Учение о ноосфере зародилось на Полтавщине

1

9373 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 47 (март 2013)

РУБРИКА: Страницы истории

АВТОР: Ярёменко Николай Николаевич

 

В.И. Вернадский«Наш соотечественник Вернадский в начале ХХ века создал

учение об объединяющем человечество пространстве,  

ноосфере, в нём сочетаются интересы стран и народов,

природы и общества, научное знание и государственная

политика». 

 

В.В. Путин, Президент Российской Федерации

 

12 марта 2013 года отмечалось 150-летие великого учёного-естествоиспытателя Владимира Ивановича Вернадского. Примечательно, что 2013 год объявлен Президентом России Годом охраны окружающей среды. А ведь именно Вернадский изучал влияние человека на биосферу, а первые мысли о ноосфере зародились у него в степях Малороссии, которыми он делился в своих письмах к жене.

 

 

Переписка В.И. Вернадского с женой во время исследования им Кременчугского уезда в 1890-1891 гг.

 

В экспедицию по изучению почв Кременчугского уезда Полтавской губернии, организованной на средства Полтавского земства,  В.В. Докучаев ещё в 1889 году пригласил В.И. Вернадского, малоросса родом. Летом 1890 г. у В.И Вернадского закончилась научная заграничная командировка в Париж, и он приезжает в Полтаву, в семью своей жены, дочери Е.П. Старицкого, сенатора, по состоянию здоровья оставившего государственную службу и поселившегося на окраине Полтавы.

Мысли сформулированные В.И. Вернадским во время работы на Кременчугской земле Малороссии в связи с наблюдением им здесь «богатства жизни в самом своем ходе и вечном изменении» и «Мысли… создателя гармонии в мировом хаосе». О которых он будет затем говорить как о факте развития Земли, и охарактеризует их как проблеск идеи ноосферы. Письма В.И. Вернадского этого периода имеют две сюжетные, тесно переплетённые линии: собственно описание исследования уезда и его размышления в том русле, которое и составит ему славу автора идеи ноосферы, которую, уяснив цивилизационный кризис человечества, ООН положит (1968 г.) в основу поиска выхода из него.  

Переписка В.И. Вернадского с женой во время исследования им Кременчугского уезда в 1890-1891 гг. Свойства мысли изменять перераспределение энергии; почему нематериальная мысль производит колоссальные изменения в материальном мире, занимали Вернадского в начале творческого пути, и он почти ответил на этот вопрос в своём письме жене 10 июля 1890 г. из Кременчуга: «Мысль не связана неразрывно с веществом, как не связаны колебания эфира, хотя несомненно, они и находятся от вещества в зависимости».

Именно в переписке с женой Натальей Егоровной, в письмах посылаемых ей из Малороссии у будущего Ломоносова ХХ века – Вернадского родилась идея учения о ноосфере. Учёный впоследствии убедительно доказал, что биосфера, совокупность всего живого на земле, есть закономерный этап развития нашей планеты. Под воздействием разума и труда человека она неизбежно будет преобразовываться в ноосферу – разумную оболочку Земли. В письме к жене, которой он в день пятилетнего юбилея их свадьбы 3.09. 1891 г. признаётся: «Всё мировоззрение моё истекает из любви к тебе… Только в любви к тебе – гармония и прекрасное».   

7 июля 1890 г. в письме из Кременчуга Владимир Иванович размышляет над ролью мысли в жизни человека: «Сегодня опять еду к Пслу, а потом на побережье Днепра. Странное впечатление производит жизнь в своей «простоте», жизнь главной массы людей. Особенно сильно чувствуешь это, когда проезжаешь мимо хуторских кладбищ… И курганы – эти могилы неведомых племён, когда-то живших в этой местности. Рядом с кладбищами на курганах стоят хатки хутора – с детства видно место, где сам будешь похоронен, и где хоронят близких, а жизнь идёт своей чередой: с её вознёй о пропитании, о нарождении детей, о смерти… Какие цели руководят этой жизнью?»

Суждения В.И. Вернадского о том, что «По существу, биосфера может быть рассматриваема как область земной коры, занятая трансформаторами, переводящими космические излучения в действенную земную энергию – электрическую, химическую, механическую, тепловую». Высказанное им ещё 18 марта 1892 г.: «Эти дни я кое-что, работаю, для Докучаева большей частью для карты почвенной…  Я глубоко убеждён в единстве человеческой истории и в непрерывности процесса развития человеческой личности… Нет, думаю, ничего сильнее, как сила идеи: она всем движет, потому что является выгодным пользоваться экстазом или увлечением искренних людей… А вот,  что больше всего меня волнует: пора выступить с ясным сильным глубоким провозглашением идеи братства как формы борьбы и жизни среди разлагающихся условий. Я думаю, что общие этические  формулы созовут многих воедино, и думаю, во имя презрения и гнева против поборников лжи, собирание людей во имя гнева будет иметь активный характер».

И хотя попытка построения разумного, основанного на знании общества, опирающегося на науку, потерпела крах, сама же идея продолжает привлекать, и здесь немалая роль идеи ноосферы Вернадского, которую он, русский либерал, учредитель кадетской партии, связывал с социализмом.

      

 

За что не любят В.И. Вернадского либералы и самостийники?

 

В.И. Вернадский, будучи свидетелем Гражданской войны, пережил жестокие страдания, связанные с отчаянием в будущем народа, о чём писал: «Я не могу себе представить и не могу примириться с падением России… Мне кажется, это невозможно, т.к. я видел огромные возможности и тот рост, какой шёл в ХХ столетии. Но с другой стороны, отвратительны черты ленивого, невежественного животного, каким является – русская интеллигенция: рабья, хищническая и продажная, то историческое «воровство», которое сейчас сказывается кругом, заставляют иногда отчаиваться в будущем России. (Здесь явная перекличка основателя кадетской партии Вернадского с В. Лениным: «…русская интеллигенция не мозг нации, а говно…») Для меня исчезает основа демократии. Ведь русская демократия это царство сытых свиней. Уж лучше царство образованной кучки над полуголодным рабочим скотом. Стоит ли тратить силы, чтобы жилось лучше?» Но, преодолев внутренний кризис, он в Великую Отечественную войну будет воодушевлять И.В. Сталина, утверждая, что «кризисы волнуют лишь слабые души».

В.И. Вернадский и мысли не допускал, что «большие личности» могут быть мелкими эгоистами. Недаром же, пережив «українські національні змагання», определил для себя: «национализм – это давать  другим в морду», а украинских националистов назвал «узкими фанатичными противниками русской культуры. Часто безумцы, часто невысокого уровня. Люди мелкие».  

Так, В.И. Вернадский принимал участие в масонском проекте создания для России либеральной партии. Был учредителем и членом ЦК кадетской партии. Пережил Февральскую и Октябрьскую революции, против которых он выступил,  что и послужило причиной его отъезда на Украину. Где он, бывший член Временного правительства, в котором курировал вопросы науки и высшей школы, учредил при власти гетмана П.П. Скоропадского в 1918 г. Академию Наук. Первым президентом которой он был избран, и для которой у А.И. Деникина добился положительного решения о первом её финансировании.

В равной мере своим соотечественником его считают и в Российской Федерации, и на Украине, за исключением «незалежных мытцив и вченых» до сих пор упрекающих Вернадского, что он в 1918 году отказался принять украинское гражданство от Павла Скоропадского и считал себя русским человеком, отстаивал единство России и противостоял украинцам-самостийникам, как австро- и германофилам. Владимир Вернадский так же отрицательно относился к украинизации, проводимой большевиками в 1920-1930-х годах, считал её насильственной, называл язык сочинений М. Грушевского «глупым язычеством». Особенно Вернадский был против переименования малороссов –  русских людей в придуманных австрийцами украинцев. Своим главным культурно-общественным заданием он считал сохранение главенствующего положения русской культуры на Украине.  

Пережив Гражданскую войну, отказался от эмиграции и политической деятельности. Вернадский посвятил всецело себя занятию наукой, которое не прервал и в Великую Отечественную войну и которое всегда у него было связано с активной гражданской позицией. С началом Отечественной войны, отдав Сталинскую премию в пользу фронта, указал в 1941 г., что А. Гитлер войной идёт против вектора эволюции, почему победа будет за Россией. Добившись встречи со Сталиным, настоял на учреждении Комиссии по проблемам урана при АН СССР.

В разгар Курской битвы в 1943 г., В.И. Вернадский написал первый вариант своей знаменитой теперь статьи о ноосфере, мысли о которой зародились на русских чернозёмах Малороссии, и выслал Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину…

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Sergey Shuparskiy
2013/03/16, 20:25:23
Очень интересно.
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов