12/01/2013 Уважаемые читатели! Министерство культуры опубликовало проект списка 100 отечественных фильмов, которые могут быть рекомендованы школьникам для просмотра.
Напомним: идея разработки такого списка была выдвинута прошлой весной Владимиром Мединским и Никитой Михалковым -- по мотивам одной из целеполагающих статей Владимира Путина. Цель простая: дать новому поколению базовый культурный код нашей цивилизации.
Для тех, кому лень ходить по ссылке – перепечатываем список полностью. А потом порассуждаем. Порядок – алфавитный.
1. А если это любовь? – Ю.Райзман, 1961
2. А зори здесь тихие – С.Ростоцкий, 1972
3. Адмирал Нахимов – В.Пудовкин, 1946
4. Айболит-66 – Р.Быков, 1966
5. Александр Невский – С.Эйзенштейн, 1938
6. Андрей Рублев – А.Тарковский, 1966
7. Аэлита – Я.Протазанов, 1924
8. Баллада о солдате – Г.Чухрай, 1959
9. Бег – А.Алов, В.Наумов, 1970
10. Белеет парус одинокий – В.Легошин, 1937
11. Белое солнце пустыни – В.Мотыль, 1969
12. Белорусский вокзал – А.Смирнов, 1970
13. Берегись автомобиля – Э.Рязанов, 1966
14. Бесприданница – Я.Протазанов, 1936
15. Бриллиантовая рука – Л.Гайдай, 1968
16. Броненосец «Потемкин» - С.Эйзенштейн, 1925
17. В бой идут одни «старики» – Л.Быков, 1973
18. В огне брода нет – Г.Панфилов, 1968
19. Веселые ребята – Г.Александров, 1934
20. Внимание, черепаха! – Р.Быков, 1969
21. Война и мир – С.Бондарчук, 1965-1967
22. Волга-Волга – Г.Александров. 1938
23. Восхождение – Л.Шепитько, 1976
24. Гамлет – Г.Козинцев, 1964
25. Дама с собачкой – И.Хейфиц, 1960
26. Дворянское гнездо – А.Кончаловский, 1969
27. Девять дней одного года – М.Ромм, 1961
28. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен – Э.Климов, 1964
29. Доживем до понедельника – С.Ростоцкий, 1968
30. Друг мой, Колька! – А.Салтыков, А.Митта, 1961
31. Дядя Ваня – А.Кончаловский, 1977
32. Ёжик в тумане – Ю.Норштейн, 1975
33. Живые и мертвые – А.Столпер, 1963
34. Застава Ильича (Мне двадцать лет) – М.Хуциев, 1964
35. Звезда – А.Иванов, 1949
36. Земля – А.Довженко, 1930
37. Зеркало – А.Тарковский, 1974
38. Золушка – Н.Кошеверова, М.Шапиров, 1947
39. Иван Грозный (1-2 серии) – С.Эйзенштейн, 1944-1946
40. Иваново детство – А.Тарковский, 1962
41. Иди и смотри – Э.Климов, 1985
42. Илья Муромец – А.Птушко, 1956
43. История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж – А.Кончаловский, 1967
44. Калина красная – В.Шукшин, 1973
45. Ключ без права передачи – Д.Асанова, 1976
46. Королевство кривых зеркал – А.Роу, 1963
47. Красные дьяволята – И.Перестиани, 1923
48. Крылья – Л.Шепитько, 1966
49. Курьер – К.Шахназаров, 1986
50. Летят журавли – М.Калатозов, 1957
51. Маленькая Вера – В.Пичул, 1987
52. Марья-искусница – А.Роу, 1959
53. Мать – В.Пудовкин, 1926
54. Машенька – Ю.Райзман, 1942
55. Месть кинематографического оператора – В.Старевич, 1913
56. Мечта – М.Ромм, 1941
57. Молодая гвардия – С.Герасимов, 1948
58. Монолог – И.Авербах, 1972
59. Морозко – А.Роу, 1964
60. Начало – Г.Панфилов, 1970
61. Не горюй! – Г.Данелия, 1969
62. Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков – Л.Кулешов, 1924
63. Неоконченная пьеса для механического пианино – Н.Михалков, 1976
64. Несколько дней из жизни И.И.Обломова – Н.Михалков, 1979
65. Неуловимые мстители – Э.Кеосаян, 1966
66. Новый Гулливер – А.Птушко, 1935
67. Обыкновенный фашизм – М.Ромм, 1966
68. Они сражались за Родину – С.Бондарчук, 1975
69. Освобождение – Ю.Озеров, 1972
70. Охота на лис – В.Абдрашитов, 1980
71. Пацаны – Д.Асанова, 1983
72. Петр Первый – В.Петров, 1937
73. Печки-лавочки – В.Шукшин, 1972
74. Пиковая дама – Я.Протазанов, 1916
75. Плохой хороший человек – И.Хейфиц, 1973
76. Подвиг разведчика – Б.Барнет, 1947
77. Покаяние – Т.Абуладзе, 1984
78. Подранки – Н.Губенко, 1976
79. Проверка на дорогах – А.Герман, 1972
80. Путевка в жизнь – Н.Экк, 1931
81. Радуга – М.Донской, 1943
82. Республика Шкид – Г.Полока, 1966
83. Семеро смелых – С.Герасимов, 1936
84. Смелые люди – К.Юдин, 1950
85. Стенька Разин (Понизовая вольница) – В.Ромашков, 1908
86. Сто дней после детства – С.Соловьев, 1975
87. Собачье сердце – В.Бортко. 1988
88. Судьба человека – С.Бондарчук, 1959
89. Тихий Дон – С.Герасимов, 1957-1958
90. Утомленные солнцем – Н.Михалков, 1994
91. Холодное лето пятьдесят третьего – А.Прошкин, 1987
92. Чапаев – Г. Васильев, С.Васильев, 1934
93. Человек с киноаппаратом – Д.Вертов, 1929
94. Чужие письма – И.Авербах, 1975
95. Чук и Гек – И.Лукинский, 1953
96. Чучело – Р.Быков, 1983
97. Школьный вальс – П.Любимов, 1978
98. Щит и меч – В.Басов, 1968
99. Юность Максима – Г.Козинцев, Л.Трауберг, 1934
100. Я шагаю по Москве – Г.Данелия, 1963
***
Главный вопрос: соответствует ли этот список поставленной задаче? По нашему мнению – да, соответствует вполне.
...То есть лично мне, например, не нравится некоторое преувеличенное присутствие в списке Я.Протазанова, А.Кончаловского или А.Тарковского – но это моя личная вкусовщина. В конце концов, дети должны знать не только откуда растёт наша законная гордость Родиной, но и откуда пришлось расти нашему кино, и откуда растут ноги у отечественного диссидентства, и откуда взялась перестройка – не стоит, в самом деле, делать вид, что советскую жизнь одни шпионы разрушили. Для этого и есть учителя.
Так что наличие в списке «Маленькой Веры», «Покаяния», «Холодного лета 53-го» или «Утомлённых Солнцем» оправданно. Эти фильмы вполне добросовестно описывают мироощущение широких масс творческой интеллигенции на тот момент, когда они были сняты. И честное слово – очень правильно, что выбраны были именно эти, ещё относительно сдержанные фильмы, а не тот поток бредовой ангажированной чернухи, которому они открыли дорогу.
Зато сколько там правильного кино, уважаемые читатели. И Чапаев, и Неуловимые. И старики, идущие в бой. И они же, вернувшиеся с войны в «Белорусском вокзале». И отличные, полновесные примеры героизма наших недалёких совсем предков – включая тех, кто нашими прямыми предками стать не успел, потому что погиб в борьбе за нас в совсем юном возрасте. И внятные разъяснения о том, чему они противостояли – «Иди и смотри», «Иваново детство», «Обыкновенный фашизм», «Судьба человека». И панорамные полотна того, как шла борьба – от «Войны и мира» до «Освобождения». И картины той жизни, которая была отвоёвана в Великой Отечественной на сорок лет.
Понятно, почему в списке нет таких культурообразующих картин, как «Семнадцать мгновений весны», большинства рязановских фильмов и захаровских сказок: они-то и так идут по всем экранам, за них можно не беспокоиться.
Единственный элемент, которого не хватает, как представляется, в этом списке – так это картины будущего, которая у нашей цивилизации была и которая должна быть сейчас: нет «Отроков во вселенной» или «Гостьи из будущего». Но список – только проект, так что в силах общества его дополнить.
И под конец – ещё одно рассуждение, уже необязательное. Не кидайтесь в меня камнями, но изрядная часть этих фильмов вполне заслуживает хороших, точных и адекватных ре-экранизаций (не напишу римейков, это не то слово) – чисто по техническим причинам. Смотреть на Илью Муромца с накладными плечами детей можно, конечно, заставить – но лучше увлечь их по-честному хорошей пересъёмкой на современном визуальном уровне, благо он есть у нас.
Русский культурный код как он есть