Каждое утро открывая свои уже плохо видящие глаза, думаю, что слава Богу ещё жив, что надобно трепыхаться. Позвонила мой друг, поэтесса из Братска Зина Мирских, сообщила, что нас приглашает настоятель храма Николая Чудотворца, протоирей Евгений Сумин. Этот удивительный, весёлый человек, ученик моего покойного друга отца Андрея Огородникова, каждый год на праздник Вознесения Христова, организует конкурс чтецов для детей. Детишки из детсадов и школ Вихоревки читают стихи, школьники выступают и играют на различных музыкальных инструментах. До Вихоревки от Братска ехать на электричке недолго. И вот я уже обнимаю Зину Мирских и Таню Чемезову. Удивительная фамилия Мирских, и в самом деле от Зины только мир и идёт. Татьяна – учитель русского языка и литературы, издала свою замечательную книгу стихов, в коронавирусное время учеников перевели на дистанционное обучение, и наша Таня на компьютере сильно повредила глаза, от нагрузки упало зрение, и она даже уволилась из школы.
Садимся в электричку, смеёмся, являясь пенсионерами имеем право ехать на электричке бесплатно, надо только куда-то там обратиться, кондуктор проверяя билеты, удивляясь смотрит на нас, де что у вас деньги лишние. Мысленно отвечаю ей, нет, не лишние, и пенсии наши по Сибирским меркам маленькие, только вот просто смеёмся и всё, так воспитаны, что ежели собрались вместе, то и скуку окаянную долой. Едем, кругом, как и положено Господом, леса, поля и реки, цветы, со мною замечательнейшие женщины нашего славного Отечества, и на душе просто хорошо, ох как дороги такие минуточки жизни.
Проезжаем немного, и вот он гигант алюминиевой индустрии страны БРАЗ, проезжаем этот громадный завод. Вспоминаю друга Вадима, трудившегося электролизником на этом заводе. Уезжая жить из Братска в Краснодар, друг пошёл в пенсионный дом поинтересоваться насчёт пенсии, оказалось он должен был уже получать пенсию пять лет, так же было сказано, что деньги за пять лет не вернут. Вадим нисколько не расстроился, лишь улыбнулся, железная выдержка у дорогого Валентиныча, у которого дед в Великую Отечественную был лётчиком и, главное, внешне был очень похож на артиста Крючкова. Мы всегда улыбались глядя на деда, лишь став взрослыми поняли, каково было деду воевать с фашистами. Внук не подвёл деда, работает авиатехником в Якутии на вахте.
В прошлогодний наш приезд кто-то посоветовал не доезжать до Вихоревского вокзала одну остановку, дескать так ближе до храма, мы так и сделали. Ушли в передние вагоны, но электричка остановилась не там, где мы предполагали, пришлось прыгать на камни. Это довольно высоко. Прыгаю, гляжу Зина за мной прыгает, а ведь у неё каблуки, гляжу, вроде целые, не сломались. Держим за руки Таню, и она тоже прыгает на камни, смеёмся, строгая комиссия прибыла на Вихоревскую землю. Живём, мягко говоря, в тревожное время, а детишки растут, и надобно, чтобы они читали стихи, пели песни, а наше дело им за это грамоты вручать. Вышли на дорогу, полил дождь, Таня запела песню: «Вместе весело шагать по просторам», и уже в следующую секунду три человека поют эту удивительно добрую песню. Зина попросила довести нас до храма проезжающего на «Жигулях» водителя, и вот мы уже возле храма.
Заходим во Храм Николая Угодника, отец Евгений обращаясь к прихожанам говорит простые, душевные слова, подходим ко кресту, целуем. Отец Евгений рад, что приехали, да и нам шибко приятно, всегда человеку радостно, когда его ждут, пьём святую водицу, едим просфирочки. И совсем вскоре начался конкурс, но вначале предоставили слово «высокой комиссии». Зина и Таня сказали тёплые слова и прочитали по стихотворению, дали слово мне, вижу детишки сильно волнуются, родители их, как могут, успокаивают. Говорю примерно такие слова: «Дорогие взрослые и наши детишки, шибко не тревожьтесь, мы живём на своей земле, кого нам бояться». Читаю своё стихотворение:
Бывает так, что ходишь ты смурной.
И кажется, что некуда деваться.
И где найти тот лучик золотой,
С которым не захочется расстаться.
А может быть, жить нужно веселей.
Творить добро и свято верить.
И ждать блаженный миг венца идей,
Когда душа откроет настежь двери.
И сразу станет радостным твой век.
И люди будут чаще улыбаться.
Ведь для того и создан человек.
Чтобы любить, и плакать, и смеяться.
Вижу – волнения поутихли. Как же всегда радостно видеть выступления детей! Звучали стихи о любви к Отечеству, к природе, к дому, а Чемезова Таня, глядя какие отметки я выставляю, уже шепчет Зине: «Толя снова всем пятёрки ставит». Всё это время лил маленький дождик, и вдруг пошёл сильный. Отец Евгений пригласил всех в храм, конкурс продолжился в храме. Подумалось, что дети на всю жизнь запомнят свои выступления в стенах храма. Всегда в такие моменты жалею, что не могу подарить всем детям свои детские книжки, как правило, дарю либо классному руководителю, учителю, воспитателю детского сада, а так хочется подарить именно всем.
Всем были вручены грамоты, Зина с Таней тоже подарили свои книги. После сидим в трапезной, разговариваем с отцом Евгением о жизни. Батюшка преподнёс нам каждому по большой просфире. Помянули конечно батюшку Андрея Огородникова. Совсем недавно, посетив могилку друга, познакомился там с прихожанкой Ниной, очень добрая и сильная духом женщина.
Снова Вихоревский вокзал, спустя час, снова мы в Братске. Меня встречает та самая прихожанка Нина и говорит, что в Братске строится новый храм, приглашает на молебен. Обнимаю на прощание Таню с Зиной, едем с Ниной на машине. Молебен. Настоятель строившегося храма Петра и Февронии отец Михаил читает молитвы. Приходит пора возвращаться в родной посёлок Гидростроитель, всегда жалею, что, может быть, что-то не доделал в этот день, улыбаюсь, ведомо, что многие так думают. Проходит несколько дней, Таня Чемезова присылает по электронной почте сообщение, читаю:
«Доброго здоровья, Анатолий!
Для меня наша поездка тоже была интересной и необычной. Особенно такое непринуждённое общение с батюшкой в трапезной. Зина – настоящая героиня, бесстрашно ринулась вниз. Меня-то вы ловили. Страховали, по крайней мере. Меня удивило, что ты меня спросил, когда я по дороге запела, не испугалась ли я. Нет, конечно, просто у меня с детства правило: «С песней по жизни!» Я всегда пою. Кстати, мы с Зиной ездили на Троицу В Ангарскую деревню. Я там встретила знакомых девчонок и пела с ними, поскольку песен много знаю. Здорово съездили. Этот музей у нас, как Байкал, – место силы».
Хорошо, что родился в Сибири. Братск – любимый город! В нём живёт много надёжных, добрых людей, зовут такой народ Братчанами или Сибиряками…
Художник: Геннадий Литвиненко