28/06/2013 Нынешний фестиваль в некотором роде юбилейный, пятый. А также совпавший по юбилейности с годом русской Победы в Сталинградской битве. Видимо, дабы подчеркнуть юбилейность, ведущие со сцены не единожды напоминали о том собравшимся. И – о чём также не один раз было озвучено со сцены – фестиваль приурочен к государственному празднику День России. Вынесенная же в заголовок фраза «Немцы дошли до Волги» услышана мной в толпе «фестивалящего» народа, в каковую меня угораздило попасть в качестве сопровождающего лица при несовершеннолетней дочери, поклонницы рок-музыки. Не отпускать ведь ребёнка одного на столь массовое мероприятие! Так думалось вначале. Потом, после 12-часового бдения под палящим солнцем я уже философски размышляла о том, как далеко может завести материнский инстинкт!.. Тем не менее, если дочери хоть рок помогает отвлечься от нервотрёпки по сдаче распроклятого ЕГЭ – то пусть будет рок!
Признаюсь, что будучи с юности поклонницей «Битлз», «Квин», «Скорпионс», «Иглз», частично «Кино», я сама тем не менее не отношу себя к поклонникам рок-музыки в принципе. К противникам, впрочем, также бы себя относить не стала. Хорошая музыка хороша вне зависимости от жанра и существует по факту! В детстве отец мечтал видеть меня пианисткой, и я, в процессе обучения возненавидевшая музыкальную школу, тем не менее её закончила. Видимо, «добровольно-принудительная» классическая консонансная музыкальная прививка моей детской души (как прививка кори) позже не позволила мне всерьёз увлечься априори диссонансным роком. Хотя среди моих знакомых в юности было немало «рокеров».
Так что отношение у меня к рок-музыке неоднозначное. Как явление массовой культуры отвергать рок глупо. Но как явление музыкальной культуры принять рок-музыку могу лишь в виде исключения в лице наиболее талантливых её творцов и исполнителей… Обо всём этом думалось, когда мы с дочерью ехали в сторону посёлка Петра Дубрава, что под Самарой. Электричка была одна из первых-утренних в фестивальном направлении, специально к фестивалю же железной дорогой введённая. Народ в вагоне был самый разнокалиберно-разношёрстный. Но уже просматривался, так сказать, рокерский «мейнстрим» и специфический «контингент» – в ирокезах и дрэдах. Некоторые парни со знанием дела рассуждали о роке вприхлёб с пивком. Некоторые девушки, частично обнажившись, разрисовывали друг другу тела рокерской и фестивальной символикой… «Как же мы найдём поляну Красный Пахарь, где фестиваль будет?» – спросила у дочери. «Как в «Гарри Потере» – иди вслед за пауками», – с усмешкой ответила Стаська, иронически кивая на экстравагантных рокеров с ирокезами и прочими экстремальными причёсками. Я вздохнула с некоторым облегчением – слава Богу, у дочери при всей её непонятно откуда взявшейся пламенной любви к року, пока хватает ума не сделать себе ирокез и не проколоть бровь.
Кстати, как гордо озвучили устами ведущих фестиваля его устроители – «Рок над Волгой» благословил Патриарх Всея Руси Кирилл. Оставляю сие утверждение на совести организаторов фестиваля, так как ни сам Патриарх Кирилл, ни его самарско-сызранский наместник Сергий, ни кто бы то ни было в церковном облачении перед публикой не появились.
… Итак мы обретаемся в электричке. Наши «пауки» уже выпили пиво, разрисовали тела. Все вместе выходим на станции с милым патриархальным названием «Дачная» и гурьбой направляемся к месту «феста». Жители посёлка Петра Дубрава, коих я заочно превентивно жалела, как заложников места проведения столь неоднозначного и столь массового мероприятия, как-то не особо похожи на несчастных. Прямо около своих домов-огородов бойко подторговывают пирожками, пивом, минералкой и прочими сосисками в тесте. Кое-кто из толпы время от времени подкатывает к этим импровизированным точкам продажи и тут же откатывается назад. Вслед незадачливым покупателям незадачливые продавцы не без злорадства кричат: «Ничего, там втрое больше за это же заплатите!». Забегая вперёд, скажу, что когда мы в полночь, после фестиваля, пойдём обратно к электричкам, эти же продавцы будут куда как более востребованы этими же, порядком измотанным фестивальным пивом и децибелами покупателями.
На самом фестивале устроители устами ведущих гордо озвучили цифру в 600 тысяч человек публики. Уточнённая цифра посетителей выглядела скромнее – 450 тысяч, но тоже впечатляюще. А в динамике – по сравнению с прошлым годом – и того убедительнее, вдвое больше народу собрал нынешний фестиваль. Так что на предмет того, что сие действо было массовым, никаких вопросов. Вопросы – и большие! – возникают, когда понимаешь, что фестиваль позиционируется ещё и как патриотическое мероприятие. Упор в освещении фестиваля сделан на информативную поверхностную составляющую. Например, сколько грузовиков (девять!) заняла аппаратура «гвоздя программы» – немецкой группы «Рамштайн». А ещё, сколько времени (ажно час!) потребовалось на установку этой мощнейшей немецкой аппаратуры на русской фестивальной землице. Кстати, при трансляции фестиваля по каналу ТВ-центр 12 июня «гвоздь фестиваля» остался как-то так за скобками трансляции. Думается, не только потому, что якобы «Рамштайн» по контракту запретила тиражировать своё выступление на российском ТВ. Но и потому, что на ТВ-центре нашлись умные люди, понимающие, что трансляция фестиваля без купюр может вызвать бурю возмущение народа. Одно дело созерцать, как солист «Рамштайна» Тиль осуществляет «художественное семяизвержение» из некоего фаллического прибора на восторженных своих почитателей, принявших на грудь пивка и пробившихся к сцене. Совсем другое – видеть это «патриотическое шоу» трезвыми глазами в День России по российскому же телевидению, не будучи фанатом «Рамштайна»!
Менее всего я ставлю целью данного повествования «зачморить», выражаясь молодёжным сленгом, фестиваль «Рок над Волгой». Скорее наоборот! Это действо, словно лакмусовая бумажка, даёт немало поводов для размышлений – музыкальных едва ли не в последнюю очередь. Размышлений социальных, психологических, исторических, патриотических, политических… И в первую очередь – идеологических. Фестиваль – во многом показательный срез-тест умонастроений современников разного возраста, социального статуса и профпринадлежности. На нём были не только студенты и школьники «рокового» возраста, но и люди, давно оставившие позади возрастной «роковой» рубеж, но сохранившие любовь к рок-музыке. Как говорится, если посмотреть на фестиваль «Рок над Волгой» с «точки зрения», там есть на что посмотреть. И есть о чём подумать!
Начну с главного. С патриотизма. Официальная патриотическая составляющая «Рока над Волгой» всячески педалировалась ведущими. Во-первых, фестиваль приурочен ко Дню России. Во-вторых, юбилейный пятый «Рок над Волгой» проводится в юбилейный год Сталинградской битвы. Официальным организатором и устроителем фестиваля является Правительство Самарской области. Правда, в этом контексте сразу возникает закономерный вопрос: «Почему в канун русского праздника и в год победы над немцами под Сталинградом гвоздём программы проводимого в России на Волге фестиваля становится немецкая рок-группа?». И уж если она стала «гвоздём программы», может, не стоит лишний раз упоминать нашу Победу на Сталинградской Волге? И не повторять лишний раз слово «патриотизм»? А то какой-то странный патриотизм получается… Но, видимо, эти вопросы резонно адресовать в первую очередь устроителям-организаторам фестиваля. А я так уверена: он состоялся бы и был бы не менее массовым, если бы на сцене выступали только российские рокеры. А «Рамштайн», уж если кому-то так охота, можно было бы приурочить и ко Дню студентов, Дню молодёжи, и не делать так, что позиционируемое патриотическим действо уж очень отдаёт кощунством над памятью поминаемых всуе на фестивале победителей Сталинграда… Всем мало-мальски продвинутым поклонникам рока известно, что «Рамштайн», скажем так, не шибко-то дистанцируется от сатанистов. По факту мы живём в эпоху толерантности – по отношению к сексменьшинствам, нацменьшинствам, религиозным меньшинствам… Но к чему задействовать тогда благословение Патриарха? Во всяком случае, противоречия, на которые был богат фестиваль, наверное, и более полно раскрывают суть этого явления. Их настолько много, что своё повествование-размышление я решила разбить на небольшие «главки». Они помогут мне более структурно акцентировать основные энергетические (или болевые, как угодно!) фестивальные «точки». Это будут мои размышления и мои мнения. Я никому их не навязываю, но считаю своим долгом озвучить. Как говорится, это моё мнение и я его полностью разделяю! Если кого-то я сподвигну на спор и на размышления, значит, цель данного повествования будет достигнута.
***
На входе помимо процедуры проверки на металлодетекторе, мы прошли процедуру «отъёма пищи и воды». Это делалось якобы в целях охранения публики от возможного отравления некачественными и скоропортящимися продуктами и напитками, взятыми с собой. Однако цены на еду и напитки внутри периметра фестиваля ярко продемонстрировали: «Любовь нечаянно нагрянет, когда на что-то надо жить». В данном случае – любовь устроителей к року, устроителей, которым-таки надо оправдывать фестивальные расходы и гонорары музыкантам. Стоимость небольшой сосиски в тесте, равно как и шаурмы, стартовала от 250 рублей, цена пол-литровой бутылки «Аква-Минерале» – от 50 рублей, банальное мороженое в стаканчике тоже начинало отсчёт от 50 рублей. Цен на пиво (в продаже было исключительно «Клинское»!) не знаю, но вне зависимости от цен на него, пиво было более чем востребовано… «На трезвяк» внимать происходящему со сцены, видимо, не было оптимумом. Невольно вспоминается слоган рокеров-друзей моей юности: «Секс, наркотики, рок-н-ролл». Ныне он звучал бы, наверное, так «Пиво, секс и рок-н-ролл» у наиболее «продвинутых» рокеров и меломанов. Однако против истины грешить не буду. Там, где стояли мы с дочерью, а мы стояли достаточно далеко от сцены, особо «датых» не было. А в меру «датые» вели себя вполне прилично и даже доброжелательно. И вообще, меня приятно удивило, что при всей явно мужской харизматичности фестиваля и преобладании мужского населения в социуме фестивальной поляны – не было пошлых драк и прочего кулачно-мордобойного выяснения отношений (чего я, честно говоря, более всего попервоначалу опасалась!). Люди были вежливы друг к другу. И стоило спросить у первого встречного, где, к примеру, пункт раздачи воды, тебе с готовностью объясняли. Допускаю, что нам просто повезло на вежливое окружение, но тем не менее это так.
Раз уж я заговорила о раздаче воды, то следует сказать, что к чести устроителей, они обеспечили всех-всех желающих бесплатной питьевой водой – её раздавали абсолютно безвозмездно в бесплатных же пластиковых стаканчиках. Туалеты тоже присутствовали, не без очереди, правда. Надо полагать, также бесплатно-благотворительные… Не дошли мы, к счастью, и до пункта оказания медицинской помощи, которые тоже наличествовали на фестивальной поляне. Были и волонтёры в специальных майках с символикой фестиваля, собиравшие мусор, к которым можно было обратиться с любым вопросом.
***
Я-то по наивности думала, что буду едва ли не самой «взрослой» посетительницей «Рока над Волгой». Поскольку я сталкивалась с представителями рок-культуры в юности, они моём сознании так и остались юными навсегда. Так остаются молодыми, тьфу, тьфу, тьфу – мёртвые. Впрочем, к тому же Виктору Цою, Фрэдди Меркьюри, Егору Летову и многим другим рокерам это утверждение правильно на сто процентов. Но оказывается все эти годы, пока рок-культура была вне сферы моих интересов, её живые кумиры тоже взрослели вместе со своими наиболее верными фанатами. Но для меня рокер на сцене ассоциируется с молодостью. Мол, какой уважающий себя взрослый человек, чего-то достигший в жизни, будет протестовать и в рваных джинсах скакать по сцене, круша гитарой всё на своём пути в пылу вдохновения. Однако ничуть! Те же Константин Кинчев, Борис Гребенщиков и прочие, пережившие Цоя, современники и ныне никуда не делись. А к ним добавились новые рок-группы – БИ-2, «Смысловые галлюцинации», «Мордор» и др. Правда, и Кинчев, и Гребенщиков протестуют ныне более цивильно, чем в юности. А то, что рок – априори протестная музыка, никто спорить не станет. Не будь он протестным – кто бы его слушал? Протест против пошлости, обывательства, женоподобной попсы, против того, что сегодня душа человека так часто заплывает телом… В этом смысле, вдруг подумалось применительно к литературе, Лермонтов – самый рокерский поэт. Кстати, на лермонтовские стихи немало рокеров поют, на того же «Демона»…
Допускаю, что коллеги писатели сейчас поёжатся, читая о том, что «Лермонтов – рокерский поэт». Для таких, особо блюдущих честь писательского мундира, перефразирую: «Лермонтов – роковой поэт!». С этим не поспоришь… Насчёт того, насколько «рокерский» (что роковЫм – несомненно!) был Сергей Есенин – поразмышлять можно отдельно. Есенин, видимо, настолько Есенин, что он – и рокерский, и классический, и народный, и вообще – все жанры побеждающий и жанры презирающий. Как говорил Бетховен: «Композитор – это тоже поэт», таким образом гениальный немецкий композитор ставил поэзию даже выше музыки. В принципе, любой высокий профессионал, будь он алгебраист Хайям или физик Эйнштейн, боготворивший Достоевского, в первую очередь поэты. А чем талантливее поэт, тем более он разножанров, как разножанрова, по сути, жизнь. Таким вот разножанровым «поэтом в музыке» был легендарный (и очень мной ценимый!) рокер Фрэдди Меркьюри, который вполне мог стать выдающимся оперным музыкантом. Но Фрэдди выбрал рок, а рок (в самых разных смыслах этого слова!) выбрал так рано ушедшего в мир иной Меркьюри.
В ходе концерта ловлю себя на мысли, что новые группы БИ-2 и «Мордор» как-то более живо звучат на фоне давно знакомых мне «Алисы» и «Гребня». Да и реакция публики на новых рокеров явно поживее. Всё-таки рок, в отличие от классики, продукт, как бы это потактичнее сказать – скоропортящийся, должен быть созвучен именно своей эпохе, и без контекста этой эпохи быстро «прокисает». Это классика жива во все времена, вне зависимости от привязки к эпохе. Даже изуродованный новейшими электронными аранжировками Моцарт слушается так современно, что понимаешь – сошедшую с небес музыку на грешной нашей земле даже совокупными нашими усилиями невозможно изуродовать в принципе. Наверное, когда грянет Апокалипсис, и сметёт в назидание свихнувшемуся от своей самодостаточности человечеству всё живое с земли, то говоря словами Тютчева
Всё сущее опять покроют воды
И Божий лик отобразится в них.
А ещё, наверное, будет звучать, как звучала за миллиарды лет до нас, космическая непобедимая музыка Моцарта или Рахманинова. Она существовала в пронизанном музыкой и словом Космосе-Логосе и до Моцарта с Рахманиновым, они просто услышали её и помогли нам её услышать…
…Не шибко заинтересованная происходящим на сцене, я больше наблюдала людей на фестивале. Видя среди них тех, кто постарше меня, но при этом одет в «рокерский» прикид, и при этом подпевает происходящему на сцене, то есть в курсе современной рок-музыки, а не просто зашёл на фестиваль пивка попить, я думала о том, что, возможно, некоторые из них недовольны своим нынешним статусом и положением в обществе. Иначе бы вряд ли сюда пришли… Есть у меня один друг с журналистской моей юности. Идейный рокер! На гитаре играет и поёт так, что заслушаешься. В юности, учась в Екатеринбурге, был знаком со многими, ныне культовыми, рок-музыкантами. Будучи ныне высокопоставленным, но и уважаемым (бывает такое!) чиновником в Оренбурге, он и ныне весь загорается, когда говорит о любимых музыкантах. Но я почти уверена, что при этом он не поедет на рок-фестиваль даже, если выдастся возможность. Не потому, что условия на фестивалях такого типа (типа того!!!) спартанские. А, видимо, потому, что понимает: «Если ты не был рокером в 25 лет, у тебя нет сердца. Но если ты остался рокером в 45 лет – у тебя нет головы»…
Хотя я тут же отгоняю от себя мысль, что вот эти неюные поклонники и поклонницы рок-музыки, что со знанием дела подпевают происходящему на сцене, просто «лузеры» по жизни, не состоявшиеся в профессии и социальном статусе. Впрочем, видимо, есть среди них и такие, для кого рок был и остаётся едва ли не самым ярким «приключением» в жизни. Может, всё у них хорошо, а причина – уходящая юность и попытки вернуться в неё, приобщившись к фестивальному действу… В их случаях любовь к року – лишь одна из форм «кризиса среднего возраста». Когда вот эта симпатичная дама крепко за пятьдесят – подпевает Алисе, а заодно и Кипелову, не хочет ли она таким образом продлить свою молодость? Другая её ровесница побежит делать ботокс на лице, а эта слушает рок. Тут есть о чём поразмышлять психологу! Ну а молодёжи, что говорится, сам Бог велел в 22 года быть рокером. А если у тебя парень рокер (бывает!), то конечно, отпускать его одного туда, где «пиво, секс и рок-н-ролл» в условиях, когда «на десять девчонок по статистике девять ребят» – глупо… У каждого свои резоны. Кого-то доводит до фестиваля борьба за личное счастье, кого-то – борьба с возрастом, кого-то – борьбе с серостью офисно-планктонного состояния, кого-то борьба за благополучие дочери… Что ж, вся наша жизнь – борьба!
***
А раз борьба, то должен быть авангард. Это я о «пробившихся» к сцене. С таким рвением, с каким они, внуки-правнуки победителей Второй мировой войны, на фестивале пробивались к сцене с немецкими исполнителями, пробивались, наверное, некогда их прадеды-деды к Рейхстагу! Являя примеры стойкости и отваги!.. Пробившиеся к сцене были вроде как на передовой – с риском для жизни, учитывая скопление постоянно напиравшего сзади народа. Устроители фестиваля время от времени прерывали выступление очередной рок-группы, на сцену выходила терпеливая девушка и по микрофону увещевала: «Ребята, сделаем дружно и медленно три шага назад от сцены, чтобы не было эксцессов. Пока три шага от сцены не сделаете, фестиваль не будет продолжен!». Слава Богу, очередного «издания» «Ходынки» не состоялось. Позже узнала, что некий юный идейный рокер, родом из Оренбурга, друг моей дочери, сумел пробиться именно в первые ряды к «театру военных сценических действий». И ему даже «посчастливилось» не только опалить часть бровей тотальными огненными спецэффектами «Рамштайна», но и лицезреть самую, как говорится, пафосно кульминационную часть фестивального шоу. Когда солист Рамштайна после «художественно» сымитированного на сцене гомосексуального полового акта, из устройства, призванного изобразить фаллос, изрыгнул в толпу возле сцены некую сверкающую жидкость, надо полагать, следуя логике, это был «образ» семенной жидкости. И всё это под радостно эйфорические крики толпы, подогретой пивом и «патриотизмом». Видимо, гомосексуальная тема ныне настолько в «трэнде», что даже в канун Дня России и юбилейный Сталинградский год без неё никак нельзя обойтись. Сие «художественное» семяизвержение на сцене продолжилось впечатляющим салютом под занавес фестиваля. Под салют и патриотизм у нас вообще многое можно списать… Когда небо расцветает салютом, недосуг задуматься, что в год Сталинградской битвы немцы пришли-таки на Волгу и на нас, внуков и детей победителей Второй мировой войны, обрушили со сцены свой «салют» – салют потомков побеждённых на потомков победителей. Да ещё, говоря впростоте, бабло гонорарное мы им за это отвалили немалое по линии Правительства Самарской области – из наших же денег. Такой вот художественный пересмотр итогов Победы!
Впрочем, к группе «Рамштайн» никаких претензий. Гости ведут себя так, как позволяют им хозяева. Если мы сами не уважаем себя, своих предков и своей славной истории, грешно требовать уважения со стороны гостей. Ну чтобы те, к примеру, завершили своё выступление не «семяизвержением» на нас, но исполнением на немецком языке всемирно знаменитой русской песни «Катюша». Эта песня, кстати, тоже имеется в репертуаре «Рамштайна»! Почему же не она стала ключевой в выступлении группы? А вовсе даже наоборот? Это вопрос к устроителям фестиваля.
***
А ещё небезынтересно было понаблюдать, как реагируют собравшиеся на те или иные песни русских рок-групп. Какие флаги и майки надеты на собравшихся. Количество маек с надписью «Моя Родина СССР», «Мы русские, с нами Бог» и т.д. может успешно конкурировать с майками, на которых изображены кумиры рока. Стало быть, говорить о всех внуках-правнуках победителей Второй мировой войны, как об «иванах, победного родства не помнящих» было бы всё-таки не вполне логично. Они-то не виноваты, что организаторы-устроители фестиваля не оговорили с приглашёнными артистами репертуар, который те вынесут на сцену!.. Отрадно, что краткое-попутное (надо же чем-то паузу заполнить, пока аппаратуру очередная группа подключает), объявление ведущих о том, что нынешний год – юбилейный для нашей Победы в Сталинградской битве, вызвал на удивление радостные (даже с учётом принятого фестивальным народом пива!) крики толпы. И вообще, что показательно - песни российских рокеров, даже самые заурядные с точки зрения музыки (в тексты рок-композиций людям, даже мало знакомым с основами стихосложения, я бы вслушиваться не советовала), вызывали особо бурную реакцию собравшихся в тех местах, где пелось о «революции», «свободе»… Кипелов с композицией «Я свободен» был вообще чуть ли не звездой, которую ждали и на которую специально ехали. И пели эту песню молодые парни, стоявшие неподалёку от нас, с такой яростью, словно они в крепостной неволе. С чего бы?
***
Все флаги в гости будут к нам, как сказал поэт. Флагов действительно было – море. Настолько разливанное, что устроители просили малость свернуть флаги, дабы не мешать телевизионщикам снимать происходящее на сцене. Каких только городов не было представлено на флагах – Казань, Нижний Новгород, Оренбург, Саратов, Волгоград… Были флаги малых городов и районов, географическое расположение которых большинству россиян знакомо лишь отчасти – Ковров, Глазов, Выкса, Грачёвка… В общем, каких только флагов не было на фестивале! А каких всё-таки не было? А не было почему-то флагов городов и райцентров Самарской области, на территории которой фестиваль имеет место быть уже пятый год. Ни Жигулёвска, ни Пестравки, ни Новокуйбышевска, ни Чапаевска, ни Сызрани… А уж нам-то, что говорится, сам Бог велел выкинуть свои стяги – хотя бы по месту географического жительства. Али мы меньше патриоты земли своей, чем приехавшие к нам из других регионов? Али просто – организация на местах у нас послабже? За другие города Самарского региона говорить не буду. Но вот в «ридном» Новокуйбышевске даже не удосужились как-то хоть попытаться организовать местную молодёжь в плане поездки к месту фестиваля, пусть даже за деньги этой самой молодёжи. Словно и не Правительство Самарской области реализует проект «Рок над Волгой». В итоге многие новокуйбышевцы, как говорится, самоходом добирались до мероприятия. А потом, не успев на электрички, многие ночевали на Самарском вокзале. По счастью вокзал в Самаре неплохой, да и сотрудники железной дороги, видимо, были предупреждены о стечении народа. И на том спасибо!
О флагах с географической точки зрения я сказала. Но немало было и флагов, которые я бы назвала, как ни странно прозвучит в наше неидейное время, идеологическими. Потому что в данном конкретном случае политическими можно назвать даже флаги ностальгические – со всевозможными надписями и символикой, пронизанной тоской по СССР и по русскому в России, эти флаги весьма перекликались с надписями на майках. А ещё было немало флагов пиратских, их называют «чёрный джек» (блэк-джеки). Вроде бы безобидные и даже шуточные, в стиле Джонни Дэпповского Джека-Воробья. Так – да не совсем так, если вспомнить недавние события в том же Питере, да ещё в ряде городов. Где молодёжь после проведения тех или иных протестных акций выкинула в небо такие вот «блэк-джеки». Так что флаги – тоже повод для размышлений. Как, впрочем, и количество приехавших на фестиваль. Пусть даже не 600 тысяч, а 450! Но нелишне задуматься на предмет динамики роста поклонников рока. А ну как это косвенный показатель роста протестных настроений в обществе? Нет-нет, ни в коем разе закрывать фестиваль не надо, это проще всего. Но вспомнить о том, что рок – изначально протестная музыка. А раз протестуют, значит, есть, против чего протестовать! И возможно, протестные настроения ныне канализируются не через всевозможные митинги, курируемые компартией, на которые особо никто не приходит, а через рок-движение, как не раз бывало уже в России. Когда Виктор Цой в середине 80-ых годов пел «Мы ждём перемен», перемены не замедлили наступить. Никто же не думал тогда, что сии перемены примут облик Михаила Меченого!
***
Несколько забавно было, что, озвучивая творческие достоинства той или иной рок-группы, упор ведущими фестиваля делался на факторы, которые при всём желании творческими никак не назовёшь. Например, количество тонн привезённой той или иной группой аппаратуры. Словно децибелы – едва ли не главная составляющая рок-процесса! Объявляя «Рамштайн», в частности, со сцены заговорили едва ли не в первую очередь о 40 тоннах привезённой «Рамштайном» аппаратуры. Потом уже в теленовостных дайджестах количество рамштайновской аппаратуры измерили не в тоннах, а в грузовиках – 9 грузовиков.
***
С самого начала фестивального действа я попутно отметила, что на поляне собралось немало неглупых по виду представителей сильного пола. Больше, наверное, только на футбольных матчах. Ребята спортивные, накачанные, и не так чтобы уж очень шибко налегающие на спиртное, стало быть, не путающие творческое «рок-первородство» с пивной «чечевичной похлёбкой». Возможно, нам просто повезло, мы стояли достаточно далеко от фестивального авангарда, пробившегося к сцене. Но ещё большее (и приятное!) впечатление оставила у меня женская часть фестивальной публики. В наш-то век «тоталитарного гламура и коррекции ногтей» девушки на рок-фестивале были достаточно просто, но со вкусом, одеты. Практически ни у одной я не заметила гламурного макияжа и искусственных ногтей. Худышек-анорексичек тоже особо не наблюдалось. Правда, многие девушки и дамы не пренебрегали татуажем на темы рок-музыки и рок-культуры. Так что, по всей видимости, «антигламурки» – рокерский ответ бабски женственным «попсовикам» и «попсовичкам». И, может, не следует так уж один в один отождествлять «пиво и рок-н-ролл». Дочь моя, к примеру, в свои почти 18 лет не курит, не пьёт, сквернословит в исключительных случаях (процесс сдачи ЕГЭ, видимо, один из этих немногих случаев!). Она не носит татуировок, не убегает из дома, не конфликтует с родителями… Но при всём при том моя дочь очень любит рок-музыку! И терпеть не может попсу, которая, видимо, у способной мыслить молодёжи ассоциируется именно с бабским гламуром и прочей «тупизной»!
Как-то в разговоре с самарским известным композитором я услышала поразившую меня информацию. Оказывается, среди заключённых, если учесть, что все мы родом из детства, кого только нет в формате школьной успеваемости – троечники, отличники, даже золотые медалисты. Нет только среди преступников тех, кто волею судьбы получил в детстве музыкальное образование. Один из самарских областных депутатов, будучи куратором «зон», тоже в своё время услышав эту информацию, взял её на карандаш. И решил проверить на соответствие суровой действительности. Он специально при посещении мест лишения свободы в качестве депутата, уточнял, если ли среди заключённых люди с музыкальным образованием, полученным в детстве. И каждый раз с удивлением убеждался – таковых нет! Вывод из сказанного? Музыкальное образование, полученное в детстве, не только прививка от дисгармонично-диссонансной музыки, но и залог добропорядочности гражданина. Видимо, соприкоснувшись с музыкальной классической гармонией, душа человеческая обретает особенную чувствительность ко всякого рода дисгармонии и греху. Кто знает, может, моё равнодушие к року, как музыкальной культуре, за редкими консонансными исключениями в виде «битлов» и «квинов», есть благодатное следствие пролитых мной в детстве за ненавистным фортепиано слёз? Может, именно те горькие корни ученичества дали моей душе сладкие плоды любви к музыке и гармонии? И может, дабы оградить своего ребёнка от неизбежных искушений в жизни, его стоит отдавать учиться в музыкальную школу? Хотя бы даже и добровольно-принудительно, как было в моём случае…
***
Говоря о фестивале с психологической, политической, патриотической, социальной, матримониальной, музыкальной и прочих точек зрения, не можно обойти исторических параллелей. Ощущение некой слиянности с природой и с изначальной вольностью души, видимо, были не последними факторами существования Запорожной Сечи, разогнанной императрицей Екатериной Великой. Массовые фестивали, вроде «Рока над Волгой» или той же «Груши», видимо, дают возможность людям хоть ненадолго ощутить не столько свободу (столь часто ныне декларируемую, но реально не существующую), сколько – волю, природную исконную волю человека, данную ему свыше. А слиянность с природой добавляет этому ощущению романтики. У запорожцев врагом был, как известно, турецкий султан, сочиняя письмо которому, запорожцы не стесняли себя в выражениях. На «Роке над Волгой» таким «турецким султаном», как становится очевидно из реплик окружающих, является попса. Обнаглевшая, безголосая, но при этом голо-систая бабская попса. Видимо, тут сказывается различное начало в разных музыкальных направлениях. У рока – выраженное мужское начало. Потому даже прекрасные представительницы рок-музыки не переполнены избыточной женственностью. В то время как в поп-культуре даже мужчины-исполнители весьма женоподобны.
***
Касаемо «Рамштайна», поющего на немецком языке, могу сказать одно, опять же никому своего мнения не навязывая. Мне, в юности очень любившей мелодичный английский язык, последние десятилетия существования России в условиях зависимости от англоязычных стран, настолько, видимо, надоел вездесущий «инглиш», что хуже него только русскоязычная «попса». Впрочем, это тот случай, когда – оба хуже. У России, по определению императора Александра Третьего, при «наличии отсутствия» друзей, есть только два союзника – её армия и её флот. И оба наши союзника пребывают ныне не в лучшем, надо полагать, состоянии по причине так называемой конверсии, на поверку оказавшейся нашим односторонним разоружением. На немецком чётком языке, по определению Ломоносова, сподручно разговаривать с врагами. Может, мы слишком долго учили английский, и наше англоязычное «партнёрство» не принесло России победы. И уж если выбирать между английским и немецким, лично я последнее время предпочитаю последний! Хотя и знаю, что в истинном русском языке есть все лучшие качества всех языков мира, но сейчас, как говорится, не об этом…
***
Забавный и парадоксальный мы народ – русские! Толпой идём на немецкий «Рамштайн», немцы со сцены поливают нас, как хотят, в канун Дня России и в юбилей нашего Сталинграда. Мы утираемся, радуемся, что приобщились к искусству. Зато после фестиваля, толпясь на перроне в ожидании электрички, вдруг начинаем азартно кричать: «Русские вперёд!». И вся толпа с энтузиазмом подхватывает этот клич. Он лавинообразно нарастает, пока вдруг какой-то парень не кричит: «Ё-моё, куда вперёд? Там же рельсы!». Стоим-то на перроне! Благодушно хохочем! Кто-то в толпе шутит об Анне Карениной, кто-то о Ельцине – мол, на рельсы только после них… Но ощущение всеобщей эйфории, единения ещё долго витает в воздухе. Чем не Запорожская Сечь! «Русские, вперёд!» Только не на рельсы!
***
И всё-таки грустно! Не потому, что фестиваль «Рок над Волгой» закончился. А потому, что это воистину какой-то рок. И не только над Волгой, над Россией тоже. Я не против того, чтобы на Волге в год Сталинградской нашей Победы, пели под овации русских людей немцы из «Рамштайна». Но пусть поют «Катюшу», хоть даже на немецком языке! А ещё я не против, если бы в юбилейный год взятия нашими дедами Берлина под овации немцев возле Рейхстага пели русские рокеры на русском языке. А немцы бы в количестве полумиллиона человек кричали русским «Ура!». А почему бы и нет? Всё-таки не немцы, а русские победили во второй мировой войне. И как так вышло, что с лёгкой руки власти дети-внуки-правнуки российских победителей стали фанатами немецкой группы… чуть не написала – группы войск. И когда мы наконец поймём на самом высшем уровне, что культура национальная – основа национального духа и часть воинства национального. Если мы не кормим свою армию, будем кормить чужую. Если мы не любим своих национальных поэтов (а музыкант, памятуя вышецитированного Бетховена, тоже поэт!), будем вынуждены «любить» чужих.
И чему тогда удивляться, что господдержка патриотизма в том же Самарском регионе идёт в рок-формате (если немцев на Волге, конечно, можно считать российскими патриотами). И если так по факту, то не надо возмущаться, когда в том же городе Тольятти апологеты секс-меньшинств в формате флэш-моба выкладывают презервативы возле Вечного Огня. И тем в очередной раз «прославляют» Самару на всю Россию! При этом вполне искренне молодые тольяттинцы, выложившие презервативы у Вечного Огня, не понимают, а что тут такого? Ну презервативы! Ну у Вечного Огня! А чем это хуже рок-фестивальной имитации гомосексуального совокупления на сцене? Или чем хуже «художественного» немецкого семяизвержения на русскую публику в год Победы в Сталинградской битве в формате мероприятия, приуроченного к государственному празднику День России? Вы так и не поняли, о чём я? А я всё о том же – о государственной поддержке русского патриотизма, в которой мы вполне можем обойтись без немцев и без глумления над русской публикой (к вящему восторгу последней, что ещё более прискорбно!), без «художественно-креативной» похабщины, оплаченной нашими же налогами и из нашего же кармана.