16/02/2013 Именно так осуществляются преобразования в системе народного образования Таджикистана. Не так давно глава этого ведомства Нуриддин Саидов разослал во все вузы республики распоряжение: избавиться от преподавателей-пенсионеров и руководителей, чей возраст перевалил за критический. Они, дескать, занимают места и мешают талантливой молодёжи реализовывать свои способности, и с этим следует разобраться.
Сказано – сделано. Пенсионеров стали «выкашивать», как сорную траву, без учёта их заслуг, статуса и степени необходимости.
Для пенсионеров это мероприятие стало равносильно высшей мере наказания. Пенсии в Таджикистане мизерные, в среднем, около 100 долларов в месяц. Таких денег хватит лишь на неделю жизни. А что потом? Но судьба тысяч тружеников, которых без всякого почёта выпроводили вон, ретивых исполнителей директивы министра мало интересовала. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
«Проводы пенсионеров в никуда» обернулись подлинными парадоксами. Заполнение вакантных мест заведующих кафедрами и начальников отделов происходило в спешке, ведь нужно было рапортовать в министерство, что высочайшее указание выполнено, а сроки были определены жёсткие, всего несколько дней. И получилось, что в вузах так оголили места, что пришлось заведующими кафедрами ставить вчерашних ассистентов и лаборантов. Ректор медицинского университета пришёл в ужас: некому вести занятия, поскольку все квалифицированные преподаватели с научными степенями были пенсионного возраста.
Словом вышло по пословице: заставь кого-либо богу молиться, он и лоб расшибёт.
Теперь министр образования Н. Саидов невнятно отговаривается, что это в вузах поторопились, он не при чём, более того, пенсионеры в его ведомстве нужны, как воздух, жаль только, что обратного хода нет.
Но может, уважаемому министру нечем больше было заняться? А ведь есть такое понятие как коррупция. Уровень взяточничества в учебных заведениях республики достиг рекордных высот. Ставки только что не вывешиваются на проходных, а так они известны всем. Чтобы сдать документы в приёмную комиссию нужно заплатить четыреста долларов. Поступление в вуз стоит от трёх до пяти тысяч долларов, в зависимости на какой факультет поступаешь. Престижными считаются юридический, экономический и международных отношений. Филологический и исторический, так, для недоумков.
Вот бы где «разгуляться» министру образования Н. Саидову, объявившему войну коррупции и злоупотреблениям служебным положением! Но вот беда, не могут его подчинённые разглядеть подобные факты. А ведь чего проще: побеседовать с абитуриентами и их родителями, сколько с них взяли и кто именно. Но сам министр не догадывается, а подсказать некому...
Ректорам таджикских вузов дано негласное указание: русских абитуриентов на учёбу не принимать. Объяснение очевидное: они выучатся и уедут в Россию, а мы не обязаны для неё специалистов готовить. Но уровень подготовки студентов в университетах таков, что подобные профессионалы России вряд ли понадобятся.
На днях министр образования Н. Саидов порадовал очередным откровением. Он заявил, чтобы поднять уровень обучения в вузах, нужно, чтобы занятия вели только кандидаты и доктора наук, и следует шире привлекать в вузы для преподавательской деятельности академических учёных. Но министру-то хорошо известно, что в Таджикистане дело доходит до смеха с защитой кандидатских и докторских диссертаций. Сами соискатели их не пишут. Есть несколько «тёмных лошадок», которые денно и нощно строчат диссертации и рефераты, за соответствующую плату, понятное дело. Дальнейшая защита диссертаций напоминает плохую постановку спектакля в провинциальном театре. Сам соискатель зачастую не удосуживается прочесть свой труд. Спотыкаясь, по бумажке зачитывает основные его положения. Так же, по бумажке, ему задают заранее известные вопросы, и опять же по бумажке на них отвечают.
Самое поразительное, что российский ВАК утверждает все эти труды, которые по своему уровню ничем не отличаются от студенческих курсовых работ, разве что объёмом побольше. Вот бы где проявить принципиальность! Но видно в ВАКе не знакомятся с такими диссертациями, а может, другой какой фактор срабатывает. Какое им дело до того, что в Таджикистане кандидаты и доктора наук множатся, как грибы после дождя? Главное, что не в России, а там пусть сами разбираются. Но может быть, дальше, после грядущих преобразований в российском ВАКе будут принципиальнее относиться к утверждению кандидатских и докторских степеней?!
Ныне в республике решается вопрос организации своего, таджикского ВАКа. Это будет эпохальное событие. Как заметил один из будущих остепенённых учёных, тогда не нужно будет писать даже плохие диссертации. Будут определённые ставки, плати и получай диплом кандидата или доктора наук. С одним только загвоздка: как будут именоваться такие учёные? Кандидат экономических наук Таджикистана? Или по месту защиты? Скажем: доктор юридических наук Душанбе или Согдийской области?
Словом, всё как в известном поэтическом изречении: «Всё это было бы смешно, когда бы ни было так грустно».
Вот бы где размахнуться министру образования Таджикистана Н. Саидову во всю мощь, вот бы где повторить подвиг Геракла и очистить Авгиевы конюшни. Но нельзя, слишком много родственников, друзей, родственников друзей, друзей родственников, и так далее задействованы во всех этих спектаклях и лихоимствах...
Комментарии пока отсутствуют ...