившиеся в город, они вспоминали многие старинные словеса, и Галина Витальевна если не знала слова, записывала его, а потом после встречи её помощница включала телефон, и они записывали человека. Только на одной этой встрече записали несколько человек, истории потрясающие. И кто не прикасается к этому, живёт, да живёт, а я просто был счастлив, что прикоснулся. Это действительно кажется необъятная вселенная, эти словеса наших предков неведомы молодёжи, современное образование давно отошло от всего этого, да можно сказать, и не приходило никогда. И мне всерьёз думается, что положение дел в нашем обществе было бы сейчас намного хуже, но прабабушки, бабушки, дедушки, рассказывают внукам и правнукам о былой жизни, вовсе не слушая современных реформаторов образования, мне всерьёз кажется, что реформаторы эти – враги. Почему так думаю. Потому что хожу по школам, учителя только и жалуются на отчёты, детей учить некогда, вот какую систему собрали реформаторы образования. Поговоришь с детьми, дети есть дети, если ты к ним с добром, ответят тем же, и песню про коня, которую исполняет Николай Расторгуев, всем классом споём, и слова песни все знают. Слава Богу! Хорошо, что в нашем городе есть музей под открытым небом «Ангарская деревня», мы очень им дорожим, это наши истоки. Но даже в далёкое уже советское время создателю музея Октябрю Леонову было очень тяжело. В самом начале его поддержал легендарный начальник Братскгэсстроя Иван Иванович Наймушин, но он разбился на вертолёте, потом местные партийные постоянно вредили этому Великому человеку. Я думаю, что своей жизнью Октябрь Леонов заплатил, чтобы у нас в Братске был такой уникальнейший музей, и так думают многие. В конце встречи библиотекарь Раиса Ивановна попросила меня исполнить мою песню «Деревня и люди», нельзя подводить дорогих библиотекарей, спел:

 

История жизни – такая судьба.
Жила вот в деревне простая семья,
Сажала картошку, а яблони свет,
Как радовал взгляд лепестков белый цвет.

Деревня и люди, живите в ладу
И тёплого хлеба подайте к столу,
И русская печка едой угостит,
А песня нас всех от невзгод защитит.

За всех стариков, за детей и за мать,
Гармошечка сладко нам будет играть
Про край наш российский, берёзовый край.
Почаще встречаться, Судьба, позволяй.

Вы, дети, хранители тех берегов
Россия одна, берегите сынов
И так же, как деды, любите страну.
Завет стариков не забыть никому…

 

Галине Витальевной песня понравилась. Потом пили чай, Галина Витальевна расспрашивала о ближних деревнях, и Зина Мирских сама из затопленной деревни, давала ей телефоны местных жителей к кому можно обратиться, и они помогут. Великий русский писатель Валентин Григорьевич Распутин, говорил о Галине Витальевне так: 


«…это именно свод, энциклопедия, житие и сказание сибирских окраин… Славное, достойное нашего поколения, житие и вдохновенное, из уст этого жития, многоголосое сказание. И богатырский подвиг Галины Афанасьевой-Медведевой, подобного которому после XIX века, кажется, не бывало. А по мере трудничества, по объемам и размаху старательства на «золотоносных» сибирских землях, вероятно, и сравнить не с чем».

 

Нашёл в интернете отрывок из словаря, почитайте пожалуйста:

 

«Вот ты знаешь, Галя, я выросла на нерпе. Без неё не могу. Я же сама с Байкала. Мы всю жизнь ели нерпичий жир, мы на нём всё жарили: картошку жарили, лепёшки, хворост даже вот в этом жире. На зиму заготавливали нерпу. Один раз папка аргала добыл. Оне же больши, аргалы-то. И вот оснимывал. Сначала шкуру снял, расстегнул его, а потом сало. Таза три сала токо с него сняли. И соседям пораздавали, и самим хватило.

И мясо нерпичье мы ели (но у аргалов оно не шибко вкусно). Его отваривают, в воду спускашь его, и минут двадцать оно варится. А больше-то – оно невкусно будет. И мы его с картошкой ели. И жарили.

И вот Коля, брат у меня, он в два с половиной года заболел, и врачи не знали, что с ним. Он у нас похудел. А был такой полненький парнишка, заживной. И мама его и к врачам в Нижнеангарск возила. И сказали, что он у вас не жилец (…). И вот в чану сало кипит, с аргала-то с этого, вот кипит, аж булькает, а мама его вынесла, Колю-то, солнышко такое, она и говорит:

– А чё? <…>. Пусть хоть на солнышке посидит.

Вот он уже, но ни на чё уже не чувствовал. А мы, значит, собрались и на него смотрим: он такой худой, синий, вот такие руки длинные. Страшный такой. Мама-то уж смерть его поджидала. Ну и он увидел это сало в чану и пополз. Он уж ходить-то не мог, а подполз и просит. А я говорю:

– Мама, ты посмотри, он сало просит!

– Дай ему, – говорит, – раз захотел. Я ему кусок сала вытащила из котла, сверху. Остудила ему и дала. Вот знаешь, Галя, он ел, аж вот, вот он ест одно сало, у него вот так вот всё бежит на рубашку. И с чего он, Галя? Вот мы всё время с мамой разговариваем, она гыт: «Может быть, в нём что-то само вот переборолось, а? Может, аргал помог». И он у нас поправился. Такой громина вырос».

 

Записан этот рассказ от Стрекаловской Анны Гавриловны в селе Макарово Киренского района.

Вот как говорила Галина Витальевна, когда было издано шестнадцать томов словаря народного говора:

 

«Удалось собрать немало интересных материалов – говоров, народных песен, сказок. Экспедиции продолжались. Посетила Нижнее Приангарье, Бурятию, Якутию, Читинскую область, Дальний Восток и т.д. Зимой прошлого года побывала у староверов-пустынников, живущих на реке Кас (левом притоке Енисея). Случалось одну деревню посещать по два раза, всякий раз находя что-то новое, многие поездки организовывалась спонтанно. Но из каждой экспедиции привозилось по 200 кассет с записями. Удалось обследовать 1258 населённых пунктов, обнаружить очаги бытования вербальной культуры, описать картину языкового ландшафта, выявить несколько тысяч рассказчиков – подлинных знатоков народной культуры. Также было сделано более 30 тысяч снимков (большая часть с Ангары). Это фотографии местных жителей – носителей фольклора, а также храмов, ландшафтов, предметов быта».

 

Не могу не привести слова писателя Валентина Курбатова, считаю это своим долгом:

 

«Я гляжу почти со смятением: Гос­поди, давно ли встали на инсти­тутских полках двадцать томов «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» (годы и годы не­устанного труда по спасению уходящей речи Восточной Сибири). И ещё не успе­ли обвыкнуться в читательском сознании два тома словаря распутинской живой ре­чи, в которых филолог, профессор ИГУ, доктор Галина Витальевна Медведева слушала героев и героинь прозы Вален­тина Григорьевича, как слушала бы ещё не записанных ею стариков и старух род­ного края, которых она всех знала в лицо, как и они её. Вот уж кто понимал и слы­шал Галину Витальевну. Нет-нет, верно, Валентин Григорьевич потихоньку и про­верял себя – везде ли старухи так говорят, как в его Аталанке. Или в Панове, Ендор­ме и Кежме иначе? Да и правда иначе.

Раньше говорили: что город, то норов. А уж деревни и вовсе наособицу – от каждого поворота реки зависят, от тай­ги ли вокруг, от крутого или пологого берега. Это мы нынче наладились бегать по земле – уже и старики разбежались: дети разъехались, как не навестить, да и застряли по городам. А там о чужую речь, хоть и речь своих детей, и вытер­лись – неудобно будто своими-то дере­венскими словами говорить, дочь или сына подводить. Да они тут и странны – деревенские-то слова. Так понемногу себя и забудешь. Потому Галина Виталь­евна и ходит от деревни к деревне, чтобы застать слово на месте, где оно живёт, не стыдясь себя и не прячась, потому что дома.

 

Случись чего (сохрани, Бог!) с матушкой Сибирью, Господь воскресит весь цвету­щий луг её живого великорусского бытия во всей необъятности и красоте, глубине, мужестве, покое, любви и мудрости, по одним книгам Галины Витальевны. Всё не молкнет великая ахматовская клятва, принесённая в роковой час русского сло­ва: «Свободным и чистым тебя пронесём, и внукам дадим, и от плена спасём. Наве­ки!» И никакое беспамятство, никакой «плен» суетной сегодняшней безличности телевидения и интернета уже не властен над небом святой, поднятой к свету при­родной русской речи».

 

 

***

 

Всё творчество сибирского писателя Анатолия Григорьевича Байбородина посвящено русской сибирской деревне, я рад, что знаю этого мудрого удивительного человека, и привожу его слова:

«Даже назвать работу Галины Афанасьевой-Медведевой над «Словарем…» подвигом было бы снисходительно – подвиг предполагает нечто мощное, отважное, но скоротечное, а перед нами тридцатилетний вдохновенный, тяжкий и азартный труд, подобный крестьянскому, который можно смело повеличать вневременным явлением русской культуры, а, перво-наперво, русской словесности. Хотя труд и поименован словарем, но создан не ради диалектных слов и фразеологизмов, – диалектизмы вплетены в устные деревенские сказы, полные детски яснодушной крестьянской любви к Вышнему и ближнему, полные земной и небесной мудрости, облеченной во вселенски образную стихию крестьянской речи. И меркнет духом и словом письменная проза, даже и классическая, перед этими на беглый взгляд неприхотливыми сказами, где сама душа народная, народом же излитая. Перед читателями не просто словарь говоров Русской Сибири, перед читателями – обойденная историками Российской Империи, истинная, правдивая, не искаженная в угоду той или иной правящей идеологии история России, история русского народа, по характере, крестьянского».    

Вот что ответила Галина Витальевна на вопрос, как она выбирала места для экспедиций:

 

«Любовь к народной культуре мне привила известный фольклорист, мой учитель профессор Елена Ивановна Шастина. Именно с ней я поехала в свою первую экспедицию. Это были деревни, расположенные по реке Лене. Деревни были незнакомые. Стучали в каждый дом. Приленцы – народ открытый, добрый, гостеприимный, словоохотливый. Мы могли часами разговаривать. Люди рассказывали о своих родителях, о бабушках-дедушках.

Тематически эти рассказы были различные: о репрессиях, раскулачивании, о возделывании пашни, об охоте, рыбалке и др. Записывали на большие магнитофоны. Бывало, что магнитофон «заедало», и мы писали от руки скорописью, сокращенно. Вечером старались восстановить услышанное днем. Сядем на бережок и пишем, пока еще в памяти. По приезде в город расшифровываешь весь собранный материал, а это довольно большие текстовые массивы. Вскоре перешли на кассеты, и за месяц из одной экспедиции мы привозили до 200 штук по 90 минут».

Также Галина Витальевна побывала на собрании общества «Старый Братск».

 

«Говорим на одном языке, друг друга понимаем. Её беды – наши беды. Правда, по разным направлениям идём: мы по части исторической, она больше занимается языкознанием и местными говорами. Когда слушаешь сделанные ею записи говоров жителей Братского района, они часто рассказывают о раскулачивании, о бандах, об отношении к затоплению деревень. Это уже наши темы», – поделилась впечатлениями от встречи братский краевед Лилия Андреева.

 

Мы сидим в библиотеке «Добрый дом» в нашем родном городе Братске – герое трудовой славы, и слушаем тихий, проникновенный голос Галины Витальевны:

 

«Я вспоминаю маленькую старушку из одной глухой таёжной деревни, затерянной в низовьях Тунгуски, – делится Галина Витальевна. – Анна Евдокимовна Инёшина, добрая, радушная восьмидесятилетняя старушка с удивительно просветлённым лицом. Много страдавшая в жизни, на войне она потеряла мужа и четырёх сыновей и осталась, как она сама говорит, одна – как «кочка в поле». И в своей бедности и одиночестве она ни на кого не ропщет, никогда не раздражается, не злится. Её дом – своеобразный центр деревни, каждый день сюда приходят люди «поговорить за жизнь», получить совет; приходят и старики, и молодёжь. А она всех принимает как своих, родных, непременно угощает, готова успокоить добрым словом. Я прожила в этой деревне целый месяц, и всё это время думала, откуда в этой маленькой старушке столько сил – физических, духовных, которых хватает не только на себя? Видимо, такие люди и есть ядро русской нации… Больше всего боюсь «невстреч» с такими личностями... С интересными людьми я стараюсь встретиться не один раз. Записываю по три часа – больше пожилые просто физически не могут – и знаю, что осталась масса нерассказанного. Нужно дать возможность людям слышать друг друга, а сегодняшняя жизнь так устроена, что мы бежим с лихорадочными, космическими скоростями. Не осталось времени, чтобы ставить вопросы о смысле жизни, которыми задаётся каждый нормальный человек. Пробегаем мимо самих себя. Искусственно механизированная жизнь, как мельница, промалывает нас. Как говорят в народе, под пепелок».

 

На вопрос об уникальности культуры Сибири ответила так:

 

«Когда я начала заниматься этой темой, я поняла: у Сибири нет единого «выражения лица». Сибирь многоликая, мозаична. Даже в пределах нашего региона встречается разный говор. Тем богаче, интереснее наш край. Его можно читать, как книгу. Сибирь – территория разнообразнейших языковых, культурных традиций. Люди, живущие в селениях, расположенных вдоль рек, немного другие. У них развито рыболовство, там часто встречаются слова, которые нам непонятны. Они, например, говорят «боевать стерлядь», что означает ловить стерлядь».

 

Спросили и про Тофаларию:

 

«Была. Удивительно самобытный край. Интересная духовная и материальная культура. Известно, например, что у тофаларов своя особенная традиционная система оленеводства, она уникальна. У них лучшие олени. Потому и воруют тофаларских оленей тувинцы. К сожалению, сейчас тофы спиваются, умирают рано… Надо сохранять национальные культуры Сибири. Для этого должны быть большие государственные программы».

 

Галина Витальевна выступала в сотнях библиотек Сибири, и приходили на эти встречи много людей, и школьники были. И всегда от таких встреч у всех становилось на душе хорошо. На мой взгляд надобно давно ввести в школьную программу классные часы по изучению нашей родной Сибири, её глубочайших истоков. Считаю это наиважнейшим делом по спасению нашей кондовой России.

 

В настоящий момент издано тридцать томов, планируется пятьдесят. Какой это труд, представить сложно, немыслимо, а Галина Витальевна Афанасьева-Медведева это делает. Галина Витальевна Афанасьева-Медведева – это исповедь всей хвойной Сибири! В общении простой человек, когда я спросил, сильно ли волновалась, когда получала награду от президента Владимира Путина, ответила: очень сильно. Я другого ответа и не ожидал, но вот всё равно спросил. На прощание мы все пожали ей руку. Эти десятки томов – действительно исповедь Сибири. Есть такая планета Сибирь. С её более чем трёхсотлетней историей. А воистину праведный человек Галина Витальевна Афанасьева-Медведева совершила, создав эти тома, духовно-нравственный подвиг. Господи! А в общении до боли простая русская женщина… Низкий поклон! Низкий поклон! Низкий поклон!

 

 

Фотография с сайта https://www.kremlin.ru/events/councils/63563/photos

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов